Храмы России
http://temples.ru/forum/

ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.
http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3572
Страница 31 из 52

Автор:  Елена [ 29 июн 2009, 14:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Проверка списков. Не для обсуждения.

Сергей Прохоров писал(а):
Хорошо. А согласны ли Вы с тем, что теперь, в результате обсуждения, фотографию села Горки можно поместить в список идентифицированных фотографий с исправлением названия?


Нет. Пока не согласна.

Сейчас посмотрела внимательнее на карту.
То село Горки, которое находится в 50 км от Углича, не годится для идентификации этого снимка.

Вот карта
Изображение

Юрий Красильников обратил мое внимание на тот факт, что ТАМ НЕТ РЕКИ.

Давайте не будем торопиться. Надо все внимательнее изучить.

Автор:  Юрий Красильников [ 29 июн 2009, 15:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Проверка списков. Не для обсуждения.

Елена писал(а):
Нет. Пока не согласна.

Сейчас посмотрела внимательнее на карту.
То село Горки, которое находится в 50 км от Углича, не годится для идентификации этого снимка.

Юрий Красильников обратил мое внимание на тот факт, что ТАМ НЕТ РЕКИ.

Давайте не будем торопиться. Надо все внимательнее изучить.


Да, как мне представляется, вопрос пока открыт. Явно какая-то заметная река на снимке, метров 30 шириной как минимум, думается. Боюсь, что у Прокудина-Горского что-то напутано. Примеров-то много, особенно в волжском альбоме: Перемерки (на самом деле Зубцов), Желтиков монастырь (на самом деле Осташков), Калязин (на самом деле Тверь).

Но по архитектуре действительно похоже на церковь в Горках. Кто бы сказал, где и когда такие церкви строились?

Автор:  Сергей Прохоров [ 29 июн 2009, 15:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Проверка списков. Не для обсуждения.

Юрий Красильников писал(а):
Да, как мне представляется, вопрос пока открыт. Явно какая-то заметная река на снимке, метров 30 шириной как минимум, думается. Боюсь, что у Прокудина-Горского что-то напутано. Примеров-то много, особенно в волжском альбоме: Перемерки (на самом деле Зубцов), Желтиков монастырь (на самом деле Осташков), Калязин (на самом деле Тверь).

Но по архитектуре действительно похоже на церковь в Горках.

Очень интересно! А я-то никак не могу найти это село на карте.

Но в таком случае этой фотографии самое место в списке "Требует идентификации". Против этого нет возражений?

Автор:  Елена [ 29 июн 2009, 16:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

К вопросу о том, существовало или нет поселение с названием "Горки" возле Углича.
Рядом с Угличем существовала деревня Горки. Входила в приход Входо-Иерусалимской слободы. Сейчас я ее на карте найти не могу.
Должна была быть на юге современного Углича.

Цитата:
Церковь Входо-Иерусалимской слободы. 1766. Приход: Камышево, Калининское, Ермолово, Адрианово, Глухово‚ Овинища, Деревеньки, Горки‚ Новоселки, Левайцево, Выдры‚ Осташево, Черкасово, Ченцы‚ Слобода. Деревни стоят на реках Волге‚ Улейме‚ Молюшне. Душ 1001 муж. и 1294 жен.


В списке почтовых индексов есть несколько деревень Горки
http://www.moscowindex.ru/rus/76017/

Пока только вопросы :)

Автор:  Елена [ 29 июн 2009, 16:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Проверка списков. Не для обсуждения.

Сергей Прохоров писал(а):
Но в таком случае этой фотографии самое место в списке "Требует идентификации". Против этого нет возражений?


Конечно нет. Снимок добавлен в список "Требуется идентификация".

Автор:  Юрий Красильников [ 29 июн 2009, 16:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Кстати, а фото 0058/0059 из требующих идентификации - не Красная ли скала около Миньяра? Немного похоже.

Автор:  Сергей Прохоров [ 29 июн 2009, 17:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Возвращаюсь к фотографии 02473:

Изображение

Фотография названа (явно неправильно) "Вход в собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре" (совершенно ясно, что это не середина XIX века). Я написал исправленное название: "Вход из галереи в Троицкий собор с запада".

Но не всё оказалось так просто. На своем сайте (страница http://ps-spb2008.narod.ru/kostroma4a2.htm ) я дал ссылки не на источники из интернета, а на книги. Теперь я решил найти соответствующие изображения в интернете - и вдруг наткнулся на одно противоречие; говорю о нем, пока его не заметил кто-то другой. (Для того, чтобы его продемонстрировать, можно воспользоваться и книжной иллюстрацией; я просто раньше не заметил этой особенности.)

В книге: Комеч А.И.Русские монастыри. История и культура. X - XVII столетия. М., "АРТ-БМБ", 2001, на странице 181 помещена фотография под названием "Троицкий собор. Западный портал":

Изображение

На ней видны отличия от фотографии Прокудина-Горского: пилон справа (а судя по другим аналогичным фотографиям, и слева) от портала и примыкающей к нему части стены оформлен по-другому (с карнизом и совершенно другими фресками); своды сплошь покрыты фресками (а не только та их часть, которая примыкает к порталу); декоративная роспись портала отлтчается в деталях.

Казалось бы, впору говорить о том, что на фотографиях изображены разные объекты. Но это явно не так: фреска справа от портала (а на других фотографиях видно, что и слева) - та же самая; все архитектурные украшения - тоже (расписать их, в принципе, можно по-разному); справа от портала - одна и та же металлическая растяжка.

Остается предположить, что названные различия - результат более поздней реставрации (на фотографии Прокудина-Горского фрески на пилонах - явно не XVII века; вероятно, были расчищены и восстановлены первоначальные фрески).

Эту догадку подтверждает другое изображение начала XX века. Оно помещено в книге: Г.и В.Лукомские. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины. СПб, 1913. Репринтное воспроизведение. Послесловие и примечания Л.И.Сизинцевой. М., "Прогресс-Плеяда", 2002, на странице 158. Фотография озаглавлена "Паперть Троицкого собора":

Изображение

Здесь уже видно полное тождество с фотографией Прокудина-Горского; с другой стороны, хорошо видны и еще некоторые фрески, которые можно увидеть и на современной фотографии (например, роспись на своде над портплом).

Таким образом, еще раз подтверждается правильность предлагаемой идентификации фотографии. Предлагаю внести этот снимок с исправленным названием в список идентифицированных фотографий.

Автор:  Сергей Прохоров [ 30 июн 2009, 08:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Скажу об одной загадке. (Я о ней написал и на своем сайте, страница http://ps-spb2008.narod.ru/yar_dievo.htm .) Может быть, кто-то сможет ее разрешить? А если это не удастся, то, возможно, нужно еще два снимка добавить в список "Требуется идентификация".

Речь идет о двух фотографиях, отнесенных к селу Диево-Городище (на Волге, в Ярославской губернии).

Изображение
02446 Село Диево-Городище. Бывший дворец Меньшикова. 1910

Изображение
02447 Село Диево-Городище. Вид с Волги. 1910

Название второй фотографии вроде бы не соответствует ее содержанию.

Но самое главное - другое.

В интернете можно легко найти сведения об истории села Диево-Городище (весьма древней) и о памятниках архитектуры в нем (церкви XVIII века, каменные дома).

Но, как это ни странно, мне не удалось обнаружить совершенно никаких данных ни о Меньшикове (кто это - сподвижник Петра I или какой-то другой человек?), ни о дворце, изображенном на первой фотографии.

Похоже, что и на этот раз произошла ошибка. (Я скорее могу представить себе, что второй снимок все-таки относится к Диеву-Городищу: в селе есть старинные каменные дома; правда, все равно название этой фотографии странноватое.)

Может ли кто-нибудь что-то сказать по этому поводу? А может быть, кто-нибудь сам был в Диеве-Городище?

Автор:  Сергей Прохоров [ 30 июн 2009, 08:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

В список "Требуется идентификация":

Изображение
20083. Не атрибутированная фотография.

Может быть, я ошибаюсь, но по-поему, похоже, что снимок сделан в Средней Азии. На фотографии изображены какие-то развалины - видимо, глинобитного здания. Чем эти развалины могли привлечь Прокудина-Горского?

У меня есть предположение, что здесь изображены те же развалины, что и на следующей фотографии:

Изображение
20083 "Остатки дома, в котором жил Великий Князь Николай Константинович во время рытья канала. В Никольском поселке. Голодная степь"

Но это не больше, чем предположение. Подкрепить его я ничем не могу.

Автор:  v_v_d [ 30 июн 2009, 08:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Сергей Прохоров писал(а):
В список "Требуется идентификация":
У меня есть предположение, что здесь изображены те же развалины, что и на следующей фотографии:
Но это не больше, чем предположение. Подкрепить его я ничем не могу.

Даже если это действительно так, то снимки сделаны явно в разное время (на втором снимке пожухлая трава, деревья, потерявшие значительную часть листвы). Мне все же представляется, что это действительно Средняя Азия, но разные места.

Автор:  Сергей Прохоров [ 30 июн 2009, 08:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Еще одна фотография, которую, видимо, нужно поместить в список "Требуется идентификация" (если при обсуждении не будет высказано другое мнение):

Изображение
21497 "На берегу моря. В Узургетах"

Грузинский город Узургеты (Озургети, с 1934 г до конца XX в. - Махарадзе) находится примерно в 20 км от моря. Очевидно, фотография сделана в другом месте. Может быть, это то место, где от железной дороги, ведущей в Батуми, отходит ветка к Узургетам? Или Узургетами называли не только город, но и местность вокруг него?

(У меня на сайте уже давно об этом написано, страница http://ps-spb2008.narod.ru/attr_not_uzurgety.htm .)

Автор:  Сергей Прохоров [ 30 июн 2009, 08:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Предлагаю включить в список "Требуется идентификация" еще две фотографии. (Я недавно писал о своих сомнениях в правильности их названий. Но тогда еще не было этого списка, и я не предлагал эти фотографии куда-то включать.)

Изображение
20268 Этюд. У водопада Гирвач. 1916

Изображение
20269 Этюд у водопада Пор-Порог. 1916

Для трех фотографий установлено, что Прокудин-Горский перепутал друг с другом пороги Пор-Порог и Гирвас. У меня есть сильное подозрение, что эта путаница относится и к данным двум фотографиям: первая на самом деле относится к Пор-Порогу, а вторая - к Гирвасу.

Я не могу это проверить (тем более, что сам там не был). Но может быть, когда-нибудь удастся все же подтвердить или опровергнуть это предположение (по каким-то особенностям пейзажа, по строениям)?

Автор:  Слава [ 30 июн 2009, 09:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Изображение
02446 Село Диево-Городище. Бывший дворец Меньшикова. 1910

Может быть, это путевой дворец Екатерины II, возведенный по проекту М. Ф. Казакова в Городне?
Удивительное дело: я не смог найти в Сети ни одного изображения этого памятника! Может, кому-то больше повезет. Вроде бы сейчас это больница.

Автор:  Елена [ 30 июн 2009, 12:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Нет, Путевой дворец не мог быть в то время в таком ужасном состоянии. Он использовался как больница.

Вот снимок Путевого дворца:
Изображение

Описание: http://litmap.culture.tver.ru/litmaptve ... nja_04.htm

Однако, в начале XVIII века Городня принадлежала светлейшему князю Меньшикову, тому самому, подвижнику Петра. И Меньшиков выстроил в Городне себе дворец. Известно, что в 1710-х в Городне был сильный пожар и дом с дворцом сгорел(выгорел ?). До наших дней он не сохранился. Пока ничего про него толком не нашла.

Однако, по архитектуре это классицизм, который пришел в Россию только в конце XVIII века.
Изображение

Автор:  Слава [ 30 июн 2009, 12:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ. Работа над ошибками.

Да, жаль. В Сети почему-то пишут о путевом дворце Казакова (а не Никитина) в Городне. На снимке ПГ дворец удивительно напоминает по стилистике именно раннего Казакова.
Вот например: "В начале XVIII в. Городня становится владением любимца Петра I князя А. Д. Меньшикова (1673-1729), который построил в ней дворец (до наших дней не сохранился). В конце XVIII в., во времена царствования Екатерины II, в Городне строится путевой дворец-гостиная, предназначенный для остановок императрицы во время ее поездок из Петербурга в Москву. Автором этого основного здания ямской станции был крупнейший русский зодчий XVIII в. М. Ф. Казаков (1738-1812)".
Источник: http://www.hist-sights.ru/node/646

Хотя второй верхневолжский альбом и считается вполне надежным в плане достоврености подписей, но при его составлении (наклейке отпечатков) также имел место "системный сбой" - в него были ошибочно помещены две фотографии из Твери (см.: http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0012a/0345v.jpg)

Поэтому Диево-Городище вполне могло оказаться Городнёй.

Страница 31 из 52 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/