Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 83-87
Собор Спаса Преображения на Бору на дворе Большого Кремлевского дворца
Боровицкая ул.
"Церковь Спаса на Бору - второй по времени постройки храм в Москве и древнейший из ныне (т. е. в 1916 г. - П. П.) существующих. Был выстроен на бору, покрывавшем в то время Кремлевский холм"[3] - откуда, по-видимому, и происходит его название.
"Собор этот в настоящее время (в 1910 г. - П. П.) находится во дворе Большого Императорского дворца, в его дворовом четвероугольнике, и есть один из древнейших и достопамятнейших храмов Кремля, сохранив свой первобытный вид почти всецело.
По некоторым источникам это есть положительно первый известный храм, построенный на том самом месте, где была хижина отшельника Букала (Букола). Это построение свершилось спустя 125 лет после первой исторической известности Москвы - в 1272 г., за 54 года до основания Успенского собора и за 67 лет до обнесения Детинца (Кремля) дубовою рубленою стеною. Храм был деревянный, построил его св. кн. Даниил, только что получивший в удел земли и села, принадлежавшие боярину Кучко. Существование этого деревянного храма продолжалось 56 лет. В 1328 г. сын св. кн. Даниила вел. кн. Иоанн Данилович Калита на месте деревянного храма Спаса Преображения построил новый каменный и через два года учредил при нем обитель, переведя в нее иноков из Данилова монастыря - места погребения отца его - и подчинив ту обитель новоустроенному монастырю, Спасоборскому. Иоанн Данилович украсил храм Спаса иконами, сосудами, пеленами и проч., а обитель обогатил вкладами и доходами. В храме этом он любил уединяться для молитвы, а пред кончиною, в 1340 г. принял в нем иноческий образ и схиму"[2].
"Собор Спаса на Бору построен в 1330 г. великим князем Иоанном I Даниловичем Калитою при св. митр. Феогносте. Западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 г. вел. кн. Симеоном Иоанновичем Гордым. Значительные обновления происходили при Димитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем были пристроены: юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу.
При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный - мученика Прокопия, южный - Стефана Пермского.
Придел Трех Святителей остается невосстановленным и служит палаткою для причта.
В главном иконостасе находятся храмовые иконы:
1. Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и -
2. Церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г."[1].
В печатном справочнике-указателе московских церквей М. И. Александровского (1915 г.), описание в котором следует в хронологическом порядке времени основания храмов, собор Спаса на Бору имеет номер первый.
"Каменный храм освящен 10 мая 1330 г., к нему переведен монастырь из села Данилова. В Спасоборском монастыре великие князья и княгини принимали перед смертию пострижение и схиму"[3].
"До построения Вознесенского монастыря этот храм служил усыпальницей московских княгинь. Первой погребена здесь в 1332 г. княгиня Елена - супруга Ивана Даниловича Калиты"[40].
"Сын Иоанна Даниловича великий князь Симеон Гордый повелел известному художнику Гойтану расписать стены храма, а в 1350 г. пристроил к нему каменный притвор или трапезу, которая в 1478 г., при вел. кн. Иоанне III, была перестроена. В летописи сказано: "В лето 1345 почали подписывати церковь св. Спаса в Москве, а начальницы быша Рустия родом, а гречестия ученицы, Гайтан, и Семен, и Иван".
Обитель Спасоборская была киновиею, по образцу древних греческих монастырей, т. е. служила общим пребыванием чернецов и черниц, а вместе с тем и приютом для убогих и нищих, также обоего пола; Калита и преемники сами одевали и кормили их. Архимандриты этой обители были всегда духовниками великих князей. Во время нашествия на Москву Тохтамыша обитель была разграблена, и архимандрит ее Симеон убит, но Димитрий Иоаннович и сын его, Василий, восстановили обитель снова"[2].
"В 1488 г. здания монастыря сгорели"[5].
"А в 1490 г. вел. кн. Иоанн III, расширяя свои палаты, перенес обитель за реку Яузу под именем Новоспасского монастыря. Дворцовый же монастырь был обращен в собор, именуясь церковью "Верховою, или Спасскою, на Царском Дворе", иногда же "Спасскою, за Двором Великого Князя". Впоследствии же ей было придано название "Придворного собора"[2].
Даниловский монастырь вскоре после переведения его к Спасу на Бору Иваном Калитою на старом своем месте был заброшен; заново выстроен Иваном Грозным в 1560 г. на память своего прародителя св. кн. московского Даниила, погребенного тут. Ныне он вновь открыт…
Новоспасский монастырь, перенесенный за Яузу от Старого Спаса на Бору Иоанном III, возобновлен в 1991 г. ...
"Великий князь Василий III Иоаннович в 1527 г. собор возобновил, и он был освящен митр. Даниилом. Второе возобновление сделано царем Иоанном Васильевичем в 1554 г. после большого кремлевского пожара, и вслед за тем, когда им совершенно покорен был Новгород, пристроены в линию с алтарем собора две отдельные церкви или придела: с северной стороны - во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; а с южной - во имя Трех Исповедников: Гурия, Самона и Авива, так как подобный же находился и при Софийском новгородском соборе. Первый из этих приделов после 1812 г. упразднен, а последний существует и по настоящее время (т. е. 1910 г. - П. П.)"[2].
"В XVII в. ввиду того, что Сытный дворец находился главным образом под Теремами и под палатами Набережными и Приемными, около церкви Спаса на Бору, Спасоборский двор обыкновенно тоже назывался Сытным дворцом, и церковь Спаса на Бору в силу своей близости сделалась приходским храмом всех дворцовых служащих, что продолжается и доныне (т. е. до 1916 г. - П. П.). В "Записке о Царском дворе" 1611-1613 гг. показано, что "в церкви Преображения служит протопоп; весь дворец, ключники и стряпчие и сытники и приспешники и повары тут приходят и рано для них служба живет, чтобы отправясь шли всяк на свой приспех, к царскому столу готовить"[3].
"Третье и последнее возобновление произведено при императрице Анне Иоанновне в 1737 г.: исправлена сгоревшая в том же году крыша"[2].
"В XVIII в., после перенесения столицы в Петербург, церковь Спаса пришла в запустение. И. Кириллов в своем сочинении "Цветущее состояние Всероссийского Государства при Петре I" (1727 г.) говорит: "Пятая соборная церковь Спас на Бору самая старинная, крыта медью, сквозь которой кровли лес порос"[3].
"К концу XVIII в. храм обветшал, был разобран и вновь сложен из кирпича под наблюдением М. Ф. Казакова в формах XVI в. и с учетом изменений, внесенных в него в течение XVII столетия. Документы, графически фиксирующие эту работу, не найдены"[14].
"В 1812 г. в церкви Спаса на Бору укрыты были много драгоценностей из других церквей, избегших, таким образом, гибели и расхищения.
В 1857-1863 гг. храм был в последний раз возобновлен и расписан внутри иконописцем Рогожкиным по образцу Ярославской соборной церкви Иоанна Предтечи"[3].
"В 1863 г., еще кое-что подновлено, исправлено, и собор освящен митрополитом Филаретом. В настоящее время (1910 г. - П. П.), взглянув на этот храм - ровесник Москвы, невольно поражаешься странною противоположностью, которую он представляет с окружающим его Императорским дворцом: он кажется точно вросшим в землю, и крест средней главы едва равняется со вторым этажом дворца. Внутренность храма невелика, своды поддерживаются толстыми несоразмерными столбами"[2].
"В Спасоборском монастыре находили пристанище приезжавшие в Москву архиереи. Св. Стефан просветитель Пермский, приехав к Митрополиту Киприану"[3] "в 1396 г. по делам церкви"[2] "также остановился там; через месяц скончался и был погребен в самой церкви, где мощи его покоятся и доныне"[3] "под спудом"[2].
"По Ружной книге 1631 г. у церкви Спаса на Бору значилось пять приделов; теперь существуют лишь три: внизу придел трех исповедников Гурия, Самона и Авива, а наверху, под звонницами, придел св. Стефана Пермского и придел св. великомученика Прокопия.
В церкви на аналое в стеклянном кивоте находится чудотворная икона Всемилостивого Спаса в древнем окладе, покрытая слюдою. Икона эта, по преданию, привезена из Рима греческою царевной Зоей Палеолог, супругою Иоанна III, и была ее комнатною иконой"[3].
"В соборе еще следующие замечательнейшие иконы:
1. Храмовая икона Преображения Господня, писанная в XVI в.;
2. Боголюбская икона Богоматери, принесенная, как полагают, из Боголюбова;
3. Собор архангелов Михаила и Гавриила;
4. Похвалы Богородицы.
В соборе есть пять княжеских гробниц"[2].
"Храм разобран в 1933 г. По разобрании его и объединении двух зал Тоновского дворца в одну огромную была сделана пристройка ко дворцу со служебными помещениями для этой залы. Она как раз и заняла место церкви Спаса на Дворце"[13].
Еще в 1982 г. снос древнейшего храма Москвы пытались угодливо оправдать с помощью искусствоведческой подлости: дескать, кирпичный "новодел Казакова был разобран в 1932 г. При этом были обнаружены фрагменты резного белого камня, относящиеся к постройке XIV в. и представляющие, вероятно, часть характерного для раннемосковской школы орнаментального пояса"[14]. Между тем существует иное мнение о том, что исконный храм тоже был выстроен из древнего кирпича[13], - вспомним, что документы о "разборке" его М. Казаковым не существуют. Древние фрагменты воспроизводят в печати (см., напр., 6; 14), иногда представляют на выставках. Хранятся они в подклете церкви Ризположения в Кремле. А на месте первого московского собора появился действительный "новодел" - бесформенная пристройка, скрытая от глаз народа.
Две иконы собора сохранились в фондах музеев Кремля.