Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 01 дек 2024, 00:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 66 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 14 апр 2011, 00:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Пароход М.П.С. "Шексна"

[0922] 0922 [1029] 1029

Появилась первая информация о пароходе "Шексна" (см. текст выше).
Это "разъездной пароход МПС."

Петрашень (стр.140):
"Обстановка на р.Шексне ничем не отделяется от обстановки других рек, где таковая имеется.Частью обстановки от Рыбинска до Черной гряды ведает инспектор судоходства, в распоряжении которого находится пароход "Шексна". Обстановка же и инспекция шлюзовой части возложена на зав.техническим участком."

"Шексна"- служебный пароход МПС.

Информацию предоставил Петер


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13812 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011, 11:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Камнечерпательная машина многочерпакового типа Свирская первая.
Камнечерпательная машина №2.


[0908] [1951]

По месту вклейки в альбом снимки сделаны на Свири в одном месте. При рассмотрении крупного изображения видно, что машины стоят рядом. На ч/б фрагменте 1951 желтой точкой отмечено место, откуда ПГ сделал снимок 0908.

Вложение:
1a.jpg
1a.jpg [ 125.54 KiB | Просмотров: 3347 ]

0908 и 1951 сделаны в одном месте против течения- на снимках левый берег Свири.
Направление течения определяется по привязанным к судам лодкам- на обоих снимках привязываются ниже по течению.
Вероятно, что на 1951 видна "Шексна".

Вложение:
1c.jpg
1c.jpg [ 30.6 KiB | Просмотров: 3347 ]


Последний раз редактировалось DMITRY 06 май 2011, 14:11, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13820 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 01 май 2011, 11:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Капитан "Шексны"

Большинство людей на снимках ПГ не идентифицированы.
В тоже время личность капитана служебного парохода МПС "Шексна" сомнений не вызывает.
Капитана можно записать в примечание, возможно, что в дальнейшем удасться установить его имя.

[1029] 1029

Справа капитан служебного парохода М.П.С. "Шексна", на котором С.М.Прокудин-Горский совершил поездку по Мариинской системе в 1909 году.

[0955] 0955

Слева капитан служебного парохода М.П.С. "Шексна", на котором С.М.Прокудин-Горский совершил поездку по Мариинской системе в 1909 году.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №13892 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 26 июн 2011, 23:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Мариинский системный полулодок

[0924]

Вложение:
2a.jpg
2a.jpg [ 26.95 KiB | Просмотров: 3347 ]


А.Н.Чистиков "Мариинская водная система", 2011 г.
По полулодкам автор ссылается на это издание:
Вложение:
2b.jpg
2b.jpg [ 154.83 KiB | Просмотров: 3347 ]

Пояснение про полулодок можно внести в расширенный комментарий.

(Информация получена от Петера)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14192 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 03 сен 2011, 21:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Трешкот

[0985]

Трешкот- небольшое палубное судно. На снимке ПГ беспалубное судно.

трешкот
Вложение:
3b.jpg
3b.jpg [ 17.72 KiB | Просмотров: 3347 ]


По ссылке снимок начала 20 века "Крестьянка, гребец на карбасе в Кеми."
http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74082&cid=1369673
Второй снимок "Женщины - гребцы на карбасе."
http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74083&cid=1372624

Судно такого же размера, на корме надстройка, которую называют каютой или "казенкой".

КАРБАС — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) длиною 4,2-14,0 саж., б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с.
К. ходят на веслах и под парусами, употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п.

http://www.historyx.ru/brokgauz_efron4/page/karbas.81315/

Типичный карбас имел острую корму (впрочем, делали и транцевую) ...
[На снимке ПГ- транцевая- корма судна, имеющая прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.]
Крышу навеса или рубки (болка) выстилали берестой. Никакой меблировки и отделки каюта не имела: на пол укладывали ... ворох сена, прикрытый старым парусом.
Речной карбас имел длину 6, 4—8, 5 м (иногда и более) ...
Вложение:
3c.jpg
3c.jpg [ 81.16 KiB | Просмотров: 3347 ]

http://karbas.narod.ru/statyi/karb.htm

Вложение:
3d.jpg
3d.jpg [ 51.3 KiB | Просмотров: 3347 ]

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E1%E0%F1

Возможно, что название судна на 0985- КАРБАС.

ПГ неслучайно снял карбас. Суда такого типа встречались в поездке по Мариинской системе.
[0931] Вознесенье
Вложение:
3e.jpg
3e.jpg [ 84.64 KiB | Просмотров: 3347 ]

[1054] Горицы, р.Шексна


Последний раз редактировалось DMITRY 22 сен 2011, 21:17, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14512 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 22 сен 2011, 21:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
МАРИИНСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОЛУЛОДОК

[0924]

Ранее № 14192
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=3971&start=390
Петер прислал уточнение к названию снимка.

В начале навигации прежде всего начинают трогаться в путь суда из Рыбинска к С.-Петербургу с грузом, зимовавшим на этой пристани. В тоже время начинают идти к Рыбинску и суда, зимовавшие в С.-Петербурге, преимущественно порожние и отчасти подгруженные. Немного спустя к Рыбинску поспевают волжские суда, идущие весной на значительной осадке- до 1,5 и более саж. [3,24 м.]. Эти суда, если их размеры дозволяют проход через шлюзы, после отгрузки до осадки 0,83 саж. [1,8 м.], идут по Мариинскому пути, суда же больших размеров перегружаются в системные.
Источник: М.П.С. краткий очерк "Мариинский водный путь", 1908 год.

Из этого следует, что (внести в обычное примечание):

Мариинский системный полулодок- тип полулодка, предназначенного для прохождения по Мариинской системе и имеющий размеры и осадку, которые позволяют беспрепятственно проходить все гидросооруженя этой системы.

Текст из краткого очерка можно добавить в расширенный комментарий.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14578 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 23 сен 2011, 12:59 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
Обычный и расширенный комментарии дополнены.

[0924]

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14583 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 11:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2010, 16:37
Сообщений: 49
Откуда: Москва - Белозерск
DMITRY писал(а):
Трешкот

[0985]

Изображение

Трешкот- небольшое палубное судно. На снимке ПГ беспалубное судно.

Изображение
трешкот

По ссылке снимок начала 20 века "Крестьянка, гребец на карбасе в Кеми."
http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74082&cid=1369673
Второй снимок "Женщины - гребцы на карбасе."
http://www.kunstkamera.ru/kunst-catalogue/items/item-view.seam?c=PHOTO&id=74083&cid=1372624

Судно такого же размера, на корме надстройка, которую называют каютой или "казенкой".

КАРБАС — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) длиною 4,2-14,0 саж., б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с.
К. ходят на веслах и под парусами, употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п.

http://www.historyx.ru/brokgauz_efron4/page/karbas.81315/

Типичный карбас имел острую корму (впрочем, делали и транцевую) ...
[На снимке ПГ- транцевая- корма судна, имеющая прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.]
Крышу навеса или рубки (болка) выстилали берестой. Никакой меблировки и отделки каюта не имела: на пол укладывали ... ворох сена, прикрытый старым парусом.
Речной карбас имел длину 6, 4—8, 5 м (иногда и более) ...
Изображение
http://karbas.narod.ru/statyi/karb.htm

Изображение
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%E1%E0%F1

Возможно, что название судна на 0985- КАРБАС.

ПГ неслучайно снял карбас. Суда такого типа встречались в поездке по Мариинской системе.
[0931] Вознесенье

Изображение

[1054] Горицы, р.Шексна

Изображение


Думаю, что это знаменитая лодка-белозерка.
Приведу фрагмент статьи "СУДОХОДСТВО НА БЕЛОМ ОЗЕРЕ ДО И ПОСЛЕ ПРОРЫТИЯ БЕЛОЗЕРСКОГО ОБВОДНОГО КАНАЛА"
Ирины Геннадьевны Щукиной (к сожалению, ныне покойной): "Судоходство на Белом озере было сосредоточено в руках белозерских и крохинских жителей - владельцев знаменитых "белозерок" (лодок, приспособленных для плавания по капризному и порой бурному озеру). Число таких лодок колебалось от 300 до 4006. Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу. Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру7. Строились лодки-белозерки из соснового, елового, осинового леса8. По конструкции они были очень прочны и устойчивы, имели киль, вмещали большое количество груза. Длина судна достигала 21 фута (6,4 м), высота бортов - 7 футов (2,13 м), осадка с грузом составляла 1 фут (ок. 0,3 м) 9. Стоимость каждой лодки составляла до 1,5 тысячи рублей 10. Центры изготовления таких лодок располагались в бассейне Белого озера, по рекам Вологде, Сухоне и ее притокам. Помимо Мариинской системы, лодки-белозерки использовались для перевозки грузов и по Северной Двине."
http://novlenskoe.ru/past/Gladin/belozer_kanal.html
Правда, думаю, что в указаниях размеров лодки-белозерки закралась ошибка в указании высоты бортов в 7 футов (2,13 метра) при длине лодки в 6,4 метра и осадке с грузом в 0,3 метра (всего 30 сантиметров). У лодки при высоте бортов в 1/3 длины никакой устойчивости к капризам Белого озера (на озере штормовых дней доходит до 160 дней в году) не будет.
У лодки с фотографии "Трешкот" длина соответствует описанию в статье Щукиной И.Г., осадка примерно тоже соответствует, география мест, где П-Г заснял эти лодки тоже соответствует географии их распространения...
Вот, хочу также дать ссылочку на пост в ЖЖ известного кулинара Максима Сырникова о моём соседе и друге Столярове Михаиле и его домашнем музее лодок и рыбацкого быта рыбаков Белого озера.
http://kare-l.livejournal.com/276254.html
В посте есть и о лодках-белозерках.
А вот, на всякий случай, моя фотография мишиной лодки-белозерки.
Изображение

_________________
Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование...

Автор данного текста участвует во всех проектах, которые ему интересны.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14653 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 12:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2010, 16:37
Сообщений: 49
Откуда: Москва - Белозерск
Кстати, на вотографии Вознесенья мной замечены лодки-кижанки
Изображение
вот их современные реплики
http://www.museum.ru/alb/image.asp?38599
ну и ещё много фото можно увидеть, пройдя поиском, например, в Яндексе по запросу "лодка кижанка".

_________________
Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование...

Автор данного текста участвует во всех проектах, которые ему интересны.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14655 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 06 окт 2011, 22:53 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
seredina77 писал(а):
.
А вот, на всякий случай, моя фотография мишиной лодки-белозерки.
Изображение


Сергей, в общем вроде похоже. Широкая, с низкими бортами, устойчивая.
А где же крытая пристройка на корме?

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14657 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 00:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Мифическая белозерка

[0985]

Число таких лодок колебалось от 300 до 4006.
Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу.
Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру.


Лодка на снимке небольшая и перегружается потом еще на более легкую.
Сколько тогда было лодок в Вознесенье- 6000?
Все перемешано: идут в Рыбинск- обратно через оз.Белое в Вознесенье- возвращаются в Крохино(?), берут новую партию товара и снова в путь.
На каком участке работали лодки? Вот на таких ходить до Рыбинска и обратно?
Про казенку на корме не говорится.

Информации о белозерках нет, только один путанный текст многократно тиражирован в сети. В нем не только размеры напутаны.

В "Обзоре водных путей России" за 1798-1898 гг. под ред. инженера С.М.Житкова, 1900 г. пишется:
Вложение:
4.jpg
4.jpg [ 32.21 KiB | Просмотров: 3347 ]

У Белого озера перегружают из речных судов в палубные и ни слова про лодки.

Неопрятно выглядят эти лодки. Для перевозки грязных грузов подошли бы.
Какой груз можно перевозить под открытым небом на большое расстояние в такой лодке?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14658 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 10:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2010, 16:37
Сообщений: 49
Откуда: Москва - Белозерск
DMITRY писал(а):
Мифическая белозерка
Реальная белозерка
[0985]

Число таких лодок колебалось от 300 до 4006.
[color=#0000FF]В разные годы.

Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу.
Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру.
[/color]

Лодка на снимке небольшая и перегружается потом еще на более легкую.
Возможно.
Сколько тогда было лодок в Вознесенье- 6000?
Это Вы о чем?
Все перемешано: идут в Рыбинск- обратно через оз.Белое в Вознесенье- возвращаются в Крохино(?), берут новую партию товара и снова в путь.
В первый рейс навигации лодки идут в Рыбинск (до него по Шексне было около 400 км), берут первую партию (например, хлеба (зерна) с рыбинской хлебной биржи) груза и идут первый рейс (обратим внимание, РАННЕЙ ВЕСНОЙ, помним о сходе льда на Шексне, о её порожестости до построения Мариинской системы, помним о времени, которое описано в данном фрагменте статьи И.Г.Щукиной) до Вознесенья через Белое озеро, обратно от Вознесенья приходят через Белое озеро уже в Крохино, берут следующую партию груза, котоый к моменту возвращения лодки по уже более устаканившейся весенней судоходной обстановке прибывает на неприспособленных для судоходства по Белому озеру судах по реке до Крохино из Рыбинска, и снова через Белое озеро лодки отправляются до Вознесенья. Почему до Вознесенья, спросите Вы, если белозерки для хождения по Белому озеру? Отвечу так: Пройдя Белое озеро, по рекам Ковже и Вытегре (от устья Ковжи до устья Вытегры что-то около 150 км, я сейчас точно не помню) груз попадает на берег другого озера, славящегося своим непростым нравом, Онежского, по которому целесообразно опять груз везти на судах, приспособленных к хождению в таких условиях... Надеюсь моя мысль понятна... Или вы предлажили бы заниматься постоянными перегрузками? Так что Вас смущает и вызывает перемешивание?
На каком участке работали лодки?
Крохино-Вознесенье-Крохино
Вот на таких ходить до Рыбинска и обратно?
Один рейс в году? Почему бы нет! Лишняя деньга ниодному судовладельцу не лишняя.
Про казенку на корме не говорится.
А что? Казёнка - это обязательный атрибут судна? По фотографиям того же П-Г видно, что казёнки эти на всех лодках отличаются, стало быть, сделаны кустарно самими судовладельцами...

Информации о белозерках нет, (у кого?)только один путанный текст многократно тиражирован в сети (сеть - наше всё!). В нем не только размеры напутаны (с этого места поподробнее, пожалуйста, что "напутано", кроме того, что Вы уже огласили, а я прокомментировал выше?).

В "Обзоре водных путей России" за 1798-1898 гг. под ред. инженера С.М.Житкова, 1900 г. пишется:
Обзор за сто лет на территории в 1/6 часть суши - глубоко научно-краеведческий труд! Кто такой инженер С.М.Житков? Какого ведомства инженер? Какую должность он занимал? Бывал ли этот инженер в тех местах, про которые он написал?...
Изображение

У Белого озера перегружают из речных судов в палубные (морские, что ли? шутка) и ни слова про лодки (а он про лодки-то и не знал, потому как в Белозерье не бывал, а писал/редактировал свое обозрение по наслышке...).
Кстати, напомню, Белозерский канал был последним участком Мариинской системы, введённым в эксплуатацию в 1848 году. И.Г.Щукина в своей статье (ссылочку я дал) писала, что с веедением в строй канала необходимость перевозки грузов через озеро полностью отпала и лодки-белозерки для транспортировки грузов стали не нужны. Но ненужность лодок для работы на Мариинской системе не означает, что их изготовление и эксплуатация полностью прекратились. Рыбный промысел на Белом озере существовал с древнейших времен и по сей день... П-Г путешествовал по Мариинке через почти 60 лет после пуска Белозерского канала, в эти времена лодки-белозерки уже утратили свою массовость грузового транспорта
Неопрятно выглядят эти лодки.
Я полагал, что мы пытаемся определить тип судна, а не его эстетику.
Для перевозки грязных грузов подошли бы.
Да, скорее всего пассажиров в начале 20 века на рыбацких лодках не возили...
Какой груз можно перевозить под открытым небом на большое расстояние в такой лодке?
Рыбу (снетка белозерского), например http://genn-mikheev.narod2.ru/fotoistorii/ribaki_beloozera/

И так, кто такой инженер Житков я не знаю, а вот с Ириной Геннадьевной Щукиной знаком был. Она коренная белозерка. Работала научным сотрудником сначала Белозерского музея (г.Белозерск), а в последние годы в Кирилло-Белозерском музее (г.Кириллов). Лично у меня доверия к информации от коренного жителя изучаемых мест, краеведа, научного работника, музейного работника, имевшего доступы к различным архивам и документам несравнимо больше, чем к 9 словам неизвестного инженера, неизвестно на чем основанным.
Про Карбас версия не проходит...

_________________
Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование...

Автор данного текста участвует во всех проектах, которые ему интересны.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14660 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 10:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 авг 2010, 16:37
Сообщений: 49
Откуда: Москва - Белозерск
Елена писал(а):
seredina77 писал(а):
.
А вот, на всякий случай, моя фотография мишиной лодки-белозерки.
Изображение


Сергей, в общем вроде похоже. Широкая, с низкими бортами, устойчивая.
А где же крытая пристройка на корме?

А крытая надстройка (казёнка) обязательно должна быть? Это современная лодка.;)

_________________
Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование...

Автор данного текста участвует во всех проектах, которые ему интересны.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14661 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 07 окт 2011, 12:43 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2558
Откуда: Москва
seredina77 писал(а):
А крытая надстройка (казёнка) обязательно должна быть? Это современная лодка.;)


Ну а кто же его знает! Может эта казенка тоже часть конструкции, необходимой для коварного Белого озера :).

Кстати, определение "белозерки" есть в словаре Брокгауза и Ефрона:

Белозерка вид судна
— а) Барка плоскодонная, плавающая по Вышневолоцкой системе; наибольшие размеры ее в длину 14 саженей, в ширину 6½ саженей и в высоту — 10 четвертей аршина. Несколько таких барок (от 3-х до 5-ти) сплачиваются вместе с помощью гребок и шестов.

б) Лодка, длиной не более 3 саженей, шириной 3 фута и глубиной 1¾ фута; груза поднимает до 25 пудов, углубляясь на 1 фут; служит 4—6 лет; строится в Белозерском бассейне из осинового, соснового и частью елового леса.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/11254/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0

25 пудов — это ж 400 кг!

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14663 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Суда на Мариинской системе
СообщениеДобавлено: 09 окт 2011, 11:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3164
Многоликая БЕЛОЗЕРКА

[0985] [1054] [0931]

Из вышенаписанного получается:
- по словарю
1) Барка плоскодонная, плавающая по Вышневолоцкой системе, макс. длина 30 м, ширина 13 м. Несколько таких барок (от 3-х до 5-ти) сплачиваются вместе с помощью гребок и шестов.
2) Лодка, длиной не более 6,5 метра, шириной 90 см.

- И.Г.Щукина
3) Длина до 6,4 м, высота бортов- 2,13 м, осадка с грузом- ок. 0,3 м.

В этом описании все параметры противоречат друг другу. Ошибка не только в осадке, лодки длиной 6,4 м и высотой бортов 2 м быть не может. С такой осадкой не пройти летом шекснинские пороги, когда на ней не было шлюзов.

О.А.Золотова и Е.А.Скупинова "От Мариинки до Волго-Балта. Суда и судоходство", Вологда 2010 (прислал Петер):

Вложение:
5a.jpg
5a.jpg [ 32.37 KiB | Просмотров: 3347 ]

Даже при минимальной длине и ширине эта лодка превышает размеры судна на 1054, которое больше по размерам судна на 0985.
Но описание дано на начало 19 века. В середине века был прорыт Белозерский канал и потребность в таких белозерках отпала. Вероятно, они уменьшились в размерах до тех, которые у лодок на снимках ПГ.

Вложение:
5b.jpg
5b.jpg [ 36.66 KiB | Просмотров: 3347 ]

Белозерка- это общее название различных по назначнию и конструкции судов, которые плавали по Мариинской системе от Белозерска до Вознесенья и Рыбинска и по смежным системам (Вешневолоцкой) в период с начала 19 по начало 20 веков.
В каждый временной отрезок белозерками назывались разные типы лодок, а в одно время такие названия были у различных лодок в разных местах этого региона.
Каждая белозерка была модификацией какого-нибудь судна, только в конструкцию вносились изменения с учетом плавания по конкретному району и виду перевозимых грузов.

Суда на снимках ПГ можно назвать белозерскими карбасами, белозерскими галиотами, может это белозерки образца на начало 20 века.
Не было одной единственной белозерки. В начале 19 в. и в начале 20 в. они отличаются по размерам, некоторые другие типы судов также назывались белозерками.

"Напоминала уменьшинные галиоты". Построить казенку на корме и получится, как на снимке ПГ.

Вложение:
5c.jpg
5c.jpg [ 33.6 KiB | Просмотров: 3347 ]

И.Березин "Пешком к карельским водопадам.", 1903 г.
http://elibrary.karelia.ru/


Последний раз редактировалось DMITRY 21 ноя 2011, 21:20, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №14673 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 66 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет