Храмы России
http://temples.ru/forum/

Волга от истока до бейшлота.
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=33&t=4619
Страница 1 из 2

Автор:  Слава [ 13 мар 2010, 10:49 ]
Заголовок сообщения:  Волга от истока до бейшлота.

В завершение (покамест) верхневолжской темы.
Снимок "Черемуха", который с моей подачи был у нас записан как "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой".
Изображение
После внимательного изучения снимков озера Стерж я несколько скорректировал своё мнение. Авторское название "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой" предназначалось для другого снимка, а именно для LC-DIG-prokc-21096 "Озеро Стерж":
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc/21000/21096v.jpg">http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21096v.jpg
В действительности только на этом снимке мы видим озеро Стерж с впадающей в него Волгой.
Что касается "Черемухи", то авторское название нам не известно (но есть шанс узнать его в скором времени). Пока предлагаю следующее названиие "Река Волга с моста у деревни Коковкино перед впадением в озеро Стерж". Современный вид с того же мостика: http://www.panoramio.com/photo/14278133">http://www.panoramio.com/photo/14278133
В этом месте речные воды, вероятно, уже переходят в озерные, поэтому течения не видно. Но с обывательской точки зрения этот вид никак не мог быть воспринят как "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой".
Но это ещё не всё.
LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж".
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc/21000/21094v.jpg">http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21094v.jpg
Поразительно, но никто до сих пор не заметил, что на снимке не Новинки-Первинка, а деревня Коковкино на противоположном берегу Стержа. На "нашем" берегу деревня Первинка присутствует где-то недалеко, но в кадре от неё ничего нет, поэтому нынешнее название неуместно.
У меня заняло целую неделю, чтобы понять: LC-DIG-prokc-21096 "Озеро Стерж" и LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж" - это вид одной и той же деревни, только в другом ракурсе. На первый (а также на третий, пятый) взгляд это казалось совершенно невозможным ввиду полного несходства местности и расположения деревенской застройки. Разница состоит однако в том, что на первом снимке мы видим целый куст деревень (Коковкинский), а на втором - только саму деревню Коковкино.

Итого, предлагаю следующие изменения.
В таблицу идентификаций:
"Река Волга с моста у деревни Коковкино перед впадением в озеро Стерж" вместо "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой"
"Деревня Коковкино. Озеро Стерж" вместо LC-DIG-prokc-21094 "Деревня Новинки. Озеро Стерж"
В Таблицу уточнений:
"Озеро Стерж с впадающей в него Волгой" вместо "Озеро Стерж" LC-DIG-prokc-21096 (более правильное авторское название). При этом в примечании обязательно указать "На снимке изображен также Коковкинский куст деревень".

Автор:  DMITRY [ 31 авг 2011, 20:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

"Бабайка"

[1848]

Скорее "дедушка" по возрасту.
Записать в прим.: "В тюркских языках "баба", "бабай" означает "дедушка".

........................................................................

Волга ниже бейшлота

[2331] [1124]

Снимок 2331 необработан, но ошибки в названии нет.

Изображение

Автор:  DMITRY [ 04 авг 2014, 20:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Волговерховский женск. монаст. Строющийся храм Преображения Господня. Деревянный храм во имя Св. Николая Чудотворца в память 17 октября.

[1091] Изображение

Крушение царского поезда произошло между станциями Тарановка и Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги 17 октября 1888 г. ...
Счастливое спасение царской семьи было ознаменовано многочисленными богослужениями, а впоследствии – сооружением многих храмов и часовен, устройством благотворительных учреждений, установлением стипендий.

http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=272901

Скорее всего церковь построена в честь этого события, дата которого в то время было столь известна, что не требовала упоминания года.

В прим.:
Храм Св. Николая Чудотворца построен в память спасения Имп. Александра III и царского семейства во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 г.

Автор:  DMITRY [ 04 авг 2014, 20:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Исток Волги [у деревни Волгино-Верховье].

[1090] [1218]

В Осташковском уезде, Тверской губ., среди болот и трясин, стоит ветхая деревянная часовня.
В часовне пусто. Только в левом углу стоит единственный и без всяких украшений образ Спасителя, даже скамейки нет. Мало того, нет ни лесенки ко входу, ничего-либо похожего на мостики через болото, если не считать за таковые две-три толстые полусгнившие коряги.
Посреди часовни небольшой сруб, уходящий под пол, в болото. Течения никакого незаметно.


Г.Демьянов "Путеводитель по Волге.", 1898 г.

Часовня могла называться Спасской, но, вероятно, названия никто не знал в округе. К тому же фотограф, вообще, ее не упомянул ее в подписях к снимкам истока.


Ключ в часовне, из которого берет начало Волга, назывался в народе Иорданью.
(описание генштаба, 1861 г.; путеводитель, 1903 г.)

Изображение
первый мост через Волгу

Автор:  DMITRY [ 04 авг 2014, 20:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Верхневолжский бейшлот.

[1124] [1126] [1127]

На 4 версты ниже озера Волго устроено замечательное гидро-сооружение - верхне-волжский бейшлот.
Со вскрытием рек, в бейшлот вставляются щиты, задерживающие воду, отчего все четыре озера- Стерж, Овселук, Пено и Волго- соединяются в одно, и на всем 80 верстном протяжении Волги, от истока до бейшлота, образуется запасное водохранилище, известное под названием верхне-волжского бассейна.
Подпираемая бейшлотом вода бассейна поднимается выше нормального уровня на 7,5 аршин [5м 33см]. В октябре, с наступлением заморозков, шлюз открывается на всю зиму и вода понижается до нормального уровня.
Назначение бейшлота состоит в том, чтобы во время мелководия повышать уровень воды в Волге; с этой целью, смотря по надобности, открывается один или два щита.


Изображение

При открытии всех щитов, шлюз простирает свое влияние более, чем на 500 верст [до устья Мологи]. Понятно, что по мере удаления от бейшлота, влияние его уменьшается. Так, например, когда уровень у Ржева повышается на 16 вершков [71 см], у Мологи всего на 1 вершок [4,4 см]. Но и этот вершок является спасительным для судов, совершенно неожиданно засевших на мели в следствие быстрой убыли воды в Волге.
Настоящая Волга, не прерываемая ни озерами, ни искусственными сооружениями, начинается за бейшлотом. Только отсюда возможно судоходство, как сплавное, так и взводное.


Верховье Волги, 1884 г.

Автор:  DMITRY [ 28 мар 2015, 11:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Исток Волги [у деревни Волговерховье].

[1218] [1090]

«Руниверс» http://www.runivers.ru/
http://www.runivers.ru/bookreader/book481166/#page/528/mode/1up
«Нива» №22 1893 г.:

Исток Волги

Родом наша красавица из Тверской губернии, Осташковского уезда, Залесской волости, уроженка деревни Волговерховья. Колыбелью ей служит деревянный сруб-колодезь, над которым поставлена небольшая часовенка. Кругом болото, питающее влагою небольшой, новорожденный ручеек, который скромно пробирается под соседним пригорком и, сделав два-три изгиба, исчезает в окружавшем местность лесу.
Первая постройка на берегу Волги – старая кузница, позади которой, на пригорке, раскинута деревня Волговерховье. Деревня не велика, но расположена довольно живописно.
Выйдя из леса, Волга принимает в себя первый приток-ручей Персянку, затем встречает на пути два озерка: Малый и Большой Верхиты, за которыми проходит целый ряд больших озер: Стерж, Овселук, Пено и Волго. При выходе из последнего, она навсегда прощается с озерной страною и направляется ко Ржеву уже настоящей полноводною рекою.

Илья Тюменев

Вид на исток Волги:
http://www.runivers.ru/bookreader/book481166/#page/513/mode/1up

Автор:  Юрий Красильников [ 05 май 2016, 17:38 ]
Заголовок сообщения:  Корякино, Соблаго, исток Зап. Двины.

Фото 1214:

[1214]

Изображение

На противоположном берегу - деревня, слева от нее - поле или луг.

Слева и справа - два маленьких островка (или полуостровка) - узких, на левом - мелкие деревца, на правом - три березы и мелкие кусты.

А вот Корякино из космоса: https://www.google.ru/maps/@56.8620712,32.5395523,1818m/data=!3m1!1e3?hl=ru

Как-то не похоже. Посреди озера - крупный остров, густо заросший, никаких мелких островков или мысов не видно, и где могла быть деревня - тоже не очень понятно.

Короче, у меня серьезные сомнения в правильности подписи.

Автор:  Юрий Красильников [ 06 май 2016, 14:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Озеро Корякино - или нет?

Развитие темы.

По моим прикидкам, до домов деревни от точки съемки - метров 900.

Поэтому единственная возможная точка съемки (по расстоянию от деревни и по ракурсу дальнего берега) - это на берегу озера, где-то вблизи истока из озера ручья Двинец.

Вот карта 1941 г. с указанием места деревни (сейчас от нее ничего не осталось, судя по спутниковым снимкам):
http://www.etomesto.ru/map-rkka_o-36-v/?find=1&z=1&x=32.540790145428&y=56.861423850675&gpson=0

Тогда получается, что слева на фото - остров на озере, а справа - мыс на ЮВ берегу озера.

Координаты поставлены: http://prokudin-gorskiy.ru/onmap.php?ImageID=1716

Автор:  Юрий Красильников [ 06 май 2016, 15:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Сдублирую тут замечание к фото 1089

[1089]

Точка съемки 1089: http://prokudin-gorskiy.ru/onmap.php?ImageID=1717

Разумеется, очень примерно, из соображений, что исток - где-то рядом, а направление съемки, судя по солнцу, на север (тоже очень большой плюс-минус).

Кстати, у ПГ в описании ошибка. "Место истока Западной Двины около дер. Корякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда" - там от оз. Пено не три версты, а все 11. Можно в примечаниях отразить.

Автор:  DMITRY [ 16 май 2016, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Место истока Западной Двины около дер. Корякино в [10] верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.

[1089]

… близ городка Пено … Корякинское болото. Из его южной части вытекает Анучинский ручей, который официально признан истоком реки Западная Двина,… Примерно через шестьсот метров Анучинский ручей впадает в … озеро Корякино.
http://baltnews.lv/news/20160430/1016286210.html

С минусом 600 м – верст 10 до оз. Пено.

Этот снимок в книге А.Ященко «Начальное землеведение», изд 1916 г. подписан:
"Лесной ключ в 13 верстах от истока р. Волги; считается началом р. Западной Двины".
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=11&p=3987&hilit=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE#p3987

Место истока:
http://engelgardt-lj.livejournal.com/17208.html

Вложения:
1089.jpg
1089.jpg [ 158.48 KiB | Просмотров: 3292 ]

Автор:  DMITRY [ 16 май 2016, 14:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Озеро Корякино - или нет?

Сушка сетей на оз. Корякино.
[1214]

Возможно ли сделать этот снимок с острова?

Вложения:
k.jpg
k.jpg [ 154.63 KiB | Просмотров: 2072 ]

Автор:  Юрий Красильников [ 16 май 2016, 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Озеро Корякино - или нет?

DMITRY писал(а):
Сушка сетей на оз. Корякино.
[1214]

Возможно ли сделать этот снимок с острова?


Не думаю. Во-первых, слишком близко от острова до деревни. Где-то 400 метров. По моей оценке, от места съемки до деревни 900 метров. Вряд ли ошибка более чем в два раза.

Во-вторых, кусты на воде слева (да и справа) на полпути к деревне - если снимать с острова, им неоткуда взяться, а если оттуда, откуда я предположил, то это тот самый остров и есть.

Автор:  Юрий Красильников [ 16 май 2016, 15:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

DMITRY писал(а):
Место истока Западной Двины около дер. Корякино в [10] верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.

[1089]

… близ городка Пено … Корякинское болото. Из его южной части вытекает Анучинский ручей, который официально признан истоком реки Западная Двина,… Примерно через шестьсот метров Анучинский ручей впадает в … озеро Корякино.
http://baltnews.lv/news/20160430/1016286210.html

С минусом 600 м – верст 10 до оз. Пено.


Минус вряд ли нужен - ручей течет с севера, а оз. Пено - к востоку.

DMITRY писал(а):
Этот снимок в книге А.Ященко «Начальное землеведение», изд 1916 г. подписан:
"Лесной ключ в 13 верстах от истока р. Волги; считается началом р. Западной Двины".
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=11&p=3987&hilit=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE#p3987

Место истока:
http://engelgardt-lj.livejournal.com/17208.html


Что же это у них за вёрсты такие??

По яндекс-картам от истока Двины до Волговерховья по прямой - 43 км или чуть-чуть поменее.

По Вики верста - 1066,8 метров. Стало быть, 43 км - это 40 верст с небольшим.

Автор:  DMITRY [ 16 май 2016, 17:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Примечания к Волжскому альбому

Юрий Красильников писал(а):
[1089]
Что же это у них за вёрсты такие??
По яндекс-картам от истока Двины до Волговерховья по прямой - 43 км или чуть-чуть поменее.
По Вики верста - 1066,8 метров. Стало быть, 43 км - это 40 верст с небольшим.

Эти 13 вёрст они считали от истока Волги из оз. Пено - ок. 14 км. Почему-то я также считал и сразу добавил озеро Пено в прим.: "Лесной ключ в 13 верстах от истока р. Волги [из оз. Пено]; ..."

Автор:  Юрий Красильников [ 17 май 2016, 13:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Озеро Корякино - или нет?

Дмитрий, я взял на себя смелость на карточке снимка приписать пояснение к дер. Корякино - "ныне несуществующая".

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/