|
|
Словарь архитектурных и церковных терминов
|
|
|
|
 |
См. информацию о разработке Словаря | |
В настоящее время в Словарь включены более 360 терминов, основное внимание уделено терминам русской храмовой архитектуры. Словарь включает в себя архитектурные формы и конструкции, элементы внешнего убранства и интерьеров, функциональное назначение сооружений и помещений, а также некоторые строительные и отделочные материалы. Словарь включает и основные термины церковного характера, взаимосвязанные с архитектурой.
Словарь интерактивный, при наведении курсора на термин выплывает окно с фотографией, при клике открывается термин с текстовым определением и обзором прилагаемых иллюстраций. Словарь иллюстрирован только теми фотографиями, которые включены в общий реестр проекта "Храмы России". В настоящее время для иллюстрации терминов отобрано более 2500 фотографий.
Отдельные термины представлены также и синонимами, то есть словами, сходными по значению, но дающими разные оттенки одного и того же понятия. При клике на термин, являющийся синонимом, открывается основной термин.
Словарь находится в постоянном развитии. Отдельные термины пополняются новыми фотографиями, происходит и замена фотографий на другие, более четко иллюстрирующие данный термин. Продолжается и включение в Словарь новых терминов.
Дополнением к словарю является работа, в которой наименования отдельных терминов даны на фасаде и плане здания, что позволяет более наглядно представить расположение этих элементов в объемно-планировочной структуре русского храма.
ИконаТехника древнерусской иконописи своеобразна: писали на дереве, сухом и выдержанном в течение нескольких лет. Маленькие вещи выполнялись на одной доске, большие на трех-четырех, скрепленных шпонками сзади. Доски тщательно обрабатывались вгладь с лицевой стороны, на них наклеивалась скрепляющая их паволока (холст), на нее накладывался левкас (слой мела), затем писали красками. Краски растирались на яйце (на желтке), откуда техника живописи получила в наше время название "яичной темперы". Натуральные красители давали очень чистые и яркие тона: красная киноварь, зеленая краска, желтые охры, синяя ляпис-лазурь и другие. Они употреблялись и в чистом и в смешанном виде, в свучном сочетании с белой и черной и с золотом. источник: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство. М., 1968 Икона (от греч. eikón - изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении - произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии - живописные на дереве. источник: Большая Советская энциклопедия: в 30 т., М., 1969-1978
Иллюстрации:  Москва. Часть иконостаса Владимирского собора Сретенского монастыря. |  Икона Спасителя на стене первого яруса колокольни Покровской церкви в Воскресенском Ногинского района Московской области. |  Икона Николая Чудотворца в Сергиевской церкви Николо-Пешношского монастыря в Московской области. |  Икона святителя Тихона, патриарха Всероссийского и священномученика Илариона, архиепископа Верейского в церкви Вениамина и Никифора Соловецких в Северодвинске Архангельской области. |  Икона с изображением Сергия и Никона Радонежских на Святых воротах Троице-Сергиевой лавры. Сергиев-Посад Московской области. |  Деталь интерьера церкви Михаила Архангела в Бушарино Одинцовского района Московской области. |  Икона Св. Пр. Геннадия и Никифора Важеозерских в Троицкой часовне Александра Свирского мужского монастыря Ленинградской области. |  Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня, придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Икона "Воскресение Христово" |  Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня, придел Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Икона "Собор святых новомучеников и исповедников российских". |  Соловецкий монастырь. Секиро-Вознесенский скит. Церковь Вознесения Господня. Икона "Чудо Архистратига Михаила в Хонех". |  Ильинская (Воскресенская) церковь в Курске. Интерьер. |  Икона св. преподобного Владимира Белопесоцкого в Сергиевской церкви Троицкого Белопесоцкого женского монастыря в городе Ступино Московской области. |  Икона Богоматери "Живоносный источник". Часовня на Святом роднике недалеко от села Иванищи Старицкого района Тверской области. |  Космодамианский храм в селе Летово Рыбновского района Рязанской области. Правый придел. |  Космодамианский храм в селе Летово Рыбновского района Рязанской области. Иконы в правом приделе в основном объеме. |  Часть интерьера Иверской часовни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово (Рязанская область). Справа на стене видны старые росписи в арке прежних Святых ворот, внутри которых устроена часовня. |  Икона "Святая Троица" над входом в церковь Троицы Живоначальной в с. Ломное Грайворонского района Белгородской обл. |  Москва. Церковь Покрова в Филях. Интерьер верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа. |  Спас Вседержитель - родовая семейная реликвия первых ярославских князей, икона домонгольского периода, список с которой с конца XVIII века находился в Успенском соборе в Ярославле. |  Лукинская церковь при Городской клинической больнице №7 в Москве. Храмовая икона Луки, архиепископа Крымского. |  Москва. Церковь Покрова в Филях. Икона "Успение" из местного ряда иконостаса верхней (летней) Спасской церкви. | | | | |
|
Знаете ли вы
Помогите храму!
Из фондов проекта: Музейные и архивные документы
Рекомендуем
Контакты
|