Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 28 фев 2020, 06:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система": Материки
СообщениеДобавлено: 20 мар 2012, 23:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Клировая ведомость

[0957] [1963]

Н.М.Македонской составлен список часовень Вытегорского уезда, в котором в дер. Материки находится часовня великомученицы Параскевы Пятницы (шифр 41-9, Покровская церковь).
http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=164

Клировой ведомость составлена в 1879 году.
Год постройки не указан, но на снимке и 30-ти лет не дать часовне.

Часовня на снимке предположительно находится напротив шл. св.Елены, который снимал ПГ ( фото "Шлюз св.Елены. Материки" не сохранилось.)
http://prokudin-gorskiy.ru/album_list.php?AlbumID=4&PageNo=25

В 1879 был один двухкамерный шл. св.Надежды. В период генреконструкции системы в 1892-1896 гг построены два новых шлюза- св.св. Надежды и Елены.

В 1879 году шлюза Елены не было- значит и часовни (которая выглядит новой) Параскевы Пятницы при шлюзе (для которого выкопано новое русло) не могло быть. При этом автор называет ее "во имя Божьей Матери."

Информация о том, что не позднее 1879 года в дер.Материки построена Пятницкая часовня не помогает в определении места съемки и названия.
Клировая за 1879 год- шлюза нет. Съемка в 1909 у шлюза, деревни нет на снимке.
И какие есть основания считать, что ПГ записал неправильное название для часовни?
..................................................

хорошо бы сократить название этой темы до одного слова "Материки", убрав название альбома


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15510 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 24 мар 2012, 12:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Этюд в Материках

[1087] [0957]

В книге "Петрову мысль Мария свершила", 2010 г. есть снимок ПГ:

Изображение

Изображение
год 1909/1932/1923, желтые точки- шлюзы

Изображение
список прибрежных мест, справочник ВОПС, 1910 г.

Н.М.Македонская:
Была деревня Материки на левом берегу и выселок Материки при шлюзе Надежда. Д.Материки находилась на 512 в. от Петербурга. На этой же версте на правом берегу находилась д.Подгородье. На этой же версте- шлюз св.Елены. Выселок находился на 513 версте от Петербурга.
Снимок с часовней сделан в деревне, снимок "Этюд" - на выселке.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=13836#p13836

В Олонецком сборнике №3 за 1894 г. при шлюзе Надежды - выселок Материковский. В Списках мест"за 1873 г.- безымянная деревня при шлюзе Надежда.
В обоих случая число домов -5, жителей -22/24.
Это одно и тоже поселение при старом шл.Надежда, указанное в одном случае, как деревня, в другом- выселки.

Из воспоминаний, 1988 г. (прислал Петер):
Помню, что ранней весной из Петербурга приезжали к нам родные гости, гостили в Материках (Материки в последствии разрослись, и деревня стала называться Подгорьем).
В Материках была плотина
, около плотины немного в стороне были слизкие камни, я попал в воду, слизкие камни меня не держали, я заревел и сестры Вера и Шура тащили меня из воды.


Плотина там одна- при шл.Надежды. По некоторым источникам их две- на староречье у бывшего старого шл.Надежды, вторая при новом шл.Надежды.

Ведомственная схема конца 1940-х годов ставит дер.Материки на староречье и, вообще, не указывает дер.Материки ниже шл.6 (Елены) на левом берегу (возможно, что ее уже не было).
Изображение

Всю местность от д.Подгородье (ниже шл.Елены) и до шл.Надежды со староречьем местные называли Материками. При этом в 1909 г. там были на разных берегах одноименные деревня (у шл.Елены) и выселки (у шл.Надежды).
Вероятно, из-за этого этюд в книге привязан сразу к двум шлюзам, что не позволяет использовать его подпись для определения точного места съемки.
ПГ указал для снимков неопределенно "Материки".

Исходя из вышеизложенного нельзя считать, что часовня снята в деревне Материки.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15521 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 26 мар 2012, 15:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 22:25
Сообщений: 16
Н. М. Македонская to DMITRY

Согласна, Дмитрий. Эта часовня на снимке не из левобережных Материков.
Снимок сделан на правом берегу Вытегры. Раньше я не обратила внимания на нижнюю перекладину креста на часовне. Она указывает на правый берег. И, если Материки - это местность по обоим берегам Вытегры, то получается, что часовня на снимке - иконы Божией Матери "Донская" из деревни Кошелево.
Наверное, и Кошелево с Подъельем относились к местности Материки, не только Подгородье. Все три деревни рядом. В клировой ведомости священник указывает такие расстояния от церкви: Материки -5 верст, Кошелево - 4 версты.
А что касается названия иконы "Донская", не так часто в честь Донской освящали, немудрено и забыть. Наиболее часто встречались Казанские, Смоленские, Тихвинские, Владимирские.
Про явление иконы на сосне по-прежнему думаю, что это придумка.
Возможен вариант, что часовня построена позже в правобережных Материках. Может, найду в архиве клировую ведомость за 1909 год или позже. Тогда прояснится.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15527 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 28 мар 2012, 00:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Две часовни в Материках

[0957]

Н.М. Македонская:
Снимок сделан на правом берегу Вытегры. Раньше я не обратила внимания на нижнюю перекладину креста на часовне. Она указывает на правый берег.

По кресту север слева. Ветки сосны показывают- юг справа. Кошелева по карте и списку прибреж. мест на левом берегу.

Изображение

Изображение

... если Материки- это местность по обоим берегам Вытегры, то получается, что часовня на снимке - иконы Божией Матери "Донская" из деревни Кошелево.

Изображение

Получилось два варианта:

1) ПГ снял часовню Божьей Матери в д.Кошелева, правильно записал ее название, место назвал Материками.
2) По информации от Петера у шл. св.Елены на левом берегу была часовня Параскевы Пятницы. ПГ снял эту часовню, ошибочно назвав ее Божьей Матерью (которую только-что проплыл), и указал правильно местность.

Возможно, что на снимке виден фрагмент палы шлюза. Напротив часовни за нижними воротами у пал была иордань. По желтой стрелки не она?

Изображение

Изображение
сюда часто приходят- трава вытоптана


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15528 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 28 мар 2012, 00:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Изображение
Иордань. Гатчина.
http://history-gatchina.ru/town/gatchina/gatchina5.htm


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15529 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 23:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Часовня в Материках. Визит к бабушке.

[0957] [1963]
+ подпись в альбоме "Шлюз св.Елены. Материки." (снимок отсутствует)

Больше года назад я написал Петеру, что читал в одном жж рассказ про пробабушку, которая жила в д.Материки. Перед затоплением дом был перенесен в г.Вытегру, где она и стала жить.
Петер нашел дом из Материков (неизвестно этот ли) и осенью познакомился с бабушкой.

Екатерина Павловна, г.р.- 1918, родилась и жила в дер.Материки. В 1953 году ее дом в Материках разобрали и перевезли в г.Вытегру, где она и живет с тех пор.

Вот, что рассказала Екатерина Павловна (Е.П.):

В первый визит не было снимков, но по описанию бабушка узнала часовню (горка, крыльцо с перилами, высокие ели-сосны рядом).
Это часовня Параскевы ("Пятницей" она ее не называла), находится у нижних ворот шл.№ 6 (бывш. шл. св.Елены), берег левый.
Простояла до войны, потом сломали и разграбили- часовня богатая была, много церковной утвари и икон.
Перед часовней была Иордань.
На картонной фабрике в Материках у бабушки работал родственник Петр Иванович, был десятником. Он был старостой часовни.
О "Божьей Матери" и "явлении иконы на сосне" Е.П. не слышала, и называла часовню "наша Праскева".


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15758 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 23:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Часовня в Материках. Новые встречи.

[0957] [1963]

Петер еще дважды побывал у бабушки.
Снимки были отпечатаны на формате А4 и показаны. Бабушка узнала часовню и подтвердила, что она напротив шлюза №6, не в деревне Материки, а ниже по течению.
Вспомнила кто жил в двух домах справа на горке и куда переехали. Там, вообще, было только два дома и это не деревня.
Праздник в часовне отмечался в июне- был крестный ход, служба. Связан с Макарием и домашними животными.
Икона Макария была в часовне, сейчас она у ее родственницы.
Но вот бабушка упорно ставит д.Материки на правый берег к шл. №7- бывш. шл.Надежды (как на ведомств. схеме 1947 г. и по воспоминаниям старожил).

Неожиданно звонит ее дочь из СПб, она в курсе, что приходят и вопросы задают. Дочь подтверждает, что часовня была у шл.№6. Название не говорит, но помнит разговоры про явление иконы и "Божью Матерь" она слышала.
Она сказала, что часовня сгорела и бабушка вынесла оттуда икону Макария. Е.П. это никак не прокомментировала.
.........................................

Итог:
Есть бабушка- Екатерина Павловна, которая узнала часовню и указала место- у 6-го шлюза на левом берегу. Называет ее Параскевой. Напротив часовни Иордань (фрагмент виден на снимке).
Снимки часовни можно считать идентифицированными с бол. степ. вероятности. На них есть еще планы, поэтому вероятности достаточно на данный момент.

Материки. Часовня во имя [Параскевы Пятницы] и сосна, на которой явилась икона.

Сосну с иконой надо оставить. Местные могли считать, что икона явилась на сосне (и епархиальные бумаги им не указ), могли позаимствовать этот рассказ, ПГ мог напутать. Доказательств, что это ошибочная запись нет. Бабушка не помнит, но съемка 1909 г., а она родилась в 1918. Указать в прим., что подтверждения явления иконы не найдено.

В прим.:
Часовня находилась на левом берегу р.Вытегры у шлюза св.Елены.
"Материки" в авторской подписи- общее название местности от шл. св.Надежды до шл. св.Елены.
Подтверждения явления иконы на сосне у часовни не найдено.
В настоящее время место затоплено водами Белоусовского вдхр.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15759 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 13:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Плотина. (Материки. Этюд.)

[1087]

Ранее установлено, что была вторая деревня Материки и находилась она у старого шл.Надежды. Вероятно, это выселки Материковские (Олонецкий сборн. 1894 г.), но местные жители называли их деревней Материки и не употребляли ущербное название выселки.
Ветеран Мариинского канала рассказывал Петеру, что дер.Материки находились у шл.№7 (бывш.Надежды), ниже была дер.Подгородье, "одна деревня плавно переходила в другую" и ни слова о левобережной дер.Материки.
Екатерина Павловна ставит дер.Материки, в которой она жила до 1953 г., на правый берег к шл.№7.
Г.М.Ступин (1988 г.): "Материки в последствии разрослись и деревня стала называться Подгорьем."
Подгородье на правом берегу и говорится о правобережной д.Материки.

Изображение
И.Петрашень, 1910 г.

У шл.св.Надежды в 1909 г. на староречье находилась 2-х пролетная плотина, которая находится за левым краем на снимке Прокудина-Горского.
Плотина при шл.№7, указанная на схеме 1947 г. построена позднее (она упоминается в документах 1923 г.)

Изображение
схема 1885 г. / схема 1947 г.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15764 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 13:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Паспарту. (Материки. Этюд.)

[1087]

В Вытегорском краеведческом музее хранится фото-паспарту: "Дер.Материки. Упраздненный шлюзъ св.Надежды." (прислал Петер)
Фрагмент на дальнем плане повторяет этюд ПГ.

Изображение
после 1896 г.

Изображение
надпись теснёная, позолоченная краска почти вся отвалилась, ниже более поздняя копия текста

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15765 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 14 июл 2012, 13:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
"Дер.Материки. Упраздненный шлюзъ св.Надежды."

[1087]

Изображение

Изображение
березы на снимке ПГ выросли и еще больше наклонились, высота окон у дома- 8 бревен, наличники одинаковые, фронтон бревенчатый, окно к 1909 г. переделано в прямоугольное

Изображение
средний дом закрывают деревья и видны только 2 окна

На музейном фото и у Прокудина-Горского одно место. Снимок идентифицирован с бол. степ. вероятности.

В прим.:
На снимке правобережная дер.Материки у шлюза св.Надежды на реке Вытегра.
В Олонецком сборнике №3 за 1894 г. деревня указана как выселки Материковские при шл. св.Надежды (№2028).
Снято на староречье от плотины (слева за кадром), течение справа-налево.
В настоящее время место затоплено водами Белоусовского вдхр.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15766 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 15 июл 2012, 23:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
[1087] [0957]

И.Петрашень указывает на 1853 г. дер.Материки у шл.Надежды.
Это подтверждение существования правобережной дер.Материки, которая по Спискам мест на 1873 г. названа, как безымянная деревня при шл.Надежды (№ 819), а в Олонецком сборнике за 1894 г., как выселок Материковский при шл.Надежды (№ 2028).

Также он указывает, что бечевник шел по правому берегу от шл.Фомы (Девятины) до шл.Мефодия (4-й от г.Вытегры).
Часовня привязана к левому берегу- бечевника на снимке нет.

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15771 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 16 июл 2012, 21:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
[1087]

Пояснение к старому фото:

Изображение

Изображение
пример водоспуска через бечевник, фото из книги Петрашеня


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15776 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 17 июл 2012, 15:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Все интереснее и интереснее.
Во-первых, огромное спасибо Петеру за бабушку! И Дмитрию за наводку ;)

Что у нас получается: Екатерина Павловна узнала часовню, даже два дома на горке опознала. Однако, не помнит о явлении иконы на сосне. По ее словам часовня Пятницкая, что полностью соответствует списку Нины Михайловны Македонской, составленному по клировым ведомостям 1879.
А дочь Е.П. слышала что-то о явлении иконы и о Божией Матери.

Цитата:
История про явление иконы, наверное, относится к часовне иконы Пресвятой Богородицы "Донская".

Это бы объясняло одновременное упоминание о явлении и Божией Матери.

Цитата:
И всё-таки часовня в Материках была на правом берегу.
По списку населенных пунктов Вытегорского уезда 1873 года числится часовня в Подъелье. В клировых ведомостях за 1879 год нет часовни в Подъелье, но есть часовня в Материках. Наверное, в Подъелье сгорела и новую для жителей Подъелья, Подгорья и правобережных Материков выстроили на новом месте, чтобы было для всех удобно.

Предположение логичное. Однако, если я правильно поняла, Е.П. и ее дочь утверждает, что часовня находилась на левом берегу ниже д. Материки?

Цитата:
А зачем строить в Материках на левом берегу? Там же есть поблизости часовня в деревне Кошелево.

Кстати, причиной строительства второй часовни на левом берегу могло быть какое-то знаменательное событие, отмечавшее именно это место и никакое другое. Например — явление иконы на сосне :)
И снова мы вернулись на прежние позиции... Чего-то не хватает, чтобы схватить решение за хвост.

Петер, а Вы не спрашивали Екатерину Павловну о том, КАКАЯ ИКОНА висела над входом в часовню?

Лариса, Вам не удалось найти клировые ведомости за 1909 или ближе к этому году?

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15792 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 17 июл 2012, 16:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Берег часовни

[0957]

Списки 1873 г. и клировая 1879 г. не годятся для привязки часовни- снимок сделан в 1909 г. и часовня по внешнему виду построена после 1879 г., скорее всего после 1900 г.
Екатерина Павловна указала место- у нижних ворот 6-го шлюза (шл.Елены). Этот шлюз построен в перекопе (спрямленное русло) в период 1892-1896 гг. и часовни в 1879 г. там быть не могло.
Также Е.П. сказала про иордань напротив часовни- она видна фрагментом в правом углу кадра.
Бечевника нет на снимке- это левый берег.
На старых снимках у шл.№ 6 по левому берегу гора, как и на снимке ПГ, по правому у шлюза горы нет.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15796 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Материки
СообщениеДобавлено: 17 июл 2012, 16:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:03
Сообщений: 3017
Деревня Материки.

[1087]

Изображение

В списках мест 1905 г. за № 2221 указана одна дер.Материки- по расстоянию это деревня при шлюзе Надежды.
В списках 1873 г. за № 819- дер. при шл.Надежды и №820- дер.Материки в 1 версте от дер. при шлюзе.
По списку прибрежных мест Выт. округа ПС за 1909 г. между шл.Надежды и шл.Елены на левом берегу ("л") дер.Материки.

На левом потому, что считается по староречью, а перекоп проходит левее староречья и относительно его деревня на правом.
Это соответствует старому снимку, где основная часть деревни расположена между староречьем и перекопом.
Была одна деревня Материки: по списку ВОПС на левом берегу, по Списку мест за 1905 г.- дер. Материки под №2221.

Н. М. Македонская:
И всё-таки часовня в Материках была на правом берегу.

А дер. Материки находилась на левом (по списку ВОПС, другие списки берег не указывают).
По расстоянию шл.Елены и деревня находятся на одной версте. Староречье обходит шлюз Елены справа и соединяется с перекопом ниже шлюза.

Часовня привязана к шлюзу. А из клировой берег и точное место не определить.


Последний раз редактировалось DMITRY 18 июл 2012, 01:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №15797 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет