Храмы России
http://temples.ru/forum/

Кондопога и ст. Кивач
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=4408
Страница 1 из 6

Автор:  DMITRY [ 10 июл 2011, 01:22 ]
Заголовок сообщения:  Кондопога и ст. Кивач

Военнопленные у барака

[0279] [0275] [0276]

Все точно- пленные у барака.
Но вот обычное дело- начинаешь рассматривать снимок ПГ и появляются вопросы.
Снимок постановочный, у двоих из "охраны" нет оружия, а у кого есть- медали. В караул с медалями не ходят.

Изображение

Бараки строителей и пленных оказались рядом, даже забора нет у лагеря.

Изображение

Сергей Прохоров однозначно доказал, что на 0276 не бараки в/пленных, а бараки строителей жд.
http://ps-spb2008.narod.ru/murm_barracks2.htm
Что тогда на снимках- совместное поселение рабочих и пленных?

И вот первый вопрос по бараку. Печная труба демонтирована. Лето или зима- в бараке должна быть печка.

Изображение

Смотрим дальше: окно над входом заколочено (на других бараках оно есть, см.0275), на табличке нет номера барака (или что там должно быть), окно у входа разбито.
Сам барак обработан дезинфекцирующим препаратом. Вид нежилой.

Изображение

Зеркальные метки

До- пристань в Кондопожской губе.
Бараки 0275/0276- з.м. 62-63; депо на ст. Кивач снимок 0277  -з.м.64; з.м. 65 и 66 нет, 0279- з.м.67.
Далее Илемсельга.

Ранее значение зеркальных меток было необоснованно принижено.
Ревизия показывает, что ошибок в них нет (кроме вокзала в Лодейном Поле, на что есть простое объяснение).

По зеркальным меткам пленные у барака снимались не сразу после карьера и бараков рабочих-поселенцев, а после депо. Барак пленных не рядом (точнее- не в пределах видимости).

Освещение солнцем

Изображение

Направление лучей разное. Если считать, что пленные сняты с другого торца, то там должна быть тень. Тоже не подходит.

На снимках 0275 и 0276 бараки строителей (переселенцев). Бараков военнопленных на снимках нет.
Лагерь был у станции, но в кадр не попал.


Сейчас для снимок 0275   в прим. совершенно правильно записано:
"В перспективе снимка видны бараки строителей."
Ранее Елена писала, что в бараках без стен жили и строители тоже (есть документальные подтверждения).

Что же снято на 0279?
Для этого надо знать -кто заказчик этих снимков, кто организовал поездку.
Ясно только, что не для Красного Креста сняты пленные у нежилого барака.

Такие бараки для австрийских военнопленных были построены и в Петрозаводске на пятой версте. В 1916 г. ввиду антисанитарии их запретили и стали строить бараки нового типа.
http://www.tvr-panorama.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa-0

Возможно, что на снимке "запрещенный" барак.

Автор:  DMITRY [ 14 апр 2012, 11:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Альбом "Мурманская железная дорога"

[Обнажение миндалевидного диабаза в выемке ж.д. пути на 46 версте от ст. Петрозаводск.]

[0013]

Для привязки места съемки 46 верста от Петрозаводска сложна для понимания, а ст.Кивач более понятна. Позднее она была перенесена на 5 км и стала называться ст.Кондопога. И сейчас название Кивач ассоциируется только с водопадом. Поэтому Петрозаводск лучше заменить на Кивач.
Снимок технический- снималась геометрия пути и скальной выемки. Начинать название с диабаза не стоит, его в прим. За образец взять 0626.
[0626]

[Выемка в 8 верстах южнее ст. Кивач.]

В прим.:
На снимке видно обнажение миндалевидного диабаза в выемке на 46 версте от ст. Петрозаводск. На современном жд профиле выемка называется "Железные ворота".
Снято в сторону Мурманска.


Из большой степ. вероятности в идентифицировано. В географии- в Кондопожский район.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 28 июн 2012, 00:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ревизия Мурманского альбома

Станция Кивач

[0276] и др.

Сейчас в прим. записано: "Временная ст. Кивач находилась в 5 км. от современной ст. Кондопога." И непонятно в какую сторону. При этом 5 км- это за границами современного города Кондопога.
На схеме Кир.жд 1936 г. Кивач-Илемсельга 20 км, Кивач-Суна 16 км.
Промеры по карте приводят на точку в 1 км от современной ст.Кондопоги.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 21 дек 2012, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Кондопога

[Выемка в 8 верстах южнее ст. Кивач.]

[0013]

В карточке по материалам Н.Кутькова записано, что это 46 верста [49 км] от ст.Петрозаводск (сейчас П-Товарная), ст.Кивач находилась в 5 км от современной ст.Кондопога.
Промер 49 км приводит в указанную ниже точку, плюс 8.5 км- ст.Нигозеро.

Николай Кутьков:
... [на водопады] наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных.
http://www.tvr-panorama.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa-tri-bogatyrya

Изображение
Коралина и Вячеслав установил для выемки это же место
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&start=110
современное фото
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&start=100

Затопленый карьер имеется, лагерь в/пленных был.
Изображение
от выемки на 49 км - совр. ст.Кондопога- 4.3 км, ст.Кивач- 8.8 км

Ст.Кивач 1916 года- это современная ст.Нигозеро.

[0276] [0275] [0279]
Снимки сделаны у современного карьера (по размерам он должен стать больше по сравнению с 1916 годом).

[0277]

Автор:  DMITRY [ 21 дек 2012, 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Если места съемок в Кондопоге не находятся, то их там нет. Единственное место севернее-ст.Нигозеро.
Погрешность в книге Боча начинается значительно севернее Кондопоги и данные по ст.Кивач правильные.

Вячеслав:
... если не менялась точка отсчета, то вроде бы в 1924 г. станция Кивач должна была быть на месте станции Нигозеро.
Но не всё так просто. Далее по ряду станция данные Боча расходятся с картой 1943 г. на 4 км. (Сорока и Кемь)!

http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=2312&sid=d2783b62ecc261bec0e730573159a39f#p2312

Между схемами Кжд 1938/1936 гг и схемой Кжд 1943 г. у ст.Сорокская погрешность соответственно в 3 и 2 км.
На схемах Кжд 1938/1936 гг отсчет идет от ст.Свирь, а на ст.Сорокская новая нулевая верста и начинается новый отсчет на север.
Но данные по ст.Кивач (уже в 1929 г. она на месте совр. ст.Кондопога) одинаковые.
Поэтому у Боча нет ошибки по старой ст.Кивач.

Изображение
слева 1943 г.:
Сорок.781 - Петроз.404 = 377 км
справа 1938 г.:
Сорок.492 - Петроз.118 = 374 км (в 1936 г.: 493-118=375)

Автор:  DMITRY [ 21 дек 2012, 23:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Поездка Г.Боча состоялась в 1924 г. (книга изд. в 1926 г.)
Ф.Белявский в 1923 г. в "Кратком путеводителе по Мжд" указывает ст.Кивач на месте совр. ст.Кондопога.

Изображение
раз.№5- Илемсельга

На схеме Кжд 1936 г. оборотное депо на ст.Лижма, коренные в Петрозаводске и Масельской, на ст. Кивач депо нет.
Расстояния между коренными и оборотными депо: 72, 89, 90, 103, 126, 168 и тд.
От ст.Кивач (Нигозеро) до петрозаводского коренного депо 58 км, что выпадает из ряда, но Википедия указывает 50-100 км.

Снимки в карьере и в депо понизить до с бол. степ. вероят., получилась привязка к станции, место которой не установлено.

[0276] [0275] [0277]

Автор:  DMITRY [ 23 дек 2012, 13:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Ст. Кондопога ок. 1942 г.
Изображение
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=2320#p2320

Автор:  DMITRY [ 20 янв 2013, 00:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Место станции Кивач в 1916 году

[0275] [0276] [0013]

Николай Кутьков:
Была тогда такая [ст. Кивач], находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога.

Снимок 0013 сделан на 46-й версте, не доезжая ст. Кивач (она на 54-й версте).
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15570#p15570

Николай Петрович все же указал место ст. Кивач в верстах от Петрозаводска, и тогда между выемкой и станцией- 8.5 км или от совр. ст.Кондопога- 4.25 км. Это место перед совр. ст.Нигозеро.
Г.Боч указывает ст.Кивач на 461 км (1924 г.). Все данные сходятся в одну точку.

Изображение
современного карьера не было в 1916 г., его возможное место в синем прямоугольнике

Место ст. Кивач в 1916 г.- на 54 версте от ст. Петрозаводск (от совр. ст. П-Товарная; от соврем. ст. Кондопога на 5 км в сторону Мурманска).

Автор:  DMITRY [ 02 май 2013, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Место ст.Кивач в 1916 году

[0276] [0275]

А.А. Жилинский "КРАЙНИЙ СЕВЕР ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.", изд. 1919 г.
http://www.kolamap.ru/library/1919_zhilinskiy/4.html#zhd
http://www.kolamap.ru/library/1919_zhilinskiy_.html

Указываются расстояния от ст. Шуйская до ст. Кивач 38 в. (40 км), от ст. Кивач до ст. Лижма 30 в. (32 км).
Промеры по карте приводят в р-н современной ст.Нигозеро, что соответствует указанному ранее Н.Кутьковым места станции Кивач в 1916 г.- в 5 км от совр. ст. Кондопога.
(Небольшая погрешность получается из-за изменения профиля жд пути.)

Изображение

Теперь можно окончательно считать нахождение ст. Кивач в 1916 году в районе современной ст. Нигозеро.

Автор:  DMITRY [ 02 июл 2013, 18:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Вячеслав опубликовал схему и профиль жд у Кондопоги. Данные повторяются- станция Кивач находилась у совр. ст. Нигозеро. И рассматривая карту задал вопрос:
И всё же: какой смысл была создавать станцию Кивач в лесной глуши, на отшибе, вдали от поселений, дорог, пристаней, когда всё это было в нескольких километрах?
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=2793#p2793

Ответ получается из строк книги "Беломорье" писателя А.Линевского (его отец был начальником 2-го участка строительства Мжд). Пишется о ст. Петрозаводск
[0242]

Изображение

В Петрозаводске ведь тоже станция построена за чертой города, границей которого в 1916 г. была речка Неглинка.

Необоснованно высокая цена за отвод земли, которую назначали местные власти желая нажиться на строительстве Мжд, вынуждало МПС строить станции за чертой населенных пунктов. ЖД ведомство экономило денежные средства.
В дальнейшем пассаж. вокзал был перенесен в центр города.

Экономия денежных средств видна и на примере с.Шуи у Петрозаводска, где линия жд прошла так, чтобы снести только 2 дома бедных крестьян обойдя дома зажиточных (об этом писал Н.Кутьков).

Автор:  DMITRY [ 04 июл 2013, 17:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

О новой привязки карьерных снимков
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&p=2800#p2800
Вячеслав ставит их на южную границу Кондопоги.

[0275] [0276]

Просмотрел материалы Н.Кутькова:
... наши герои ехали-то не из Петрозаводска, а от временной станции Кивач. Была тогда такая, находившаяся в 5 км от нынешней ст. Кондопога. Имелся там большой песчаный карьер, откуда брали балласт для железнодорожных насыпей, и лагерь, рассчитанный на 740 душ военнопленных ...
http://www.tvr-panorama.ru/content/po-sledam-tsarskogo-fotografa-tri-bogatyrya
... от нынешней станции Кондопога, которая до середины 1960-х носила имя ст. Кивач. Причем, как помните, это была не временная станция на 50-й версте, а постоянная ...
http://www.tvr-panorama.ru/content/%C2%ABzheleznye-vorota%C2%BB-v-kondopogu

Две взаимоисключающие привязки- 50 верста это и есть 53 км, современная ст.Кондопога
Если ставить временную станцию в 5 км к Петрозаводску от современной ст.Кондопоги, то тогда 0275 сделан на северной её границе, снято к Петрозаводску.
0276 снят к Кондопоге.

Изображение
0275, желтая- солнце, зеленая- обозн. карьер на карте

Изображение
кривые столбы к лагерю

Тлг столбы действительно идут со стороны бараков, но они криво поставлены. На 0276 вверху видны 2 провода- это магистральная линия, поэтому бараки справа при движении на Мурманск.

Изображение

И было ли, вообще, такое название "временная станция Кивач"?
А с современной станцией Нигозеро надо попрощаться.

Автор:  DMITRY [ 28 ноя 2013, 01:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Ветки жд и ужд от пристани Токарского

[0273] [0274]

В самом начале 1900-х к пристани Токарского была построена ветка ужд, по которой привозили мрамор с Тивдийских мраморных ломок для строительства Этнографического отдела Русского музея Имп. Александра III.
Мрамор на эту пристань для погрузки привозили и раньше, когда еще не было ужд ветки.

И.Благовещенский и А.Гарязин в очерке 1895 г. "Кустарная промышленность Олонецкой губ." описывают этот путь:
"... озером Сандалом ... и каналом, прорытым из этого озера в озеро Ниг-озеро ...; вторая пристань находится на Ниг-озере, в 3-х верстах от сел.Кондопоги ...
Это расстояние мраморы перевозились гужем до пристани на озере Онеге, где грузились на суда ..."

http://dlib.rsl.ru/viewer/01003553403#?page=13

«Зодчий», 1911, Вып. 7, С. 74—75:
... прежде, чем дойти до Онежского озера, приходилось везти мрамор на протяжении 45 верст по озеру Сандал, затем сделать 2 версты по железнодорожной ветке до Кандабужской [Кондопожской] губы, и только после этого окончательно грузить на баржи;

В. Свиньин, «Зодчий», 1909, Вып. 41, С. 404:
Пришлось между несколькими озерами устраивать дороги, с прокладкою на них рельсовых путей (до 5 1/2 верст), и делать пристани ...
http://www.citywalls.ru/house23377.html

Пристань на Нигозере указывает Н.Кутьков:
... имеющуюся на околице села железную дорогу. Вернее, даже две: узкоколейку ... и ширококолейную «железку» от Нигозера до пристани в Кондопожской губе.
http://tvr-panorama.ru/content/%c2%abzheleznye-vorota%c2%bb-v-kondopogu

Вероятно, ужд проложили по гужевой дороге, а потом в 1915 г. рядом широкую колею. Если нет, то указанная ее длина 2 версты- кратчайшее расстояние от пристани до Нигозера с учетом поворота т.к. от пристани линии идут вдоль берега.

Примерное расположение жд линий от пристани Токарского до пристани на оз.Нигозере.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 28 ноя 2013, 01:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Карьер у станции Кивач

[0276] [0275]

Н.Кутьков указывает "временную станцию Кивач" на 50-й версте. Это место современной ст.Кондопога. Интересно, что в этом же месте пересекали Мурм.жд ветки с пристани Токарского на пристань на Нигозере (см. рис. выше).
Карьер и бараки по подписям фотографа сняты у станции, название которой он записал неправильно.
Но, если снято у станции (предполагается, что у временной ст.Кивач), то место съемки должно находиться на этой же 50-й версте.
На современной карте есть подходящее место для бывшего карьера, сейчас затопленного водами Нигозера (желтый прямоуг.).

Изображение

В перспективе 0275- противоположный берег Нигозера.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 15 янв 2014, 01:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Алина:
Сергей Михайлович после пристани Токарского отправился далее по берегу Онежского озера по направлению к деревне Кондопога (ныне улица Кондопожская)
Это подтверждается тем, что 100 лет назад ГЭС только проектировалась и канала между Нигозером и Онежским озером не было, по берегу проходила дорога до деревни Кондопога.
Деревня состояла из нескольких поселений: Северный и Северный Конец, Зады, вытянутых на несколько километров вдоль Онежского озера.

Успенская церковь, как бы, делила пополам поселение Кондопога на Северный и Южный конец. Теперь на территории деревни Северный конец построен ЦБК.

В музее Кондопожского края мне удалось найти воспоминания А. Вострякова. В 1922 году он приехал на стройку, что около станции Кивач. Он пишет:

«На месте воображаемой нами стройки видим среди дремучего леса лишь несколько убогих бараков, да неказистый домик, к дверям которого от железнодорожной насыпи тянется дощатый мостик, подпираемый сваями, это – вокзал.
Заночевали… С рассветом пошли, блуждая, искать рабочий посёлок и , наконец, наткнулись на него. Осмотрелись.
Десятка 3 бараков, 2 длинные конюшни, склад, кузница, лавка, да небольшая баня, одиноко стоявшая на берегу Онежского озера. Вот и всё «наследство» царских властей. Посёлок охранялся стариками старостами из деревни Кондопога».


На старых картах удалось найти места расположений узкоколейной железной дороги. Это подтверждает моё предположение, что место съёмки песчаного карьера и бараков поселенцев, находится на территории современного комбината.

Изображение

http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=10&start=180

Автор:  DMITRY [ 15 янв 2014, 01:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кондопога

Здравствуйте, Алина!

[0276] [0275] [0274]

На двух первых парных снимках- бараки, карьер и линия жд.
К пристани Токарского 0274 и снимок 0273   подходит две линии жд- стандартная и ужд.
Далее пристани, в сторону предполагаемого места бараков и карьера, обе линии не продолжаются. Значит туда должна приходить отдельная жд линия.
Есть ли препятствия рельефа, которые не позволяют продолжить жд линию далее по берегу? Зачем строить две ветки в одну сторону.

На снимках две линии проводов вдоль жд. Если это предлагаемое место на берегу Онежского озера, то куда идут линии?
Двойная ближняя- электричество в лагерь. Дальняя- связь вдоль жд? Много линий для тупика.

На снимке 0275 штабеля шпал. Зачем столько много, это не главная линия, здесь тупик.

Изображение

Стрелка- линий справа становится две. В той стороне выход на магистраль?
Но не опровергнуть, что за правым краем 0275 нет еще одной линии- на самом краю у сосны похоже на насыпь жд и тогда магистраль в другой стороне.

Я пока не могу отказаться от главного хода Мжд.

Изображение

Страница 1 из 6 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/