Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 101-104
Часовня Великого Совета Ангел по правую, северную, сторону Спасских ворот Кремля
Красная площадь
"Фроловская, называющаяся с 1658 г. Спасской, башня построена П.-А. Солари в 1491 г., была главной парадной башней Кремля. В 1624-1625 гг. получила ярусную надстройку с шатровым завершением, арх. Х. Галовей и Б. Огурцов. В 1625 г. на ней установлены часы; ныне существующие поставлены в 1825 г. братьями Н. и П. Бутеноп"[1].
"Спасские ворота построены в самом сердце Москвы, одною стороною к Лобному месту и Красной площади, другою - в Кремль. Тут проезжали и проходили наши цари, выступая против врагов, и ныне въезжают цари для священных коронаций. События бедственных годин и счастливых - все это напоминают нам Спасские ворота. Кто без благоговейного чувства смотрит на эти ворота, на башню, красноречивую свидетельницу многих веков жизни России, тот не знает нашей истории.
Ворота эти именовались прежде Фроловскими по церкви Фрола и Лавра, бывшей подле них, где также находилось много других церквей и зданий, совершенно заслонявших вход в Кремль. Иоанн III велел очистить место близ ворот на пространстве 109 сажен от стены, и церковь Фрола и Лавра была разобрана в числе прочих. В 1521 г. во время нашествия Махмет-Гирея, по свидетельству стольника Лызова, занесенному в Минею, слепая инокиня Вознесенского монастыря имела видение: при колокольном звоне шли из Кремля Фроловскими воротами почивающие святители и несли Владимирскую икону Богоматери. Навстречу им из Китай-города вышли преподобные: Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и спросили святителей - куда они идут? Святители ответили, что Господь повелел им уйти из града сего и взять икону Его Матери, потому что люди презрели страх Божий и о заповедях Его вознерадели; за это Он предает землю русскою иноплеменникам и язычникам. Преподобные стали просить Святителей помолиться милосердному Богу о прощении грешных. Святители вняли их мольбе, вознесли вместе с ними молитву Всевышнему и потому воротились в Кремль. В предвратной иконе Спасителя действительно изображены преподобные в молитвенном положении у ног Богочеловека. В руке Спасителя имеется раскрытое Евангелие с надписью: "Рече Господь ко пришедшим к нему иудеом: Аз есмь дверь".
В 1645 г. принесен был из Вятки образ Нерукотворного Спаса. Пронесенный крестным ходом через Фроловские ворота, образ был поставлен в Успенском соборе. Через три года он был перенесен с торжеством через Фроловские ворота в Новоспасский монастырь, и указом от 16 апреля 1648 г. повелено было впредь на вечные времена ходить этими воротами с непокрытой головой. На них был поставлен образ Спасителя в золотой ризе и ворота переименовали в Спасские. За хождение чрез них в шапках виновные должны были публично класть 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе Кремля. Указом 9 января 1654 г. запрещено въезжать на лошадях в Кремль: их оставляли у Спасских ворот.
В 1654 г. установлено, чтобы Патриарх во время шествия в неделю Ваий всходил на Спасскую башню, освящал там воду и кропил ею Кремлевские стены. Затем сюда же, до времен Петра I, выносили ящик, в который опускались челобитные на имя царя. Петр же выписал для них из Голландии боевые часы и велел поставить в башне над воротами (часы были переделаны русским часовщиком Екимом Горловым, с колокольною музыкою в 33 колокола). При Петре башня была измерена. По "Описной книге" 1701 г. в ней оказалось вышины 29,5 сажен, а именно от земли до перил 13,5, от перил до шатра 10, от шатра до орла 5,5; длины 6,6 сажен, ширины 6,5.
Большой образ Спасителя находится над воротами с наружной стороны их. Под ним сохраняется надпись, сделанная при Иоанне Васильевиче III на латинском языке: "Иоанн Васильевич Божиею милостию великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь в лето тридцатое государствования своего велел построить сию башню, а строил ее Петр Антоний Селарий Медиоланский в лето воплощения Господня 1491".
В Спасские ворота искони бывали все торжественные и церковные ходы. В XVI и XVII вв. из двенадцати крестных ходов в году девять проходили Спасскими воротами, ныне (в 1910 г. - П. П.) из 13 крестных ходов - 8 проходят ими. Здесь же в минувшие столетия совершался ход Патриарха в день Вербного воскресения в Покровский собор, причем царь вел патриархова осла, на котором тот сидел.
Обычай снимать шапки, установленный указом Алексея Михайловича, по-видимому, был им только закреплен, но существовал и ранее, так как еще Фроловские ворота почитались народом самыми священными в Кремле. Царь только узаконил указом народный обычай.
Как бы там ни было, но Спасские ворота останутся для русского человека священными, доколе будет стоять земля русская, православная!
В 1812 г., когда Наполеон хотел взорвать на воздух Кремль, был сделан подкоп и под Спасские ворота. Но огонь не дошел еще по подходу к фитилю, как пролился сильнейший дождь и погасил фитиль. Так сохранилась эта достопамятность от разрушения ее иноплеменными.
...Да, именно можно сказать вместе с поэтом:
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот![2].
Часовня Великого Совета Ангел по правую сторону Спасских ворот "принадлежала собору Покрова на Рву"[4].
"Построена каменной в 1802 г."[5] "в стиле ампир"[6]. "Часовни при Спасской башне выстроены в 1802 г. по сторонам воротной арки в классическом стиле. В 1866 г. классическая обработка башни была удалена, а часовни выстроены новые уже по сторонам самой башни. Главной иконой часовни Великого Совета Ангел был образ Христа Спасителя, снятый со Спасских ворот, над которыми он был впервые написан в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска в Московское государство"[7]. На этой иконе к стопам Спасителя и припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
"Иконостас часовни обновлен в 1902 г."[10].
При взятии Кремля в 1917 г. пострадали и Спасские ворота. "Спасская башня пробита и расстреляна. Знаменитые часы с музыкальным боем разбиты и остановились. Остановилась стрелка часов в ту роковую минуту, когда ворвался тяжелый снаряд в стены Кремля и наложил несмываемое пятно крови и позора на это священное сердце Москвы. Спасские ворота доныне были освящены святым обычаем, когда всякий проходящий чрез эти св. ворота, даже иноверцы, с чувством благоговения обнажали свои головы. Теперь там стоит вооруженная стража с папиросами, ругается с прохожими и между собой площадной руганью"[3].
В музеях и репродукциях можно еще встретить изображения различных шествий на Красной площади в 1920-е гг., на которых позади ликующей публики виднеются обескрещенные часовни по сторонам Спасской башни. Они были, однако, снесены "в 1925 г."[7].
Ныне на месте часовни Великого Совета Ангел по правую сторону Спасских ворот пусто. В 1960-е гг. существовала еще возможность посетителям проходить в Кремль через эти ворота; теперь здесь разрешен только проезд правительственных автомашин, а пешие паломники проходят в Кремль через Кутафью и Боровицкую башни.
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 426.
[2] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 113-121.
[3] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 22.
[4] Александровский, список часовен, № 2.
[5] Александровский М. Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27-28.
[6] Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912. Ч. 1. С. 147 (изображение часовен до перестройки 1866 г.).
[7] Рукопись Александровского, № XVII.
[8] Список Бахима, № 2.
[9] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 (фото Спасской башни с двумя часовнями).
[10] Кузнецов О. И. Иконы Всемилостивого Спаса и Покрова Божией Матери над Кремлевскими Спасскими воротами в Москве; часовни Спасителя и Смоленской Божией Матери у этих ворот. М., 1904. 11 с.
[11] Белянкин П. Историческая записка о Фроловских, что ныне Спасские, Кремлевских воротах. М., 1872. 45 с.
[12] Иоанн (Ковалевский), свящ. Кремлевские Спасские ворота. М., 1889. 38 с.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 585; Вып. 5. С. 314.
[14] Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 89-91.
[15] Чекмарев В. Английские мастера на службе Михаила Феодоровича // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 9. С. 19-21.
[16] Козлов В. На переломе: московская старина в 1925-1926 гг. // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 9. С. 25-26.
[17] Мокеев Г. Священный мемориал // Домострой. 1991. 15 янв.