версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=949

Богоявленский мужской монастырь

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 161-163, 165
Богоявленский 1-го класса необщежительный мужской монастырь
Богоявленский, ныне Куйбышевский, проезд, 2/6 ранее выходил также на Никольскую ул.
"Основан в 1296 г. московским князем Даниилом Александровичем с деревянным храмом Богоявления и приделом к нему Благовещения; это второй монастырь по древности основания в Москве. При Иоанне Калите храм в нем построен каменный, который просуществовал до конца XVII в., когда был выстроен новый. Один из первых игуменов монастыря - Стефан, брат преп. Сергия Радонежского. В монастыре принял пострижение свт. Алексий митр. московский. Греки, приезжавшие к моск. митрополиту, имели местопребывание в монастыре. Храм, построенный в 1340 г., в нашествие Тохтамыша по повелению самого хана был зажжен, но чудесно сохранился. Управлялся монастырь игуменами, а потом архимандритами. В XIV-XVII вв. монастырь имел много деревень и угодий, пользовался разными льготами, жалованными вел. князьями и царями. Монастырь несколько раз подвергался опустошению, как во время нападения татар, поляков в Смутное время, так и от частых пожаров, бывших в Москве в XVI-XVII вв. (в 1687 и 1737 гг.). С 1764 г. монастырь лишен всех владений и зачислен в штат с определенным содержанием. В 1568 г. с 8 ноября в заключении несколько дней томился св. Филипп (из рода Колычевых) митр. московский, не любимый Иоанном Грозным за его обличения и обвиненный в "волшебстве и чарах"; в темницу к св. Филиппу впускали медведя по приказанию царя, но зверь не тронул св. мученика.
В монастыре погребены князья Голицыны, Долгорукие, гр. Шереметевы и другие представители древних княжеских и боярских родов. Монастырь владеет 60 дес. земли и получает из казны 1249 руб. 36 коп.
Монастырем управляет викарный епископ Дмитровский. Монахов (к 1907 г. - П. П.) 14, послушников 18"[1].
"Монастырь построен на берегу реки Неглинной, когда не было еще Китайгородской стены. В нем погребены также роды Плещеевых, Юсуповых, Салтыковых, Скавронских и др."[2].
"В 1812 г. архимандрит монастыря Гедеон перед приходом Наполеона вывез богатую монастырскую ризницу из Москвы. Казначей Аарон с оставшимися монахами собрал остальные ценности и спрятал их в верхней церкви в стене у западной двери под половой лещадью. 2-го сент. приходили солдаты неприятеля, получив хлеб и вино, уходили. 3-го сент. их пришло много, таскали казначея за волосы и бороду, наставляли штыки, пытаясь узнать, где спрятано имущество. Разломали кладовые, все разграбили. Заставили казначея и монахов нести сукно и вино по Тверской улице к заставе среди пылающих домов. На заставе другие солдаты все у них отняли, а их отпустили. Потом третьи солдаты заставили везти телегу с винами не к заставе, а через гряды и вал. Аарон вернулся в монастырь вечером 4 сент.
Аарона опять через переводчика допрашивали о спрятанных ценностях, били в два палаша до беспамятства. Неприятели жили в настоятельских покоях и на переднем дворе, беспрестанно требовали хлеба и продовольствия. Но у казначея ничего не оставалось кроме муки, которую он припрятал. Этой мукою питалась братия, собравшаяся с 10 сент. С 17 сент. стали служить в церкви часы, утреню, вечерню, со звоном в обычное время. 3-го окт. разнесся слух, что Кремль взорвут, русских будут колоть. Многие монашествующие и обыватели стали уходить из Москвы. 10 окт. Аарон сидел ночью, часов в 11-12, подле церковных дверей. Вдруг монастырь осветило, горел дворец в Кремле. Вскоре раздался ужасный удар. Аарон упал без чувств, а когда пришел в память, рот у него был полон пыли. Лил сильный дождь, ливень. От удара железные связи в церквах лопнули, стекла выбило, многие рамы переломало, на колокольне согнуло крест, кровли во многих местах пробило осколками кирпичей. Монастырь почти на вершок был покрыт пылью. С 10 окт. неприятелей в Москве не осталось"[3].
"По древнему обычаю, монастырский двор был перегорожен с севера на юг надвое. В одну из половин - "строгую" - не было входа женщинам. Поэтому на Никольскую ул. выходило двое ворот с двумя надвратными церквами"[4].
Однако построенная в XVII в. надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, "несмотря на протесты Моск. археологического общества, была в 1905 г. сломана и на ее месте выстроен доходный дом"[5]. Вторая надвратная церковь - Спасская - простояла до 1920-х гг.
На южном углу Никольской и Богоявленского пер. стояла также принадлежавшая монастырю "Афонская" часовня, разрушенная в 1920-е гг.
Ныне все выходившие на Никольскую ул. монастырские строения снесены. "Сквер на углу проезда Куйбышева (бывшего Богоявленского пер.) образовался после сноса в 1948 г. трехэтажного дома, сильно поврежденного в 1941 г. упавшим на него фашистским бомбардировщиком. Позади него - административное здание 1950-х гг., за которым возвышается великолепный собор Богоявленского монастыря"[6].
Собор был закрыт в июле 1929 г.[23]. "Его пытались передать жилищному тресту, Историческому музею и даже Украинскому клубу. В конце концов устроили общежитие студентов Горной академии"[24]. С 1930-х в соборе был производственный цех[20].
В настоящее время собор, настоятельские палаты XVIII, XIX вв. (строение № 2 в северо-западном углу монастырского двора, ныне жилое) и кельи XVIII, XIX вв. (поставленное углом с юга и запада от собора трехэтажное строение № 3) состоят на государственной охране и имеют охранный № 210[17]. В соборе идет реставрация; кельи также чинит учреждение без вывески.
Из бывших к 1917 г. 2 храмов с 9 престолами к 1990 г. остался один храм, возвращаемый верующим, с 8 престолами; один однопрестольный храм разрушен.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 404-406; библиогр.
[2] Синодальный справочник.
[3] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[4] Никодим, еп. Описание Московского Богоявленского монастыря. М., 1877. 95 с.
[5] Путеводитель Машкова. С. 152.
[6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 200.
[7] Рогов А. М., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 157.
[8] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 437.
[9] Александровский, № 167 (собор), 233 (Спасская церковь).
[10] Рукопись Александровского, № 6 (собор), 493 (церковь Спасская), 385 (разобранная церковь Рождества Иоанна Предтечи).
[11] Московские церковные ведомости. 1904. № 22.
[12] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[13] Сытин. С. 90, 98.
[14] Музей архитектуры: Путеводитель. М., 1962. С. 38.
[15] Снегирев И. М. Богоявленский монастырь в Москве. М., 1864 (есть план монастыря).
[16] Материалы. С. 399.
[17] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под гос. охраной. М., 1980. С. 62.
[18] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 419-420.
[19] Коваленко И. Временем Ивана Калиты // Моск. правда. 1987. 25 марта.
[20] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 1. С. 10-12. (Ср.: Там же. 1988. № 9).
[21] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 7. С. 20-21.
[22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5, С. 309.
[23] Козлов В. "Ввиду потребности для трудовых классов" // Московский церковный вестник. 1991. № 2. С. 8.
[24] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 5-6
Богоявленский монастырь. Находится в Богоявленском переулке, выходит и на Никольскую. Основан в 1296 году Св. Князем Даниилом. Это второй по древности из существующих в Москве монастырей; первым считается Данилов, у Серпуховской заставы, который был построен в 1282 году как загородный и оказался в черте города только со времени Екатерины II. Церковь Богоявления сначала была деревянной. Каменная построена в 1342 году тысяцким Протасием. Вместо нее в 1693-1696 годах воздвигнут нынешний величественный двухэтажный храм. Он построен в том стиле "барокко", который имеет западное происхождение, но, применяясь к каменным храмам в Москве с 1676 года, значительно здесь видоизменился сообразно русским вкусам и церковным требованиям. Богоявленский храм отличается обилием наружных архитектурных украшений: карнизов, колонок, щитов, "сухариков", "сережек" и т.п.; украшения эти сделаны из белого камня и кирпича. В нижнем этаже храма устроена церковь Казанской Божией Матери с северным приделом Алексея Митрополита. В 1747 году пристроен северо-западный придел Великомученика Георгия. В 1754 году устроен южный придел, названный сначала "Иакова Алфеева", потом упраздненный, служивший ризницею, а около 1900 года освященный во имя Феодосия Черниговского. В верхнем этаже сохранился старый семиярусный иконостас главного Богоявленского алтаря. Ленные работы по стенам сделаны при общем обновлении храма в 1782 году. В трапезной устроены приделы Тихвинской Божией Матери и Великомученика Пантелеимона. Галерея сначала была совсем открытой террасой, "гульбищем", как говорили в XVII веке; сделана железная крыша, и вставлены рамы со стеклами уже в XVIII веке. В северо-восточной части этой галереи в 1905 году устроен придел Рождества Иоанна Предтечи, заменивший собою разобранный тогда же храм этого имени, который был построен монастырем около 1672 года и находился на самой линии Никольской улицы впереди нынешней колокольни. Из пострижеников монастыря самый знаменитый - Св. Митрополит Алексей, который был здесь иноком более двадцати лет и здесь же похоронил своего отца боярина Феодора Бяконта. Среди настоятелей особенно известен Стефан, брат Преподобного Сергия. До учреждения Заиконоспасской Академии в Богоявленском монастыре существовало высшее богословское училище, в котором преподавали замечательные греческие ученые Иоанникий и Софроний Лихуды. В 1788 году архимандрит Серапион (Александровский), оставаясь настоятелем, был назначен Викарием Московского Митрополита, первый по учреждении этой должности; с тех пор монастырем обыкновенно управляют Преосвященные Архиереи.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2