Петров К. Окрестности города Вытегры // Олонецкие губернские ведомости. 1860. № 13. С. 50 ‒ 52.
С. 50 ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА ВЫТЕГРЫ .
I. Тагажмозеро.
Вблизи почти каждаго изъ уѣздныхъ городовъ есть такiя мѣста, которыя постоянно, или въ извѣстное время года, посѣщаются набожными сосѣдями. Это монастыри, пустыни, или, наконецъ, часовни, въ которыхъ находятся св. иконы, мѣсто-чтимыя чудотворными. Близь Вытегры такихъ часовенъ двѣ: одна въ 8 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Пудожскаго тракта, въ бору Пятницкомъ, а другая въ 26 верстахъ отъ города, въ сторонѣ отъ Архангельскаго тракта, на берегу озера Тагажмозера. Нѣсколько разъ я бывалъ въ этихъ мѣстахъ; въ настоящее время скажу нѣсколько словъ о послѣдней часовнѣ, которую я посѣтилъ еще недавно. Февраля 20-го, съ однимъ изъ родныхъ своихъ, я поѣхалъ, какъ говорятъ здѣсь, къ «Николѣ, на Тагажмозеро». День былъ ясный, морозный. Свѣжесть воздуха, яркая бѣлизна снѣга, по которому бѣгали какъ-бы мирiады свѣтящихся точекъ; деревья, опушенныя инеемъ и отражающiя на морозѣ радужными цвѣтами солнечные лучи; наконецъ, быстрота ѣзды, все это прiятно дѣйствовало на насъ и заставляло развлекаться и думать о многомъ, послѣ однообразной жизни въ городѣ, гдѣ все дѣлается какъ-бы по заведеному порядку, одинаково въ каждый день. Можетъ быть, инымъ покажется страннымъ такое начало моего описанiя; думайте, какъ хотите, а, по крайней мѣрѣ, я и мой спутникъ чувствовали на себѣ и въ эту небольшую поѣздку то удовольствiе, которое всегда производитъ на насъ природа и перемѣна обстановки, постоянно насъ окружающей. Незамѣтно проѣхали мы 6 верстъ по почтовой архангельской дорогѣ до Вытегорскаго погоста, гдѣ у самой церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, поворотили на проселокъ и переѣхали чрезъ рѣку Вытегру. Дорога шла по полямъ, расположеннымъ въ огромной долинѣ, посрединѣ которой змѣилась рѣка Вытегра, скрытая теперь подъ ледяною корою. Въ одной сторонѣ виднѣлся шлюзъ, поля и деревни, красиво расположенныя по скатамъ горъ; въ другой поля и деревни окружалъ густой сосновый боръ, оканчивающiйся при другомъ шлюзѣ; однимъ словомъ, мѣстность, по которой мы ѣхали теперь, находилась между двумя шлюзами, которые краснорѣчиво говорятъ сами о себѣ: «Слава», «Россiи». Нельзя было дать лучшаго названiя этимъ шлюзамъ, нѣкогда замыкавшимъ собою цѣлый рядъ шлюзовъ знаменитой Марiинской системы. «Слава», «Россiи» какое прекрасное сочетанiе названiй въ такомъ гигантскомъ сооруженiи, мысль котораго созрѣла еще въ умѣ Петра Великаго и осуществлена Императрицею Марiею Ѳеодоровною, по имени которой вся система названа Марiинскою. Вѣроятно, строители этой системы, давая такое названiе двумъ шлюзамъ, думали: «Слава Россiи, Марiинская система окончена; сколько она принесетъ богатства, и какъ возвеличитъ Россiю!» Вѣроятно, такъ они предполагали, подумаетъ всякiй, когда сравнитъ только цифры судовъ, проходящихъ теперь по Марiинской системѣ, съ тѣми, какiя были въ началѣ ея сооруженiя. С. 51
Въ размышленiи о быстротѣ развитiя здѣшняго судоходства, я не замѣтилъ, какъ мы проѣхали поле, деревеньку Котельниково и вступили въ другое поле, столь же обширное, какъ первое; пожалуй, я долго бы размышлялъ еще, если бы ямщикъ не выскочилъ изъ саней и не сказалъ: «ишь круть какая; надо не вывалить господъ». И точно, мы начали подниматься на гору, по дорогѣ, то занесенной въ иныхъ мѣстахъ снѣгомъ недавно бывшей метели, то разъѣзженной до такой степени, что страшно было сидѣть въ саняхъ, изъ опасенiя, чтобъ на раскатѣ не опрокинуться въ оврагъ. Переѣхавъ и это поле и другую небольшую деревню, Зеленину, мы свернули въ лѣсъ, вверхъ по косогору; но какая была здѣсь дорога! Въ полтора аршина ширины, занесенная снѣжными сугробами, такъ-что въ иныхъ мѣстахъ нельзя было разъѣхаться двумъ санямъ. Такъ случилось и съ нами. Невдалекѣ отъ дер. Житное, на которую былъ нашъ путь, повстрѣчалось нѣсколько ѣздоковъ; лошадь наша по брюхо ушла въ снѣгъ и стояла такъ, пока не протискались мимо насъ встрѣчныя подводы. Однакожъ, наконецъ такая дорога кончилась; мы прiѣхали въ Житное небольшую деревушку, на вершинѣ высокой горы, съ которой открывался прекрасный видъ. У подошвы горы разбросано нѣсколько деревень; вдали видна сельская церковь Вытегорскаго погоста, съ бѣлыми стѣнами и множествомъ главъ, горѣвшихъ отъ лучей заходящаго солнца; еще дальше такимъ же свѣтомъ блисталъ крестъ городской колокольни, а по сторонамъ виднѣлось нѣсколько деревушекъ съ чистенькими домиками и курными избами. Изъ Житнаго дорога шла сквозь густой лѣсъ до самаго Тагажмозера, за исключенiемъ переѣзда чрезъ озера Кудамозеро и Тагажмозеро. Объ этой дорогѣ, проложенной по дремучему бору, говорить нечего; всякiй знаетъ, каковы лѣсныя дороги. Замѣчу только, что чѣмъ ближе мы подвигались къ мѣсту нашего путешествiя, тѣмъ чувствительнѣе было, что поднимаемся на гору. Эта гора, или, правильнѣе, хребетъ носитъ названiе Чекши; онъ начинается отъ береговъ Онежскаго озера и идетъ по Вытегорскому уѣзду, паралельно рѣкѣ Вытегрѣ, раздѣляясь въ то же время на нѣсколько отроговъ; въ иныхъ мѣстахъ Чекша достигаетъ значительной высоты, преимущественно, между селенiемъ Девятины и озеромъ Маткозеромъ. Это послѣднее есть самая возвышенная точка хребта, служащая раздѣльнымъ пунктомъ бассейновъ Вытегры и Ковжи, или, правильнѣе, Волги и Ладожскаго озера. Уже смерклось, когда мы прiѣхали на Тагажмозеро. Не буду говорить о томъ впечатлѣнiи, какое испытываетъ всякiй по прiѣздѣ къ цѣли своего путешествiя. Вечеромъ же мы посѣтили часовню и исполнили данный обѣтъ въ молитвѣ предъ иконою Святителя Божiя. Теперь скажу нѣсколько словъ о мѣстѣ нашего посѣщенiя. Тагажмозеромъ называется собственно деревенька у озера того же имени; черезъ поле отъ нея, одиноко стоитъ домъ для пристанища богомольцевъ (келья), и возлѣ него часовня, въ которой находится икона Святителя и Чудотворца Николая. Часовня эта нисколько не отличается отъ другихъ сельскихъ часовенъ, построенныхъ въ такихъ деревняхъ, гдѣ нѣтъ церквей: она довольно обширна и состоитъ изъ двухъ частей сѣней и самой часовни. Внутренность ея украшена образами, которые расположены въ видѣ иконостаса; по этому съ перваго взгляда при входѣ въ часовню она многимъ можетъ показаться церковью. Образа въ иконостасѣ расположены въ два яруса: въ верхнемъ изображенiя событiй изъ новозавѣтной исторiи; въ нижнемъ въ самой срединѣ икона Чудотворца Николая; по правую отъ нея сторону иконы: Преображенiя Господня, Пророка Илiи, Николая Чудотворца (вторая) и Распятiя Господня, а по лѣвую: Знаменiя Божiей Матери, Фрола и Лавра, Великомученицы Парасковiи и Божiей Матери. Вотъ и все убранство часовни. Икона Чудотворца Николая Греческаго письма, почернѣвшая отъ времени; ширина ея полъаршина, а высота немного болѣе. О томъ, съ котораго времени она находится на Тагажмозерѣ, не сохранилось въ народѣ ни какихъ преданiй; говорятъ только, что икона была найдена на деревѣ, которое и теперь стоитъ вблизи часовни. Никто не запомнитъ также, съ котораго времяни это мѣсто посѣщается набожными людьми, приходящими сюда даже изъ дальныхъ мѣстъ Олонецкой Губернiи. Другая икона, обращающая на себя вниманiе, изображаетъ Архангела Михаила, вручающаго конское стадо святымъ мученикамъ Фролу и Лавру, которые почитаются въ народѣ, какъ охранители стадъ, преимущественно, конскихъ; подъ святыми мучениками, какъ бы ѣдущими стоя на лошадяхъ, написаны, въ восточныхъ костюмахъ всадники: Егасифъ, Елисифъ и Сифъ. Часовня построена на берегу озера, въ небольшой рощѣ, обнесенной деревянною оградою. Роща годъ отъ году рѣдѣетъ; иныя деревья повалило вихремъ, свирѣпствовавшимъ на канунѣ Свѣтлаго Воскресенiя въ 1858 году, а иныя сами свалились отъ времени. По дорогѣ отъ часовни, на берегу озера, построена купальня, въ которой, по обычаю, мѣстно установившемуся, богомольцы должны всегда купаться, разумѣется, исключая зимы. Жители окрестныхъ мѣстъ постоянно посѣщаютъ Тагажмозеро, но, преимущественно, 6 Декабря и въ пятницу передъ 9 Мая, или передъ вешнимъ Николой. С. 52
Говоря объ извѣстности Тагажмозера, нельзя умолчать объ общемъ желанiи богомольцевъ, чтобы здѣсь, вмѣсто часовни, была устроена церковь и основанъ особый приходъ. Теперь эта деревня принадлежитъ къ приходу Вытегорскаго погоста, находящагося отсюда въ 20 верстахъ. Въ настоящемъ своемъ положенiи, Вытегорскiй приходъ очень обширенъ; иныя деревни отстоятъ отъ погоста верстъ за 30 и болѣе, и находятся въ такой глуши, куда не во всякое время года возможенъ проѣздъ. Тагажмозеро, съ лежащими вблизи деревнями, легко можетъ составить особый приходъ, на который, можно сказать безъ ошибки, придется болѣе 250 душъ прихожанъ; слѣдовательно, церковный причтъ будетъ въ состоянiи содержать себя безбѣдно; окрестности этаго мѣста заселятся скорѣе, а богомольцы еще охотнѣе станутъ посѣщать храмъ Святителя, гдѣ будетъ находится мѣстно-чтимая его икона. Многiе говорятъ, что это предположенiе уже имѣется въ виду епархiальнаго начальства. Полагаютъ на первый разъ, чтобы не строить новой церкви, придѣлать къ нынѣшней часовнѣ олтарь; но надобно сказать, судя по усердiю жителей къ Угоднику Божiю, что сооруженiе особаго новаго храма не встрѣтитъ остановки. Душевно желаемъ скорѣйшаго осуществленiя такой благочестивой мысли нашего народа, ревнующаго о распространенiи и украшенiи храмовъ Божiихъ. Мѣстоположенiе Тагажмозера очень живописно. Вотъ здѣсь-то та невозмутимая тишь, то совершенное спокойствiе, которымъ пользуются мѣста, удаленныя отъ большихъ трактовъ во глубину нашихъ сѣверныхъ лѣсовъ. Здѣсь человѣкъ способнѣе оцѣнить всю прелесть пустыннаго безмолвiя, которую вливаетъ въ душу его окрестная, дико-величественная природа, и настроенный ея обаянiемъ, онъ получаетъ и особенное чувство благоговѣнiя; простая, сердечная молитва чаще и теплѣе возносится здѣсь, при посредствѣ угодника Божiя, къ престолу Господню, чѣмъ въ такихъ мѣстахъ, гдѣ человѣкъ постоянно окруженъ свѣтскими развлеченiями, вносящими въ душу одну только пустоту суетнаго мiра. Простота и свобода молиться въ тихомъ уединенiи всегда привлекаютъ сюда большое число богомольцевъ, не смотря на отдаленность и неудобство дороги. Недолго мы оставались на Тагажмозерѣ; надобно было спѣшить домой, куда и прибыли послѣ двухъ-съ половиною-часовой ѣзды. Отъ Вытегры до Тагажмозера считаютъ 20 верстъ, но, судя по времени, которое необходимо для путешествiя, надобно полагать, что будетъ болѣе 25 верстъ.
К. Петровъ.
|