версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=940

Часовня Иконы Божией Матери Боголюбская в Варварской башне

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 68-71
Часовня Боголюбской иконы Божией Матери внутри Варварской башни Китай-города
Варварка, затем ул. Разина, с 1990 г. вновь Варварка, южный угол Китайского проезда, у д. 14
"Икона была при Варварских воротах еще в XVIII в."[1].
"Первоначально была одна икона, она висела над воротами на стене башни"[2].
"В 1690 г. Петр I посетил древний Боголюбов монастырь Владимирской епархии и, вернувшись в Москву, устроил в Боголюбском храме Высокопетровской обители усыпальницу Нарышкиных. Место это избрано царем в память "великих чудес от сей иконы бывших". Видимо, в то же время Петром I был заказан список с Боголюбской иконы Высокопетровского монастыря. На нем Царице Небесной молитвенно предстоят святители Московские Петр, Алексей, Иоанн, Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, святитель Василий Великий, св. муч. Параскева, св. Симеон, сродник Господень, преп. Параскева, а также ап. Петр, св. Алексий, человек Божий, и преп. Евдокия - очевидно, Небесные покровители Петра Великого, царицы Евдокии (его первой жены) и царевича Алексея. О написании образа в конце XVII в. свидетельствуют манера письма и изображение митр. Филиппа, канонизированного в 1652 г. Особенностью Высокопетровской иконы является изображение коленопреклоненного благоверного князя Андрея. Оно воспроизведено и на списке иконы, заказанном Петром Великим. Именно этот образ в XVIII в. был установлен на наружной стене Варварских ворот Китай-города, выходивших на Соляную площадь (икона эта получила именование Боголюбская-Московская).
В 1770 г. на юге Москвы распространилась моровая язва. Весной 1771 г. эпидемия достигла Москвы. Число жертв было огромным: Екатерина II писала, что чума "наверное" унесла более ста тысяч жизней. Эпидемия не коснулась Боголюбова и его окрестностей. Тогда жители Владимира перенесли к себе чудотворную икону Божией Матери из Боголюбского монастыря, и множество больных получили исцеление. Вскоре эпидемия во Владимире прекратилась. Слух об этом достиг Москвы, и москвичи устремились с молитвой о заступлении к Боголюбской иконе у Варварских ворот. Днем и ночью служили молебны перед Боголюбской иконой, и Божия Матерь явила много милостей "с верою к Ней притекающим". С тех пор чудотворная икона Божьей Матери "Боголюбивая" особенно почитается верующими москвичами"[9].
"Во время чумы 1771 г. прошла молва о чудотворном исцелении от иконы. Ее спустили с ворот и стали постоянно совершать молебны, после чего верующие прикладывались к образу. Опасаясь распространения от этого болезни, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) велел прекратить молебны и поднять икону на место. Толпа не позволила это сделать; в гневе на архипастыря бросилась она в Кремль, в его резиденцию в Чудовом монастыре. Он, однако, успел удалиться в Донской монастырь, но и там был вскоре настигнут и убит. Позже его погребли в монастыре (надгробие сохранилось доныне в малом Донском соборе обители. - П. П.). Так начался "чумной бунт"[3].
"Праздник иконы 18 июня (30 по новому стилю) собирал на площади толпы людей"[2]. С нач. XX в. это уже, по новому стилю, 1 июля.
"В XIX в. июньское празднество в честь иконы обычно продолжалось в Москве три дня. Накануне, когда собирался народ, хор пел канон Пресвятой Богородице. Икону опускали со стены и устанавливали на возвышении. Служили молебны, народ поклонялся святыни. Начинался праздник благовестом ко всенощному бдению в храме во имя Всех Святых на Кулишках, расположенном неподалеку, и заканчивался крестным ходом, после которого икона снова утверждалась на своем месте - "на вратах".
В 1880 г. по ходатайству митр. Московского Иннокентия была построена часовня у Варварских ворот, в которую перенесли чудотворный образ, а над вратами поместили его точный список, также прославленный чудотворениями"[9].
Копия называлась "заместительницей" - она замещала главный образ, когда тот уносили с крестными ходами"[2].
"Икона и часовня находились внутри башни. Над входом в часовню со внешней стороны башни в 1880 г. архитектор Н. В. Никитин построил крыльцо"[4].
"Как сообщает в № 152 от 1923 г. газета "Правда", отделом управления Моссовета на днях ликвидирована Боголюбская часовня на Варварской площади"[15].
"В 1918 г. список со стены был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках и установлен в украшенном киоте в приделе во имя свв. Петра и Павла. По сей день Боголюбская икона - одна из самых почитаемых святынь Воскресенского храма"[9].
"Главная икона перенесена в поныне действующий храм Петра и Павла у Яузских ворот"[2].
Первообраз Боголюбской иконы Богоматери XII в. ныне принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику[9].
"Крыльцо 1880 г. разобрано в 1928 г. часовня закрыта при революции"[4]. "Разрушена также в 1928 г. Образ первоначально перенесен в захваченную обновленцами ц. Трех Святителей у Красных ворот"[17]. "Башня, ворота и северная часть стены сломаны в 1934 г."[3]. "Часовня сломана в 1928 г.; ворота в 1933-м"[18].
До настоящего времени дошла южная часть стены, шедшая от башни-часовни к Москве-реке. В подземном переходе под Китайским проездом вскрыта часть основания башни, на нее повешена охранная доска, охранный номер состоящей под государственной охраной стены - 214[10]. На месте же самой башни-часовни - тротуар у остатка стены и углового дома № 14.
 
[1] Александровский, список часовен, № 14.
[2] Богословский Т. Боголюбская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии, 1945. № 10. С. 46-50.
[3] Сытин. С. 109, 114.
[4] Рукопись Александровского, № 898.
[5] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 29.
[6] Назаревский В. Из истории Москвы. М., 1914. С. 260.
[7] Список Бахима, часовни, № 23.
[8] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 (фото ворот и часовни).
[9] Акимов А., прот. Московская Боголюбская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 7. С. 16-17: 3 цветных ил.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 86.
[11] Белянкин Л. Е. Историческое исследование о праздновании в честь иконы Пресвятыя Богородицы, именуемая Боголюбския, что у Варварских ворот в Москве. М., 1871.
[12] Нечаев В. Чума 1771 г. в Москве. М., 1911.
[13] Полное собрание русских летописей. Т. 18.
[14] Доброхотов В. Древний Боголюбов, город и монастырь. М., 1852.
[15] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 90.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585.
[17] Козлов В. Хроника разрушений. Год 1928 // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 12. С. 27.
[18] Козлов В. Хроника разрушений. Год 1928 // Архитектура и строительство Москвы. 1992. № 2. С. 17-18, 21.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 29-30
Часовня Боголюбской Божией Матери. Икона находилась при Варварских воротах еще в XVIII веке, и к ней в 1771 году по случаю чумы в Москве стекались большие толпы народа. Часовня устроена в 1880 году Православным Миссионерским Обществом и приписана к Покровскому монастырю. Подлинник Боголюбской, или Боголюбивой, иконы написан согласно видению Андрея Боголюбского, бывшему 18 июня 1155 года и находится в основанном тем же князем Боголюбовом монастыре. Оттуда икона ежегодно переносится во Владимир на дни с 20 мая по 16 июня в память избавления этого города от чумы в 1771 году. Часовня устроена в самой башне Варварских ворот, которая сохранилась в более древнем виде, чем Ильинская и Владимирская, т.е. не имеет высокого верха. На той стороне башни, которая выходит на Варварку, помещен образ Василия Блаженного в память того, что в этой башне Блаженный проводил ночи, так как не имел никакого своего постоянного жилища.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2