Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 67-69
Церковь в честь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, именовавшаяся также по пристроенной к ней с запада часовне Печерской часовнею.
Расположена с запада от Успенского собора и с востока от церквей Воскресения Словущего и Екатерины, входящих в комплекс Теремных храмов
Соборная площадь
"Возникла как домовой храм московских митрополитов. Построенная в 1450 году, в следующем году получила название Ризположенской в память избавления Москвы от набега татарского царевича Мазовши, совпавшего с церковным праздником положения ризы Богоматери"[13].
"Церковь Положения Ризы Божией Матери сооружена митрополитом Ионою в память избавления от нашествия ордынского царевича Мазовши, появившегося под Москвою 2 июля 1451 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы и в тот же день отступившего, почему его набег назван "скорой татарщиной".
Существующая ныне церковь построена после пожара 1473 г., истребившего старую церковь вместе со всем митрополичьим двором"[1].
"В 1451 г., после отступления татар, митрополит Иона выстроил в своем дворце церковь, украсив ее живописью и драгоценной утварью"[2].
"Нынешнее здание строилось с 1484 г., освящено 31 августа 1486"[3] "при митрополите Геронтии выстроено псковскими мастерами Кривцовым и Мышкиным"[4]. "Церковь построена той же артелью псковских мастеров, которая возводила Благовещенский собор. Это крестовокупольный четырехстолпный одноглавый трехабсидный храм на высоком подклете, первоначально окруженный с трех сторон открытой галереей с двумя лестницами, выходившими на Соборную площадь. После строительства при Патриархе Никоне в середине XVII в. нового патриаршего дворца церковь стала дворцовой и была соединена лестницами с теремами (при этом северная галерея была перекрыта сводами)"[5].
"В 1547 г. церковь была возобновлена митрополитом Макарием, а в 1612 г. во время польского сидения подверглась вместе с дворцом митрополита осквернению и опустошению.
Вначале Ризположенская церковь была домовою церковию Патриарха, через сени ее совершали выход митрополиты и Патриархи после своего поставления. Дворцовою Ризположенская церковь сделалась со времени Патриарха Никона, после 1653 г. Паперть церкви стала служить проходною галереею из Теремов в Успенский собор"[1].
"С 1656 г. церковь стала одной из дворцовых. Четырехскатная кровля поздняя, в древности была "по закаморам". Золоченая глава с 1837 г. имеет форму, не соответствующую древности этой церкви" (3 - в 1915 г. - П. П.).
После революции церковь была реконструирована архитектором Петровым: глава снова сделана шлемовидной, покрытие восстановлено позакомарное.
"Патриарх Филарет устроил в церкви придел во имя св. Георгия, освященный в 1626 г."[1]. "Прежде здесь был придел великомученика Георгия, который упоминается в 1626 г., но когда он устроен и упразднен - неизвестно.
После нашествия французов церковь снова освящена в 1813 г."[4].
"До времен царствования Алексея Михайловича она называлась "церковью Положения Ризы на Государевом Патриаршем Дворе и на Сенях". А в 1655 г. при распространении царских теремов, когда Никон перенес Патриархию в новый дом, она причислена к царскому двору с названием "верховой" или "на сенях".
По южному фасаду этой церкви устроено высокое крыльцо, ведущее в особую часовню, где во впадине западной стены поставлен издревле чествуемый богомольцами список с чудотворной Печерской иконы Божией Матери (подлинник находится в Киево-Печерской лавре)"[4].
После 1917 г. часовня была разорена, а при реконструкции церкви заложена. "Южная крытая паперть отломана в 1922 г."[7].
"В Ризположенской церкви достопримечательны:
1. Паникадило, висящее посредине, работы котельных дел старосты Сверчкова, 1624 г.
2. Четыре вощаницы (деревянные, покрытые воском и расписанные подсвечники), на коих узловатые надписи вязью свидетельствуют, что они устроены усердием Патриарха Иосифа в 1643-1645 гг."[1].
"Церковь несколько раз подвергалась пожарам и разорениям, и потому в ней не осталось никаких древних вещей и вкладов, кроме четырех огромных подсвечников пред местными иконами, которые пожертвованы сюда Патриархом Иосифом: они круглые, деревянные, в виде свеч, с разными узорочьями и надписями. По стенам церкви, тесной, но высокой, изображен в лицах весь акафист Божией Матери"[4].
"Роспись церкви выполнена в 1644 г. царскими изографами С. Осиповым (Поспеловым) и И. Борисовым. Среди фресок преобладают темы из акафиста Богоматери. Над иконостасом (1627 г.) работала артель живописцев во главе с Н. Истоминым"[5].
В 1917 г. во время обстрела Кремля "церковь с часовнею подверглись разрушению и святотатству"[12].
После проведенной в послевоенные годы реконструкции храма он используется в качестве музея. В 1990 г. это один из пяти открытых для посетителей храмов Кремля. Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России из закрытых церквей.
В конце 1980-х гг. внутри храма устроено приспособление для "аудиовизуального показа интерьера": оно представляет собою своего рода пародию на богослужение и потому метко (и едко) зовется "светопреставлением".
[1] Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. 3-е изд. М., 1916. С. 103-105: ил.
[2] Путеводитель Машкова. С. XIV-XVI (на рис. 5 - план и фасад храма).
[3] Александровский, № 9.
[4] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 69-70.
[5] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 424-425: ил.
[6] Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911.
[7] Рукопись Александровского, № 48.
[8] Материалы. С. 221.
[9] Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Положения Ризы Богоматери во Влахерне с часовнею Печерской Божией Матери при Большом Кремлевском дворце. М., 1912.
[10] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[11] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971.
[12] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 20.
[13] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 320.
[14] Саликова Э. П. Пятьсот лет замечательному памятнику; Соколова И. М. Редкая скульптура // Памятники Отечества. 1985. № 2. С. 50-62.
[15] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581.
[16] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 10.