Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 49-53
Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу
Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3
"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал"[2].
"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.
Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.
С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.
Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.
В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры"[1].
"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.
С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.
Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка"[3].
"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.
Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось"[15].
"Обновление церкви было в 1752 г."[5]. "Есть переделки XIX в."[6].
"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах"[8].
"Колокольня середины XVIII в."[5]. При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка"[7].
В настоящее время храм стоит на государственной охране под № 62[16]. Внутри в 1982 г. располагался Совет по туризму и экскурсиям Пролетарского района - отдел теплоходных экскурсий и прогулок. Хода внутрь посетителям нет.
С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.
В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.