версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Северная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6395

Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище

Тексты
Всего текстов: 2
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 205-209
Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище
2 Лазаревский пер., 2
"Лазаревские улица, 1 и 2 переулки названы в XIX в. по нахождению вблизи Лазаревского кладбища, открытого в XVIII в. (в нем была ц. Лазаря)"[15].
"В XVII-XVIII вв. здесь было небольшое немецкое кладбище, в 1746 г. к нему был переведен с Божедомки Убогий дом - морг и кладбище, куда привозили неопознанные трупы. В 1750 г. было открыто обыкновенное кладбище, названное по кладбищенской ц. Лазаря "Лазаревским"[9].
"В Москве долго не было обособленных кладбищ, хоронили вокруг приходских церквей. Только для иноверцев существовало "немецкое" кладбище около Марьиной рощи, остатки которого и теперь еще видны близ Лазаревского кладбища. В 1723 г., последовал указ Петра I о запрещении хоронить в Москве и других городах в пределах городской черты. В 1750 г. открывается первое в Москве Лазаревское кладбище, но только для бедных. Знатных по старой традиции погребают еще при приходских храмах. Вместе с тем начинается развитие монастырских кладбищ вне города. К началу 1770-х гг. (после чумной эпидемии) уже существуют кладбища: Ваганьковское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Пятницкое. Излюбленным местом погребения московской знати становятся монастыри Донской, Андроников, Покровский, Данилов, Новодевичий"[10].
"В 1732 г. амбар для хранения мертвых тел перенесен от ц. Иоанна Воина на Божедомке в поле близ Марьиной рощи. В 1753 г. Синод указом распорядился "лежащие в Москве близ Марьиной рощи в Убогом дому, в вырытой яме, мертвые тела по отпевании в землю зарыть и впредь по отпевании погребать в то же самое время". К Убогому дому бывали ежегодно крестные ходы в четверток на 7 неделе по Пасхе до 1771 г. Указ Петра I о непогребении при церквах в Москве умерших тел остался без последствий. Елизавета Петровна указом 1758 г. не велела погребать мертвых при церквах на пути от Кремля до дворца ее на Яузе, могилы около тех церквей сравнять с землей. Для погребения умерших в этих приходах отвести вне Москвы кладбище и поставить там церковь. Консистория предписала духовенству не погребать в церквах по улицам от Спасских ворот через Ильинку, Покровку и Басманную; от Никольских ворот через Никольскую улицу по Мясницкой за Красные ворота и далее близ дворца. Для устройства кладбища составлен был комитет из московского духовенства и архитектора князя Ухтомского. Место для кладбища выбрали за Мещанской слободой близ Марьиной рощи, где устроен амбар для мертвых тел, недалеко от немецкого кладбища. В 1750 г. была построена и освящена деревянная церковь во имя св. Лазаря четверодневного, определен причт и церковный староста с тремя сторожами из военных. Кладбище открыто в 1750 г. В 1782 г. титулярный советник Лука Долгов просил дозволения построить на Лазаревском кладбище вместо деревянной церкви каменную о трех престолах: Сошествия Св. Духа, праведного Лазаря и св. ап. Луки; поставить каменное здание, богадельню для бедных. Долгов внес значительную сумму денег в банк. Церковь достроена после смерти Долгова в 1786 г."[3].
"На месте алтаря деревянной ц. Лазаря 1750 г., разобранной в конце XVIII в., до 1929 г. стоял обелиск, ныне сломанный. Надпись на нем гласила: "На сем месте был храм праведного Лазаря, который в 1748 г. по именному от блаженной памяти Ее Императорского Величества Государыни Елизаветы Петровны построен указу от которой и довольное производилось для церковнослужителей жалование, а сего 1802 г. как оный храм утвержден, так и жалования неизвестно почему не производятся" (фотоальбомы А. А. Губарева в отделе Изобр. искусства Гос. Исторического музея).
"В местности Лазаревского ранее находилось старинное немецкое кладбище, на котором в 1705 г. был погребен пастор Глюк. Годом освящения деревянной православной церкви Воскресения прав. Лазаря называют и 1749 и 1750 (21 декабря); разобрали ее в 1800 г. Нынешняя каменная выстроена в 1783-1787 гг. с главным престолом Сошествия Св. Духа и приделами прав. Лазаря и ап. Луки. Храмоздательницей была вдова титулярного советника Луки Долгова, умершего в 1783 г. и оставившего средства на построение церкви. Архитектор Елизвой Назаров, образа Скотти, стенопись Клаудио. В начале XX в. по проекту С. Ф. Воскресенского с запада приделана новая большая трапезная, заложенная 3 июня 1902 г. Старые приделы стали алтарями новых; Лазаревский освящен 16 октября 1903 г., ап. Луки - 22 ноября 1904 г."[2]. И. Грабарь пытался доказать, что автором проекта, по которому строил храм Назаров, был его родственник В. Баженов[16].
"В храме остались следы росписи Клаудэ, а в иконостасе икона работы Скотти"[8].
"В 1906 г. у настоятеля ц. Успения на Могильцах И. Грабарь видел чертежи этого храма, а также церкви Лазаревского кладбища, подписанные "Архитектор Николай Легранд". Впоследствии они погибли, но сам Грабарь установил, что подпись означала лишь утверждение им, как главным архитектором Каменного приказа, чужих проектов"[16].
"История построения храма на Лазаревском кладбище рассказана в не сохранившейся до нашего времени надписи на особой мраморной доске юго-западного столба ее трапезной: "Тут погребено тело Луки Ивановича Долгова. Родился 1722 года октября 10 дня. День ангела 18 октября. Скончался 1783 года апреля 19 дня. Был по выборам Гражданства Президентом Московского магистрата, во время заразительной болезни в Москве членом Предохранительной комиссии. За сии усердные труды имянным указом пожалован титулярным советником. В жизнь свою расположась на сем месте создать храм Сошествия св. Духа с двумя приделами - Луки евангелиста и Воскресения Праведного Лазаря, в последний год своей жизни оный сам расположил по плану и фасаду, согласно своему намерению, проектированному затем его зятем Статским советником и Правительствующего Сената архитектором Елизваем Семеновичем Назаровым, предназначена в исполнение привести по кончине его. Вследствие чего сия святая церковь и сооружена оставшими по нем"[14].
"По клировым ведомостям церковь значится сооруженной на средства Сусанны Филипповны Долговой. Она строилась три года, начиная с 1784, и закончена в 1787 г. Назаров был зятем Л. Долгова, мужем его дочери от третьей жены, Сусанны Филипповны. На дочери же Л. Долгова от его первой жены женат был В. И. Баженов... Назаров сам был похоронен на том же Лазаревском кладбище - умер он 22 марта 1822 г. 74 лет от роду"[16]. Надгробная плита еще существовала к началу XX в.; затем при уничтожении кладбища и она была разрушена.
"Трапезная храма расширена сильно в 1903-1904 гг. по проекту С. Ф. Воскресенского"[6, 7]. При этом она была распространена более чем вдвое на запад, а две башни-колоколенки и фасад, спроектированные Назаровым, были обмерены, разобраны и восстановлены с запада новой трапезной, что сильно изменило пропорции постройки.
"В Духосошественской церкви на Лазаревском кладбище освящен сооруженный вновь придел в честь св. ап. Луки, находящийся с южной стороны обширной трапезной, освященной в прошлом году. Придел благолепно отделан усердием госпожи А. Н. Воробьевой. А. И. Малюшин пожертвовал 3 великолепных паникадила, 20 подсвечников и другую утварь. Другими жертвователями принесены в дар серебряные сосуды, облачения и разная утварь. Главный храм великолепно отделан усердием Н. Ф. Степанова. Все стены вновь украшены живописью, в куполе возобновлена старинная живопись, сделан новый пол и ценная утварь. При освящении главного храма поднесены иконы о. Владимиру Остроухову, церковному старосте Н. Ф. Степанову и А. Н. Воробьевой"[7].
"При храме состояла богадельня для бедных духовного звания и церковно-приходская школа"[13].
В апреле 1917 г., как сообщала газета "Русское слово", грабители убили местного священника с женой в их доме.
"4 апреля 1922 г. из храма изъято 7 пудов 9 фунтов золотых и серебряных изделий"[19].
"15/28 июня 1923 г. на Лазаревском кладбище был погребен известный московский батюшка-старец, настоятель ц. Николая в Кленниках на Маросейке о. Алексей Мечев. Перед кончиной он не раз предрекал, что в день его погребения будет великое торжество. И действительно, всего за день до похорон был выпущен на свободу Патриарх Тихон. Он тотчас отправился на Лазаревское кладбище и отслужил литию над телом усопшего. Народ забросал Патриарха цветами. Храм Сошествия св. Духа был тогда захвачен обновленцами - и Патриарх не вошел в него, облачившись на паперти (совершив, таким образом, всенародное отречение от раскольников). При сносе кладбища удалось перенести останки о. Алексея Мечева на Введенское кладбище, где они и сейчас покоятся под безымянным белым крестом (надписан крест над могилой его жены)"[17].
"Второй день после освобождения (28 июня 1923 г. - П. П.) Патриарха прошел в каком-то радостном угаре. В этот день Патриарх отправился на извозчике через всю Москву на Лазаревское кладбище, к могиле о. Алексея Мечева. Слух о намерении Патриарха посетить могилу популярного священника разнесся по Москве еще накануне. Тысячные толпы запрудили кладбище. Обновленческое духовенство было встревожено: как принять Патриарха, если он зайдет в церковь. Святейший, однако, прошел мимо храма и последовал прямо к могиле протоиерея. Отстояв панихиду, которую совершал о. Анемподист, Святейший благословил народ и тут произнес свои первые слова к народу: "Вы, конечно, слышали, что меня лишили сана, но Господь привел меня здесь с вами помолиться", - и все кладбище огласилось криками: "Святейший! Отец наш родной! Архипастырь, кормилец!"
Такого взрыва народного энтузиазма не видел еще ни один Патриарх на Руси. К Патриарху бросилась толпа, его буквально засыпали цветами, целовали его руки, одежду. Весь фаэтон Патриарха был завален цветами. В течение трех часов Патриарха не отпускали с кладбища, сплошным потоком шли народные толпы к нему под благословение"[22].
Здесь же, судя по фотографии в упомянутых альбомах Губарева, сделанной в 1929 г., был похоронен художник В. М. Васнецов - его прах тоже перенесен затем на Введенское кладбище.
"Храм закрыт в 1920-е гг., в нем сначала поместилось рабочее общежитие, затем мастерские Театра оперетты, 1934 г. стал последним для кладбища"[23]. Внутри церковь разгородили на два этажа.
В 1960-е гг. произведен внешний ремонт здания. Кресты на куполе и двух башенках восстановлены. Все же внутреннее убранство погибло. В 1990 г. вокруг стоял повалившийся наполовину забор, начатая было реставрация заброшена, состояние храма отвратительное. Кладбище полностью уничтожено, могильные холмики сравнены с землей, памятников нет - остались одни деревья. Большую часть земли занял детский парк; поставлены также гаражи, сарайчики и прочее.
Здание церкви стоит на государственной охране под № 201[18].
В 1992 г. храм возвращен верующим. 10 апреля по Центральному телевидению была показана первая служба. "Настоятелем возвращенного храма стал прот. Иоанн Мазов"[24].
 
[1] Александровский, № 283.
[2] Рукопись Александровского, № 511.
[3] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1869. Ч. 2. Кн. 1, М., 1870. Ч. 3. Кн. 1.
[4] Синодальный справочник.
[5] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 337.
[6] Список Бахима, № 571.
[7] Московские церковные ведомости. 1904. № 49.
[8] Путеводитель Машкова. С. 12.
[9] История Москвы. М.: АН СССР, 1953.
[10] Шамурин Ю. Московские кладбища // Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1911. Т. 8.
[11] Русское слово. 1917. апр.
[12] Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1915. Вып. 57. Рис. 55 и 56 (внутренние виды храма).
[13] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 859, 434.
[14] Остроухов Вл. Московское Лазаревское кладбище: Ист. исследование. М., 1893. 134 с.
[15] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 172.
[16] Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. М., 1951. С. 41-53; ил.
[17] Отец Алексей Мечев. Париж, 1970. (2-е изд. 1989). С. 51-52; 268-270.
[18] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 20.
[19] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 262.
[20] Каталог архивов. Вып. 3. С. 451-452; Вып. 5. С. 193.
[21] Памятники Отечества. 1986. № 2. С. 113.
[22] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 2. С. 156.
[23] Московский церковный вестник. 1991. № 19. С. 11.
[24] Ремизова В. Храм ждет молящихся // Там же. 1992. № 8. С. 9.
Список сокращений
Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 1. М., 1911, с. 146
Именным Указом Императрицы Елизаветы Петровны от 2 июля 1748 г. велено: в Немецкой слободе и близ оной при церквах по проезжим большим улицам мертвых не погребать, а для Русских построить церковь небольшую на Ее Императорского Величества кошт, по которому Указу оная церковь (Лазарева Воскрешения), по учиненному от Московской Губернской Канцелярии плану, за Мещанскою слободою позадь церквей Иоанна Войственника и Трифона Чудотворца близ Убогих домов и учиненного круг Москвы рва в 750 году построена, а, по требованию Свят. Синода, Прав. Сенатом определено: при оной церкви священно- и церковнослужителям и просфорнице, церковному старосте и сторожам под дворы отвесть земли, сколько надлежит, от Московской Губернской Канцелярии и на тех местах для жития построить покои по рассмотрению без излишества, а деньги на оное строение держать из неположенных в штат доходов, сосуды с дароносицею серебряные, также и колокола, по рассмотрению ж Сенатской Конторы, велеть купить из тех же доходов, тем же священнослужителям на первый год, пока церковные доходы будут, ругу дать против того, почему в Москве ружных церквей священно- и церковнослужителям в даче бывает среднего оклада, а на церковные требы (воск, ладан, вино) отпускать в каждый год по 30 рублей из Статс же Конторы. Свят. же Синодом определено: в ту новостроящуюся церковь из имеющихся в Синодальной ризнице шелковых простых материй на одного священника и диакона принадлежащие к священнослужению облачения сделать по три перемены: одни вседневные, другие праздничные, третьи панихидные, да на престол и жертвенник облачения, воздухи и покровы, кадило медное и прочее, что до утвари касается, а церковного круга книги отпустить из Типографской Конторы безденежно, евангелие же и крест приискать в Синодальной ризнице из оставшихся по смерти духовных персон или присланных из Конфискации, а если не найдется, то купить из экономических доходов и отдать в ту церковь, священника же, диакона, церковников, двух дьячков, одного пономаря, просфорницу, да из отставных офицеров, обретающихся в монастырях на пропитании, в церковные старосты одного, в сторожа из отставных же солдат трех человек надежных и трезвых определить к той церкви Платону, архиепископу Московскому, почему к той церкви священно- и церковнослужители и определены, а о жалованье их неизвестно, только во внесенной 25 января 1772 года из Московской Духовной Консистории ведомости о ружных соборах и церквах значится оного: священнику 9 руб. 60 коп., ржи и овса по 9 четвертей; диакону 6 руб. 50 коп., ржи и овса по 9 четвертей; двум дьячкам по 4 руб. 50 коп., ржи и овса по 6 четвертей 6 четвериков.
 
Список сокращений
Всего текстов: 2