Я занимаюсь реставрацией фотографий Прокудина-Горского с 2005 года. И постепенно учусь. Первые работы (которые я нигде не публиковал) были плохие. Потом, кажется, стало что-то получаться. Многие мои работы помещены в итоговой части проекта, другие можно посмотреть на моем сайте
http://ps-spb2008.narod.ru/ . (Правда, с 2012 года я почти ничего на нем не добавляю,, поскольку занялся вторым сайтом (на другую тему) –
http://photoprogulki.narod.ru/ . Но восстановлением фотографий Прокудина-Горского и сейчас иногда занимаюсь; в настоящее время готовлю новую серию, которую надеюсь опубликовать в апреле.)
В алгоритме Юрия Катанова есть моменты, с которыми я категорически не согласен. Но прежде чем о них говорить, опишу свой алгоритм. (Не надо относиться к нему как к какой-то догме; со временем, по мере опыта появляются новые приемы, которых не было раньше; вероятно, потом появится и что-то еще.)
1. Конечно, сначала я скачиваю файл tif. (Раньше, до лета 2008 года у меня не было технической возможности для скачивания таких огромных файлов, и я был вынужден использовать файлы jpg, кое-как сведенные библиотекой Конгресса США, а дальше доводил их до ума. Теперь довольно значительную часть этих работ я заменил новыми.)
Так же, как Юрий Катанов,я копирую соответствующие части файла tif в цветовые каналы нового файла, затем свожу каналы. Сразу сделать это хорошо не получается, потом в процессе работы приходится еще много раз исправлять сведение в разных частях изображения.
После первичного сведения каналов я обрезаю границы изображения. Затем сохраняю файл в формате psd, а также его копию. Первый файл – рабочий, а второй сохраняется неизменным и используется для того, чтобы в случае, если какая-то часть изображения будет испорчена в процессе работы, можно было бы скопировать отсюда исходное изображение в соотвествующем канале. (Такая необходимость возникает чаще всего при исправлениях сведения каналов. Раньше я мирился с возникающими при этом искажениями, но в последнее время стал заменять искаженные части первоначальным изображением.)
Баланс цветов я на этой стадии стараюсь не исправлять (или изменять только общую яркость всего канала) – с тем, чтобы в дальнейшем не было проблем при вставке скопированных частей первоначального изображения. (Раньше я на такие тонкости не обращал внимания и так же, как Юрий Катанов, сразу на этой стадии изменял баланс цветов.)
2. Следующая стадия – самая трудоемкая, нудная, но без нее не будет качественной реставрации: исправление различных повреждений снимка – крупных и мелких. Я использую следующие приемы (называю их в порядке убывания желательности):
а) Основной прием – копирование изображения из одного канала в другой. (Я лично пользуюсь для выделения копируемых областей многоугольным лассо с растушевкой, как правило, 5 пикселей; если требуется более тонкая работа, уменьшаю растушевку, но никогда не делаю ее равной нулю.)
Для того, чтобы вставленную часть привести в соответствие с окружением, приходится чаще всего изменять в ней яркость, а нередко и контрастность. Я пользуюсь для этого или инструментом "Яркость и контрастность", или – в простых случаях – "Уровни". (Раньше пользовался только уровнями, и это не всегда давало хороший результат.)
Следует сказать, что не всегда копирование проходит безболезненно, иногда приходится долго выбирать, из какого канала лучше взять изображение и как именно настроить его яркость и контрастность. Чаще всего более или менее хорошо происходит копирование из красного канала в зеленый и обратно и из зеленого канала в синий, но бывают и исключения.
Вставлять крупные куски изображения очень нежелательно: скорее всего, произойдет обесцвечение или сильное искажение цветов; лучше делать это по частям, с постепенной корректировкой. (В самых ранних работах я об этом не думал.)
б) При исправлении мелких дефектов однородного изображения (неба, стены дома, иногда воды) можно воспользоваться фильтром Dust and Scratches (пыль и царапины). Нужно выделить или каждый дефект, или каждую область, где дефектов много, а затем применить этот фильтр. При этом следует подобрать такие параметры фильтра, чтобы удалялись только дефекты (более контрастные, чем полезное изображение) и сохранялись детали.
(Единственный в своем роде случай: я применил этот фильтр для восстановления очень поврежденного изображения шерсти чучела лисицы,
снимок 0699 . Приходилось работать по маленьким кусочкам, каждый раз заново настраивая параметры фильтра. Эта адская работа продолжалась недели полторы.)
в) Применение клонирования (штампа). На мой взгляд (в отличие от того, что пишет Юрий Катанов), этот прием наименее желателен: ведь в этом случае подлинное изображение (хотя бы и откорректированное, хотя бы и из другого канала) исчезает. Я этим приемом пользуюсь только тогда, когда не вижу больше никакой возможности – чаще всего, если изображение безнадежно повреждено во всех трех каналах.
г) Иногда (в очень редких случаях, в очень небольших областях изображения) я применяю фильтр "Gaussian Blur" – что, конечно, тоже очень нежелательно. Это индивидуальные случаи, я их не могу обобщать.
(На некоторых еще более редко применяемых приемах я не останавливаюсь.)
Кроме того, на этой стадии работы обычно выявляются отдельные погрешности сведения каналов, и я их попутно исправляю.
Замечу, что Юрий Катанов этой стадии работы (на мой взгляд, важнейшей!) уделяет слишком мало внимания - если не в теории, то, во всяком случае, на практике. На полноразмерных изображениях видны многочисленные мелкие дефекты – а по-хорошему они должны бы быть убраны.
(Сначала мне даже показалось, что в его алгоритме вообще отсутствует данная стадия, о чем я и написал в первой редакции данного сообщения. Приношу свои извинения.)3. При необходимости – исправление баланса цветов и (если это нужно) яркости изображения. Техника – одна и та же в обоих случаях: изменяется яркость или в отдельных каналах, или во всех трех каналах сразу. (Для исправления цветов или яркости в отдельных частях изображения Юрий Катанов использует быструю маску, а я – выделение областей с размытыми краями. Но это различие непринципиально.)
Для полноразмерного изображения эта стадия – последняя! Я уже выступал против искусственного увеличения контрастности (см. вторую страницу этой темы). Пусть изображение будет и более блеклым, зато оно соответствует оригиналу!
В конце концов, можно и несколько увеличить контрастность (хотя я этого и не делаю) – но не в такой же степени, как у Юрия Катанова! И уж тем более я категорически выступаю против применения автоуровней и автобаланса. По моему убеждению, всё должно делаться вручную.
Следующие стадии относятся к приведению изображения к виду удобному для просмотра:
4. Создание уменьшенного изображения (1024х1024). Любопытная особенность: изображение получается, как правило, недостаточно резким. Приходится дополнительно увеличить резкость фильтром Sharpen.
5. Перевод файлов полноразмерного и уменьшенного изображения в формат jpg. (На более ранних стадиях это лучше не делать: каждый раз при сохранении в формате jpg (хотя бы и с уровнем 12) происходит сжатие файла, т.е. какие-то потери.)
В моей версии программы это не удается сделать напрямую (именно для фотографий Прокудина-Горского - есть у этих файлов какая-то непонятная мне особенность). Приходится пользоваться командой "Сохранить для Web", с установкой качества 100%.
6. Объем файлов, полученных на предыдущей стадии, очень велик: для полноразмерного изображения около 10 мегабайт, для уменьшенного около 1,5 мегабайт. Эти файлы я храню у себя на компьютере, а для публикации делаю их сжатые версии – при уровне 6 – 8.
Повторю принципиальные отличия от метода Юрия Катанова:
1) Обязательно нужно исправлять мелкие дефекты.
2) Не следует искусственно форсировать контрастность изображения.