версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=919

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Собор Василия Блаженного
Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 16-25
Собор Покрова Божией Матери на Рву (иначе называвшийся церковью Василия Блаженного)
Красная площадь, против Спасских ворот Кремля
"Первоначально здесь была построена каменная церковь Св. Троицы, называвшаяся "Троицкой, что на Рву", потому что здесь через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен скончавшийся 2 августа 1552 г. Блаженный Василий, Христа ради юродивый. В том же году 2 октября последовало взятие Казани Иоанном IV Грозным. В память дней казанских побед около Троицкой церкви было воздвигнуто 7 деревянных храмов, превращенных позже в каменные.
В соборе (к 1917 г. - П. П.) всего 11 престолов:
Св. Троицы - восточный, древнейшая часть церкви;
Покрова божией Матери - центральный;
Входа Господня во Иерусалим - западный;
Св. Григория Армянского - северо-западный;
Св. Адриана и Наталии – северный (первоначально был во имя свв. Киприана и Устинии);
Иоанна Милостивого - северо-восточный (до XVIII в. был во имя трех свв. Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла);
Александра Свирского - юго-восточный;
Св. Николая чудотворца в честь иконы его Великорецкой (из г. Вятки) - южный;
Варлаама Хутынского - юго-западный;
Василия Блаженного - устроена в пристройке в 1588 г.;
Рождества Богородицы - придел церкви Василия Блаженного; сделан над могилой Блаженного Иоанна Московского, вначале был во имя Ризположения, в 1680 г. переименован в Рождествобогородичный. Здесь почивают мощи св. Иоанна, обретенные в 1672 г."[16].
"Собор возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 гг. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Москву-реку, близ Лобного места и Мытного двора, находился центр московского Торга. После победы Иван IV задумал соорудить памятник этому событию уже в долговечном материале и распорядился поставить вместо деревянных церквей каменные. Но приглашенные царем мастера - Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа - самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Центральный храм был посвящен Покрову Богоматери, отмечавшемуся 1 октября, когда были взорваны стены Казани и город взят приступом. Строительство велось с 1555 по 1561 г. Здание возвели из кирпича - в ту пору еще сравнительно нового материала (из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу "под кирпич". Вплоть до конца XVI в. собор был самым высоким зданием в Москве (свыше 60 м), и с момента возведения сделался популярнейшим храмом города.
Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как извне, так и изнутри. В отличие от монументального внешнего облика собора, интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых внутрь столпов. Самый большой из них - башня Покровской церкви (высота от пола 46 м) - имеет внутреннюю площадь 64 м2. Переходы, связывающие столпы, выполняют роль своеобразной внутренней паперти, главным украшением которой являются выходящие на нее порталы церквей. В подклет ведет внутренняя лестница, расположенная в северо-восточном углу главного храма.
Решение образа храма в целом и его декора вероятнее всего - результат сложного взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: и деревянной, и каменной. Обращает на себя внимание прием кладки куполов, который, как считают, выработан итальянцами. Здесь конструктивная по своей сути система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных "на угол", образует видимый снизу четкий динамичный узор.
В 1957 г. были найдены остатки фресок XVI в., изображающих ложные окна, ромбы и кокошники, - черным по белому фону. Как декоративный элемент здесь воспринимались и черные буквы "летописи" об окончании строительства собора, написанные по белому фону фриза в основании шатра Покровской церкви.
В 1593 г. были заново сделаны маковицы над главами собора, сгоревшие в пожаре 1583 г. (с конца XVII в. их покрытия не раз менялись; современную окраску они приобрели в 1848 г.).
Значительные изменения в облике Покровского собора произошли в XVII в. В 1672 г. в юго-восточном углу собора сооружают одиннадцатую церковь - небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - другого московского юродивого, похороненного здесь еще в 1589 г. Для церкви была использована угловая часть галереи подклета: южную арку заложили, а к восточной пристроили абсиду. В 1680 г. собор ремонтируют и одновременно в аркадах подклета размещают тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней при Иване Грозном ("на крови"). Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный над вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах. Над открытыми ранее лестницами появилась кровля на ползучих арках и четыре шатровых рундука - над площадками. Была перестроена и звонница: пролеты звона и абсиду разобрали и на образовавшемся четверике, обработанном снаружи во вкусе XVII в., возвели шатровый восьмерик. От первоначального декора в четверике уцелело прежнее обрамление перспективного портала. В этот же период появляется первая орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные своды, опорные столбы галерей и парапеты гульбищ. Роспись выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись "под кирпич", лишь наличники окон украшает полихромная живопись. В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью - желтой на голубом фоне, - посвященной истории создания храма.
Дальнейшие изменения в облике здания произошли при ремонте собора в 1761-1784 гг. Были окончательно заложены арки подклета, в западной части которого разместили жилье для причта. Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного перестроили в ризницу. Снаружи сняли керамическую надпись XVII в. и дополнительные главки из белого камня - с центральной башни. Все здание - внутри и снаружи - покрыли "травчатыми" орнаментами. Тогда впервые в центральном храме появилась тематическая роспись (была повторена масляными красками в 1845-1848 гг.). В 1812 г. собор был разграблен, но сразу же после войны ремонтировался. В 1817 г. О. И. Бове, реконструируя Красную площадь, ремонтирует подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой, сначала вдоль Москворецкой улицы; в 1834 г., после пробивки Масляного переулка, стена была продолжена и на южную сторону собора.
Первые попытки реставрации собора были предприняты в 1890-х гг., когда центральный шатер освободили от железного покрытия, сделанного в XVIII в. С 1923 по 1949 г. с перерывом на время войны проведен большой цикл исследований, позволивший реконструировать подклетную часть собора в ее первоначальном виде; аркада вновь раскрыта, найдены и восстановлены профили цоколей столбов, поддерживавших площадки гульбища, восстановлен по всему периметру сложный цоколь.
В интерьере раскрыта и воссоздана почти полностью, кроме восточного участка, фресковая живопись стен и сводов обходных галерей и площадок гульбища; в пяти башнях живопись XIX в. заменена побелкой (?! - П. П.). В галерее между центральной и западной башнями освобожден от штукатурки с росписью XIX в. уникальный для мировой строительной практики XVI в. кессонированный потолок, на котором восстановлена первоначальная фресковая роспись "под кирпич". В четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI-XVII вв. Во время реставрационных работ в 1954-1955 гг. была восстановлена наружная окраска "под кирпич".
В ходе реставрационных работ при частичной замене выветрившейся кирпичной облицовки стен была открыта неизвестная ранее в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без графических чертежей. Все стены здания пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль "пространственного чертежа". Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой врубками как по горизонтали, так и по вертикали, до начала кирпичной кладки были выполнены контуры будущего сооружения и определены размеры и местоположение всех элементов его архитектурной формы и декора.
В формировании образа собора можно выделить два этапа. Первоначально собор - обобщенный символ торжественно-сказочного города - "райского града", родственного фантастическим городам на иконостасах и фресках (в источниках с конца XVI в. собор часто именуется "Иерусалимом" - возможно, здесь также имело значение то, что западный столп являлся Входоиерусалимским храмом). Отдельно стоящие, симметрично расположенные церкви-столпы на высоком подклете ассоциировались с башнями и куполами храмов за крепостными стенами. Образу "града" соответствовала и насыщенная, но несколько суровая гамма первоначальной окраски: темно-красный тон росписи "под кирпич", белые детали, зеленовато-желтые изразцовые вставки, черный тон лощеной черепицы, золото крестов. Вместе с тем в сложную систему этого образа вошли по-своему переосмысленные черты динамичности шатрового храма Коломенского и идея объединения столпообразных приделов церкви в Дьякове.
После переделок XVII в. отступила на второй план "идея девяти церквей" на одном основании. Собор стал восприниматься как единое здание, празднично украшенное. До наших дней собор дошел как памятник в основном двух - XVI и XVII - столетий, прочно вошедший в ансамбль Красной площади и объединивший со стороны Москвы-реки панорамы Кремля и Китай-города"[20].
"Собор возведен в 1555-1561 гг. у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. (Троицкая церковь вошла в состав нового храма.) У его стен был похоронен любимый в народе юродивый Василий Блаженный и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший другое имя собору. Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани (так, 30 августа - в день трех Патриархов Константинопольских, северо-восточный придел - был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, северо-западный придел - произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова, начался решительный штурм, 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел - русские окончательно овладели Казанью и т.д.), а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама). Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и возвели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа - входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV. Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре, ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких лучших его образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании - высоком подклете - поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45*, образуя восьмиконечную звезду). Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690-х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, и над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела. Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в.) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства храма, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с белокаменными деталями.
Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре и восьмерике центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по светлому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав. В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII в. в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены не сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы, и новые - XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона "Вход в Иерусалим" XVI в. в западном одноименном приделе"[1].
"Поднявшийся на 65 метров собор Покрова был самым высоким зданием Москвы до начала XVII в., когда еще выше взметнулся столп Ивана Великого"[2].
"Это обетный храм Ивана Грозного. Митрополит Макарий принял близко к сердцу выразительность духовной славы и посоветовал царю соорудить собор с престолами обетных храмов, поставленных вокруг каменного в честь Троицы на Красной площади, деревянных и недолговечных. Видимо, также митрополиту принадлежала и руководящая идея общей группировки необычайных форм храма, и что Барма и Посник - строители, имена которых сохранила нам летопись (сведения о сооружении собора Бармой и Посником найдены в летописных сборниках XVII в. священником собора отцом И. И. Кузнецовым - см. Чтения Общества Истории и Древностей, 1896. Кн. I и II), - только "быша примудр и удобни таковому чюдному делу". В самом деле план и общие массы Покровского собора необычны не только в принятой концепции, но и в размещении главных масс, и едва ли последнее могло быть подчинено простому произволу-фантазии хотя бы и искусных мастеров.
Главное значение придано тем столпам, которые размещены по странам света. В линию с востока на запад сгруппированы последовательно: восточный придел Троицы, средний - Покрова и западный - Входа Господня во Иерусалим. Этим приделам лицами, руководившими постройкой собора, было придано главное значение, повлекшее за собою сооружение лишнего симметричного "безымянного" престола - т.е. главного южного столпа (он вскоре был наречен во имя св. Николы Великорецкого по случаю чудотворений от иконы, привезенной для реставрации в Москву. В то время весь храм был возведен на высоту не более одной сажени). При группировке каменных приделов обетного храма было внесено немаловажное изменение относительно группы отдельных деревянных церквей. Центральный храм группы во имя Троицы уступил свое место храму Покрова, как выразителю явного покровительства Небесных Сил. Храму Троицы было отведено первое место на востоке (Покровский собор долго после своего сооружения еще именовался Троицким собором). Третье, главное, место в ряду с востока на запад было отведено приделу Входа во Иерусалим, очевидно, с предвзятой целью сделать этот придел, а вместе и самый собор, местом для совершения особого духовного торжества - "шествия на осляти" в неделю Ваий из всех соборов Кремля. С этой целью лестницы около Входоиерусалимского храма были устроены так, чтобы крестный ход мог идти прямо по назначению в храм, не кружась по притворам мимо других приделов. Особая важность Входоиерусалимского храма, как видно, и дала ему значительное место. Недаром иностранцы называли Покровский собор Иерусалимом, Иерусалимской церковью - так он и прозывался, по их словам, в народе.
Летописец указывает, что "поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов", - т.е. он объясняет удивительность храма тем, что это связанная группа из девяти отдельных церквей (не приделов) и что формы этих храмов заимствованы от многих образцов. Формы и обработка храма заимствуются Бармой и Посником от церкви Вознесения в Коломенском, Иоанна Предтечи в Дьякове, от ныне не существующей церкви Сергия (шатровой) Богоявленского монастыря в Московском Кремле. Соборная церковь - доныне существующая - Рождественского монастыря в Москве, вероятно, послужила оригиналом для малых угловых столпов.
Собор освящен 1 октября 1559 г., но тогда еще не был готов в нем Покровский храм, освященный год спустя.
О времени сооружения фигурных глав говорила изразчатая летопись, сделанная в 1683 г. кругом собора (она уничтожена в 1772 г.). Из нее видно, что при царе Федоре Иоанновиче "та церковь починена, и расписана колокольня и главы железные и покрыты досчатым железом разными образцами, и полужены церкви, и паперти покрыты черепицей". Иностранцы, видевшие собор в XVII в., удостоверяли, что в то еще время главы были покрыты светлыми блестящими листами. И. Е. Забелин предполагал, что вся раскраска собора была произведена в конце XVII в. (И. Е. Забелин. Русское искусство // Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900. С. 18). Первоначальная звонница до нас не сохранилась, она заменена в конце XVII в. колокольней, существующей ныне. Изображения прежней звонницы сохранились на древних рисунках, например у Олеария, у Массы и в "Книге избрания на царство Михаила Феодоровича". Самый шатер храма украшен разноцветными звездами, составленными из изразчатых поливных плиток и шаров.
Окидывая взором всю группу столпов собора и любуясь его ярко выраженным национальным стилем, глаз невольно подмечает, что все его оригинальнейшие формы одеты итальянскими деталями карнизов, архивольтов, ромбов, машикулей, ширинок и прочими мелкими принадлежностями фряжских декораций. Это наглядно указывает, что в начале эпохи выработки национальных храмовых форм было еще мало нужных элементов для мелких каменных декоративных мотивов внешней обработки храмов. Таков памятник "небесной славы и торжества царственной Москвы"[3].
"В подклет собора со рва в XVII в. перенесли 14 церквей, впоследствии упраздненных. В 1675 г. перенесли:
церковь Параскевы и Пятницы и
церковь преп. Сергия.
В 1636 г. церковь Рождества Христова, церковь Афанасия и Кирилла, церковь Зачатия Иоанна Предтечи, церковь Рождества Богородицы.
В 1643 г. церковь Василия Кесарийского, церковь Богоявления, церковь Феодосии девицы, церковь, ап. Марка "обыденную", церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь Положения ризы Богородицы, церковь Николая Чудотворца.
В 1652 г. - церковь Всех Святых.
В 1760-х гг. церковь ап. Марка и некоторые другие были упразднены. В 1781-1784 гг. во время ремонта храма упразднены еще 8 остальных"[6].
"Ныне в приделе Входа в Иерусалим находится иконостас из разобранного в 1770 г. кремлевского храма Александра Свирского, а главный иконостас - из разобранного в Кремле в 1770 г. собора Черниговских чудотворцев"[7].
"В 1812 г. Наполеон приказал начальнику артиллерии Ла Рибоасьеру взорвать собор. Приказ не успели выполнить, но храм был совершенно разграблен"[8].
"17 янв. 1916 г. в соборе согласно указу Синода 40-летней давности придел Рождества Богородицы был переосвящен во имя Иоанна Блаженного, в нижнем этаже с юга ц. Василия. Иконостас трехъярусный резной вызолоченный; древние иконы украшены серебряными ризами. Над почивающими под спудом мощами балдахин с лампадами. Храм теплый, богослужения будут совершаться ежедневно"[35].
"В 1919 г. вмешательство власти дошло до того, что она запретила употребление тропаря мученику Гавриилу, мощи которого почивали в храме Василия Блаженного. Суд постановил (дело об антисемитской пропаганде): "Употребление тропаря гл. 5 и кондака гл. 6 в честь отрока Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного характера (?), развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимым, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния" (журнал "Революция и церковь". 1919. № 6-8. С. 75).
Летом 1919 г. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) приговорила к расстрелу настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова. Того самого Восторгова, которого незадолго до этого привлекали к суду в качестве обвиняемого по делу "об антисемитской агитации в Московском соборе Василия Блаженного, в связи с мощами мученика Гавриила" (эксперт по делу И. А. Шпицберг). Насколько виновен был протоиерей Восторгов, можно судить по словам настоятеля собора протоиерея Ковалевского, с которыми он выступал на следствии: "Восторгов часто вел беседы с народом... в особенности в связи с мощами Гавриила. Гавриил значится в списке святых, вероятно, за то, что он замучен евреями. Говорю это, как показывает моя пастырская совесть. Как православный священник Восторгов вел пастырскую правильную линию в своем деле" ("Революция и церковь". 1919. № 6-8. С. 63-64).
В протоколе приговора на этот раз было сказано: "Как темная личность и враг трудящихся" (там же). Приговор был приведен в исполнение" (Кандидов Б. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция (очерки и материалы). М., 1930. С. 22).[27].
"Отец Иоанн Восторгов был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 г. рядом с Братским кладбищем вместе с епископом Ефремом (Кузнецовым), ксендзом Лютостанским с братом, бывшим министром внутренних дел Н. А. Маклаковым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым, министром внутренних дел А. Н. Хвостовым и сенатором С. П. Белецким (бывшим шефом полиции. - П. П.). Перед смертью он благословил казнимых мирян"[25]. В 1981 г. собором Русской Православной Церкви за границей причислен к лику святых в сонме новомучеников Российских.
Как сообщала газета "Правда", 29 апреля 1922 г. в соборе Василия Блаженного было конфисковано: 50 золотников золота, 24 пуда 10 фунтов 17 золотников серебра, 3 крупных и мелкие бриллианты, 1 фунт 6 золотников золота и серебра в общем весе, 1 алмазная звезда с бриллиантами[28].
"Собор был закрыт летом 1929 г. в связи с передачей его Гос. Историческому музею"[33].
"Весной 1936 г. меня вызвали в одно высокое учреждение и предложили срочно заняться новой работой - обмерить и составить смету на снос храма Покрова на Рву.
- Принято решение о разборке церкви, - сказали мне, - она мешает автомобильному движению через Красную площадь.
- Это безумие! Безумие и преступление одновременно! Я ничего для сноса делать не стану, а снесете - покончу с собой..."
Сейчас ему восемьдесят шесть лет, архитектору Барановскому, патриарху русской архитектурной реставрации. Он почти ничего не видит, он заметно сдал в последнее время, особенно с тех пор, как потерял жену, но в темноватой квартирке в корпусе Новодевичьего монастыря голос его разносится энергично, уверенно. Историю о сносе Василия Блаженного, уже ставшую мрачной легендой, Барановский повторяет решительно и твердо, будто диктует завещание (история эта мелькнула в советской печати в статье В. Пескова в "Комсомольской правде" от 4 июля 1965 г.).
Блаженный, как известно, уцелел, а Петр Дмитриевич Барановский, отправленный прямо из "высокого учреждения" в тюрьму, во время редких свиданий с женой первым делом спрашивал: - Ну, что - стоит? - Стоит, Петя, не сносят...
Только после этого Барановский брался за принесенные домашние харчи. Блаженный уцелел. Оказалось, судьба благосклонна и к Петру Дмитриевичу: через полгода его выпустили.
"Блаженный не снесли, потому что американцы предложили за несколько миллионов купить храм, чтобы перевезти его в Штаты". Бродячее это мнение Барановский считает вымыслом. Прежде всего потому, что невероятно, чтобы в Москве 1936 г. иностранцы могли что-то узнать о сносе церкви до того момента, когда ее уже начали ломать.
Почему все же Блаженный уцелел? Никто из архитекторов не слышал, чтобы "вверху" решили - "нет, не надо ломать". Наиболее вероятным представляется, что Сталин и его ближайшие забыли о своей идее сноса, а чиновники не решались напомнить. И в том, что не решались, возможно, большую роль сыграл бескомпромиссный, редчайший по тем временам протест Барановского"[21].
Есть еще одна московская легенда по этому поводу. По ней Лазарь Каганович велел изготовить модель Красной площади со съемным макетом собора Покрова. Представив ее Сталину, он принялся доказывать, что собор мешает плавному движению демонстрации при выходе с Красной площади. "А вот если бы его - рраз!" - убирал макет храма Каганович. Сталин посмотрел, подумал. Потом ответил так: "Лазарь! Поставь на место".
В настоящее время храм стоит на государственной охране, имея охранный № 2[22]. Он является филиалом Государственного Исторического музея. Время от времени возобновляется наружная реставрация (гл. реставратор - Н. Н. Соболев).
С запада от собора установлена находившаяся прежде перед фасадом ГУМа скульптурная группа - памятник Минину и Пожарскому. Ей также грозило уничтожение - например, в 1930 г. в газете "Вечерняя Москва" некий В. Блюм в статье "Пора убрать исторический мусор с площадей" подстрекал: "В Москве, напротив мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси "гражданин Минин и князь Пожарский" - представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны" (?!! - [13]).
В 1990 г. 1 января после долгого перерыва звонарь Иван Данилов вновь зазвонил в колокола Покровского собора - однако звон звал не на службу, а всего лишь на праздничное новогоднее шествие[29]. Вопрос о возвращении храма церкви также поднят[30], но против этого возражают сотрудники Исторического музея, удобно в нем разместившиеся.
Накануне престольного праздника, 13 ноября 1990 г. в соборе состоялось всенощное бдение, а в сам престол - литургия, однако, к сожалению, покуда они оставались лишь "одноразовым действием"[32].
"Согласно указу президента России от 18 ноября 1991 г. в соборе вновь разрешены богослужения"[37]. В престольный праздник 1991 г. прошла торжественная служба[38]; а на Пасху 1992-го составитель этой книги присутствовал при обедне - хотя одновременно с "Христос Воскресе" и колокольным благовестом раздался звон сапог караула.
 
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 434-435.
[2] Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 92.
[3] Путеводитель Машкова. С. LIV-LXVI + план и разрез собора.
[4] Сытин. С. 71-72.
[5] Синодальный справочник.
[6] Материалы. С. 348, 339.
[7] Александровский, № 24.
[8] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[9] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[10] Рукопись Александровского, № 165.
[11] Капитохин А. А., Серебрякова Е. И. Покровский собор. М., 1990. 32 с.: ил.
[12] Комсомольская правда, 1965. 4 июля (статья В. Пескова).
[13] Вечерняя Москва, 1930. 27 авг.
[14] Соболев Н. Н. Василий Блаженный. М., 1949.
[15] Артамонова О. И. Покровский собор. М., 1967.
[16] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 14 (автор М. Александровский, но в выходных данных это не указано).
[17] Яковлев И. В. Покровский собор (путеводитель). М., 1957.
[18] Яковлев И. В. О дате окончания строительства Покровского собора // Ежегодник ГИМ. М., 1962.
[19] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[20] Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 398-403.
[21] Разрушенные и оскверненные храмы. Франкфурт-на-Майне. 1980. С. 137.
[22] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 58.
[23] Снегирев В. Л. Памятник архитектуры - храм Василия Блаженного. М., 1953. 160 с.: 4 с. библиогр.
[24] Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988. 256 с.: 124 с. ил.
[25] Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилль, 1949. Т. 1. С. 187-192, 203.
[26] Мелитонян А. Неизвестная история собора Покрова Богородицы // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2. С. 30-32.
[27] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Джорданвилль, 1987. Ч. I. С. 123; 1988. Ч. III. С. 8.
[28] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 265.
[29] Известия. 1990. 2 янв.
[30] Литературная газета. 1990. 28 марта.
[31] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[32] Моск. правда. 1990. 13 окт.
[33] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 41.
[34] Козлов В. Трагедия Китай-города // Моск. журнал. 1992. № 2. С. 19.
[35] Московский листок. 1916. 18 янв. Прибавление.
[36] Светозарский А. Пастырь добрый (слово об о. Иоанне Восторгове) // Глаголы жизни. 1992. № I. С. 35-42.
[37] Моск. журнал. 1992. № 4. С. 31.
[38] Моск. церковный вестник. 1991. № 18. С. 9.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 14-17
Покровский собор. Находится на Красной площади близ Спасских ворот и Лобного места. Называется также церковью Василия Блаженного. Первоначально здесь была построена каменная церковь Св. Троицы, называвшаяся "Троицкой, что на Рву", потому что чрез всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 году. У этой каменной церкви был погребен скончавшийся 2 августа 1552 года Блаженный Василий, Христа ради юродивый. В том же году 2 октября последовало взятие Казани Иоанном IV Грозным. В память дней казанских побед около Троицкой церкви было воздвигнуто семь деревянных храмов: 1) Александра Свирского, 2) Иоанна, Павла, Александра Константинопольских, 3) Григория Армянского, 4) Покрова Пресвятой Богородицы, 5) Киприана и Иустины, 6) Варлаама Хутынского, 7) Входа Господня в Иерусалим. Митрополиту Макарию (1543-1564) надо приписать мысль о замене деревянных храмов вместе с Троицким объединенною группою каменных, которая представляла бы собою прочный и величественный памятник взятия Казани. В качестве зодчих были приглашены русские мастера Барма и Постник Яковлев, которые составили план, включавший ради симметрии и девятый храм. Этому последнему решено было дать наименование Николая Чудотворца вследствие тогдашнего пребывания в Москве иконы Николы Великорецкого, принесенной сюда на время из Вятки для подновления. Девятипрестольный храм строился с 1554 года, окончен в 1560, и сталь выдающимся произведением русского искусства, своею оригинальною красотою ("музыка в архитектуре") приводящим в изумление и восхищение и своих русских людей и чужеземцев. Подобного храма не было впоследствии, но почти не было и прежде. В некоторой степени храмами-предшественниками, которые имели в виду Барма и Постник, можно считать церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 года и церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове 1529 года, первую для среднего Покровского шатра, вторую для восьми столпообразных приделов. В свою очередь, Вознесенская и Предтечевская церкви построены под влиянием стиля деревянных храмов, издревле отличавшихся от каменных чисто русскими и общим характером постройки и отдельными архитектурными подробностями. Собор сохранился до наших дней хорошо и в общем имеет тот же вид, какой дали ему зодчие XVI века. Но некоторые изменения с течением времени все-таки произведены. В 1588 году были обретены мощи Василия Блаженного, вследствие чего внизу встроена десятая церковь, имени этого Святого, которая снаружи по своему стилю не нарушает общей гармонии всего здания, а внутри замечательна своими крещатыми сводами. Около 1640 года внизу же устроили одиннадцатый алтарь, над местом погребения Блаженного Иоанна, скончавшегося в 1589 году. Придел этот сначала назывался "Риз Положения", а в конце XVII века переименован в Рождества Богородицы; здесь почивают мощи Св. Иоанна, обретенные в 1672 году. В XVII же веке покрыто сводами и крышею все пространство между девятью верхними храмами и над галереей; пристроены два изящных двухшатровых западных крыльца и вход в нижнюю церковь; надстроена палатка на северной стороне нижней церкви, ныне служащая ризницей; выстроена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы; устроена сплошная стена кругом нижнего этажа, вместо прежних открытых арок. В XVIII веке перестроен алтарь Васильевской церкви; переименован придел Киприана и Иустины в Адриана и Наталии, а вместо престола Иоанна, Павла и Александра устроен престол Иоанна Милостивого; в главный Покровский храм перенесен иконостас из разобранного в 1770 г. собора Черниговских Чудотворцев, а в придел Входа в Иерусалим - из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. В 1784 году впервые расписаны внутри стены Покровского храма, и сняты восемь главок, стоявших по углам звездчатого основания главного шатра. Поновления были также в XIX и XX веках, но менее важные.
В собор ежегодно 1 октября совершается крестный ход в память взятия Казани. Когда в Москве были всероссийские митрополиты, потом патриархи, совершался и другой крестный ход, так называемое "шествие на осляти". Оно состояло в том, что в Вербное воскресенье митрополит, а впоследствии патриарх, ехал от Успенского собора на осле, которого обыкновенно вел сам Царь. При громадном стечении народа шествие направлялось к Входоиерусалимскому приделу, где совершался молебен, а затем возвращалось в Успенский собор. Остаток древнего торжества сохранился теперь только в виде многолюдства на базаре, бывающем на Красной площади в Вербное воскресенье.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2