версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=946

Николаевский греческий мужской монастырь

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 156-160
Николаевский греческий 2-го класса (с 1764 г.) необщежительный мужской монастырь
Никольская, затем 25 Октября, с 1990 г. вновь Никольская, ул., 11 и часть 13
"Впервые упоминается в летописях под 1390 г."[2].
"В 1390 г. недалеко от основанного в 1292 г. Богоявленского монастыря был сооружен другой - Николаевский, или монастырь Николы Старого. Можно думать, что до XVI в. он находился рядом с Богоявленским, выходя в бывший Ветошный пер. И. М. Снегирев в 1836 г., осматривая Казанское подворье, нашел следы монастыря Николы Старого - здания XV-XVI вв. в два этажа, с двойными полуколонками в верхнем этаже; внизу - кельи, а на восток от здания - следы церкви. В другом здании, примыкавшем к первому, он обнаружил внизу темницы для монахов. Можно предполагать, что по другой стороне Никольской ул. этому монастырю принадлежала земля, которую Иван Грозный отдал грекам, построившим здесь Никольский греческий монастырь, а земля и здания в Ветошном пер. были отданы Казанскому подворью. С конца XIV в. по 1917 г. улица называлась по монастырю - Никольской. Переназвана в память того, что артиллерийским обстрелом с этой улицы были разбиты Никольские ворота и Красной гвардии открылась дорога в Кремль"[1].
"До 1589 г. монастырь был ставропигиальным, зависимым от митрополита всероссийского, до 1653 г. зависел от московского Патриарха, в 1654 г. освобожден от русских иноков, грамотой царя Алексея Михайловича от 19 мая 1669 г. пожалован на вечное владение греческим инокам ставропигиального Афонского Иверского монастыря; в 1737 г. погорел в Троицкий пожар и вскоре был возобновлен; в 1766 г. наименован ставропигиальным; в 1775 г. перечислен в епархиальное ведомство; 24 декабря 1892 г. перечислен в синодальное ведомство, но остается по-прежнему приписным в зависимости от Афонского Иверского монастыря"[2].
"Рядом с Заиконоспасским монастырем часовня и ворота монастыря Николы Старого у Большого Крестца, или Николы, Большая Глава у крестного целования, ныне Никольского греческого монастыря. В 1666 г. была принесена с Афона копия иконы Иверской Божией Матери и стояла здесь до построения часовни у Воскресенских ворот. Царь Алексей Михайлович пожаловал монастырь во владение Иверскому монастырю и разрешил служить на греческом языке. Собор монастыря построен кн. Кантемиром, имевшим свой дом между монастырем и типографией; монастырь был и родовой усыпальницей Кантемиров. Известный сатирик XVIII в., посол во Франции кн. Антиох Дмитриевич Кантемир (ум. в 1744 г.) погребен в Дмитриевской церкви этого монастыря"[3].
"Греческий Николаевский монастырь в 1669 г. царем Алексеем отдан архимандриту Иверского монастыря Пахомию за принесенную им точную копию образа Иверской Богородицы"[4].
"В 1812 г. при Наполеоне архимандрит Николаевского греческого монастыря Кузьма и четыре монаха остались в монастыре. 3-го сентября неприятели ворвались в монастырь, обнаружили их и заставили нести награбленное монастырское имущество, а архимандрита нести мешок муки весом в 5 пудов в Новодевичий монастырь, что он и выполнил, прикрывши наготу рогожей. Потом скрывались в Богоявленском монастыре"[5].
"По документам Патриарших приказов, монастырь известен с 1635 г. В старину назывался "Никола Большая глава" и "Никола Старый" (запись от 1668 г. - [13]).
"В соборном храме находится древняя чудотворная икона св. Николая, привезенная с Афона. В нижнем храме погребены: 1. молдавский господарь кн. Дмитрий Кантемир; 2. сын его, знаменитый сатирик и русский посол во Франции и Англии кн. Антиох Кантемир; 3. русский инок XVI в. схимонах Иннокентий; 4. грузинская царица Екатерина Георгиевна; 5. грузинский генерал Парсадан Папунов; 6. кахетинский князь Чолокаев; 7. архимандриты Никольского монастыря Аверкий (ум. в 1696 г.), Самуил (ум. в 1707 г.), Киприан (ум. в 1713 г.), Нафанаил (ум. в 1790 г.).
Особенно празднуются в монастыре: вторник св. Пасхи, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, в первый день св. Пасхи, по восточному обычаю, за вечерней читается Евангелие на разных языках.
В монастыре (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, иеромонахов 2, иеродиаконов 1, монах 1, послушник 1"[2].
К концу XIX в. монастырь находится в запущенном состоянии. Восстановил и перестроил его деятельный архимандрит Герасим (Папазафиропуло). При этом были разобраны все старые здания келий, стоявшие по периметру двора, а также старая колокольня с часовней и второй церковью, находившиеся по Никольской ул.[6].
"В 1902 г. вместо кантемировского здания 1770 г. выстроено новое по проекту архитектора Г. А. Кайзера"[7]. "Кельи построены в 1893-1896 гг."[6]. "Здание по улице № 11 с двумя флигелями (правый обозначен № 13) и остатками башни-колокольни построено в византийском стиле в начале нашего века К. Ф. Буссе и Г. А. Кайзером"[12].
"Монастырь был закрыт в начале 1920-х гг.; в 1935 г. взорван собор"[7]. При этом, как рассказывают московские старожилы, перед самым его сносом сведения о готовящемся разрушении дошли до посольства Румынии, которое тогда вытребовало прах молдавского господаря кн. Димитрия Кантемира в связи с тем, что Румыния считает Молдавию частью территории своего государства (тогда она ею обладала и фактически). Останки кн. Димитрия были проданы за деньги и перенесены в Яссы, где покоятся доныне. Сына Кантемира - писателя и дипломата Антиоха Димитриевича - как "переметнувшегося" на русскую сторону румыны сочли предателем; об останках его вопрос не был поднят, и, не будучи вызволены иноземцами, они пропали стараниями соотечественников.
Даже в 1987 г. в нашей открытой печати все это позорное происшествие излагалось крайним обиняком: "В 1935 г. после обращения коммуниста И. Дическу в Народный комиссариат иностранных дел СССР Советское правительство решило передать прах Дмитрия Кантемира Румынии. В том же году его перевезли в Яссы, где с почестями погребли в церкви Трех Святителей. Останки Антиоха Кантемира по-прежнему покоятся в Москве"[20]. И ведь верно: при взрыве 1935 г. они вряд ли до Румынии долетели...
К 1990 г. в центре монастырской территории, на месте собора, - пустырь. По периметру с четырех сторон сохранились корпуса келий с остатками колокольни и часовни.
В западном корпусе Московская археологическая экспедиция Института археологии АН СССР, мастерские по ремонту часов, металла, а также ателье. В южном, где были колокольня и часовня (д. № 11, выходящий на ул. Никольскую), - Моск. историко-архивный институт и магазин "Цветы". В восточном - бутербродная (д. № 13, южным торцом с бутербродной выходящий на ул. Никольскую) и филиал линейной службы спец. кабельных сетей. В северном, выходящем фасадом на Театральную площадь у Китайгородской стены, - "Союзпроммонтаж". Внутри двора вдоль западного корпуса проделан ход с улицы к метро "Пл. Революции" - "Пл. Свердлова".
Дома 11-13 (строения 1, 2, 3, 4) включены в Список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.
К 1917 г. в монастыре был собор с 2 престолами и часовня.
К 1990 г. сохранилось только здание с часовней.
 
[1] Сытин. С. 90.
[2] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 429-431; библиогр.
[3] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[4] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3, кн. 2.
[6] Гавриил, архим. Московский Николаевский греческий монастырь. М., 1900 (о часовне на с. 14 и 16).
[7] Александровский, рукопись, № 167-а (собор), 359 (церковь Константина и Елены), 467 (часовня св. Николая).
[8] Александровский, № 219 и № 8 списка часовен.
[9] Путеводитель Машкова. С. 162.
[10] Синодальный справочник.
[11] Александровский М. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27 (часовня св. Николая).
[12] Федосюк Ю. Москва в кольце Садовых. М., 1983. С. 186.
[13] Материалы. С. 395.
[14] Список Бахима, часовни, № 9.
[15] Иверский монастырь на св. горе Афонской и Московский Николаевский греческий монастырь. М., 1894. С. 37-64.
[16] Москва. Виды некоторых местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 ("Вид Китая-города с Театральной пл.").
[17] Юбилейная Москва. М., 1912 (фото "Синодальная типография" - вдали видно здание колокольни Николаевского монастыря).
[18] Список 33 имен настоятелей моск. Николаевского греч. монастыря со времени передачи его во владение Афонскому Иверскому монастырю: Пер. с греч. // Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Имп. Моск. Университете. 1884. Кн. 4. От. 1.
[19] Копия жалованной грамоты Московскому Николаевскому греческому монастырю // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. Ч. V. М., 1899. С. 231-232
[20] Фомин С. "Воздать Москве великой славу..." // Куранты. Вып. II. М., 1987. С. 175.
[21] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 6-7
Никольский монастырь. Основан, как можно думать, в середине XIV века, так как дал имя не только Никольской улице, на которой находится, но и кремлевским Никольским воротам, известным со времени построения первой каменной стены, т.е. с 1367 года. Упоминается в летописях впервые под 1390 годом. Обыкновенно назывался "Никола Старый" или "Никола Большая Глава". В 1556 году отдан греческим монахам. В 1653 году получил разрешение совершать богослужения на греческом языке. Зависит от Иверского монастыря на Афонской горе. Ныне существующая церковь имеет два этажа. Нижний этаж, с престолом Николая Чудотворца, построен в 1724 году. Верхний, с престолом Успения Пресвятой Богородицы, надстроен на средства князя Д. К. Кантемира, был освящен 18 сентября 1736 года. Вследствие непрочности постройки в 1795-1800 годах верхний храм переделан и получил свой нынешний вид. В монастыре погребен писатель князь А. Д. Кантемир (1708-1744).
 
Список сокращений
Всего текстов: 2