версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Кремльhttp://www.temples.ru/card.php?ID=810

Церковь Воскресения Словущего

Тексты
Всего текстов: 2
Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 99-101
Церковь Воскресения Словущего отделяется узким коридором от Верхоспасского Собора и расположена в уровень с ним с северной стороны. Пять ее глав находятся рядом с главою церкви Распятия и главами Верхоспасского Собора на общей с ними кровле (всего 11 глав). Шейки глав, кресты и карниз из ценинных[1] кафелей были сделаны Осипом Старцовым по рисункам знаменитого резчика XVII в., старца Ипполита.
Церковь в два света, с хорами и превосходным иконостасом (стиля барокко XVIII в.), с иконами работы Поспелова. Висящее посреди храма старинное серебряное паникадило - дар Шведского короля Карла XI Царю Алексею Михайловичу[2]. На нем изваяны фигуры из евангельской притчи о женихе и 10 девах.
В 1681 году, при Царе Феодоре Алексеевиче, этот храм был переделан из Евдокиинской церкви, основанной в 1627 году в честь Ангела Царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
В 1679 году между церковью Воскресения Словущего и приделом Верхоспасского собора Иоанна Белгородского Царь Феодор Алексеевич повелел устроить Голгофу, где быть Страстям Господним.
В разделяющем эти церкви узком коридоре живописец Дорофей Ермолаев сделал алебастровую пещеру, расписанную потом черепашьим аспидом (т.е. под мрамор) и разными красками живописцами Иваном Салтановым, Иваном Безминым и Иваном Маховским.
В пещере этой, на каменной, расписанной красками горе, водружено было кипарисное Распятие работы искуснейшего резчика того времени старца Ипполита.
Против Распятия, посреди алебастровых колонн, украшавших пещеру, был поставлен гроб Господень, то есть плащаница, над которой висели на проволоках шестьдесят алебастровых херувимов с золочеными крыльями (240 крыл). Рядом висели 12 стеклянных лампад, а у стен стояли картины[3], писанные на полотне иконописцем Ив. Салтановым: Сошествие во ад, Воскресение, Вознесение и Явление Христа Марии Магдалине.
В 1681 году Царь повелел также устроить между церковью Распятия и своими деревянными хоромами, в небольшой каменной палатке, Вертоград Господень с гробом. Работа эта, за преждевременною кончиной Царя, не была окончена.
 
[1] Голубых поливных изразцов.
[2] Как свидетельствует шведский ученый Martin.
[3] 3 арш. x 1 3/4 арш.
Список сокращений
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 79-80
Церковь Воскресения Словущего
Находится с севера от ц. Распятия. Ей принадлежат пять северных глав комплекса Теремных церквей. Под нею расположена ц. Екатерины влкм.
Соборная площадь
"В 1654 г. над Екатерининским храмом возводят ц. Евдокии (упоминается в источниках с 1627 г., но прежнее ее местоположение не установлено). В 1681 г. ц. Евдокии переименовывают в ц. Воскресения Словущего"[7].
"В 1681 г. при царе Феодоре Алексеевиче этот храм был переделан из Евдокиинской церкви, основанной в 1627 г. в честь ангела царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой"[1].
"Церковь отделяется узким коридором от Верхоспасского собора. Пять ее глав находятся с севера от одной главы Распятской церкви и пяти глав собора на общей кровле. Сама церковь расположена в уровень с Верхоспасским собором с северной стороны.
Церковь в два света, с хорами и превосходным иконостасом стиля барокко. Висящее посреди старинное паникадило - дар шведского короля Карла XI царю Алексею Михайловичу. На нем изваяны фигуры из евангельской притчи о женихе и 10 девах"[1].
"В 1678 г. мастера "Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов" создают новый резной иконостас для верхнего храма. Симон Ушаков и Исайя Ананьеин "с товарищи" пишут новые иконы к нему и обновляют старые. Вместе с ними работают известные позолотчики Федор Евтихеев и Иван Салтанов. Главное украшение верхнего храма - иконостас 1678 г. с иконами того же времени и резные золоченые хоры - сохранилось до наших дней. Это - выдающиеся произведения, уникальные по мастерству исполнения и художественной выразительности форм"[7].
"Иконостас церкви единственный в своем роде: состоя из вычурной резьбы, он представляет блестящее смешение позолоты, серебренья и ярких красок, дающих ему вид фарфора и перламутра.
За престолом поставлено Распятие, вырезанное из дерева в человеческий рост. Посреди церкви висит старинное паникадило. В 1840 г. стены храма расписаны фресками с сохранением древнего стиля"[2].
"Из иконостасов теремных церквей своей сочной золоченой резьбой выделяется иконостас церкви Воскресения Словущего XVII - нач. XVIII в."[3].
В 1917 г. при взятии Кремля восставшими "подвергся разрушению и святотатству храм Воскресения Словущего"[5].
Ныне, наравне с другими Теремными церквами, ц. Воскресения Словущего закрыта, доступа в нее нет.
 
[1] Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. 3-е изд. М., 1916. С. 99-101: ил.
[2] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 71-72.
[3] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 430.
[4] Александровский, № 55.
[5] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 20.
[6] Извеков Н. Д., прот. Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Б. Кремлевском дворце. М., 1912. С. 51.
[7] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 335-336.
[8] Рукопись Александровского, № 325.
[9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 145, 146, 161; Вып. 5. С. 68-69.
[10] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 131.
Список сокращений
Всего текстов: 2