Храмы России
http://temples.ru/forum/

Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3683
Страница 1 из 3

Автор:  Aml [ 07 окт 2008, 19:28 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
чисто как-то всё, провода электрические, заводы, железные дороги, техника...Где ж мол разруха, где отсталая Россия?

Все больше убеждаюсь, что это именно та Россия, которую от нас тщательно скрывали последние 80 лет.

Позволю себе маленький оффтопик. Тут в одной из тем обсуждались "электрические провода". Точнее, их обилие на городских снимках. Однако, этому вряд ли стоит удивляться. Электричество уже в первые годы XX века уже активно использовалось даже в быту. Недавно листал книгу 1903 года издания "Электричество во всех его применениях". Там описано использование очень многих привычных нам электроприборов: электрических чайников, самоваров, утюгов, кофеварок, дрели, плойки, паяльника, сварочного аппарата и многого другого... Вплоть до домашней охранной сигнализации!
Посмотрел также книгу "Практические задачи по обустройству электрического освещения" 1888 года издания. Изложенный материал во многом актуален до сих пор. А "Справочная книга для электропрактиков" 1903 года - вообще вполне годится в качестве современного учебного пособия. Вот вам и "немытая Россия".

Автор:  Елена [ 07 окт 2008, 22:53 ]
Заголовок сообщения: 

Сейчас вспомнила свой первый сведенный снимок ПГ.
Тверская губерния, Корчевской уезд.
http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=1210
Я долго возилась с небом, очень много там было дефектов мелких, пятна, размывы, полоски какие-то... и я это все старалась тщательно почистить.
И только сейчас мне в голову пришло, что это были за полоски, тянувшиеся позади церкви по всей горизонтали кадра... Помчалась скачивать TIFF и увидела то, что ну никак не ожидала там увидеть ещё и год назад. С ума сойти.
Изображение

Но это село, не губернский или уездный город. Это село! Откуда там электричество?

Автор:  Юрий Красильников [ 07 окт 2008, 23:39 ]
Заголовок сообщения: 

Елена писал(а):
Но это село, не губернский или уездный город. Это село! Откуда там электричество?


Мне кажется, это телеграф. Линия в уезд или в другую губернию.

Автор:  Елена [ 08 окт 2008, 00:00 ]
Заголовок сообщения: 

Юрий Красильников писал(а):
Мне кажется, это телеграф. Линия в уезд или в другую губернию.


Ну хоть не электричество! :)))

Интересно, насколько глубоко был распространён телеграф? И тоже самое электричество?
Насколько вероятно обнаружить их в деревнях и селах?

Автор:  Елена [ 08 окт 2008, 00:01 ]
Заголовок сообщения: 

Хотя, это уже получается оффтопик... :(

Автор:  Юрий Красильников [ 08 окт 2008, 08:16 ]
Заголовок сообщения: 

Елена писал(а):
Интересно, насколько глубоко был распространён телеграф? И тоже самое электричество?
Насколько вероятно обнаружить их в деревнях и селах?


Хоть действительно оффтопик :( - но вопрос интересный. Стал искать в инете про развитие телеграфа в России и... очень мало что нашел. Видимо, Aml в чем-то прав - не афишировались достижения царизма в СССР, и по инерции и сейчас это тянется.

Вот такая цитата со стр. http://webstudio.il4u.org.il/projects/_ ... kozit.html :

Цитата:
Фирма [Сименс и Гальске] заключала один за другим контракты на строительство и эксплуатацию новых магистралей связи: Петербург - Москва, Петербург - Варшава, Москва - Киев, Киев - Николаев - Одесса, Петербург - Ревель - Рига, Петербург - Гельсингфорс и другие. Россия стремительно покрывалась сетью телеграфных проводов. За время с 1852 по 1855 год в России было построено и введено в эксплуатацию около 5200 километров телеграфных линий, а линия Петербург - Варшава, протяженностью свыше 1040 верст, была построена менее чем за полгода.


Надо полагать, что полвека спустя телеграфная сеть стала существенно больше.

И, естественно, линии предпочитали вести вдоль дорог - и строить, и обслуживать проще.

Лена, не лежала ли эта деревня где-то на дороге Тверь-Ярославль, скажем? Тогда междугородная линия там очень даже вероятна.

PS По свидетельству писателя Слепцова ( http://ostashkov.codis.ru/sleptsov.htm ), в моем родном городе в 1861 г. (полтора века назад) действовали телеграфные линии из дома городского главы Ф.К.Савина в городскую думу и в имение его сестры.

Автор:  Елена [ 08 окт 2008, 10:47 ]
Заголовок сообщения: 

Решила вынести наш оффтопик в отдельную тему, мне показалось это интересным.

По существу вопроса:

С этим снимком вообще не все ясно.
У ПГ он изначально подписан как "Никольская церковь. село Сучки (60 в. от Твери)"
http://hdl.loc.gov/loc.pnp/prok.11427

Однако, эта церковь никак не похожа на неё. Почему я так считаю, напишу чуть позже.
Исходя из предположения, что ПГ в большинстве случаев "путается" в пределах правильного направления съемки, я предположила, что это церковь села Сухарино, которое стояло на другой стороне Волги практически напротив Сучков.
Проверить на месте это не представляется возможным — оба села затоплены водами Иваньковского водохранилища.


Вот карта расположения этих двух сел:
Изображение

Однако, в селе Сучки располагалась усадьба князя Гагарина, а на месте современного г. Конаково находилось село Кузнецово с фабрикой знаменитого Кузнецовского фарфора. Село очень и очень развитое в техническом отношении.

Автор:  Юрий Красильников [ 08 окт 2008, 11:04 ]
Заголовок сообщения: 

Елена писал(а):
Решила вынести наш оффтопик в отдельную тему, мне показалось это интересным.


Вполне в тему этого топика и сообщение http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=6896#6896

Еще о телеграфе. Надо бы посмотреть источники, но мне думается. что сто лет назад телеграфная сеть была уже достаточно развита, крупные населенные пункты имели телеграфные станции. Так что ничего удивительного в проводах в селе нет. Линия если и не в это село. то через него.

И - еще припомнился стих графа А.К.Толстого:

А.К.Толстой писал(а):
ОТРЫВОК
(РЕЧЬ ИДЕТ О БАРОНЕ ВЕЛЬО)

1

Разных лент схватил он радугу,
Дело ж почты — дело дрянь:
Адресованные в Ладогу,
Письма едут в Еривань.

2

Телеграммы заблуждаются
По неведомым путям,
Иль совсем не получаются,
Иль со вздором пополам.

3

Пишет к другу друг встревоженный:
«Твоего взял сына тиф!»
Тот читает, что таможенный
Изменяется тариф.

4

Пишет в Рыльск Петров к Сазонову:
«Наши цены поднялись» —
Телеграмма ж к Артамонову
Так и катится в Тифлис.

5

Много вышло злополучия
Через это и вреда;
Одного такого случая
Не забуду никогда:

6

Телеграфною депешею
Городничий извещён,
Что «идёт колонной пешею
На него Hаполеон».

...

23

Городничий изумляется,
Сам в уезд летит стремглав
И в Конторе там справляется,
Что сдано на телеграф?

24

Суть депеши скоро сыскана,
Просто значилося в ней:
«Под чиновника Распрыскина
Выдать тройку лошадей».

<Сентябрь (?) 1871>


Рекомендую прочитать полностью :) [url]http://ru.wikisource.org/wiki/Отрывок_(А._К._Толстой)[/url]

PS К сожалению, url форум не принял, так что желающим прочитать придется скопировать текст между тегами и вставить в адресную строку. Но вообще Алексей Константинович стоит прочтения - и не только этот стих, а и практически все остальное...

Автор:  Сергей Прохоров [ 15 дек 2010, 07:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Скажу кое-что о поездке Прокудина-Горского и его команды по Чусовой.

Как они передвигались по реке? Чусовая на большей части протяжения несудоходна. Остается лодка. Судя по альбому, они двигались вверх по течению. Навергое, тяжело было все время грести против течения?

А вот и эта лодка [0780] ; на фотографии видны те же люди, что и на [0747]:

Вложение:
0780.jpg
0780.jpg [ 37.28 KiB | Просмотров: 2613 ]


А лодка, оказывается, не простая, а моторная. (И грести не надо было.)

Честно говоря, я никогда не слышал о моторных лодках начала XX века. (И даже не очень представляю, как работал этот двигатель с пропеллером.) Но снимок говорит сам за себя.

Может быть, кто-то из участников форума может дать какие-то пояснения?

Автор:  v_v_d [ 15 дек 2010, 09:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Сергей!
Все очень просто и вовсе не удивительно. С развитием авиации в России (Можайский, Уточкин и др.) были также предприняты попытки приспособить новое дело (авиацию и авиационные двигатели) и к другим видам транспорта. На обсуждаемом снимке - аэроглиссер, снабженный авиационным двигателем, скорее всего производства Фарманн, при вращении пропеллера которого лодка и движется вперед (но, увы, с очень плохой защитой пассажиров, и особенно рулевого - страшно представить что произойдет в случае попадания под вращающийсе винт. На снимке винт обрамлен только минимальным количеством дуг, а необходима обрешетка). К моменту поездки П-Г по Чусовой уже довольно таки распространенное средство передвижения. МПС Царской России следило за новинками транспорта и успешно внедряло их.

Автор:  Сергей Прохоров [ 15 дек 2010, 20:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Спасибо. Теперь буду знать.

Автор:  DMITRY [ 25 дек 2010, 13:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Водоподъемная машина Инженера Моргуненкова на канале Императора Николая I близ казенного домика.

[1796]

Сведений об этой водоподъемной машине я не нашел. Но можно попробывать разобраться, как она работает.

Вложение:
1a.jpg
1a.jpg [ 51.04 KiB | Просмотров: 2613 ]

Ротор (то, что в воде) вращается за счет воздействия течения на лопасти. В этом большой "плюс"- не надо электричества. Но есть и "минус"-при скорости вращения менее определенной величины (например, при маленькой скорости течения в засушливый год) подачи воды не будет. Поэтому необходима запруда с перепадом воды.

Вложение:
1b.jpg
1b.jpg [ 39.02 KiB | Просмотров: 2613 ]

Внутрь вода попадает с заднего торца. Вероятно, внутри лопасти сконструированы по аналогии с червяком мясорубки и вращаясь вместе с корпусом они гонят воду вперед. За счет непрерывного притока воды из наполнительной камеры в конусе создается давление и вода через выходное отверстие маленького диаметра (чтобы уход воды не превысел ее приход) выходит в трубу, по которой поднимается наверх, попадает в желоб и далее самотеком по нему. С трубой ротор соединяется эластичной муфтой.
Вероятно, что внутри есть "ноу-хау" (ведь машина названа именем инженера), т.к. сложно представить, как технически создается необходимое давление в конусе для подъема воды на два метра.
Конструкция посередине трубы служит для гашения колебаний и вибрации в трубе. Для безопасности она огорожена забором на берегу (в отличии от пропеллера у глиссера на Чусовой). Скорость вращения высока- на берегу земля мокрая от брызг. Для съемки машина была остановлена. Поперечные бревна (белые линии) на берегу фиксируют опоры ротора в воде.
Человек в светлом пальто сопровождает ПГ в поездке и уже был в кадре снимок 1877   снимок 1891  .

Вложение:
1c.jpg
1c.jpg [ 46.09 KiB | Просмотров: 2613 ]

..........................................................................


МОРГУНЕНКОВ Федор Петрович (1880—1939), гидротехник, ирригатор, мелиоратор, проф. Среднеазиатского ун-та, сотрудник Главводхоза, Гидропроекта.

... план, чтобы направить воды Днепра в Крым разработал незадолго до революции русский инженер Моргуненков. ... плану не суждено было увидеть свет.

В 1915 году Ф.П.Моргуненков предложил проект орошения пустующих земель юго-восточного побережья Каспийского моря зимними и избыточными водами Амударьи. ... После реализации этого проекта, как утверждал Ф.П.Моргуненков, Закаспийский край превратится в "русскую Калифорнию и русский Египет". В 1918 году ... декрет Совнаркома "Об ассигновании 50 миллионов рублей на ирригационные работы в Туркестане и об организации этих работ".

В 1921 году инженер Ф.П. Моргуненков предложил ... оригинальную схему комплексного решения Манычской проблемы. (Манычский канал – это нереализованый проект соединения Каспийского и Азовского морей). В схеме предусматривалось одновременно и устройство судоходного пути, и решение вопросов обводнения и орошения, использования гидроэнергии и водных ресурсов.

"Вопрос о плотине на реке Кенгир ... Первым его определил в 1929 году известный в Средней Азии гидротехник инженер Ф.П. Моргуненков . Он обстоятельно исследовал долины рек Кенгир и Джезды почти на всем их протяжении и первым наметил контур плотины в урочище Досмурза...."

Автор:  DMITRY [ 22 сен 2011, 23:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Двухэтажные вагоны

[0326] в перспективе ст. Сорокская Бухта

Вложение:
a1.jpg
a1.jpg [ 31.83 KiB | Просмотров: 2625 ]

На снимке видны два высоких вагона. Вероятно, товарные для перевозки крупногабаритных грузов.
Часто пишется, что Мурманская железная дорога на момент съемки представляла собой времянку, которую планировалось доводить до требуемых параметров. Но нестандартные вагоны могли уже тогда проходить.
И эти два вагона на снимке ПГ были обычным видом для Российских железных дорог.

Для меня неожиданно оказалось, что двухэтажным вагонам в России в 1916 году уже более 10 лет.
Первый двухэтажный вагон в России был построен ещё в 1905-м году на Тверском вагоностроительном заводе.

Вложение:
a2.jpg
a2.jpg [ 56.23 KiB | Просмотров: 2625 ]

Вложение:
a3.jpg
a3.jpg [ 35.19 KiB | Просмотров: 2625 ]


http://fotki.yandex.ru/users/pollluks/view/437165/?page=0
http://bescker.livejournal.com/401576.html
На Мжд того времени сходы вагонов с рельс были обычным делом и эксплуатировать 2-этажные пассажирские было бы опасно, а главное не было необходимости.

Двухэтажный вагон Сормовского завода на снимке 1907 года фотографа М.Дмитриева впечатляет. (сайт Руниверс http://www.runivers.ru)

ссылка на оригинал http://runivers.ru/gallery/photogallery/photo/38972/original/
http://runivers.ru/gallery/photogallery/photo/?PAGEN_1=412

Автор:  Елена [ 23 сен 2011, 11:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Очень интересно!
Для меня это новость, про двухэтажные вагоны.

Автор:  DMITRY [ 17 янв 2012, 22:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Техническое состояние России до 1917 г. по снимкам ПГ

Лучше рассматривать фонари в этой теме. И по альбомам они находятся в разных местах.
ранее
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14904#p14904
...............................................................................

Керосино-калильные фонари

Мощность спиртового фонаря "Замятин"- 100 свечей, керосино-калильного "МАРС"- 800-1000 свечей.
В рекламе "Замятина" с характерным названием "Все для хозяйки" указываются места использования:

Вложение:
2a.jpg
2a.jpg [ 26.75 KiB | Просмотров: 2613 ]

Это хозяйственно-бытовой фонарь.

Керосино-калильный фонарь- для промышленного использования.
МПС с начала 1900-х годов использовало их на Мариинском канале и Шексне.

И.В.Петрашень:
Вложение:
2b.jpg
2b.jpg [ 75.55 KiB | Просмотров: 2613 ]

.........................................................................

В Ялуторовске не было фонарей, но к 1912 г. в город "пришло" жд ведомство и появились керосино-калильные фонари.

Преимущества этих фонарей в более низкой цене по сравнению с электро-дуговыми. По силе света керосино-калильные фонари не уступают электрическим, а по сравнению со спиртовыми и просто керосиновыми- светят в разы мощнее.

МПС того времени- технологически продвинутое министерство, закупает современное оборорудование, но и считает деньги. Поэтому ведомство использует керосино-калильные фонари.
Например, на Мурманской жд в Петрозаводске устаревший тип фонаря, вероятно, керосинового.
[0244]

Вложение:
2d.jpg
2d.jpg [ 36.3 KiB | Просмотров: 2613 ]

А на причале в Сороцкой бухте- керосино-калильный. Срочность и опасность работ требует хорошего освещения.
[0330]

Вложение:
2e.jpg
2e.jpg [ 30.13 KiB | Просмотров: 2613 ]

Такой же фонарь в Петрозаводске
[0231]

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/