Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. М., 1916, с. 152-169
К востоку от Благовещенского Собора, прямо против его алтарей, в расстоянии 14 1/2 саженей, находится Придворный Архангельский Собор.
В старину этот Собор назывался церковью Архангела Михаила; домом Соборной церкви Архистратига Михаила, и просто Архангелом на Москве, внутри города, в Кремле, на площади.
Со времени вел. кн. Иоанна Данииловича Калиты Архангельский Собор служил местом погребения всех Московских князей и царей до Петра Великого, который был похоронен уже в Петербурге, в Александро-Невской Лавре.
Император Петр II, скончавшийся в Москве, был погребен в Архангельском же Соборе. Там же погребены некоторые из царских родственников, а также царь Казанский - Александр и царевич Татарский - Петр.
Кроме того, в Архангельском Соборе покоятся мощи св. царевича Дмитрия, князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора.
В силу этого назначения Архангельского Собора - служить местом вечного упокоения, великие князья и цари Московские проявляли к нему особое внимание и почитание, как усыпальнице своих предков. В важных случаях жизни, например отправляясь к Татарскому хану в Орду или на войну, они приходили в Архангельский Собор к гробам своих предков помолиться и почерпнуть нравственную силу для предстоящего подвига. При вступлении на престол и венчании на царство, они из Успенского Собора шествовали в Архангельский Собор - обычай, сохраняющийся и поныне. На Страстной, перед исповедью, ходили просить прощения у родителей, а на Святой, по православному народному обычаю, клали на их гроба красные яйца, как бы христосуясь с ними. Неотменно Цари посещали Собор также в дни памяти своих родителей и в храмовой соборный праздник. К этому времени просители полагали на царские гроба свои челобитные, которые, по окончании богослужения, царь собственноручно брал в свои палаты для решения.
Исторические сведения.
Первая, деревянная церковь Архангела Михаила, по преданию, была построена в 1247 году Московским князем Михаилом Ярославичем Хоробритом, братом св. Александра Невского.
В 1333 году князь Иван Даниилович Калита заложил вместо этой деревянной церкви новый каменный храм во имя Михаила Архангела, который в то же лето, 20-го сентября, был окончен и освящен митрополитом Феогностом.
В 1344 году вел. князь Симеон Иванович велел расписать церковь Архангела Михаила. Расписывали русские мастера-иконники под начальством Захария, Деонисия, Иосифа и Николая. Храм был настолько велик, а роспись столь мелка, что в одно лето не успели окончить работу - "и половины не подписаша".
В 1399 году стенопись эта была заменена новою или, быть может, только возобновлена Симеоном Черным с учениками, под руководством Гречина-философа Феофана, учителя знаменитого иконописца Рублева.
В 1481 году 8 сентября вел. князем Иваном III в Архангельском Соборе были заложены два обетных придела - Воскресения, да Акилы-апостола, в память победы над Новгородцами на реке Шелони.
К концу XV века старый Архангельский Собор, хотя и украшенный чудною иконописью эпохи Рублева, своим внешним видом, несомненно, уже не соответствовал тому великолепию Кремля, в которое он облекся с построением итальянскими зодчими новых величественных каменных зданий. Кроме того, Собор был тесен и уже почти весь загроможден гробницами. Поэтому в 1505 году 21 мая повелением в. князя Ивана III старая Соборная церковь Архангела Михаила была разобрана, а в октябре того же года на том же месте Фрязиным Алевизом Новым был заложен ныне существующий Архангельский Собор.
Иван III не видел его окончания - он скончался в том же месяце и был похоронен в только что заложенном им храме.
В 1507 году, за год до окончания Собора, лишь только он был доведен до верхних камор, гробы вел. князей, начиная с Ивана Калиты, были перенесены со старых мест и расположены по стенам нового, более обширного храма, на места, где они пребывают и ныне.
Собор был окончен постройкой, украшен иконописью и стенописью в 1508 году и освящен митрополитом Симоном 8-го ноября того же года.
После пожара 1547 года повелением царя Ивана Грозного Архангельский Собор был вновь расписан Новгородскими и Псковскими мастерами.
В конце XVI или начале XVII в. по сторонам алтаря, к жертвеннику и дьяконнику Собора, были пристроены круглые одноглавые приделы во имя Иоанна Предтечи и св. Уара мученика, существующие и ныне.
В междустении западного фасада Архангельского Собора на третьем его ярусе в конце XVI столетия были устроены существовавшие и в прежнем Соборе Ивана Калиты 4 обетных, для заупокойных служб, придела: 1-й - Воскресения Христова,2-й - Андрея Критского, 3-й - Симеона Столпника и 4-й - Апостола Акилы.
В 1610 году, незадолго до Польского нашествия, во время службы в Архангельском Соборе причт и богомольцы были свидетелями чудесного явления, предвещавшего грядущие беды: вверху, под сводами были слышны шум, плачь и возгласы "перейдем отсюда".
Вскоре, действительно, Собор был разграблен и оскверненный, обращен врагами в помещение для лошадей.
По изгнании иноплеменников Собор был возобновлен вступившим на царство Михаилом Феодоровичем.
Особенно украсил его царь Феодор Алексеевич.
В 1680-1681 году по его указу был сделан новый, уцелевший доныне, резной иконостас с новыми во всех четырех поясах иконами греческого пошиба, написанными знаменитым художником того времени Дорофеем Ермолаевым, а также возобновлена стенная роспись alfresco согласно с древней стенописью.
В 1737 году, во время так называемого Троицкого большого пожара, Архангельский Собор погорел и был возобновлен уже при Императрице Елисавете Петровне.
При ней же были возобновлены сами надгробия; портреты царей, писанные на досках и стенах Собора - исправлены, а на местные иконы сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады.
При Императрице Екатерине II, после закладки нового Кремлевского Дворца, для укрепления Архангельского Собора были сооружены со стороны откоса Кремлевской горы три контрфорса, значительно его обезобразившие. Вероятно, в то же время был приделан архитектором Казаковым к северному фасаду Собора ныне существующий портал, вместо бывшей там и обрушившейся деревянной галереи для иностранных послов.
Вероятно, тогда и были уничтожены переходы, соединявшие дворец с Архангельским Собором и упразднены упомянутые выше приделы в западном фасаде Собора.
В 1772 году, при Императрице Екатерине II, была произведена общая реставрация Собора 120-ю русскими иконописцами в двухмесячный срок, причем иконы и стенопись были возобновлены с удержанием прежнего стиля.
Небольшие реставрации были произведены в 1808 и после 1812 года: в 1808 году были возобновлены иконы и иконостас, а после 1812 года - исправлены все повреждения Собора, содеянные в нем при нашествии в Москву двунадесять языков[1].
При этой реставрации были вновь сделаны резные золоченые царские врата, а в иконостасе во всем нижнем ярусе и в середине прочих ярусов гладкие колонки были заменены резными.
В 1826 году к южной стене Собора была пристроена для священнослужителей двухэтажная теплая палатка на место прежней одноэтажной, известной под названием "судной избы Архангельских вотчин", где до начала XIX столетия чинились суд и расправа над неисправными плательщиками податей и оброков - крепостными крестьянами, жалованными Собору государями Московскими[2].
В начале сороковых годов прошлого столетия под все стены Собора был подведен вместо изветшавшего белокаменного цоколя такой же новый, причем обнаружилось, что стены Собора имеют пустоту, начиненную песком и мусором.
В 1837 году средняя глава Архангельского Собора была обшита медными листами и позолочена, а 4 угловые главы обложены белою жестью; кресты на всех главах, из дубового дерева, были обтянуты латунью и вызолочены через огонь.
Вся эта работа стоила 35.000 р. ассигнациями.
В 1847 году в западное междустение, на место бывших 4-х обетных приделов, был перенесен придел Покрова, находившийся дотоле при восточной стене Собора, на месте нынешнего придела муч. Уара.
Следующая общая реставрация Архангельского Собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова.
В 1864 году было устроено отопление Собора, до того времени его не имевшего, причем зимой холод в Соборе доходил иногда до -13°.
В 1903 году была произведена частичная реставрация Собора: пол его, из чугунных плит, был заменен существующим ныне каменным, а резные каменные надгробия заключены в металлические чехлы со стеклами.
Одновременно, под председательством в должности Шталмейстера Высочайшего Двора П. В. Жуковского, вырабатывался план общей реставрации Собора, доныне еще не осуществленный.
В Архангельском Соборе все столпы, главы и стены покрыты фресковой стенописью, олицетворяющею события из истории Ветхого и Нового Завета, а также чудеса Архангела Михаила.
На своде средней главы Собора изображен Господь Саваоф. На шее ее, в 8 простенках - 7 ветхозаветных праотцов и праматерь Ева; ниже - 12 патриархов; еще ниже - Св. Троица, нерукотворенный образ Спасителя, Отрок Иисус и 4 Евангелиста.
В сводах боковых глав:
Юго-восточной (над диаконником) - Предтеча с крыльями.
Северо-восточной (над жертвенником) - Знамение Богоматери.
Северо-западной - Архистратиг Михаил.
Юго-западной - Архангел Гавриил.
На сводах Собора - картины из Нового Завета - Воскрешение Лазаря, Вход Христа во Иерусалим, Сретение Господне, Введение в храм Богоматери, Благовещение и друг.
На западной стене Собора - Символ веры в лицах.
На северной а южной стенах - события и чудеса, в которых участвуют Архистратиг Михаил и ангелы: Поражение Ассирийского войска, Силоамская купель, Видение Креста Императором Константином, Разрушение Содома, Жертвоприношение Авраама, Неопалимая Купина и пр.
В алтаре - на стене около свода - Сошествие Св. Духа, Успение Богоматери и др.
В простенках окон - 4 Вселенских святителя; по бокам Горнего места - Московские святители.
В жертвенном отделении - События Нового Завета, совершившиеся по воскресении Христа.
В диаконнике - некоторые святые Восточной церкви, 4 картины из жизни Иоанна Предтечи, Изображение рая, Евангельская притча о богатом и Лазере и др.
На столпах Собора - изображение апостолов, патриархов и святителей Восточной церкви, митрополитов и святых Русской церкви.
Над гробницами, вдоль стен Собора, написаны изображения покоящихся в них Царственных Особ.
Из икон Архангельского Собора достопримечательны в предъалтарном иконостасе, находящемся по правую сторону от царских врат: 1) Храмовая чудотворная икона св. Михаила, по преданию пожертвованная в Собор великой княгиней Евфросинией, супругою Дмитрия Донского, 2) Икона Божией Матери, по левую сторону от царских врат, весьма чтимая в народе и называемая "Благодатное Небо".
При средних столбах Собора в двух и трехпоясных иконостасах и на их карнизах находятся иконы, именуемые царскими, ибо они поступили в Собор большею частью из царских образных. Иконы в нижних поясах называются тезоименными, изображая тезоименных святых погребенным царям; во втором ярусе - родимыми, будучи написаны при рождении того или другого из царевичей в величину его роста; в третьем - гробовыми, ибо поступали в Собор вместе с покойниками.
Среди них замечательна: Икона великомученика Феодора Стратилата - тезоименная царя Феодора Алексеевича, против нее лежащего, работы знаменитого иконописца Симона Ушакова.
Сень и паникадила над гробницами царей династии Романовых, устроенные Императорской Семьей в 1913 году по случаю 300-летие царствования их Дома - работы Московского Строгановского училища. Лампада, сооруженная иждивением лиц Свиты Его Императорского Величества, ставится на гробницы под сенью в дни особо торжественных богослужений.
К первому от входа столбу, с правой стороны, примкнута серебряная рака с мощами свв. Михаила, князя Черниговского, и его боярина Феодора, перенесенная в Архангельский Собор в 1774 году из Собора Черниговского чудотворца, находившегося у Приказов над верхними Тайницкими воротами.
Над ракой - изображающая страстотерпцев картина кисти академика Козловского, за которую Императрица Екатерина пожаловала художнику 10.000 руб.
У второго столба по правой же стороне - рака св. царевича Дмитрия Иоанновича, убиенного в Угличе в 1591 году.
На передних столбах со стороны алтаря - по металлической доске с памятными надписями о пребывании в Архангельском Соборе гроба с телом Императора Александра I в 1826 году с 3 по б февраля и гроба с телом в Бозе почившего Императора Александра III 30 и 31 октября 1894 года, при следовании их с места кончины в Петербург.