Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 23-25
Церковь Владимирской Божией Матери. Находится в конце Никольской, у ворот, которые по этой церкви называются Владимирскими. Список с Владимирской иконы находился на этом месте, вероятно, еще в XV веке. Впоследствии была построена деревянная часовня, вместо которой в 1692 году Царица Наталья Кирилловна соорудила нынешнюю церковь, при чем был заложен проезд через башню, и проломаны в стене ворота. Рядом около того же года построен причтовый дом с колокольнею. В 1694 году к церкви пристроена трапезная. В 1813 году на икону устроена золотая с жемчугом риза, по завещанию графа Н. П. Шереметева. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Последний раз обновлена в 1915 году.
Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукою. Из Греции она была привезена в Россию в XII веке и находилась в Вышгороде близ Киева. Была перенесена во Владимир, когда Андрей Боголюбский устраивал там новую столицу, вместо Киева. Во Владимире икона оставалась 242 года. В 1395 году татарский завоеватель, подобный Чингиз-хану, Тамерлан шел на Россию, разрушая все на своем пути. В Москве прибегли к помощи Небесной Заступницы и с молитвами перенесли Святую Ее икону из Владимира в Московский Успенский собор. Тамерлан, дойдя до Оки, устрашенный бывшим ему во сне видением, повернул на юг, и Россия была спасена. На месте торжественной встречи в Москве Владимирской иконы построен в 1397 году Сретенский монастырь, куда и совершается ежегодно крестный ход 26 августа в память избавления от Тамерлана. В 1480 году грозила беда от хана Ахмата, который с большими силами дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III далеко не был уверен в победе. Москва опять молилась перед Владимирской иконой, и Ахмат, не пробуя вступить в бой с русским войском, пошел назад в Орду. Это было окончательным освобождением России от татарского ига, и по этому поводу установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь, 23 июня. Третий крестный ход в честь Владимирской иконы, 21 мая, до 1722 года совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 году, а также в память спасения Москвы в 1521 году от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было. Жители стеклись в Кремль, в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель. Спасения искали в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда одна слепая монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты Св. Петр и Св. Алексей вместе с другими Святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они были встречены Преподобным Сергеем и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам Святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести Святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли Святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда Святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со Святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять.