версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Кремльhttp://www.temples.ru/card.php?ID=814

Собор Преображения Господня, что на Бору

Тексты
Всего текстов: 6
Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 136-140
Церковь Спаса на Бору или придворный Спасо-Преображенский Собор, - второй по времени постройки храм в Москве и древнейший из ныне существующих.
До основания Вознесенского монастыря церковь Спаса на Бору служила усыпальницей для Великих Княгинь.
В XVII веке, в виду того, что Сытный дворец находился главным образом под Теремами и под палатами Набережными и Приемными, около церкви Спаса на Бору, Спасоборский двор обыкновенно тоже назывался Сытным дворцом и церковь Спаса на Бору, в силу своей близости, сделалась приходским храмом всех дворцовых служащих, что продолжается и доныне[1].
Церковь Спаса была выстроена на бору, покрывавшем в то время Кремлевский холм, на том месте, где, по преданию, стояла хижина пустынника Букалы.
Вместо этой деревянной церкви Великий Князь Иван Данилович Калита 10 мая 1330 г. построил каменный храм, к которому перевел монастырь из села Данилова[2].
В Спасоборском монастыре Великие Князья и Княгини принимали перед смертью пострижение и схиму. В этой обители находили пристанище приезжавшие в Москву архиереи. Св. Стефан Пермский, приехав к Митрополиту Киприану, также остановился там; чрез месяц скончался и был погребен в самой церкви, где мощи его покоятся и доныне.
В 1350 году, при Вел. Кн. Симеоне Гордом, к церкви был пристроен притвор, а сама она была расписана иконописцем Гойтаном.
В 1382 году, в нашествие Тохтамыша, собор был истреблен огнем, а в 1527 году почти весь храм был выстроен вновь.
В XVIII веке, после перенесения столицы в Петербург, церковь Спаса пришла в запустение[3].
В 1812 году в церкви Спаса на Бору укрыто было из других церквей много драгоценностей церковных, избегших, таким образом, гибели и расхищения.
В 1857-63 г. храм был в последний раз возобновлен и расписан внутри иконописцем Рогожкиным по образцу Ярославской Соборной церкви Иоанна Предтечи.
По Ружной книге 1631 г. у ц. Спаса на Бору значилось пять приделов; теперь существуют лишь три: внизу придел трех исповедников - Гурия, Самона и Авива, а наверху, под звонницами, придел св. Стефана Пермского и придел св. Великомученика Прокопия.
В церкви Спаса на Бору на аналое, в стеклянном киоте, находится чудотворная икона Всемилостивого Спаса, в древнем окладе, покрытая слюдою. Икона эта, по преданию, привезена из Рима Греческою Царевной Зоею Палеолог, супругою Иоанна III, и была ее комнатною иконой.
 
[1] В "записке о Царском дворе" 1611-1613 г. показано, что "в церкви Преображения служит протопоп; весь дворец, ключники и стряпчие и сытники и приспешники и повары тут приходят и рано для них служба живет, чтобы отправясь шли всяк на свой приспех, к царьскому столу готовать".
[2] В 1491 г., при Иоанне III, Спасоборский монастырь был перенесен на новое место, за Яузу, где и стоит теперь под именем Новоспасского.
[3] И. Кирилов, в своем сочинении "Цветущее состояние Всероссийского Государства при Петре I (1727 г.)" говорит: "пятая Соборная церковь Спас на Бору, самая старинная, крыта медью, сквозь которой кровли лес порос".
Список сокращений
Извеков Н. Д. Соборный храм во имя Преображения Господня, что на "Бору", при Большом Кремлевском дворце, в Москве. М., 1913, с. 65-67
Главнейшую святыню храма составляют погребенные здесь мощи св. Стефана, епископа Пермского, находящиеся под спудом у северной стены храма, где она прилегает к западной, образуя угол. Стенописные изображения на обеих этих стенах имеют своим содержанием события из жизни святителя Стефана. Так, на западной стене, около раки, вверху - изображен святитель сидящим у стола и пишущим. Под картиною надпись: "блаженный Стефан изложи азбуку ко пермскому языку"; под этим изображением картина хиротонии святого во пресвитера с подписью: "блаженный Стефан хиротонисан во пресвитера от Герасима, епископа Коломенского". Левее - изображение св. Стефана, получающим от епископа св. антиминсы и св. миро для Пермской страны и подпись: "Преп. Стефан приемлет благословение от Герасима, епископа Коломенского, и с сим антиминсы и св. миро в Пермскую землю". Около двери - две картины, изображающие проповедь св. Стефана язычникам и имеющие подписи - одна: "людие пермстии обратишася во множестве многом, мужие же и жены и дети приидоша к преп. Стефану", а другая - "Преп. Стефан отверз уста учаше их Христове вере, людие же приемлеху словеса свята и крещение просяше". Ниже - картина, объясняемая подписью: "идолопоклонници ненавидяху верующих, хуляху и ругахуся им, пермстии же людие крещахуся от блаженного Стефана". Над окном в северной стене близ раки же - картина с подписью: "блаженный Стефан, желание еже на проповедь в Пермскую землю имея, моляше о том Богу с пощением и слезами, да по своему благоизволению устроит путь". На этой картине изображен Господь в облаке и коленопреклоненный на молитве св. Стефан. Ниже сей картины на стене изображены с одной стороны св. Стефан, выходящий из экипажа и делающий заочный поклон преп. Сергию, а с другой - последний, вставший из-за трапезы и также кланяющийся св. Стефану. Под картиною подпись: "Св. Стефан некогда от пажити своея в Москву идяше, имея же велию любовь к преп. Сергию, егда бысть по пути прямо Лавры, восстав ениде с колесницы своей и поклонися преп. Сергию. Путь же отстояше от Лавры на пять поприщ". Под другим изображением подпись: "Случися же преп. Сергию на трапезе быти, разуме же духом преподобный поклонение святого Стефана, возста от трапезы, поклонися епископу". Под этою картиною находится изображение прения св. Стефана с кудесником и подпись: "Св. Стефан пряшеся со кудесником о вере, зажженней храмине, поят св. Стефан кудесника за ризы и влачаше во огнь. Он же падаше и моляше святого и глаголя: "прости мя отче". На северной же стене, у самого иконостаса, картина с подписью: "преподобный Стефан созда церковь и освяти ю и моляшеся в ней. Прихождаху же невернии пермяне во новосозданную церковь и глаголаху други ко другу: "велик Бог христианский. Больше богов наших".
Что касается до мощей св. Стефана, то они, как уже было замечено раньше, находятся под спудом и над местом погребения его, сверх пола, устроена гробница, имеющая вид раки с мощами и представляющая собою деревянный ящик, на верхней крышке которого написано изображение святителя во весь рост, украшенное серебряною золоченою ризою, а по боковым стенкам сделан резной узорчатый рисунок. Самая гробница окована позолоченным серебром с вытесненным на нем по боковым сторонам гробницы узорчатым рисунком, тем же самым, который сделан и на гробнице. Над гробницею устроена из бронзы сень, укрепленная на четырех колонках. Из многих лампад, пожертвованных для возжжения их пред ракою святителя, наиболее замечательны серебряно-золоченая с написанными по серебру разноцветною финифтью образками - дар покойного старосты П. А. Смирнова и другая большая также серебряно-золоченая лампада изящной работы, принесенная в дар Пермским Стефановским церковным братством в память 500-летия кончины святителя в 1896 г.
 
Список сокращений
Павлинов А. М. Краткий исторический очерк Московской архитектуры. // Спутник зодчего по Москве. М., 1895, с. 2-4
Тот же князь Даниил, спустя некоторое время, посреди бора, где ныне находится московский Кремль, выстроил другую церковь во имя Спаса Преображения, но не каменную, а дубовую. Через шестьдесят почти лет, а именно в 1330 году, Иван Данилович Калита построил здесь церковь каменную тоже во имя Спаса и перевел сюда иноков из Данилова монастыря. С этих пор Спасская обитель (Спас на Бору в Кремле) становится местом погребения князей и княгинь, пока тем же в. к. не был выстроен Архангельский собор. Спасский монастырь, при великом князе Иоанне III, переведен в Новоспасский[1]. Церковь же Спаса существует до сих пор[2]. После Данилова монастыря эта церковь самая древняя в Москве. Она тоже была белокаменная, кубическая, одноглавая. Древняя кладка и теперь еще сохранилась вышиной приблизительно в рост человека. Остальная же часть выстроена позднее из кирпича, но первоначальный план церкви очевиден, хотя в настоящее время древняя часть церкви так окружена пристройками, что по наружному виду трудно составить себе понятие о первоначальном ее виде. В деталях наличника западной двери, представляющего аркатуру, видно влияние Владимира, так как такого рода отделки не было ни в Киеве, ни в Новгородско-Псковском братстве, а было только во Владимире Суздальском крае. Подобное видим, напр., в Княгинином монастыре во Владимире, где те же арки с заостренным подвышением, как у Спаса на Бору. Внутренность церкви Спаса теперь покрыта живописью, но письмо новое.
Церквей XIV века, т.е. Монгольского периода, сохранилось очень мало. Исследования их приводят к заключению, что они все отличаются небольшими размерами и носят на себе такие следы позднейших переделок, что весьма трудно составить себе понятие об их первоначальном виде. Если просмотреть истории хотя некоторых из них, то легко увидеть, что от неумелости строителей они все обрушились и потому не сохранились до нашего времени; так, например, в 1326 году при Иване Даниловиче Калите был выстроен Успенский собор, но скоро верхи его упали и позднее выстроен новый храм.
 
[1] За Таганкой на площади, на берегу Москвы-реки.
[2] Во дворе Больш. Дворца.
Список сокращений
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 83-87
Собор Спаса Преображения на Бору на дворе Большого Кремлевского дворца
Боровицкая ул.
"Церковь Спаса на Бору - второй по времени постройки храм в Москве и древнейший из ныне (т. е. в 1916 г. - П. П.) существующих. Был выстроен на бору, покрывавшем в то время Кремлевский холм"[3] - откуда, по-видимому, и происходит его название.
"Собор этот в настоящее время (в 1910 г. - П. П.) находится во дворе Большого Императорского дворца, в его дворовом четвероугольнике, и есть один из древнейших и достопамятнейших храмов Кремля, сохранив свой первобытный вид почти всецело.
По некоторым источникам это есть положительно первый известный храм, построенный на том самом месте, где была хижина отшельника Букала (Букола). Это построение свершилось спустя 125 лет после первой исторической известности Москвы - в 1272 г., за 54 года до основания Успенского собора и за 67 лет до обнесения Детинца (Кремля) дубовою рубленою стеною. Храм был деревянный, построил его св. кн. Даниил, только что получивший в удел земли и села, принадлежавшие боярину Кучко. Существование этого деревянного храма продолжалось 56 лет. В 1328 г. сын св. кн. Даниила вел. кн. Иоанн Данилович Калита на месте деревянного храма Спаса Преображения построил новый каменный и через два года учредил при нем обитель, переведя в нее иноков из Данилова монастыря - места погребения отца его - и подчинив ту обитель новоустроенному монастырю, Спасоборскому. Иоанн Данилович украсил храм Спаса иконами, сосудами, пеленами и проч., а обитель обогатил вкладами и доходами. В храме этом он любил уединяться для молитвы, а пред кончиною, в 1340 г. принял в нем иноческий образ и схиму"[2].
"Собор Спаса на Бору построен в 1330 г. великим князем Иоанном I Даниловичем Калитою при св. митр. Феогносте. Западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 г. вел. кн. Симеоном Иоанновичем Гордым. Значительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем были пристроены: юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу.
При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный - мученика Прокопия, южный - Стефана Пермского.
Придел Трех Святителей остается невосстановленным и служит палаткою для причта.
В главном иконостасе находятся храмовые иконы:
1. Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и -
2. Церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г."[1].
В печатном справочнике-указателе московских церквей М. И. Александровского (1915 г.), описание в котором следует в хронологическом порядке времени основания храмов, собор Спаса на Бору имеет номер первый.
"Каменный храм освящен 10 мая 1330 г., к нему переведен монастырь из села Данилова. В Спасоборском монастыре великие князья и княгини принимали перед смертию пострижение и схиму"[3].
"До построения Вознесенского монастыря этот храм служил усыпальницей московских княгинь. Первой погребена здесь в 1332 г. княгиня Елена - супруга Ивана Даниловича Калиты"[40].
"Сын Иоанна Даниловича великий князь Симеон Гордый повелел известному художнику Гойтану расписать стены храма, а в 1350 г. пристроил к нему каменный притвор или трапезу, которая в 1478 г., при вел. кн. Иоанне III, была перестроена. В летописи сказано: "В лето 1345 почали подписывати церковь св. Спаса в Москве, а начальницы быша Рустия родом, а гречестия ученицы, Гайтан, и Семен, и Иван".
Обитель Спасоборская была киновиею, по образцу древних греческих монастырей, т. е. служила общим пребыванием чернецов и черниц, а вместе с тем и приютом для убогих и нищих, также обоего пола; Калита и преемники сами одевали и кормили их. Архимандриты этой обители были всегда духовниками великих князей. Во время нашествия на Москву Тохтамыша обитель была разграблена, и архимандрит ее Симеон убит, но Димитрий Иоаннович и сын его, Василий, восстановили обитель снова"[2].
"В 1488 г. здания монастыря сгорели"[5].
"А в 1490 г. вел. кн. Иоанн III, расширяя свои палаты, перенес обитель за реку Яузу под именем Новоспасского монастыря. Дворцовый же монастырь был обращен в собор, именуясь церковью "Верховою, или Спасскою, на Царском Дворе", иногда же "Спасскою, за Двором Великого Князя". Впоследствии же ей было придано название "Придворного собора"[2].
Даниловский монастырь вскоре после переведения его к Спасу на Бору Иваном Калитою на старом своем месте был заброшен; заново выстроен Иваном Грозным в 1560 г. на память своего прародителя св. кн. московского Даниила, погребенного тут. Ныне он вновь открыт…
Новоспасский монастырь, перенесенный за Яузу от Старого Спаса на Бору Иоанном III, возобновлен в 1991 г. ...
"Великий князь Василий III Иоаннович в 1527 г. собор возобновил, и он был освящен митр. Даниилом. Второе возобновление сделано царем Иоанном Васильевичем в 1554 г. после большого кремлевского пожара, и вслед за тем, когда им совершенно покорен был Новгород, пристроены в линию с алтарем собора две отдельные церкви или придела: с северной стороны - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; а с южной - во имя Трех Исповедников: Гурия, Самона и Авива, так как подобный же находился и при Софийском новгородском соборе. Первый из этих приделов после 1812 г. упразднен, а последний существует и по настоящее время (т. е. 1910 г. - П. П.)"[2].
"В XVII в. ввиду того, что Сытный дворец находился главным образом под Теремами и под палатами Набережными и Приемными, около церкви Спаса на Бору, Спасоборский двор обыкновенно тоже назывался Сытным дворцом, и церковь Спаса на Бору в силу своей близости сделалась приходским храмом всех дворцовых служащих, что продолжается и доныне (т. е. до 1916 г. - П. П.). В "Записке о Царском дворе" 1611-1613 гг. показано, что "в церкви Преображения служит протопоп; весь дворец, ключники и стряпчие и сытники и приспешники и повары тут приходят и рано для них служба живет, чтобы отправясь шли всяк на свой приспех, к царскому столу готовить"[3].
"Третье и последнее возобновление произведено при императрице Анне Иоанновне в 1737 г.: исправлена сгоревшая в том же году крыша"[2].
"В XVIII в., после перенесения столицы в Петербург, церковь Спаса пришла в запустение. И. Кириллов в своем сочинении "Цветущее состояние Всероссийского Государства при Петре I" (1727 г.) говорит: "Пятая соборная церковь Спас на Бору самая старинная, крыта медью, сквозь которой кровли лес порос"[3].
"К концу XVIII в. храм обветшал, был разобран и вновь сложен из кирпича под наблюдением М. Ф. Казакова в формах XVI в. и с учетом изменений, внесенных в него в течение XVII столетия. Документы, графически фиксирующие эту работу, не найдены"[14].
"В 1812 г. в церкви Спаса на Бору укрыты были много драгоценностей из других церквей, избегших, таким образом, гибели и расхищения.
В 1857-1863 гг. храм был в последний раз возобновлен и расписан внутри иконописцем Рогожкиным по образцу Ярославской соборной церкви Иоанна Предтечи"[3].
"В 1863 г., еще кое-что подновлено, исправлено, и собор освящен митрополитом Филаретом. В настоящее время (1910 г. - П. П.), взглянув на этот храм - ровесник Москвы, невольно поражаешься странною противоположностью, которую он представляет с окружающим его Императорским дворцом: он кажется точно вросшим в землю, и крест средней главы едва равняется со вторым этажом дворца. Внутренность храма невелика, своды поддерживаются толстыми несоразмерными столбами"[2].
"В Спасоборском монастыре находили пристанище приезжавшие в Москву архиереи. Св. Стефан просветитель Пермский, приехав к Митрополиту Киприану"[3] "в 1396 г. по делам церкви"[2] "также остановился там; через месяц скончался и был погребен в самой церкви, где мощи его покоятся и доныне"[3] "под спудом"[2].
"По Ружной книге 1631 г. у церкви Спаса на Бору значилось пять приделов; теперь существуют лишь три: внизу придел трех исповедников Гурия, Самона и Авива, а наверху, под звонницами, придел св. Стефана Пермского и придел св. великомученика Прокопия.
В церкви на аналое в стеклянном кивоте находится чудотворная икона Всемилостивого Спаса в древнем окладе, покрытая слюдою. Икона эта, по преданию, привезена из Рима греческою царевной Зоей Палеолог, супругою Иоанна III, и была ее комнатною иконой"[3].
"В соборе еще следующие замечательнейшие иконы:
1. Храмовая икона Преображения Господня, писанная в XVI в.;
2. Боголюбская икона Богоматери, принесенная, как полагают, из Боголюбова;
3. Собор архангелов Михаила и Гавриила;
4. Похвалы Богородицы.
В соборе есть пять княжеских гробниц"[2].
"Храм разобран в 1933 г. По разобрании его и объединении двух зал Тоновского дворца в одну огромную была сделана пристройка ко дворцу со служебными помещениями для этой залы. Она как раз и заняла место церкви Спаса на Дворце"[13].
Еще в 1982 г. снос древнейшего храма Москвы пытались угодливо оправдать с помощью искусствоведческой подлости: дескать, кирпичный "новодел Казакова был разобран в 1932 г. При этом были обнаружены фрагменты резного белого камня, относящиеся к постройке XIV в. и представляющие, вероятно, часть характерного для раннемосковской школы орнаментального пояса"[14]. Между тем существует иное мнение о том, что исконный храм тоже был выстроен из древнего кирпича[13], - вспомним, что документы о "разборке" его М. Казаковым не существуют. Древние фрагменты воспроизводят в печати (см., напр., 6; 14), иногда представляют на выставках. Хранятся они в подклете церкви Ризположения в Кремле. А на месте первого московского собора появился действительный "новодел" - бесформенная пристройка, скрытая от глаз народа.
Две иконы собора сохранились в фондах музеев Кремля.
 
[1] Александровский, № 1.
[2] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 63-66.
[3] Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. 3-е изд. М., 1916. С. 136-140: 4 ил.
[4] Синодальный справочник.
[5] Сытин. С. 39.
[6] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.
[7] Благоразумов Ник., прот. Собор Спаса Преображения (Спаса на Бору) в Кремле. М., 1899. 44 с.: 5 ил.
[8] Покрышкин П. П. Иконы московского придворного Собора Спаса на Бору. СПб., 1913. 16 с.: 13 ил.
[9] Путеводитель Машкова, табл. 1 к гл. 1 - план и фото собора; также см. план Б. Кремлевского дворца, рис. 87.
[10] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973. С. 41 (акварель нач. 19 в. с видом собора).
[11] Разрушенные и оскверненные храмы. Франкфурт-на-Майне, 1980. С. 118.
[12] Снегирев И. М. Спас на Бору в Московском Кремле. М., 1865. 16 с.
[13] Рукопись Александровского, № 3.
[14] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 263-264.
[15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 580; Вып. 5. С. 310.
[16] Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 116-117.
Список сокращений
Снегирев И. М. Спас на Бору в Московском кремле. М., 1877, с. 7-8
В Троицкий пожар, 1737 г., испепеливший почти всю Москву, у Спасской церкви сгорели кровля и окна, частью и внутренность. Хотя она повелением императрицы Анны Ивановны и была возобновлена; но в 1767 г. оказались в ней многие ветхости, которые поручено было исправить архитектору Яковлеву. Вероятно, вид, снятый Казаковым, относится к этому времени возобновления Спасского собора, при чем много изменено в наружности и внутренности. По упразднении Сретенского собора, на Сенях, 1801 г. и крестовой церкви Похвалы Богородицы, на Потешном дворе, некоторые иконы и утвари перенесены оттуда в Спасоборский храм. Хотя в нашествие врагов 1812 г. алтарный иконостас и уцелел; но с престолов и жертвенников были сорваны одежды, со св. икон содраны серебряные украшения; в алтаре навалены кули с овсом, в храме мешки с хлебом, а в трапезе стояли лошади; южный верхний придел обращен был в жилой покой. Тогда содержался в главном храме несколько дней, захваченный обманом в плен, граф В. А. Перовский; принятый за поджигателя, он чудесно спасся от расстреляния, на которое уже был осужден маршалом Даву[1].
После нашествия неприятелей в 1812 г., возобновлены и освящены главный престол и один только южный придел Трех исповедников св. Гурия, Самона и Авива, в верхнем юго-западном приделе в честь Св. Архангела Михаила и св. мученика Мины, также в северном приделе Трех святителей остались одни престолы, в первом деревянный, в другом каменный.
 
[1] Русский архив, 1865 г. №3. Записки графа В. А. Перовского.
Список сокращений
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 8-11
Спас на Бору, или Спасо-Преображенский собор. Находится на дворе главного здания Большого Дворца. Это древнейший из сохранившихся в Москве храмов. Своим простым видом и незначительностью высоты он представляет поучительную противоположность огромности окружающих его строений нового Дворца и изящному убранству тут же высящихся Теремов XVII века: Москва была мала и бедна, когда начинала собирать разрозненную Русь, но велика и богата стала Россия, когда собралась около московских святынь. Некогда на месте собора начинался бор, тянувшийся к северо-востоку от самых стен первоначального города. На бору в 1272 году Св. Князь Даниил построил деревянную церковь Преображения Господня. На ее месте стоит нынешнее сложное здание собора, отдельные части которого выстроены в разное время. Главный храм построен в 1330 году В. К. Иваном Калитою. В это время в Москве только начинали строить каменные церкви, но уже сразу проявилось оригинальное творчество в архитектуре и создавался московский стиль. В Спасском храме можно видеть признаки этого стиля: при северном входе арка наверху оканчивается заострением, а колонки имеют по середине утолщения в роде бочонков. В 1350 году пристроен западный притвор и северо-западный верхний придел, который впоследствии назывался "Св. Спиридона". Так как в этом приделе долго сохранялась икона Симеона и Анны, то можно думать, что первоначально он назван был по тезоименитству своего основателя В. К. Симеона Гордого (1340-1353). Следующей пристройкой был юго-западный верхний придел, называвшийся "Архангела Михаила и Мученика Мины". Он построен в симметрии с первым приделом, а по названию указывает, по-видимому, на тезоименитство Архимандрита Михаила, бывшего настоятелем Спасского монастыря при Димитрии Донском. В 1473 году храм обновлялся; к этому году можно отнести построение юго-восточного придела Гурия, Самона и Авива, напоминающего своим названием придел Новгородского Софийского собора, а потому и основанного, вероятно, по поводу усмирения Новгородцев в 1472 году. Этот юго-восточный придел был первоначально без нынешнего притвора и походил на северо-восточный. Последний носил название "Трех Святителей", что указывает на тезоименитства Иоанна III и Василия III, а потому эта пристройка может быт отнесенной к 1527 году, когда было обновление всего храма и его приделов. Архитектура северо-восточного придела иная, чем западных, и свидетельствует о том времени, когда в Москве давно стали обычными храмы с "крещатыми" сводами. После пожара 1554 года опять было значительное обновление всего собора, при чем, надо полагать, и был выстроен притвор к юго-восточному приделу, заполнивший собою пространство между двумя южными пристройками. При обновлении 1863 года верхние приделы получили наименования: северный Мученика Прокопия, южный Стефана Пермского. Придел Трех Святителей остается не восстановленным после 1812 года и служит палаткой для причта. Нынешняя стенопись храма - 1863 года. Древние иконостасы не сохранились, но в главном царские двери относятся к началу XVII века. Из икон замечательны: 1) Преображения Господня, писанная в XIV веке; 2) Похвалы Богородицы, перенесенная из церкви этого имени, находившейся в Потешном Дворце и упраздненной в 1809 году; 3) Сретения Господня, перенесенная из Сретенского собора, существовавшего со времени Иоанна IV и разобранного в 1801 году. Значение Спаса на Бору в древности было велико. При храме был монастырь, как бы придворный. Здесь Великие Князья перед смертью принимали схиму. Здесь погребали Великих Княгинь до времени построения Вознесенского монастыря. Среди настоятелей были выдающиеся люди своего времени, как напр. Иоанн при Иване Калите и Михаил при Димитрии Донском. Монастырь был при Иоанне III перенесен к Крутицам и там стал называться Новоспасским; Спас на Бору сталь тогда собором с причтом из белого духовенства. Главной святыней храма были мощи Св. Стефана Пермского, Просветителя зырян, скончавшегося в Спасском монастыре в 1396 году; надгробница, богато украшенная в 1890 году, находится в северо-западном углу главного храма.
 
Список сокращений
Всего текстов: 6