Церковь Николая Чудотворца в Едоме (
http://temples.ru/card.php?ID=16200 )
Из книги: Святое Пинежье (книгу приобрели в Карпогорах)
Вверх по течению Пинеги, в нескольких километрах от Кевролы, на высокой щелье стоит Чухченемский погост. Своим названием он обязан деревне Чухченемь, ныне уже не существующей. Расположенная у подножия щельи она в период половодий постоянно затапливалась, и жители со временем переселились в окрестные деревни. Несколько семей перебрались на угор поближе к погосту. Так возникла небольшая деревушка Едома (одна из самых живописных на Пинежье, поскольку в ней сохранились не только старые дома, амбары, колодцы и прочие хозяйственные постройки, но и архаический – свободный – порядок их расположения на местности)
От Едомы через небольшой перелесок проложена прямая дорога к Чухченемскому погосту. Идущему по ней, погост открывается постепенно: сначала показывается верхушка колокольни (1798г); по мере приближения она словно вырастает из-под земли. При выходе на поляну, раскинувшуюся по крутому склону реки, открывается великолепный вид на весь сакральный комплекс, на речной изгиб и на расположенную в пойме противоположного берега деревню Шардомень.
Место это дышит покоем, уединенностью и одновременно величием
“Старики сказывали, что церковь хотели строить на другом берегу, в Церковой. Будто и лес строительный туда уже пригнали с верховой. Легли спать, а на утро смотрят – плоты на другом берегу у щельи оказались. И сколько раз ни перегоняли – на другой день они опять на том же месте оказывались. Не допускал, видать, Господь церковь до другого места. Делать нечего – тут и поставили. Оно и ладно. Место хорошее. Да ты глянь – отсюда всю округу видать! Божье место! Потому и не разорили нашу церковь. Которы сожгли, которы разобрали, а наша стоит. Хотели ее в Малые Корелы свезти, да Господь не дал”
От былого погоста до наших дней сохранились колокольня и Никольская церковь (1698г), освященная в 1700г. Отремонтированная и обшитая в 1891 году она почти не изменила своего первоначального облика.
Знаток древней деревянной архитектуры М.И. Мильчик так описывает этот тип храмовых построек: “Тип Чухченемского храма – шатер на крещатой бочке. Шатер здесь стоит не на восьмерике, как обычно, а на квадратном в плане четверике, к которому с одной стороны прирублен алтарь, с другой – трапезная. В шатер с четырех сторон врезаются бочки. Бочки увенчаны четырьмя главками, сидящими на круглых, в форме усеченного конуса шеях. Такой тип храма возник не раньше XVII века. Появился он в то время, когда правящее духовенство начинает запрещать строить шатровые церкви как не соответствующие “преданиям” и типам византийских храмов. Шатры испокон веков покрывали крепостные башни, форма их перекликалась с высокими пирамидальными елями, более всего отвечала народным представлениям о красоте сооружения. Так и появилась форма, оригинально соединившая излюбленный народом шатровый верх и требуемое церковью, пятиглавие”
Рядом с храмом в лесочке находится старинное заброшенное кладбище. В отсутствии оград замшелые кресты с небольшими хоромцами почти сливаются с деревьями, и могилы среди них с трудом различимы.