версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Китай-городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=918

Собор Иконы Божией Матери Казанская на Красной площади

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 12-16
Казанский собор
Никольская ул., затем ул. 25 Октября, с 1990 г. вновь Никольская, 1
"Сооружен на вклад кн. Дмитрия Пожарского в 1620-х гг., достроен после пожара в 1636 г."[16].
"В 1626-1630 гг. на месте сгоревшего Арсенала кн. Д. М. Пожарский построил церковь Казанской Богородицы"[2].
"Главнейшей войсковой святыней ополчения Минина и Пожарского был список иконы Казанской Богоматери, который торжественно вносили в каждый освобожденный город. 22 октября она была внесена в Кремль и установлена в Успенском соборе.
Деревянный собор Казанской Богоматери был выстроен в 1632 г. Он сгорел 25 апреля 1635 г., и государь выделил на восстановление храма кирпич от строившегося дворца в Кремле. Каменный собор выстроили "за два лета", так что главный престол был освящен в 1636-м, а северный придел Аверкия Иерапольского осенью 1637 г.
До этого чудотворный список Казанской Богоматери перемещался из ц. Введения на Лубянке в ц. Введения Златоверхую на Ильинке, а также деревянную Казанскую, стоявшую между Никольских и Ильинских ворот Китай-города против Безымянной башни, где потом находился храм Иоанна Богослова под Вязом.
Строил собор подмастерье Абросим Максимов. Освящал его 15 октября 1636 г. Патриарх Иосиф в присутствии царя Михаила и князя Пожарского.
3 октября 1647 г. справа от главной церкви был освящен придел свв. казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, разобранный около 1800 г. при расширении Никольской улицы и более не возобновленный.
К 1650 г. перед собором были построены новая паперть и колокольня; в конце XVII в. устроено парадное крыльцо, покрытое бочкой, увенчанной главкой. В 1690 г. поставлена ограда из каменных столбов с деревянными решетками.
После окончания строительства собора от него до Лобного места была сделана гладкая деревянная мостовая, получившая сначала название Красный мост, а возле храма - Красная площадь: так собор дал имя главной площади Москвы"[25].
"В 1812 г. при взрыве Никольской башни французами крыша на Казанском соборе была разбита каменьями, которые завалили и сам храм"[4].
"В 1801 г. была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 г. выстроена новая двухъярусная, с 1865 г. ставшая трехъярусной. В 1849 г. внутри установлен новый иконостас, в 1873 г. сделана новая роспись стен"[5].
"В 1925 г. реставратор П. Д. Барановский провел зондажи на чердаке собора и в 1927 г. приступил к его реставрации на средства религиозной общины. Реставрация была начата так, чтобы результаты были наглядно видны сразу же. Работы велись без лесов и начаты были на крыше с шеи главы. Из-под позднейшей штукатурки открылся древний карниз и пояс островерхих кокошников. Все выявленные остатки старых форм фиксировались, а затем восстанавливались. Но в 1930 г. работы были остановлены; Барановскому удалось довести реставрацию до окончания восстановления верхов храма"[25].
"Собор закрыт в 1930 г. по ходатайству Гос. Исторического музея"[32].
Снимки восстанавливаемого храма напечатаны, например, в книгах [9] и [16]. При этом Барановский в 1928 г.[5] снес колокольню XIX в.
"В 1933 г. П. Д. Барановский был выслан на строительство Байкало-Амурской магистрали. Собор простоял еще до 1936 г. и летом был разобран. Возвратившийся с БАМа Барановский застал разрушение и, трудясь вместе с разорителями, успел произвести замеры и фотофиксацию.
В 1937 г. на месте Казанского собора по проекту Б. Иофана был поставлен павильон в честь III Интернационала. Для посетителей его на участке был устроен туалет. После войны павильон исчез, но туалет обслуживал миллионы посетителей ГУМа до конца 1980-х гг., причем вход в него расположен как раз со стороны святых алтарей и там, где стоял колодец с родниковой водой"[25].
Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена в Казани в 1579 г. В Смутное время ее список приносили в 1611 г. из Казани в Москву вместе с казанским ополчением в стан князя Дмитрия Пожарского по распоряжению Патриарха Ермогена (на следующий год погибшего мученической смертью и причисленного впоследствии к лику святых). До построения Казанского собора этот список находился в приходской церкви князя Пожарского - Введения на Лубянке. В XIX в. в связи с постройкой в Петербурге Казанского собора был сделан и для него список с иконы.
29 июня 1904 г. из казанского Богородицкого девичьего монастыря подлинная икона была украдена. Похитителя нашли - им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникла версия, что икону он за огромную сумму перепродал старообрядцам (которые действительно занимались широкой скупкой дониконовских икон - в частности, брали их из старинных московских храмов во время разорения Москвы в нашествие Наполеона). В переговоры с вором вступала через посредников даже сама великая княгиня Елизавета Феодоровна, но окончательной правды от него так и не добились.
После закрытия Казанского собора в Москве его храмовый образ был сначала передан в Богоявленский собор в Дорогомилове (ныне разрушен); из него после закрытия в 1930-е гг. она пропала.
Петербургский список был после закрытия Казанского собора перенесен во Владимирский храм, действующий по сей день.
В 1960-е гг. в Англии была обнаружена у одного коллекционера древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную. Ее перевезли в США, где архиепископ Иоанн Шаховской попытался организовать сбор средств для приобретения святыни, но нужной суммы собрать так и не удалось. К тому же специалисты выяснили, что оклад иконы - подлинный, с самого чудотворного прообраза из Казани, но сама она - замечательная копия XX в. В конце концов икона была приобретена католической церковью и помещена в знаменитом месте явления Божией Матери в Португалии в 1917 г. - Фатиме, в Восточном центре католиков (пророчества Богоматери, данные Ей в 1917 г. в этом городе, непосредственно касались России). В Москве в Богоявленском соборе в Елохове имеется список Казанской иконы, также находившийся при казанском ополчении в 1612 г.
Фундаменты собора, сохранившиеся в земле, включены в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в г. Москве. Возникло движение за восстановление храма к 50-летию Победы во 2 мировой войне в 1995 г.[18, 19, 20], но и у него появились противники[21].
В ноябре 1989 г. предложение МГО ВООПИиК о восстановлении собора, поддержанное Фондом культуры и другими организациями, было одобрено Секретариатом ЦК КПСС (! - [22]). Наконец, 5 июня 1990 г. решение вновь воздвигнуть собор принял и исполком Моссовета. Срок - 1995 г.[23, 24].
В середине 1990 г. вокруг фундаментов стоял забор, туалет был закрыт, но реставрировались лишь подвалы соседнего дома.
Наконец, 4 ноября 1990 г. Патриарх Алексий II заложил первый камень воссозданного собора[31, 30, 28]. Он пришел с крестным ходом из Успенского собора Кремля под звон колоколов Василия Блаженного[29]. При этом случилось следующее любопытное происшествие. "В колокольном звоне направились в сторону Василия Блаженного священнослужители. Группа монархистов с пением "Боже, царя храни!" последовала за ними. Под большим красным щитом с изображением что-то кричащего Ленина на стене ГУМа монархисты остановились. Повернувшись в сторону Мавзолея, трижды пропели "Анафема!" - и вернулись к часовне, где стоял сундук для пожертвований"[27].
Часовня эта выстроена из дерева по проекту архитектора Олега Журина; у него же находятся и обмерные чертежи старого храма, выполненные П. Б. Барановским. Каждый Божий день прозрачная копилка с пожертвованиями на храм, который предполагается вновь открыть к 1995 г., наполняется народными деньгами. Проект нового возрожденного собора также принадлежит О. Журину, но в самом конце 1990 г. по принципу "разделяй и властвуй" попытались стравить его с В. Я. Либсоном, руководителем мастерской "Моспроект-13", также претендующей на честь восстановления собора.
 
[1] Александровский, № 57.
[2] Сытин. С. 87.
[3] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[4] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[5] Рукопись Александровского, № 343, 336.
[6] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 196.
[7] Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 20-22.
[8] Материалы. С. 349.
[9] История русского искусства. М., 1959. Т. 4. С. 143 (фото собора).
[10] Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1907. Вып. 21. С. 27-31.
[11] Россия в оригинальных фотографиях 1860-1920 гг. Нью-Йорк, 1977 (на англ. яз.) (интересное фото у входа в собор).
[12] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917.
[13] Анастасий (Меткин), игум. Емельянов Л., диак. 400-летие явления Казанской иконы Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 10. С. 6-11.
[14] Похититель чудотворной иконы // Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1956. Т. 5. С. 220-230.
[15] Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг. М., 1977. С. 33 (фото).
[16] Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 269 и 383 (фото).
[17] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 5. С. 14-16: ил.
[18] В память о доблести воинской // Веч. Москва. 1989. 12апр.
[19] Кокунько К. Возрождение памятника // Досуг в Москве. 1989. 22 июля.
[20] Ястребов А. Когда не хватает аргументов // Веч. Москва. 1989. 20 мая.
[21] Шугайкина А. "Помпеи" Китай-города // Веч. Москва. 1990. 6 апр.
[22] Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 4. С. 35.
[23] Известия. 1990. 6 июня.
[24] Московская правда. 1990. 7 июня.
[25] Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО ВООПИиК. М., 1990. С. 6-20 (с поправками по позднейшей рукописи).
[26] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[27] Голиков Е. Возрождение собора // Моск. строитель. 1990. № 40.
[28] Возрождение собора // Моск. строитель. 1990. № 39. С. 2.
[29] Торжество возрождения // Лит. Россия. 1990. 12 нояб.
[30] Шкарова Е. Во имя Божьей Матери // Моск. правда. 1990. 3 нояб.
[31] В воскресенье на Красной площади // Моск. правда. 1990. 6 нояб.
[32] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. №5. С. 41.
[33] Козлов В. Трагедия Китай-города // Моск. журнал. 1992. № 2. С. 19.
[34] Московское общество. 1991. № 1. С. 6-26.
[35] Там же. 1992. № 1. С. 4-26.
Список сокращений
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916, с. 20-22
Казанский собор. Находится на углу Красной площади и Никольской улицы. Построен князем Димитрием Михайловичем Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери по поводу освобождения в 1612 году Москвы от поляков. Освящен в 1636 году. Свой древний наружный вид собор утратил в XIX веке после обновления 1825 года и постройки нынешней колокольни в 1865 году. Внутри сделан новый иконостас на древние иконы в 1849 году, а существующая стенопись исполнена в 1873 году. Придел один, северный, освященный во имя Равноапостольного Аверкия, епископа Иераполъского, память которого празднуется 22 октября. Казанская икона Божией Матери чудесно явилась в городе Казани в 1579 г. Явление это очень утешило православных казанцев, которым нелегко было тогда жить среди многочисленных и богатых некрещеных татар. В честь иконы был установлен праздник на 8 июля, а служба была написана местным священником, о. Ермолаем, который потом, в 1606-1612 г., с именем Ермогена был в Москве Всероссийским патриархом. В 1612 году бедствовали православные во всей России; самую Москву надо было освобождать от засевших в ней поляков. По грамотам вдохновленных Св. Ермогеном властей Троицкой Лавры собралось ополчение Минина и Пожарского, одушевленное одною общею мыслью: "умрем за веру православную!" При войске, как его главная святыня, находилась Казанская икона Божией Матери. Небесной Заступнице рода христианского и молитвам перед Казанскою Ее иконой наши великие предки приписывали свои военные успехи. В день 22 октября 1612 года князь Пожарский взял Китай-город, вследствие чего сдались и сидевшие в Кремле поляки. Тогда был установлен второй праздник Казанской Божией Матери, 22 октября. Икону князь Пожарский поместил сначала в своей приходской церкви Введения на Лубянке, и туда ежегодно стали совершаться крестные ходы. Когда был построен нынешний собор, в него была перенесена Святая икона, богато украшенная в 1625 году тем же князем Пожарским, и сюда с тех пор совершаются крестные ходы 8 июля и 22 октября. По своему местоположению Казанский собор оказывается первою для приезжающих в "город" церковью, находясь почти при самом въезде через Воскресенские ворота. Вследствие этого установился обычай еще одного крестного хода. Когда вступает на Московскую кафедру новоназначаемый митрополит, он приезжает к Казанскому собору, здесь облачается и отсюда торжественно с крестным ходом шествует в Успенский собор, где и служит свою первую архипастырскую в Москве литургию.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2