Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 26 фев 2020, 07:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 17:18 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
"Все чудесатее и чудесатее", как говарила Алиса, та что в "Стране Чудес".

А вот что я нашла:
http://litkarta.karelia.ru/item.shtml?p ... 79&map_id=


1) Шайжин Н. Сказание о явлении и прославлении иконы Святителя и Чудотворца Николая Тагажмозерского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908.

2) Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозерской Николаевской церкви, Выт. уезда. 1889 – 1909. // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909

В первом тексте ест описание часовни:

Послѣ такого значительнаго событія — крестьяне братья дома Лифковыхъ (?) жили хорошо, имѣли капиталъ, люди были набожные, имѣли каменные дома въ Москвѣ и въ Ревелѣ. Они выстроили большую часовню, украсили иконами и пожертвовали 3 колокола: одинъ — 4 пуда, другой — 2 и 3 — пять пудовъ. Часовню обнесли оградою изъ бревевъ, въ которой южныя ворота назывались святыми, По обѣ стороны входа было сдѣлано три лавки и кладовая для вещей. Двери были полукруглыя и разписаныя. Вся ограда была покрыта тесомъ. Къ востоку и сѣверу были сдѣланы двери, оть озера же стѣны не было.

Под нашу часовню не очень подходит. Никаких колоколов у нее нет
Тем более, что в 1889 ее перестроили в церковь.

Но явление иконы на сосне -- явление не частое (извините за каламбур). И Прокудин-Горский вряд ли придумал это сам!

А вот во втором документе есть такой интересный текст:
Когда уже не было надежды на выздоровленіе, онъ увидѣлъ во снѣ Святителя Николая, который сказалъ ему: „при озерѣ Тагажъ есть во имя мое часовня, а проѣзда къ ней нѣтъ, устрой проѣздъ и будешь здоровъ.” Купецъ проснулся и съ радостію далъ обѣщаніе исполнить приказаніе. Вскорѣ онъ выздоровелъ, — отправился въ путь и по особому указанію прибылъ на мѣсто и построилъ новую часовню, которая стояла до 1863 года.” Въ старину дѣйствительно не было проѣзда къ часовнѣ. По направленiю отъ Вытегорскаго Погоста (15 верстъ) въ 3-хъ верстахъ отъ церкви есть озеро Кудамозеро, а отъ него тянется болото шириною около 200 сажень до озера Круглаго и по болоту изъ одного озера въ другое течеть ручей, — болото топкое. По другую сторону озера тоже тянутся болота. Названный купецъ устроилъ вь узкомъ мѣстѣ озера Кудамозера (около 40—50 саженъ) изъ бревенъ плоты „Лаву,” по которой долгое времени и былъ проѣздъ. Мѣсто это и теперь называютъ у „Лавы”; теперь тутъ переѣзжаютъ на плоту, а на берегу въ 1908 году построена часовня.

Вот что это за часовня, интересно...

Кстати, там же написано про сосну, что она "27-го іюля сего года отъ сильнаго вихря упала"

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11278 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 17:35 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
Все равно ясности у меня нет.

Во втором документе читаю:
"18-го декабря 1888-го года Тагажмозеро постигло страшное несчастіе: въ этотъ день сгорѣлъ церковный домъ, а отъ него загорѣлась и церковь.
...
... которые въ 1889-мъ году на свои средства выстроили новый деревянный небольшой (по числу жителей достаточно вмѣстительный) храмъ, а 3-го декабря 1889 года этотъ храмъ освященъ и въ немъ возносятся молитвы о создателяхъ, благотворителяхъ и о всѣхъ Православныхъ.
"


Та часовня, которая описана в первом тексте, в 1909 уже не существовала.
Так что опираться на это описание нельзя.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11279 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 17:47 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
На снимке вполне может быть церковь Николая Чудотворца, "небольшая, но вместительная".
Рядом с ней растет сосна, та самая. В тексте сказано, что сосна "стояла у церковнаго крыльца".

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11280 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 18:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Елена писал(а):
Та часовня, которая описана в первом тексте, в 1909 уже не существовала.
Так что опираться на это описание нельзя.

В таком случае тем более нельзя полагаться на описание Петрова, относящееся к 1860 году.

Но в любом случае ясно, что к 1909 году в Тагажмозере была церковь, а на фотографии Прокудина-Горского изображена часовня (на церковь, даже маленькую она не тянет).

ЭТО НЕ ТАГАЖМОЗЕРО.

Кстати, почему мы не верим названию Материки, но зато безоговорочно верим словам о явлении чудотворной иконы? Может быть, всё наоборот? Название места - вещь более надежная, чем рассказ о явлении чудотворной иконы, записанный с чьих-то слов (может быть, и ошибочный).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11281 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 18:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Елена писал(а):
Та часовня, которая описана в первом тексте, в 1909 уже не существовала.
Так что опираться на это описание нельзя.

В таком случае тем более нельзя полагаться на описание Петрова, относящееся к 1860 году.

Но в любом случае ясно, что к 1909 году в Тагажмозере была церковь, а на фотографии Прокудина-Горского изображена часовня (на церковь, даже маленькую она не тянет).

ЭТО НЕ ТАГАЖМОЗЕРО.

Кстати, почему мы не верим названию Материки, но зато безоговорочно верим словам о явлении чудотворной иконы? Может быть, всё наоборот? Название места - вещь более надежная, чем рассказ о явлении чудотворной иконы, записанный с чьих-то слов (может быть, и ошибочный).


Существование в Тагажмозере храма в честь явления иконы на дереве подтверждается, как мы видим, многочисленными документальными источниками. Наличие в окрестностях Анхимово второй явленной на сосне иконы практически невероятно.
Если бы часовня в честь явленной иконы существовала в Материках, то об этой деревни были бы хоть какие-то сведения, а так её как будто вовсе не существовало.
На фото ПГ часовня выглядит как вновь построенная, поэтому ссылаться на какие-то нестыковки в описаниях бессмысленно.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11282 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 18:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Карта шлюзов:
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11283 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 18:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава! Прочитали ли Вы мое ПОСЛЕДНЕЕ сообщение? Повторяю еще раз основные положения.

Я уже и сам пришел к выводу о том, что нельзя ссылаться на старые описания часовни.

Но зато известно, что в Тагажмозере к 1909 году была уже не часовня, а церковь. А на фотографии Прокудина-Горского - часовня. Следовательно, снимок сделан не в Тагажмозере. А записанный с чьих-то слов рассказ о том, что именно здесь было явление чудотворной иконы, - скорее всего, недостоверный.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11285 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 20:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава! Прочитали ли Вы мое ПОСЛЕДНЕЕ сообщение? Повторяю еще раз основные положения.

Я уже и сам пришел к выводу о том, что нельзя ссылаться на старые описания часовни.

Но зато известно, что в Тагажмозере к 1909 году была уже не часовня, а церковь. А на фотографии Прокудина-Горского - часовня. Следовательно, снимок сделан не в Тагажмозере. А записанный с чьих-то слов рассказ о том, что именно здесь было явление чудотворной иконы, - скорее всего, недостоверный.


Сергей, достоверность любого о рассказа о явлении иконы - это вопрос Веры. То, что именно в Тагажмозере (и нигде больше в Вытегорском уезде) существовал храм в честь явления иконы на дереве - это документальный факт, не подлежащий сомнению.
Другой вопрос, что после истории с фальсификацией снимка "Аул Шамиля" мы может теперь допустить теоретически всё что угодно. Например, ПГ услышал в Анхимово или Материках историю о чудесном явлении иконы на сосне. Она ему очень понравилась, но тащиться 12 верст по болотам в Тагажмозеро совершенно не хотелось. Тогда он поступил почти также, как в Дагестане - снял первую попавшуюся часовню (например, в тех же Материках) и подписал её как место чудесного явления иконы. Звучит дико, но теоретически именно так и могло быть.
Мне не хочется в это верить, пока не будут получены доказательства. Поэтому предлагаю такой вариант: оставить авторскую подпись и дать примечание, что часовня в честь явления иконы на сосне находилась в Тагажмозере, 12 верст от Вытегорского погоста.
Просьба к Лене уточнить по списку населенных пунктов насчет Тагажмозера - деревня была это или село.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11289 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 20:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1338
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
предлагаю такой вариант: оставить авторскую подпись и дать примечание, что часовня в честь явления иконы на сосне находилась в Тагажмозере, 12 верст от Вытегорского погоста.

Я согласен с Вашим предложением.

(Только зачем же так недоброжелательно писать о Прокудине-Горском? Он просто мог быть введен в заблуждение.)


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11290 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 21:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава писал(а):
предлагаю такой вариант: оставить авторскую подпись и дать примечание, что часовня в честь явления иконы на сосне находилась в Тагажмозере, 12 верст от Вытегорского погоста.

Я согласен с Вашим предложением.

(Только зачем же так недоброжелательно писать о Прокудине-Горском? Он просто мог быть введен в заблуждение.)


Сергей, я отношусь к Прокудину-Горскому исключительно доброжелательно, просто для меня он не "лакированная картинка", а реальный человек, которому иногда были не чужды "маленькие хитрости". Если хотите, будем называть случаи вроде лже-Гуниба не "фальсификациями", а "мистификациями", но суть от этого не изменится.

Я нашел в петербургском фотоархиве снимок 1865 г., который напоминает место съемки "Материки. Этюд". К сожалению, для снимка 1865 г. место съемки также не было указано:

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11291 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 22:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Пример иллюстрации из книги Петрашеня:

Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11292 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 12 мар 2010, 22:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):
2) Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозерской Николаевской церкви, Выт. уезда. 1889 – 1909. // Олонецкие епархиальные ведомости. 1909
...
Кстати, там же написано про сосну, что она "27-го іюля сего года отъ сильнаго вихря упала"


Если ПГ действительно часовню снимал в Тагажмозере, а не где-то ещё, получается, что он запечатлел это чудесную сосну за считанные дни до её гибели. Как чувствовал!


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11294 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 13 мар 2010, 02:16 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 май 2005, 16:35
Сообщений: 2557
Откуда: Москва
В списках населенных мест по Олонецкрй губернии не указывается тип места (село или деревня), так же не указывается наличие там церкви или часовни.
В таблице приведено название (часто с примечанием), при какой воде находится, сколько верст от важный пунктов, от школы, пристани, сколько дворов, семей, людей, лошадей и коров.

По этим спискам в Вытегорском уезде только одна деревня Волково (с пометкой "На горе Мишки Федорова) и находится она в районе Палтоги.
В интересующем нас районе есть населенный пункт с названием "Выселок при Волоковом мосте". То есть, Волоков мост это самостоятельный объект, мост, а при нем устроен выселок.

Получается, что либо деревня Волхово это "Волоков мост", либо это вообще не здесь снималось. Ну либо название вымышленное (правда причина вымысла не понятна).

В списках есть место Тагажмозеро. В этом населенном пункте была своя школа, 10 дворов, 10 семей, 33 мужчины и 31 женщина.

В итоге, мы ничего не можем ни доказать, ни опровергнуть...

Согласна со Славой, что принадлежность явления иконы на сосне к Тагажмозеру не вызывает сомнений. Что изображено на снимке, точно сказать нельзя.

Деревянная церковь была построена 20 лет назад, это не так много, если жители за ней следили, как она выглядела мы не знаем. Восточной части не видно,.
Да, она маленькая, но бывают церкви и еще меньше. Тут все от обстоятельств зависит.

У меня нет однозначного мнения. Это может смешным казаться, но сосна меня смущает :)

С другой стороны, почему снимки подписаны "Материками"? Почему часовня названа "Божией Матери"? Это же было очень почитаемое и значит известное место.

ПГ не дошел до Тагажмозера? Не захотел или не смог? Или у него были плохие проводники? И это вообще та самая часовня где-то на подходе к болотам, что упоминается во втором документе? Ответов нет.

Слава, а почему Вы считаете, что история с аулом Шамиля это не ошибка, а мистификация? Какой в ней был смысл, если у ПГ было настоящее фото развалин аула Шамиля? Более того, существовали открытки других изданий с видом этих развалин, так что мистификация была ненужной и опасной -- могли обратить внимание.

_________________
Русские дороги :: Храмы России


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11295 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 13 мар 2010, 09:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):
Слава, а почему Вы считаете, что история с аулом Шамиля это не ошибка, а мистификация? Какой в ней был смысл, если у ПГ было настоящее фото развалин аула Шамиля? Более того, существовали открытки других изданий с видом этих развалин, так что мистификация была ненужной и опасной -- могли обратить внимание.


Возникает закономерный вопрос: зачем ПГ фальсифицировал подпись к открытке, если у него имелся снимок настоящих развалин аула Шамиля? Для меня ответ вполне очевиден. Эти развалины были сняты издалека и получились столь невыразительными, что я не смог их самостоятельно различить даже на большом мониторе. На открытке бы их точно никто не разглядел. А ПГ, как мы помним, и так упрекали за "неоткрыточный" уровень фотографий. Но почему тогда ПГ снимал эти развалины со столь неудачного ракурса, хотя на других старых открытках они выглядят вполне рельефно? Ответ я нашел в отчете об экспедиции в Дагестан 1904 г. Оказывается, попасть к этим развалинам можно было только через узкий туннель, который стал прибежищем для местных коров (навоза было по колено). Думаю, что пройти этим путем решался далеко не всякий заезжий путешественник, тем более, надо было протащить громоздкую и очень дорогую фотоаппаратуру. Думаю, что ПГ решил не рисковать и ограничиться съемкой развалин аула Шамиля издали, с проезжей дороги. Но позже, когда увидел сделанный снимок, осознал, что открытки из него не получится. Пришлось ему выкручиваться. Эта маленькая хитрость была раскрыта только спустя 100 с лишним лет, в декабре 2009 г.!

Насчет Тагажмозера окончательный ответ может дать, боюсь, только специальная экспедиция туда. Пусть ничего не уцелело, но гряда на заднем плане должна остаться! Может быть, мог бы помочь Вытегорский музей, но он работает только летом.
Лично для себя я пока склоняюсь к версии, что ПГ снимал всё же в Тагажмозере, но на 100% в этом уже не уверен. В любом случае, сайт "Храмы России" должен вернуть забытое всеми название этого некогда столь почитаемого места общественной памяти, и мы имеем для этого столь подходящий случай. Тагажмозеро должно быть на "карте Прокудина-Горского", пускай и со знаком вопроса!

Волоков мост следует исключить как вариант как по месту в альбоме, так и по внешнему виду. Тем более, что маловероятна трансформация названия "Волоков мост" в "Волхово". Вот картинка Волокова моста из книги, лучшего качества нет:

Изображение

Повторяю свою версию: Мост у Волхово - это мост в Вытегре, на одном из рукавов реки.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11296 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мариинская водная система"
СообщениеДобавлено: 13 мар 2010, 20:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Ещё раз вернусь к Тагажмозеру.

Двадцатилетие со дня освящения Тагажмозерской Николаевской церкви, Выт. уезда. 1889 – 1909.
// Олонецкие епархиальные ведомости. 1909. № 30. С. 686 – 689.

"О времени явленія иконы и дальнѣйшихъ событій при церкви несохранилось записи, но молва народная настойчиво утверждаетъ, что икона явилась на соснѣ, которая стояла у церковнаго крыльца и только 27-го іюля сего года отъ сильнаго вихря упала; длина сосны 10 саженъ, а толщина на высотѣ 2-хъ аршинъ отъ корней 25 вершковъ".

10 сажен = 21 метру. На снимке ПГ сосна имеет на глаз не более 14-15 метров и выглядит какой-то низкорослой для более чем 100-летнего дерева. Хотя сам факт нахождения одиночной сосны прямо у крыльца часовни впечатляет. Короче, имеем очередную загадку.
Кстати, Тагажмозеро упоминается в Сети однозначно как деревня, несмотря на наличие церкви с 1889 г.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №11305 [ссылка на это сообщение] Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет