Храмы России

Проект посвящен православным и старообрядческим храмам России, уничтоженным и сохранившимся до наших дней, забытым и действующим.
Текущее время: 08 янв 2025, 08:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Итоговая часть проекта:

Прокудин-Горский. Наследие. Фотографии.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 44  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 11:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Не совсем понял возражение. Разумеется, ПГ снимал нет от развилки, а проехав немного вперед.
В любом случае, это единственный вариант на трассе, который хоть как-то подходит (и при этом абсолютно согласуется с номером на негативе).

Если Прокудин-Горский и проехал немного вперед, то все же мостик впереди должен быть виден. Передвиньте на карте точку предполагаемой съемки даже прямо к мостику - и Вы все равно получите 2,5 км - ничуть не лучше.

Но этого мало. Я, наконец, понял, что цифра 856 означает что угодно, только не количество верст. А настоящий столб с отметкой верст тоже виден на фотографии! Он стоит слева от дороги, перед сарайчиком - и при этом, как и положено, повернут к нам задней стороной.

Если не ошибаюсь, километровые столбы всегда ставят справа от дороги по направлению возрастания расстояния. Вероятно, то же самое было и раньше, когда расстояния измеряли в верстах. Таким образом, снимок сделан в сторону начала отсчета (Петрозаводска). Следовательно, мы ищем не то, что нужно: при движении к Кеми должен быть поворот сначала влево, потом вправо, а болотце и мостик через него должны быть слева от железной дороги.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10029 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 12:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Елена писал(а):
Слава писал(а):
Не совсем понял возражение. Разумеется, ПГ снимал нет от развилки, а проехав немного вперед.
В любом случае, это единственный вариант на трассе, который хоть как-то подходит (и при этом абсолютно согласуется с номером на негативе).


Сергей прав — место не подходит. От точки, где речка почти параллельно идет с путями как раз и есть три километра до поворота налево. Если бы ПГ стоял там, то в кадр попал бы только поворот направо.

А есть такая же карта Надвоиц?


Изображение русла речки на карте является чисто условным, тем более, что за 90 лет оно могло несколько измениться.

Вот карта Надвоиц. По-моему, не подходит:
http://sbchf.narod.ru/uzk10_nadvoitsy.jpg

Я очень сомневаюсь, что летом 1916 г. могло указываться расстояние на столбах в сторону Мурмана, ведь там трасса была ещё не построена, и даже никто не знал, каким будет её конечный пункт - Александровск или Кола.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10030 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 12:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Я очень сомневаюсь, что летом 1916 г. могло указываться расстояние на столбах в сторону Мурмана, ведь там трасса была ещё не построена, и даже никто не знал, каким будет её конечный пункт - Александровск или Кола.

Именно поэтому расстояние только и могло указываться в сторону Мурмана (от Петрозаводска, или от Званки, или от Петрограда). А снимок сделан в обратную сторону - к Петрозаводску.

Кстати, почему Вы никак не прогеагировали на то, что настоящий "километровый" (верстовой) столб виден тут же на фотографии? Или у Вас есть возражения?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10031 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 12:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава писал(а):
Я очень сомневаюсь, что летом 1916 г. могло указываться расстояние на столбах в сторону Мурмана, ведь там трасса была ещё не построена, и даже никто не знал, каким будет её конечный пункт - Александровск или Кола.

Именно поэтому расстояние только и могло указываться в сторону Мурмана (от Петрозаводска, или от Лодейного Поля, или от Петрограда). А снимок сделан в обратную сторону - к Петрозаводску.

Кстати, почему Вы никак не прогеагировали на то, что настоящий "километровый" (верстовой) столб виден тут же на фотографии? Или у Вас есть возражения?


Ну, я с самого начала видел этот столб с табличкой, если он действительно верстовой.

На километровом столбе с обеих сторон ставится расстояние до (от) станции отсчета:
http://kvb.railclub.ru/foto/fotos/000605.jpg

Кстати, Надвоицы были разъездом изначально, значит, там должно было быть два пути, причем ещё до подъезда к станции.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10032 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 13:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Фото станции Надвоицы:
http://www.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=71902


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10034 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 07 окт 2009, 14:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
На километровом столбе с обеих сторон ставится расстояние до (от) станции отсчета:
http://kvb.railclub.ru/foto/fotos/000605.jpg

Я хотел посмотреть на других фотографиях Прокудина-Горского, как же раньше выглядели верстовые столбы. И не смог найти ни одной фотографии, на которой был бы виден верстовой столб! Это относится не только к фотографиям Мурманской железной дороги, но и к многочисленным (казалось бы) фотографиям железной дороги, сделанным раьше, в мирное время в разных районах. Создается впечатление, что Прокудин-Горский всегда - в том числе и до войны - преднамеренно фотографировал железную дорогу так, чтобы верстовые столбы были не видны.

Так что данный снимок "Сегежи" - уникальный, на котором видны целых два столба, которые могут сойти за верстовые (но, возможно, ни один из них таковым не является.).


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10037 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 16:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Контрольный вопрос по пройденной теме: зачем ПГ придумал для водопада Воицкий падун название "Сар"?


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10043 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 08 окт 2009, 18:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Контрольный вопрос по пройденной теме: зачем ПГ придумал для водопада Воицкий падун название "Сар"?

Скорее всего, для того, чтобы поверили, что снимки карьеров, бараков для "военнопленных" :) и т.д. действительно
сделаны в Сегеже, которая расположена на Выгозере.

И ведь на этот обман поддался даже местный житель - автор современного сайта о Сегеже ( http://segezha.onego.ru/photo_seg.htm ). Он дает такой комментарий к фотографиям "водопада Сар":
Цитата:
Сейчас, увы, этого водопада нет из-за поднятия уровня воды при строительстве Беломоро-Балтийского канала

И невдомек ему, что на самом деле водопад, изображенный на фотографиях, хотя бы частично сохранился - и именно в той части (средней из трех), которую сфотографировал Прокудин-Горский.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10044 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 12 окт 2009, 18:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Все-таки мнение о том, что "станция Сегеж" - это на самом деле Масельская, недостаточно обосновано.

Единственный факт в пользу этого предположения - то, что фотография 20307 "Железнодорожный поселок у ст. Сегеж" на самом деле сделана в Масельской. У этой фотографии - метка 94. После нее следуют две фотографии мифической "станции Черной" (метки 96 и 97; возможно, что это Масельская) и еще одна достоверная фотография Масельской - 20306 (метка 98), которая, однако, и не была отнесена Прокудиным-Горским к Сегеже, а неопределенно названа "Тип железнодорожной постройки".

Далее следуют восемь фотографий, прямо или косвенно (по расположению контрольных снимков в альбоме) отнесенных к Сегеже (метки с 100 по 109, с отсутствующими метками 104 и 105). После этого - по меньшей мере, четыре фотографии (метки 110, 111 и две повторяющиеся метки 112), достоверно сделанные в Надвоицах и изображающие водопад Воицкий падун (получивший выдуманное (скорее всего) название "Сар").

Итак, восемь фотографий из девяти, отнесенных к Сегеже, расположены по номерам меток между достовеорными фотографиями Масельской и достоверными фотографиями Надвоиц. Ни для одной из этих восьми фотографий пока не удалось уверенно установить, где они на самом деле сделаны. По номерам меток можно сказать только одно: эти фотографии сделаны где-то на отрезке пути от Масельской до Надвоиц, включая также начальный и конечный пункты. Сегежа тоже находится на этом отрезке, и, в принципе, у нас даже нет оснований для того, чтобы утверждать, что эти фотографии сделаны не в Сегеже! Есть только общие соображения о конспирации (которые, кстати, на этой части пути уже тоже не так уж бесспорны: и Медвежья Гора, и Сорока, и Кемь помещены большей частью под своими истинными названиями).

Если все-таки считать, что под названием "Сегеж" скрыта какая-то другая станция (а я все-таки интуитивно чувствую, что это так!), то почему бы этой станцией не быть Надвоицам? Именно в этом случае изобретение названия "Сар" будет выглядеть наиболее логично: Воицкий водопад не должен быть назван, чтобы не была узнана станция.

Косвенное свидетельство того, что "Сегеж" - это, может быть, Надвоицы, - фотография бараков для строителей (конечно, не для военнопленных) в Надвоицах http://www.rkna.ru/exhibitions/mrw/view ... life&img=1 . Эти бараки похожи на те, которые изображены на фотографии 20312, названной "Бараки для военнопленных у ст. Сегеж": http://s53.radikal.ru/i141/0910/0a/6a189214426e.jpg . В отличие от других бараков, снятых предположительно в Кондопоге, здесь мы видим не маленькие окошки наверху, а полноценные большие окна. (Т.е. в Кондопоге был один тип бараков, а в Надвоицах - другой.)

Но все это - тоже только предположение. Пока для восьми фотографий из девяти, отнесенных к Сегеже, можно с высокой степенью вероятности назвать только довольно большой отрезок железной дороги - от Масельской до Надвоиц.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10065 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 12 окт 2009, 20:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Да, Мурманский альбом тот ещё ребус!
Сергей! Я уже писал, что на снимке "Общ. вид ст. Сегеж" изображено всё что угодно, но не станция, и не разъезд (каковыми были в 1916 г. Сегеж и Надвоицы). На станциях и разъездах путь двухколейный как минимум. Меня поражает, что этот элементарный факт забывают даже на железнодорожных сайтах, когда разглядывают работы ПГ. Таков уж гипноз его подписей!
Полагаю, что на снимке "Общ. вид ст. Сегеж" изображен просто кусок пути в окрестностях некоей станции (почти на 100% уверен - Масельской). Зачем это снималось? С единственной целью - подготовить материал для дезы. Для этого же повесили нелепую табличку с подложным верстовым номером. Да, согласен, в данном случае работа очень грубая, но все верят!
Вне всякого сомнения, дезинформация готовилась уже в процессе съемок, поэтому нет ни одного вида станции севернее Петрозаводска. Только одна станция показана - Сорокская бухта, но Сороки были международным портом в то время, проще говоря, проходным двором. Иностранцы там постоянно находились и скрывать что-либо не было не смысла, ни возможности.
Интуиция мне пока подсказывает, что Сегежу ПГ вообще не снимал. Номера снимков перепутаны в пределах одного дня съемок как обычно для Мурманского альбома.
Согласен, что название знаменитого уже в то время водопада Воицкий падун была заменено на вымышленное "Сар" с единственной целью - избежать упоминания Надвоиц. По логике нашей конспиративной теории там рядом должен был быть третий (после Кондопоги и Масельской) лагерь военнопленных. Но подтверждения я пока не нашел.
Кстати, узнал на днях, какой смысл был "прятать" эти лагеря. В условиях почти полного отсутствия охраны военнопленных на железных дорогах в 1916 г. началось регулярное бегство с Мурманки. Бежали в соседнюю Финляндию, где немцев с радостью укрывали и переправляли в Швецию.
В том же 1916 г. в Стокгольме немцы учреждают Общество содействия побегам с Мурманки (Fluchthilfe), в задачи которого входила организация побегов с помощью финских проводников.
Кстати, снимок LC-DIG-prokc-20279 с военнопленным - постановочный и очередная деза. К лету 1916 г. военнопленных, работающих на ж.д., уже никто не охранял (не хватало войск). Но это считалось военной тайной, поэтому у противника пытались создать мнение, что лагеря хорошо охраняются.
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpg


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10066 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 13 окт 2009, 07:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Кстати, узнал на днях, какой смысл был "прятать" эти лагеря. В условиях почти полного отсутствия охраны военнопленных на железных дорогах в 1916 г. началось регулярное бегство с Мурманки. Бежали в соседнюю Финляндию, где немцев с радостью укрывали и переправляли в Швецию.
В том же 1916 г. в Стокгольме немцы учреждают Общество содействия побегам с Мурманки (Fluchthilfe), в задачи которого входила организация побегов с помощью финских проводников.
Кстати, снимок LC-DIG-prokc-20279 с военнопленным - постановочный и очередная деза. К лету 1916 г. военнопленных, работающих на ж.д., уже никто не охранял (не хватало войск). Но это считалось военной тайной, поэтому у противника пытались создать мнение, что лагеря хорошо охраняются.
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpg

Не можете ли Вы назвать источник этой информации? А также информации о том, что в Масельской был лагерь военнопленных.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10068 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 13 окт 2009, 07:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Сергей Прохоров писал(а):
Слава писал(а):
Кстати, узнал на днях, какой смысл был "прятать" эти лагеря. В условиях почти полного отсутствия охраны военнопленных на железных дорогах в 1916 г. началось регулярное бегство с Мурманки. Бежали в соседнюю Финляндию, где немцев с радостью укрывали и переправляли в Швецию.
В том же 1916 г. в Стокгольме немцы учреждают Общество содействия побегам с Мурманки (Fluchthilfe), в задачи которого входила организация побегов с помощью финских проводников.
Кстати, снимок LC-DIG-prokc-20279 с военнопленным - постановочный и очередная деза. К лету 1916 г. военнопленных, работающих на ж.д., уже никто не охранял (не хватало войск). Но это считалось военной тайной, поэтому у противника пытались создать мнение, что лагеря хорошо охраняются.
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20279v.jpg

Не можете ли Вы назвать источник этой информации? А также информации о том, что в Масельской был лагерь военнопленных.


Если в Яндексе ввести "шведский красный крест мурманская 1916" то вторым номером выскочит документ в формате пдф - статья из военно-исторического журнала за 2006 г.
Если в том же Яндексе ввести "русская контрразведка 1917", то выскочит целая монография, одна из глав которой посвящена активным операциям русской контрразведки (включая различные мистификации), направленным на предотвращение немецких диверсий на железных дорогах во время Первой мировой. Там про ситуацию с охраной пленных.
Насчет Масельской всё элементарно. Там есть два кадра с карьерами, на которых порода грузится на ширококолейные платформы. На этих кадрах видны фигуры в австрийских мундирах, т.е. пленные. Понятно, что перед нами не Мурманская магистраль, т.к. карьерные разработки не могут вестись вдоль её полотна (движение бы встало). Значит это ветка. А на всем маршруте от Медгоры до Кеми широколейная ветка была только у Масельской. Даже в Кеми до порта пустили узкоколейку. Как говорится, остается сложить дважды два.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10069 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 13 окт 2009, 08:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 сен 2008, 11:30
Сообщений: 1344
Откуда: Санкт-Петербург
Слава писал(а):
Если в Яндексе ввести "шведский красный крест мурманская 1916" то вторым номером выскочит документ в формате пдф - статья из военно-исторического журнала за 2006 г.

Спасибо, Слава. Прочитал с большим интересом - и с огромной обидой за Россию, которая уже в это время катилась в пропасть.

Слава писал(а):
Насчет Масельской всё элементарно. Там есть два кадра с карьерами, на которых порода грузится на ширококолейные платформы. На этих кадрах видны фигуры в австрийских мундирах, т.е. пленные.

Я внимательно просмотрел эти две фотографии (крупные изображения с сайта Вейников, в том числе и отдельно по цветовым каналам) - и ничего такого не нашел.

На фотографии "карьера Киросского" на переднем плане стоит военный в подозрительном головном уборе (но все же это или помятая русская фуражка, или кепка - но не австрийская высокая фуражка). И еще есть некоторые очень смутно различимые фигуры, о которых трудно сказать что-то определенное.

На фотографии "карьера у станции Сегеж" я вообще не нашел человеческих фигур.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10070 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 13 окт 2009, 08:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Некоторые цитаты из книги:
«Военные Исследования Греков Н.В. Русская контрразведка в 1905–1917 гг.»

http://wcry.narod.ru/grekov/03.html

Глава III. Реализация мероприятий государственных органов России по выявлению и пресечению разведывательной деятельности противника на территории тыловых военных округов в период Первой Мировой войны. 1914-1917 гг.

Исходным пунктом разведывательной работы "всех видов" против России была Швеция. Во-первых, через нее пролегал кратчайший путь из центра Европы в Россию, во-вторых, многие шведские политики симпатизировали Германии и последняя надеялась втянуть Швецию в войну с Антантой, в третьих, между Россией и Швецией в годы войны завязались тесные торговые отношения, сопровождавшиеся естественным ростом миграции населения, что легко было использовать для засылки агентов в русский тыл.

Значение этого канала переброски агентуры возросло осенью 1915 г. после того, как на Восточном фронте война приобрела позиционный характер. Роль тайной агентуры, как прифронтового тактического средства разведки, уменьшилась из-за трудности переброски агентов через боевые линии, поэтому возросла нагрузка на агентуру, действовавшую через Скандинавию и Румынию, до 1916 года сохранявшую нейтралитет.

Из Швеции операциями германской разведки руководили посол в Стокгольме барон фон Люциус и военный атташе майор Фредерици. Разведка Австро-Венгрии имела своим представителем в Скандинавии военного атташе полковника Штрауба. Его деятельность распространялась главным образом на Петербургский военный округ. За районом Одесского военного округа "наблюдал" майор австрийской разведки Ранд, военный атташе в Бухаресте{170}.

С большим подозрением русские власти относились к поездкам по сибирским лагерям делегатов австро-германских организаций Красного Креста. Нередко поведение членов делегаций давало реальные для этого основания. Как правило, в поездках по России немецких сестер милосердия (или иных уполномоченных) сопровождали представители нейтральных государств, представители Российского общества Красного Креста и русские офицеры. Последним было поручено следить за тем, чтобы представители Красного Креста не занимались шпионажем{246}.

Легальным каналом проникновения в Россию агентов разведки противника власти считали частые поездки иностранных делегаций Красного Креста для обследования условий существования пленных в сибирских лагерях. Начальник штаба Омского округа барон Таубе 18 июня 1916 года в связи с ожидаемым прибытием в Сибирь представителей Шведского Красного Креста, приказал "беспрепятственно допускать делегатов во все места размещения пленных, но не иначе, как только в сопровождении русского офицера, знающего немецкий язык...{247}.

Барон предупреждал, что "всякая переписка", оказавшаяся среди предназначенных к раздаче пленным вещей, должна быть "в спешном порядке процензурована", а самим делегатам разрешается только раздача подарков и выяснение "степени нужду" военнопленных. Власти должны были принимать все меры к "скорейшему окончанию делегатами возложенной на них миссии, дабы они не задерживались без нужды в одном месте лишнее время". Иными словами, генерал Таубе предлагал относиться к представителям Красного Креста как к шпионам, имеющим дипломатическую неприкосновенность.

В Сибири вероятность работы китайцев на Германию не вызывала ни малейших сомнений со стороны властей. Эту гипотезу приняли легко и сразу. Начальник штаба Иркутского округа 4 августа телеграфировал начальникам жандармских полицейских управлений Сибирской и Забайкальской железных дорог: "Германия направила из Китая партии и одиночных китайцев для внезапных разрушений... мостов и тоннелей"{33}.

Наиболее серьезной русские власти считали угрозу диверсий на линии Транссибирской магистрали, которая в годы войны приобрела особое значение для империи.

Столь напряженная работа северных и сибирских железных дорог не могла не привлечь внимание противника. Австрийская разведка задалась целью расстроить движение на участке Архангельск-Вологда, чтобы отрезать доступный флоту союзников порт от центра России.

Организация диверсионных актов на дороге была поручена австрийскому военному атташе в Швеции, полковнику Е. Штраубу, но все попытки взорвать полотно дороги окончились неудачей{191}.

Чтобы выйти на германскую агентуру в России и предотвратить диверсии, охранка затеяла сложную игру с немецкой разведкой. 18 ноября 1914 года подполковник Эргардт в докладе заведующему заграничной агентурой Департамента полиции А.А. Красильникову предложил поддержать иллюзию активности "революционеров-диверсантов" и обеспечить доверие к ней со стороны германской разведки путем публикации в столичных газетах ложных сообщений о взрывах мостов без указания конкретного места, где якобы совершена диверсия. Это должно было стать доказательством того, что "дело начало осуществляться" и немцы "будут ожидать спокойно дальнейших событий, не сомневаясь в успехе, и не будут искать других средств к выполнению задуманного ими плана..."{192}.

Для германской разведки диверсии на сибирских дорогах были крайне желательной, но и трудновыполнимой задачей. Засылка диверсантов в Сибирь, а тем более транспортировка взрывчатки, были сопряжены с большими трудностями и имели мало шансов на успех. Легче было бы действовать с территории Китая. Линии Забайкальской и Уссурийской железных дорог находились в непосредственной близости от китайской границы, не говоря уже о проходившей по Китаю КВЖД.

Начальник жандармского полицейского управления КВЖД полковник Горгопа, регулярно посылавший в штабы Иркутского и Приамурского округов бездоказательные сообщения о якобы замышляемых немцами и китайцами диверсиях на дороге, теперь нашел подтверждение собственным страхам.

Под негласным наблюдением жандармов уже давно находился американский консул в Харбине Т. МО3ер. По сообщениям агентуры вокруг него сплотилась группа лиц, "оказывавших содействие бегавшим из Сибири германским пленным". Кроме того, из кабинета консула агенты выкрали 5 фотографий железнодорожного полотна, предполагая, что это снимки участков Транссибирской магистрали.


Проводя колоссальную работу по организации охраны Транссибирской магистрали, власти сами же ставили под угрозу безопасность железных дорог, привлекая к их обслуживанию военнопленных.

До войны и в первые ее месяцы, сама мысль об использовании труда пленных солдат противника в полосе отчуждения железных дорог казалась чудовищной нелепостью. 30 сентября 1914 г. командующий Омским военным округом приказал начальникам гарнизонов" иметь за всеми военнопленными, в особенности за офицерами, строжайший надзор". По мнению командующего, главное — не позволять пленным приблизиться к железной дороге: "Воспрещаю пленным подходить к железнодорожным путям ближе одной версты, появляться на вокзалах и всех дорожных сооружениях, виновных немедленно арестовывать и под конвоем отправлять на гауптвахту".

Однако администрация дорог имела свой взгляд на эту проблему и тайком от штаба округа начала использовать бесплатный труд пленных на разгрузке вагонов. Узнав об этом, начальник штаба Омского округа 13 ноября 1914 г., официальным письмом напомнил управлениям Сибирской и Омской дорог о "воспрещении командующим допуска военнопленных ко всякого рода работам в полосе отчуждения"{216}.

Строгости держались недолго. К декабрю 1914 г. военные дрогнули и пошли на уступки железнодорожникам. "В виде исключения" командующий позволил допустить пленных к погрузочным работам на станции Тура

Не только сибирские, но и все дороги России стремились заполучить в свое распоряжение военнопленных. Разгоревшийся осенью 1914 года в Петрограде спор между МПС и военными о целесообразности использования труда военнопленных на железных дорогах, зимой 1915 г. закончился победой железнодорожников.


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10071 [ссылка на это сообщение]   
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Мурманская железная дорога"
СообщениеДобавлено: 13 окт 2009, 09:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 май 2008, 13:10
Сообщений: 2010
Откуда: Москва
Военнопленный в "беретке" на карьере - германец в feldmuetze:
http://www.grantsmilitaria.com/militari ... sp?key=422

Два снимка, в названии которых упоминается станция "Черная", сделаны, на мой взгляд, как раз на ветке, ведущей от Масельской к карьерам. Там виден поезд с платформами, в состав которого включен вагон Прокудина-Горского. Очевидно, "магистральный" локомотив и остальная часть состава ПГ осталась дожидаться на станции Масельская.
На снимке хорошо видна фигура в австрийском мундире:
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение  
Сообщение №10072 [ссылка на это сообщение]   
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 648 ]  На страницу Пред.  1 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 44  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет