версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Кремльhttp://www.temples.ru/card.php?ID=801

Собор Михаила Архангела

Тексты
Всего текстов: 3
Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 152-169
К востоку от Благовещенского Собора, прямо против его алтарей, в расстоянии 14 1/2 саженей, находится Придворный Архангельский Собор.
В старину этот Собор назывался церковью Архангела Михаила; домом Соборной церкви Архистратига Михаила, и просто Архангелом на Москве, внутри города, в Кремле, на площади.
Со времени вел. кн. Иоанна Данииловича Калиты Архангельский Собор служил местом погребения всех Московских князей и царей до Петра Великого, который был похоронен уже в Петербурге, в Александро-Невской Лавре.
Император Петр II, скончавшийся в Москве, был погребен в Архангельском же Соборе. Там же погребены некоторые из царских родственников, а также царь Казанский - Александр и царевич Татарский - Петр.
Кроме того, в Архангельском Соборе покоятся мощи св. царевича Дмитрия, князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора.
В силу этого назначения Архангельского Собора - служить местом вечного упокоения, великие князья и цари Московские проявляли к нему особое внимание и почитание, как усыпальнице своих предков. В важных случаях жизни, например отправляясь к Татарскому хану в Орду или на войну, они приходили в Архангельский Собор к гробам своих предков помолиться и почерпнуть нравственную силу для предстоящего подвига. При вступлении на престол и венчании на царство, они из Успенского Собора шествовали в Архангельский Собор - обычай, сохраняющийся и поныне. На Страстной, перед исповедью, ходили просить прощения у родителей, а на Святой, по православному народному обычаю, клали на их гроба красные яйца, как бы христосуясь с ними. Неотменно Цари посещали Собор также в дни памяти своих родителей и в храмовой соборный праздник. К этому времени просители полагали на царские гроба свои челобитные, которые, по окончании богослужения, царь собственноручно брал в свои палаты для решения.
Исторические сведения.
Первая, деревянная церковь Архангела Михаила, по преданию, была построена в 1247 году Московским князем Михаилом Ярославичем Хоробритом, братом св. Александра Невского.
В 1333 году князь Иван Даниилович Калита заложил вместо этой деревянной церкви новый каменный храм во имя Михаила Архангела, который в то же лето, 20-го сентября, был окончен и освящен митрополитом Феогностом.
В 1344 году вел. князь Симеон Иванович велел расписать церковь Архангела Михаила. Расписывали русские мастера-иконники под начальством Захария, Деонисия, Иосифа и Николая. Храм был настолько велик, а роспись столь мелка, что в одно лето не успели окончить работу - "и половины не подписаша".
В 1399 году стенопись эта была заменена новою или, быть может, только возобновлена Симеоном Черным с учениками, под руководством Гречина-философа Феофана, учителя знаменитого иконописца Рублева.
В 1481 году 8 сентября вел. князем Иваном III в Архангельском Соборе были заложены два обетных придела - Воскресения, да Акилы-апостола, в память победы над Новгородцами на реке Шелони.
К концу XV века старый Архангельский Собор, хотя и украшенный чудною иконописью эпохи Рублева, своим внешним видом, несомненно, уже не соответствовал тому великолепию Кремля, в которое он облекся с построением итальянскими зодчими новых величественных каменных зданий. Кроме того, Собор был тесен и уже почти весь загроможден гробницами. Поэтому в 1505 году 21 мая повелением в. князя Ивана III старая Соборная церковь Архангела Михаила была разобрана, а в октябре того же года на том же месте Фрязиным Алевизом Новым был заложен ныне существующий Архангельский Собор.
Иван III не видел его окончания - он скончался в том же месяце и был похоронен в только что заложенном им храме.
В 1507 году, за год до окончания Собора, лишь только он был доведен до верхних камор, гробы вел. князей, начиная с Ивана Калиты, были перенесены со старых мест и расположены по стенам нового, более обширного храма, на места, где они пребывают и ныне.
Собор был окончен постройкой, украшен иконописью и стенописью в 1508 году и освящен митрополитом Симоном 8-го ноября того же года.
После пожара 1547 года повелением царя Ивана Грозного Архангельский Собор был вновь расписан Новгородскими и Псковскими мастерами.
В конце XVI или начале XVII в. по сторонам алтаря, к жертвеннику и дьяконнику Собора, были пристроены круглые одноглавые приделы во имя Иоанна Предтечи и св. Уара мученика, существующие и ныне.
В междустении западного фасада Архангельского Собора на третьем его ярусе в конце XVI столетия были устроены существовавшие и в прежнем Соборе Ивана Калиты 4 обетных, для заупокойных служб, придела: 1-й - Воскресения Христова,2-й - Андрея Критского, 3-й - Симеона Столпника и 4-й - Апостола Акилы.
В 1610 году, незадолго до Польского нашествия, во время службы в Архангельском Соборе причт и богомольцы были свидетелями чудесного явления, предвещавшего грядущие беды: вверху, под сводами были слышны шум, плачь и возгласы "перейдем отсюда".
Вскоре, действительно, Собор был разграблен и оскверненный, обращен врагами в помещение для лошадей.
По изгнании иноплеменников Собор был возобновлен вступившим на царство Михаилом Феодоровичем.
Особенно украсил его царь Феодор Алексеевич.
В 1680-1681 году по его указу был сделан новый, уцелевший доныне, резной иконостас с новыми во всех четырех поясах иконами греческого пошиба, написанными знаменитым художником того времени Дорофеем Ермолаевым, а также возобновлена стенная роспись alfresco согласно с древней стенописью.
В 1737 году, во время так называемого Троицкого большого пожара, Архангельский Собор погорел и был возобновлен уже при Императрице Елисавете Петровне.
При ней же были возобновлены сами надгробия; портреты царей, писанные на досках и стенах Собора - исправлены, а на местные иконы сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады.
При Императрице Екатерине II, после закладки нового Кремлевского Дворца, для укрепления Архангельского Собора были сооружены со стороны откоса Кремлевской горы три контрфорса, значительно его обезобразившие. Вероятно, в то же время был приделан архитектором Казаковым к северному фасаду Собора ныне существующий портал, вместо бывшей там и обрушившейся деревянной галереи для иностранных послов.
Вероятно, тогда и были уничтожены переходы, соединявшие дворец с Архангельским Собором и упразднены упомянутые выше приделы в западном фасаде Собора.
В 1772 году, при Императрице Екатерине II, была произведена общая реставрация Собора 120-ю русскими иконописцами в двухмесячный срок, причем иконы и стенопись были возобновлены с удержанием прежнего стиля.
Небольшие реставрации были произведены в 1808 и после 1812 года: в 1808 году были возобновлены иконы и иконостас, а после 1812 года - исправлены все повреждения Собора, содеянные в нем при нашествии в Москву двунадесять языков[1].
При этой реставрации были вновь сделаны резные золоченые царские врата, а в иконостасе во всем нижнем ярусе и в середине прочих ярусов гладкие колонки были заменены резными.
В 1826 году к южной стене Собора была пристроена для священнослужителей двухэтажная теплая палатка на место прежней одноэтажной, известной под названием "судной избы Архангельских вотчин", где до начала XIX столетия чинились суд и расправа над неисправными плательщиками податей и оброков - крепостными крестьянами, жалованными Собору государями Московскими[2].
В начале сороковых годов прошлого столетия под все стены Собора был подведен вместо изветшавшего белокаменного цоколя такой же новый, причем обнаружилось, что стены Собора имеют пустоту, начиненную песком и мусором.
В 1837 году средняя глава Архангельского Собора была обшита медными листами и позолочена, а 4 угловые главы обложены белою жестью; кресты на всех главах, из дубового дерева, были обтянуты латунью и вызолочены через огонь.
Вся эта работа стоила 35.000 р. ассигнациями.
В 1847 году в западное междустение, на место бывших 4-х обетных приделов, был перенесен придел Покрова, находившийся дотоле при восточной стене Собора, на месте нынешнего придела муч. Уара.
Следующая общая реставрация Архангельского Собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова.
В 1864 году было устроено отопление Собора, до того времени его не имевшего, причем зимой холод в Соборе доходил иногда до -13°.
В 1903 году была произведена частичная реставрация Собора: пол его, из чугунных плит, был заменен существующим ныне каменным, а резные каменные надгробия заключены в металлические чехлы со стеклами.
Одновременно, под председательством в должности Шталмейстера Высочайшего Двора П. В. Жуковского, вырабатывался план общей реставрации Собора, доныне еще не осуществленный.
В Архангельском Соборе все столпы, главы и стены покрыты фресковой стенописью, олицетворяющею события из истории Ветхого и Нового Завета, а также чудеса Архангела Михаила.
На своде средней главы Собора изображен Господь Саваоф. На шее ее, в 8 простенках - 7 ветхозаветных праотцов и праматерь Ева; ниже - 12 патриархов; еще ниже - Св. Троица, нерукотворенный образ Спасителя, Отрок Иисус и 4 Евангелиста.
В сводах боковых глав:
Юго-восточной (над диаконником) - Предтеча с крыльями.
Северо-восточной (над жертвенником) - Знамение Богоматери.
Северо-западной - Архистратиг Михаил.
Юго-западной - Архангел Гавриил.
На сводах Собора - картины из Нового Завета - Воскрешение Лазаря, Вход Христа во Иерусалим, Сретение Господне, Введение в храм Богоматери, Благовещение и друг.
На западной стене Собора - Символ веры в лицах.
На северной а южной стенах - события и чудеса, в которых участвуют Архистратиг Михаил и ангелы: Поражение Ассирийского войска, Силоамская купель, Видение Креста Императором Константином, Разрушение Содома, Жертвоприношение Авраама, Неопалимая Купина и пр.
В алтаре - на стене около свода - Сошествие Св. Духа, Успение Богоматери и др.
В простенках окон - 4 Вселенских святителя; по бокам Горнего места - Московские святители.
В жертвенном отделении - События Нового Завета, совершившиеся по воскресении Христа.
В диаконнике - некоторые святые Восточной церкви, 4 картины из жизни Иоанна Предтечи, Изображение рая, Евангельская притча о богатом и Лазере и др.
На столпах Собора - изображение апостолов, патриархов и святителей Восточной церкви, митрополитов и святых Русской церкви.
Над гробницами, вдоль стен Собора, написаны изображения покоящихся в них Царственных Особ.
Из икон Архангельского Собора достопримечательны в предъалтарном иконостасе, находящемся по правую сторону от царских врат: 1) Храмовая чудотворная икона св. Михаила, по преданию пожертвованная в Собор великой княгиней Евфросинией, супругою Дмитрия Донского, 2) Икона Божией Матери, по левую сторону от царских врат, весьма чтимая в народе и называемая "Благодатное Небо".
При средних столбах Собора в двух и трехпоясных иконостасах и на их карнизах находятся иконы, именуемые царскими, ибо они поступили в Собор большею частью из царских образных. Иконы в нижних поясах называются тезоименными, изображая тезоименных святых погребенным царям; во втором ярусе - родимыми, будучи написаны при рождении того или другого из царевичей в величину его роста; в третьем - гробовыми, ибо поступали в Собор вместе с покойниками.
Среди них замечательна: Икона великомученика Феодора Стратилата - тезоименная царя Феодора Алексеевича, против нее лежащего, работы знаменитого иконописца Симона Ушакова.
Сень и паникадила над гробницами царей династии Романовых, устроенные Императорской Семьей в 1913 году по случаю 300-летие царствования их Дома - работы Московского Строгановского училища. Лампада, сооруженная иждивением лиц Свиты Его Императорского Величества, ставится на гробницы под сенью в дни особо торжественных богослужений.
К первому от входа столбу, с правой стороны, примкнута серебряная рака с мощами свв. Михаила, князя Черниговского, и его боярина Феодора, перенесенная в Архангельский Собор в 1774 году из Собора Черниговского чудотворца, находившегося у Приказов над верхними Тайницкими воротами.
Над ракой - изображающая страстотерпцев картина кисти академика Козловского, за которую Императрица Екатерина пожаловала художнику 10.000 руб.
У второго столба по правой же стороне - рака св. царевича Дмитрия Иоанновича, убиенного в Угличе в 1591 году.
На передних столбах со стороны алтаря - по металлической доске с памятными надписями о пребывании в Архангельском Соборе гроба с телом Императора Александра I в 1826 году с 3 по б февраля и гроба с телом в Бозе почившего Императора Александра III 30 и 31 октября 1894 года, при следовании их с места кончины в Петербург.
 
[1] Наполеон устроил в алтаре Собора свою кухню, а самый храм загромоздил бочками с разным вином, награбленными из городских погребов в таком количестве, что когда при отступлении французские солдаты из озлобления стали разбивать их, то вино затопило Собор на несколько вершков.
Ради хищения враги ободрали с икон и рак серебряные ризы, иконы же употребляли вместо дверей, лавок, кроватей и пр.
[2] В 1764 году у Архангельского Собора числилось 18 тысяч душ крестьян.
Список сокращений
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 50-54
Собор Архистратига Михаила
Соборная площадь
"В 1333 г. при Иване Калите построена впервые каменная церковь во имя Архангела Михаила, она стала усыпальницей князей. Первым похоронен сам строитель Иван Калита"[1].
Нынешнее здание собора "построено в 1505-1508 гг. Алевизом Новым на месте белокаменной Архангельской церкви 1333 г.
Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестовокупольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки, и лишило его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными крестовокупольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры.
В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении.
Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении собора элементами светской ренессансной архитектуры.
Портал главного западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (стены лоджии были расписаны в XVI в.)"[2].
"Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр"[7].
"Архангельский собор в целом сохранил свой первоначальный облик (из существенных его утрат следует упомянуть окружавшую храм с трех сторон галерею на аркадах). Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826 г. пристройкой служебного характера"[2].
"Каменные подпоры с южной стороны собора поставлены в 70-х гг. XVIII в. Когда близ собора вырыли большой котлован для фундамента нового дворца, задуманного В. И. Баженовым, стена дала трещину. Чтобы она не рухнула, ее укрепили этими подпорами. Они теперь отошли от стены, но в них уже нет надобности: здание тщательно отремонтировано и вполне устойчиво"[3]. Спроектированный и начатый строительством грандиозный дворец В. И. Баженова, сооружение которого должно было вызвать снос многих старинных зданий в Кремле и заключение внутри его двора основных кремлевских соборов (так что вид на них с реки пропадал), не был возведен. Внешней причиной послужило отсутствие средств у Екатерины II, а внутренней - сопротивление русского общества (Баженова даже, как сообщают современники, несколько раз колотили за "порчу Кремля" на улицах простые москвичи). Сам холм кремлевский отозвался на подрубавшую исторические корни затею, дав трещину в соборе-усыпальнице великих князей и царей. Невольно напрашивается и параллель с тем, как недавно Успенский собор был на грани разрушения из-за строительства органически чуждого Кремлю дворца в 1960-е гг.
К 1917 г. в соборе были следующие приделы: "К юго-восточному углу собора пристроен придел Зачатия Иоанна Предтечи, к северо-восточному - муч. Уара"[4].
"Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и Уара у северной пристроены в середине XVI в."[2].
"Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами с площади. Придел св. муч. Уара назван по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г. В приделе Иоанна Предтечи стоит гроб юного героя Михаила Скопина-Шуйского"[5].
"Над западным входом придел Покрова Богородицы"[4].
"В старину с южной стороны был придел преп. Иоанна Лествичника, а по западной стороне, на галереях, где некогда царевны и царицы слушали Божественную службу, было еще четыре придела... Ныне внутри самого собора только главный престол"[5].
"В XVI в. собор был расписан (предположительно роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым и Ф. Козловым. Наиболее примечательной частью стенописи является "портретная" галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60 "портретов" великих московских и удельных князей): Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Андрея Васильевича Угличского и других. Донатор собора великий князь Василий III представлен на самом почетном месте - на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены фигуры князей Владимиро-Суздальской Руси - предков московских князей, олицетворяющих предысторию Московского государства.
Иконостас собора был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат). Большая часть икон написана в 1681 г. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым, М. Милютиным. Среди икон местного ряда наибольшую художественную ценность представляет икона "Архангел Михаил с деяниями" (конец XIV - нач. XV в.), одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя, считавшегося покровителем московских князей в ратных делах"[2].
Собор пострадал во время нашествия Наполеона. "В 1812 г. после ухода неприятеля из Москвы преосвященный Августин осматривал кремлевские соборы. В Архангельском соборе иконы и раки были лишены окладов и украшений, не оказалось св. мощей царевича Димитрия. Мощи потом нашлись - их спрятал священник Вознесенского монастыря Иван Яковлев. Как он объяснил, по уходе французов он нашел мощи св. Димитрия царевича в Архангельском соборе при раке... Дабы сохранить их от похищения, завернул в пелену, отнес в Вознесенскую церковь своего монастыря и спрятал над царскими дверьми в нижнем ярусе иконостаса"[8].
Собор получил повреждения и в 1917 г.: "Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного кремлевского храма, и, действительно, следы преступления остались на всех кремлевских святынях. Архангельский собор тоже изъязвлен ударами снарядов. Смерть, не различая святости места, оставила свои кровавые следы между двумя святыми алтарями. Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови"[12].
Как и прочие храмы Кремля, собор закрыт с 1918 г. С 1955 г. в нем открыт музей - часть Государственных музеев Московского Кремля. В 1970-х гг. прошла внешняя реставрация собора; реставрированы фрески, промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса.
Собор известен более всего как великокняжеская и царская усыпальница. "С 1599 г. в продолжение 143 лет при соборе состоял особый архиерей для служения царских панихид. С 24 марта 1743 г. до 26 мая 1883 г. собор был кафедральным для Московской епархии. В 1895 г. стал один из придворных соборов"[19]. Описание начала XX в. гласит: "В Архангельском соборе погребены великие князья и цари с 1340 по 1696 г. и император Петр II, скончавшийся в Москве в 1730 г.
Останки от Калиты до отца Иоанна III перенесены были сюда при освящении храма, а от Иоанна III до царя Иоанна Алексеевича государи наши уже похоронялись здесь. Ряды могил их замыкает гробница императора Петра II, после него никто уже погребаем здесь не был.
В своих духовных завещаниях великие князья завещали обыкновенно преемникам, чтобы "память родителей не переставала и свеча бы их на гробах родительских не угасала".
Всех гробниц 53. В их числе гробницы св. отрока царевича Димитрия (Уара) у первого южного столпа, свв. черниговских чудотворцев князя Михаила Всеволодовича и верного болярина его Феодора, принявших мученическую смерть в Орде - изрубленных в куски 20 сентября 1242 г.
Здесь находятся останки Иоанна Даниловича Калиты, сына его Симеона Иоанновича Гордого, Димитрия Иоанновича Донского.
Покоятся цари Михаил Феодорович - родоначальник династии Романовых, сын его Алексей Михайлович и внуки цари Феодор Алексеевич и Иоанн Алексеевич - брат Петра I. Также цари Василий Шуйский, Иван Грозный с сыновьями Феодором Иоанновичем и Иоанном, убиенным рукою отца.
Останки Бориса Годунова были выброшены Лжедмитрием в 1606 г. и после долгих скитаний нашли окончательный покой в склепе в Троице-Сергиевой лавре"[5].
К 1979 г. сохранились "сорок шесть княжеских гробниц (в 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами). Над погребением царевича Димитрия высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.). Серебряная рака надгробия с чеканным изображением высоким рельефом царевича на крышке была выполнена лучшим чеканщиком XVII в. Г. Овдокимовым с помощниками в 1630 г. (Оружейная палата).
Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII в. царей были написаны на досках яичной темперой (парсуны: Феодора Иоанновича, Феодора Алексеевича Романова, 1686, работы И. Безмина, Е. Елина и Л. Смольянинова; парный портрет Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Романовых, 1677, работы Ф. Зубова - все в Историческом музее; князя М. В. Скопина-Шуйского, ок. 1630 г. - в Третьяковской галерее) или на холстах"[2]. При сносе в 1929 г. усыпальницы цариц и великих княжен - собора Вознесенского монастыря - их останки в белокаменных гробах перенесли в подклет Архангельского собора прямо под прах их отцов и мужей. Доступа посетителям туда, впрочем, нет. "В 1990 г. зав. научно-издательским отделом музеев Кремля А. С. Насибова предложила захоронить останки цариц"[20].
К 1917 г. собор обладал ценнейшей ризницей и богатым собранием древних икон: "Нижний ярус иконостаса - восемь местных древних икон корсунского письма в богатых золотых и серебряных окладах"[5].
"1. Евангелие, писанное в 1125 г. Алексием, сыном пресвитера, для князя Мстислава Владимировича (1075-1132)"[6]. - Ныне оно находится в Гос. Историческом музее.
"2. Евангелие, обложенное гладким серебром, пожалованное царицей Марфой Матвеевной, супругой царя Федора Алексеевича.
3. Крест царя Ивана Грозного, серебряный, чеканный, с украшениями из жемчуга, изумрудом в четверть вершка и яхонтом с двумя лаллами, удивляющими своей величиной.
4. Крест золотой весом 3 фунта 62 золотника с драгоценностями, весьма древняя работа. Дар царя Феодора Алексеевича.
5. Скуфья суконная, с золотой запонкою, жемчугом и яхонтами, присланная на сохранение Петром I. Ее носил убитый царевич Дмитрий.
6. Рукописный псалтырь 1594 г., принадлежавший Дмит. Иван. Годунову, с изображением лиц св. пророков.
7. Богатейшие покровы малинового бархата с гробов погребенных здесь царей и вел. князей. На них кресты и коймы низаны самым крупным жемчугом и украшены драгоценными камнями. Они полагаются на гробы в самые торжественные случаи...
Верх горнего места, возвышение за престолом, архиерейское седалище украшены позолоченной раковиной, высеченной из целого камня"[6].
Описание бывшей ризницы 1979 г. значительно короче: "Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью, резьбой,- вклад Ирины Годуновой в 1598 г. (Оружейная палата)"[2].
В 1980-х гг. Москва была удивлена следующим происшествием: в Архангельский собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.
Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 г. причислил Димитрия Донского, чьи мощи почивают в соборе, к лику святых.
"28 мая 1991 г. Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия в Архангельском соборе"[23].
 
[1] Синодальный справочник.
[2] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 426, 428 (есть план собора).
[3] Сытин. С. 47.
[4] Александровский, № 15.
[5] Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 41-54.
[6] Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.
[7] Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 71.
[8] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[9] Иванов В. Московский Кремль. М., 1971 (на с. 126 план собора).
[10] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[11] Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1.
[12] Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 20.
[13] Московский кафедральный Архангельский собор / Сост. прот. Алексей Лебедев. М., 1880. 388 + VIII с.
[14] Недумов А. Д., прот. Московский придворный Архангельский собор. М.. 1910. 64 с.
[15] Снегирев И. М. Архангельский собор в Московском Кремле. М., 1865. 46 с.
[16] Шервинский С. В. Ренесцианизмы Московского Архангельского собора. М., 1917. 16 с.: ил.
[17] Извеков Н. Д., прот. Московский придворный Архангельский собор. С.-Посад, 1916. 156 с.
[18] Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. М., 1982. С. 321-322.
[19] Рукопись Александровского, № 2.
[20] Московский церковный вестник. 1990. № 7. С. 4.
[21] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[22] Московский Кремль: Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 104-106.
[23] Вечерняя Москва. 1991. 28 мая.
Список сокращений
Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 7-8
Архангельский собор. Судя по видному месту, занимаемому в Кремле этим собором, можно думать, что деревянная церковь должна была существовать здесь издревле. По наименованию церкви в честь Архангела Михаила приписывают ее первоначальное основание Михаилу Ярославичу Хоробриту, княжившему в Москве с 1246 до 1249 года. Каменный храм был сооружен в 1333 году В. К. Иваном Калитою. Это здание стояло до 1505 года и было разобрано, когда при Иоанне III (1462-1505) вообще перестраивались древние церкви в более великолепном виде. Нынешний собор закончен постройкою к 1508 году уже при Василии III (1505-1533). Архитектором был фрязин Алевиз Новый, родом из Милана. Собор по своему плану представляет обыкновенный русско-византийский храм с куполами и столбами, но в обработке наружных поверхностей стен Алевиз впервые на Руси дал широкое применение карнизам, "ширинкам" (прямоугольным впадинам) и "раковинам". Эти новшества охотно были восприняты последующими русскими зодчими, которые особенно разработали форму отрезанных карнизом "закамор", т.е. наружных верхних полукружий, первоначально соответствовавших дугам внутренних сводов, а потом ставших простыми украшениями стен. Особенностью Архангельского собора является также узкое пространство между двумя западными стенами, где теперь находится престол Покрова Пресвятой Богородицы. В XVII веке здесь было несколько приделов с теми же наименованиями, какие были при прежнем здании собора. Около начала XVII века пристроен северо-восточный придел, ныне именуемый Уара Мученика. Около начала XVIII века построен юго-восточный придел Зачатия Предтечи. Южная стена с 1772 года подперта контрфорсами, так как в ней явились трещины вследствие производившихся внизу земляных работ по закладке задуманного было здесь нового здания Дворца. В 1826 году построено северное крыльцо в несоответствующем характеру собора готическом стиле. Около того же года пристроена юго-западная палатка. Внутри собора сохранилась стенопись XVI века, неоднократно промывавшаяся и обновлявшаяся. Иконостас 1681 года. У переднего правого столба открыто почивают перенесенные в 1606 году из Углича мощи убиенного там 15 мая 1591 года Царевича Димитрия. У заднего правого столба с 1774 года находятся, под спудом, мощи Черниговских Чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора, замученных татарами в Орде 20 сентября 1245 года за нежелание поклониться идолам; из Чернигова эти мощи перенесены в Москву при Иоанне IV Грозном (1533-1584). В соборе погребены Русские Государи, начиная с Ивана Калиты и кончая Петром II, за исключением Годуновых и Петра I. На стенах около гробниц изображены почивающие здесь Царственные Особы. В приделе Зачатия Предтечи находится гробница князя М. В. Скопина-Шуйского. В настоящее время Архангельский собор является одною из придворных церквей. До 1895 года он был в епархиальном ведомстве, до 1883 был кафедральным, а с конца XVI века до середины XVIII при соборе стоял особый архиерей для служения Царских торжественных панихид.
 
Список сокращений
Всего текстов: 3