Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 88-90
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору "что за дворцом" в Боровицких воротах, на втором ярусе Боровицкой башни
Боровицкая ул.
"Это - первая церковь на Москве. Построена она в XII в. и три с половиною века до 1461 г. была деревянною. Около этой церкви св. Петр Митрополит (1308-1326) устроил свой дом. До постройки Успенского собора эта церковь имела значение Всероссийской митрополичьей кафедры. Называлась "Рождества Иоанна Предтечи что за дворцом"[2].
"Можно предполагать, что первая деревянная церковь была построена на месте некогда бывшего здесь языческого капища, так как в 1847 г. при сносе алевизовской церкви под ее алтарем были найдены лошадиная голова, бычьи и коровьи кости - вероятно, остатки жертвоприношений"[4].
"Церковь построена на высоте Кремлевской горы и в то время, когда Москва готовилась быть столицею великого князя. Построил ее Иоанн Калита в 1321 г. и для стен ее был вырублен находившийся на Боровицком холме, к речке Неглинной, лес или густой бор, почему она и получила название "что на бору"[3].
"По словам летописца XV в., это была "первая церковь на бору, в тому лесу и рублена и была соборная при Петре митрополите"[*]. В 1461 г. она была заменена каменной, но та в пожар 1493 г. сгорела"[4] "и обрушилась, причем погибли и сокровища княгини, хранившиеся под церковью"[3].
"В 1508 г. зодчий Алевиз построил новую церковь. Она находилась на расстоянии около 100 метров от Боровицких ворот"[4].
"Церковь Рождества Иоанна Предтечи что на Бору. Древний деревянный храм близ Боровицких ворот, при котором в 1322 г. устроил свой дом св. Петр митрополит, был в XV в. заменен каменным, который в свою очередь был заново перестроен в 1509 г. Алевизом. При храме был придел в честь Уара мученика по дню рождения Димитрия царевича. По распоряжению в 1846 г. храм был разобран. Престол Уара мученика перенесен в особую пристройку Архангельского собора, а престол Рождества Предтечи - в Боровицкую башню и освящен 2 мая 1848 г."[1].
"В 1462 г. был устроен придел преп. Варлаама Хутынского - вероятно, в связи с посещениями Новгорода и его Хутынского монастыря Василием II в 1460 г. и Иваном III в 1462 г. С 1584 г. вместо него известен придел муч. Уара - по дню рождения Димитрия царевича"[2].
"В 1846 г. император Николай I приказал разобрать древнее строение в связи со строительством Большого Кремлевского дворца, а церковь перенести в башню над Боровицкими воротами"[14].
"Алевизовская церковь снесена в 1847 г."[4].
"Стоявший в алевизовской церкви храмовый образ св. Уара, современный св. царевичу Димитрию-Уару, с частицею его мощей, теперь находится в приделе Архангельского собора. У старожилов московских долго велось изустное предание, что икона св. муч. Уара была написана по обету матери царицы Марии Феодоровны Нагой в меру роста великого князя Уара-Дмитрия, в его младенчестве. Московские и угличские сердобольные матери приходили к двум святым угодникам, наиболее с грудными младенцами, молились и просили об исцелении болящих детей. При подножии иконы св. муч. Уара лежал четырехгранный известковой породы камень, длиною почти в аршин, служивший ступенью для прикладывавшихся к иконе. На этот камень во время молебна матери клали спелененных младенцев, а иные и двухгодовалых детей"[3].
"Первая церковь на Москве. Через часовню в Боровицкой башне поднимаетесь по каменной лестнице в узкий коридор, дверь налево ведет в церковь Рождества Иоанна Предтечи, светлое, высокое помещение. Высокий пятиярусный иконостас. На Боровицкой башне трудно заметить крест над короной в государственном гербе. Крест же от придела Уара мученика, бывшего в церкви Иоанна Предтечи, теперь венчает портик перед входом в Боровицкую башню"[5].
"Церковь освящена 2 мая 1848 г."[2].
Служба в этой церкви, после ее перенесения в башню, совершалась один раз в году, в день престольного праздника, - хотя, по традиции, церковь считалась приходской.
Вид алевизовской церкви перед разборкой см. в [6]; разрез башни с видом перенесенной в нее церкви - в [7].
"Боровицкая башня построена в 1490 г. П.-А. Солари, ярусная надстройка с шатровым завершением - в 1680-х гг."[9].
"При Борисе Годунове над башней стояла еще деревянная крыша шатровой формы. Нынешняя высота башни - 54,05 м от земли, длина - 19,8 и ширина 12,8 м. Низ ее четырехгранный"[4].
Во время обстрела Кремля 27 окт. - 3 нояб. 1917 г.: "Подверглись разрушению и святотатству кремлевские храмы: ...Предтеченская церковь в Боровицкой башне. Последняя церковь подверглась сильному ружейному обстрелу, и несколько пуль попало в иконы Московских Святителей, Казанской Божией Матери. Искалеченный лик Пречистой укором глядит на дело рук человеческих; я уверен, что ни один негодяй не посмел бы приблизиться теперь к этой иконе"[8].
В настоящее время хода внутрь башни нет. Крыльцо с крестом от придела алевизовской церкви сломано, на его месте новоделанная простая дверь. Вместо двуглавого орла с небольшим крестом на шатре водружен пентакль. По словам посещавших внутренние помещения башни, используемые охраной Кремля для своих служебных нужд, ничего от церковного убранства не сохранилось. Икона над воротами из киота убрана, кирпичный киот пуст. Новый справочник говорит лишь, что "во втором ярусе сохранилась солея размещавшейся здесь в XIX в. церкви"[17].
"22 января 1969 г. во время торжественной встречи очередного космонавта (Берегового) спрятавшийся в проезде Боровицкой башни человек в милицейской форме выхватил два пистолета и выпустил две полных обоймы в машину, где должен был следовать Л. И. Брежнев. Но тому повезло, он оказался в другой. Был убит шофер, легко ранены космонавты Николаев, Береговой и один мотоциклист. Стрелявший был схвачен, им оказался младший лейтенант армии Виктор Ильин. Покушение было политическое, однако его постарались замять, представив нападавшего психически больным, благодаря чему он провел в одиночной камере казанской спецпсихбольницы более восемнадцати лет, а окончательно вернулся в родной Ленинград на свободу уже в 1990 г."[20].
Делались предположения о том, что такого рода покушение непосредственно под уничтоженной самой старой по основанию церковью Москвы имеет символическое значение.
С тех пор вход через ворота для посетителей Кремля был запрещен; для них прорублена в стене рядом новая калитка. Башня усиленно охраняется.
[*] По другому толкованию, имя церкви произошло не от "бор", а от "боровицы" - то есть рощицы. Александровский[2] вообще считает показание летописца XV в. анахронизмом - никаких зарослей в Кремле уже и в XII в. быть не могло; он предполагает, что отсюда начиналась дорога на Боровск.
[1] Александровский, № 368.
[2] Рукопись Александровского, № 1.
[3] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 75-76.
[4] Сытин. С. 35-38.
[5] Московские церковные ведомости, 1901.
[6] Москва: Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений / Изд. H. А. Найденовым. М., 1886.
[7] Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912. Т. 1 (разрез башни с видом храма внутри).
[8] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 20.
[9] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 426.
[10] Снегирев И. Памятники московской древности. М., 1842-1845. Л. CXII. С. 153-158.
[11] Материалы. С. 188.
[12] Путеводитель Машкова, рис. 58. Вид ворот с крыльцом церкви и крестом над ним и над двуглавым орлом на шпиле - с востока.
[13] Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг. М., 1977. С. 5 (фото башни также с востока).
[14] Синодальный справочник.
[15] Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи что в Боровицкой башне в Московском Кремле. М., 1913. 29 с.
[16] Успенский А. И. Судьба первой церкви на Москве. М., 1901. 32 с.: 4 рис.
[17] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 269, 277, 309.
[18] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 312.
[19] Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 117.
[20] Мороз О. Железная маска // Лит. газета. 1990. 17 окт.