версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=930

Церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках

Церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке; Церковь Никиты Великомученика, что на Глинищах
Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 37-41
Церковь Троицы в Никитниках, иначе называвшаяся "Грузинской Божией Матери на Варварке" или "Великомученика Никиты в Глинищах"
Грузинский, ныне Никитников, пер., 3
"Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты мученика на Глинищах; уцелевшая при пожаре местная икона "Никита воин с житием" 1579 г. была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите мученику[1]. "Северный придел - св. Николая, под колокольней придел Иоанна Богослова"[3].
"Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904 г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654 г.) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери"[1].
"Церковь построена в 1631-1634 гг. на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Одновременно являлась и приходской церковью. Первоначально она, вероятно, соединялась с жилыми хоромами, разобранными в 1657 г. Южный придел - Никиты Воина - служил фамильной усыпальницей рода Никитниковых. Северный придел Николы и крыльца (северное крыльцо не сохранилось), по некоторым данным, построены в 1653 г. при наследниках Никитникова. Еще позже завершена внутренняя отделка: роспись окончена к 1656 г.
Многие детали никитниковского храма - пирамиды кокошников, крепованные карнизы, тяги - еще напоминают архитектуру конца XVI в. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, а главное - объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало "образцом" для церковного строительства в Москве и за ее пределами. В оформлении порталов и окон южного фасада, плоскую орнаментальную резьбу которых когда-то дополняла раскраска, много похожего на декор Теремного дворца. В связи с этим можно предполагать участие царских мастеров в постройке никитниковской церкви. Кроме них здесь могли работать и земляки Никитниковых. Об этом свидетельствуют постановка колокольни над северо-западным углом галереи, как это было в Николо-Надеинском храме Ярославля (1620-1622), и размещение внутри нее придела (вход в который по [3] был из притвора по лестнице. - П. П.), как в колокольне ярославской церкви Рождества Христова на Волге (1630-е - 1644 гг.). В московской архитектуре XVII в. такие явления встречаются впервые. Кроме того, резной орнамент на западном портале сходен с резьбою деревянных сеней церкви Илью Пророка в Ярославле (1657 г.). Изразцы, использованные в декоре венчающих частей здания, могли быть сделаны белорусскими мастерами.
Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. (до росписи интерьеров). В верхних ярусах помещены иконы "строгановского" письма того же времени. Стенопись храма принадлежит, возможно, "царским" мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Симону Ушакову, Осипу Владимирову и Гавриле Кондратьеву, написавшему также иконы местного ряда иконостаса главного храма и южного придела. Среди росписей храма необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова, что под колокольней"[16].
"Церковь Троицы в Никитниках - типичный образец памятника второй четверти XVII в. Это бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете (центральная глава - световая). По традиции с северо-востока и юго-востока к основному четверику примыкают два придела (значительно больший северный имеет трапезную, как и главный храм). Шатровая колокольня (в связи с размерами участка и местоположением церкви относительно улицы, куда она выходит южным фасадом) отнесена в северо-западный угол и соединена с трапезной крытой галереей - папертью. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в., что такие "хоромные" крыльца стали пристраивать и к более древним памятникам. Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636 гг.) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно. Завершенная в 1634 г., церковь, находившаяся при усадьбе г. Никитникова, по-видимому, имела вход со стороны двора (входной западный портал восходит к северному порталу Благовещенского собора Кремля, но без его декора и, вероятно, был отделан до внутренних порталов северного и южного приделов, украшенных пышной белокаменной резьбой, - иначе трудно объяснить его скромные формы). Южный придел, который стал родовой усыпальницей Никитниковых, сообщался только с храмом и также не имел входа со стороны улицы, хотя и выходил на нее своими фасадами. В дальнейшем церковь была "выведена" на улицу - тогда, надо думать, и были сооружены шатровое крыльцо, галерея, возможно, трапезная северного придела и усилена пышность декора южного, ставшего теперь главным, фасада за счет двух сложно скомпонованных резных наличников. Произошло это уже после 1636 г., то есть после постройки Теремного дворца, знакомство с формами которого обнаруживают все эти нововведения. К 1652 г. переделки должны были быть завершены, так как в этом году уже приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сент. 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса, следовательно, сама церковь к этому времени уже была полностью отстроена). В белокаменный декор храма введены цветные изразцы.
Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера - Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, - которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 г.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора). Росписи обнаруживают знакомство их создателей с гравюрами Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 г. Стенопись церкви Троицы в Никитниках, насыщенная бытовыми деталями, стала образцом для росписей церквей второй половины XVII - нач. XVIII в. ряда городов - Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды. Среди икон местного ряда иконостаса обращает внимание "Благовещение с акафистом" 1659 г. письма Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева"[1].
"Церковь построена ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым в 1628 г. В 1653 г. расширена"[2].
"Подклет храма использовался как склад для товаров"[4].
"Церковь построена на средства ярославского гостя Григория Леонтьевича Никитникова, который в 1614 г. был пожалован в московские купцы и построил рядом свой каменный дом, двор и службы. Первое упоминание о дворе от 1626 г.; в 1698 г. он уже не существовал.
Попытка снести церковь Троицы в целях расширения строительства деловых зданий приостановлена в 1871 г. московским Императорским археологическим обществом"[5].
"В 1622 г. персидский шах Аббас вторгся в пределы Грузии и, предав страну огню и мечу, ушел с добычей. В числе прочих сокровищ была похищена Риза Господня многоцелебная, которую шах подарил впоследствии Михаилу Феодоровичу, а также много икон, за которые персы рассчитывали получить с русских купцов хорошие деньги.
В 1629 г. в Персии приказчику ярославского купца Егора Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богоматери, унизанный драгоценными камнями и похожий на Тихвинский, столь почитаемый на Руси. Лазарев приобрел ее для Лыткина. Одновременно его господин Георгий Лыткин в ночном видении получил извещение о покупке для него в Персии бесценного бисера и повеление по получении отослать его в Черную Гору. Когда Стефан вернулся и принес икону, Георгий с радостью и слезами принял ее и уразумел - что это и был тот бесценный бисер, который показался ему в видении. По совету и разрешению Патриарха Филарета Георгий отправил икону в 1629 г. в Черногорский монастырь на реке Пинеге Архангельской губернии. С 1629 г. этот монастырь стал называться Красногорским, а св. икона - Грузинской как первоначально находившаяся в Грузии. В 1650 г. по благословению Патриарха Иосифа установлен ежегодный праздник 22 августа, в день принесения иконы в монастырь"[6 и 7].
"Пустынь Черногорская была основана в 1604 г. ниже поселка Пинега (Пинежский волок) в 15 км, расположена в гористой местности, известной под именем "Черной горы". Была бедна. Основоположником был священник соседнего Юрольского прихода Мирон, который и постригся здесь впоследствии под именем Макария.
Постройки монастыря сохранились до наших дней, находятся ныне в аварийном состоянии" ([8] - 1971 г.).
"Икона Грузинской Богоматери в Красногорской обители прославилась чудотворениями, привлекла много богомольцев"[6].
"При царе Алексее Михайловиче икону носили в Сибирь - на Лену, в В. Устюг, Вологду, Переславль-Залесский и в Москву. В 1650 г. Патриарх Никон, тогда еще митрополит Новгородский, опросил, записал и исследовал сказания о чудесах этого образа - что и послужило основанием для установления Патриархом Иосифом праздника ей 22 августа. В 1698 г. постановлено ежегодно приносить икону в Архангельск и тогда же составлен канон ей смотрителем московской типографии Федором Пашкарповым. В 1654 г., во время морового поветрия, икону приносили в Москву для поновления и поставили в церкви Троицы в Никитниках. С нее сняли точный список, который остался в церкви после возвращения подлинника в Красногорскую пустынь. В 1904 г. в нижнем ярусе Троицкой церкви был устроен придел в честь этого образа.
Другой список иконы находился в Алексеевском женском монастыре. Известна также икона Грузинской Богоматери в церкви Покрова на Воронцовом поле, сломанной в 1932 г., - иногда эта церковь так и называлась по иконе церковью Грузинской Богоматери на Воронцовом поле.
Список иконы, находившийся в церкви Троицы в Никитниках, вскоре прославился чудотворениями"[по 6 и 7].
"Церковь обновлялась в 1900 г."[9].
"Чудотворный образ Грузинской Божией Матери, находящийся в церкви Троицы в Никитниках, прославился чудесами с 1654 г. во время бывшей в том году в Москве моровой язвы. В память 250-летия явления от нее великого чуда избавления от губительной болезни и в ознаменование посещения в 1900 г. Троицкого храма Государем Императором Николаем Александровичем в нижнем этаже храма в 1904 г. устроен на средства бывшего церковного старосты Алекс. Вас. Александрова особый придел, освященный 20 августа того же года"[10].
"В 1918 г. Всероссийская реставрационная комиссия отнесла церковь к памятникам I категории. В 1924-1930 гг. велась ее реставрация. В 1934 г. церковь передана в систему Гос. Исторического музея (ГИМ) как его филиал, которым является и поныне. Во время подготовки к открытию филиала в 1935-1940 гг. произведено раскрытие стенных росписей от двух слоев позднейших записей. В 1958-1959 гг. установлено центральное отопление прямо посреди храма. Вновь для посетителей он был открыт в 1968 г."[5].
Храм стоит на государственной охране под № 104[17].
Рядом с ним до 1960-х гг. стояло одноэтажное здание - домик причта, снесенное почем зря при постройке ворот и дома, закрывших ход по Ипатьевскому пер. (дом входил в комплекс новых зданий ЦК КПСС). По Ипатьевскому пер., 12 сохранились палаты Симона Ушакова, наполовину отреставрированные, и передвинутое во двор их здание палат Боровского подворья (о них подробнее см. в кн. [16]).
Чудотворный образ Грузинской Богоматери стоит ныне у северной стены главного храма.
Согласно решению президиума Моссовета от 25.7.1991 г. храм возвращается верующим. Им будет ведать братство св. Владимира[19].
 
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 437-439.
[2] Александровский, № 50.
[3] Рукопись Александровского, № 194.
[4] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[5] Овчинникова Е. С. Реставрация одного редкого памятника архитектуры и живописи XVII в. // Ежегодник ГИМ на 1961 г. К статье приложена обширная хронология памятника.
[6] Московские церковные ведомости. 1904. № 33.
[7] Богословский Т. М. Грузинская икона Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 4. С. 63-65.
[8] Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 82-86.
[9] Синодальный справочник.
[10] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 236.
[11] Путеводитель Машкова. С. XXXIII-CXXXVIII.
[12] Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.
[13] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 60-62. Фото № 117-134.
[14] Тренев Д. К. Памятники древнего русского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. Краткое описание церкви, икон Симона Ушакова и достопамятностей. 15 таблиц, 45 фотокопий, 24 с. текста. М., 1903.
[15] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916.
[16] Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 453-456; план и фото.
[17] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 9.
[18] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585: Вып. 5. С. 314.
[19] Московский журнал. 1992. № 3. С. 63.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 12-13
Церковь Грузинской Божией Матери. Находится в Грузинском переулке, близ Варварских ворот. Иначе называется "Троицы, что в Никитниках". Первоначально построена была деревянная в XVI столетии и называлась "Великомученика Никиты, что на Глинищах". Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 году ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом Св. Троицы и с южным приделом Св. Никиты. В 1653 году, по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова. Некоторое обновление церкви было около 1700 года, когда в трапезной установлены нынешние оконные решетки, а потом в 1845 году, когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи и внутри сохранилась достаточно хорошо. Выдвигающиеся на сводах ряды кокошников "в перебежку" составляют оригинальную особенность этой пятиглавой бесстолпной церкви. Крыльцо с шатровым верхом является первым по времени образцом подобного рода церковных входов. Колокольня находится не на оси всего здания, как установилось только со второй половины XVII века, а у северо-западного угла церкви. Внутри сохранился многоярусный иконостас с образами работы Симона Ушакова. Над верхним ярусом помещены изображения херувимов, как это было и в Успенском соборе до времени царя Алексея Михайловича, и как это до сих пор сохранилось в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Стенопись средины XVII века. Замечательны клироса особой формы и каменная резьба на входах в приделы и в главную часть церкви. Придел Никиты Мученика имеет такие же древние иконостасы и стенопись, как главная церковь.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2