версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Западная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6376

Церковь Иконы Божией Матери Отрада или Утешение на Ходынском поле

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 33-35
Храм-памятник русской скорби в честь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение", на Ходынском поле в Москве в память великого князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге царских слуг, павших за Царя и Отечество от руки злодеев-революционеров крамолою 1905 года при I гренадерской графа Брюса артиллерийской бригаде в Николаевских казармах
ул. Поликарпова, 18
"В конце XIX в. вблизи Беговой ул., на современном Хорошевском шоссе, было построено несколько корпусов Николаевских казарм"[5], ныне переименованных в Октябрьские.
"Около начала XX в. за Пресненской заставой и Ваганьковским кладбищем, у самого Ходынского поля, были построены на казенный счет огромные корпуса Николаевских казарм, в которых поместились I гренадерская артиллерийская бригада и Донской казачий полк. Церковь проектом не предусматривалась - ее построил частный благотворитель, действительный статский советник И. А. Колесников. Закладка была 29 апреля 1907 г., освящение в 1909 г. Архитектор В. Д. Адамович, который до некоторой степени имел в виду подражание Солунской церкви 12 апостолов. Облицовка стен сделана из желтого и красного кирпича. Церковь поставлена не посреди двора казарм, а на открытом месте между казармами и Солдатенковской (впоследствии Боткинской) больницей. По внутренним стенам располагались мемориальные доски с именами должностных лиц, убитых по политическим мотивам в 1904-1907-х гг., не исключая неправославных. Храм закрыт в революционное время"[2].
"Он был освящен 5 апреля 1909 г."[12].
"Четыре массивных пилона поддерживают стены храма с куполом, в котором расположены 12 продолговатых окон. Пилоны закачиваются главками, что придает им вид пятиглавия. Фасад выложен облицовочным кирпичом. Лепные части и колонны сделаны из имитации камня. С западной стороны богатая звонница. Храм свободно вмещает 500 человек. Иконостас 2-ярусный с золотой отделкой. Иконы исполнены московским иконописцем В. П. Гурьяновым. Плащаница вышита шелками и золотом инокинями московского Алексеевского монастыря по особому рисунку В. М. Васнецова. Внутри громадные доски из белого мрамора с именами убиенных крамольниками жертв по 73 губерниям, областям, городам и воинским частям, в количестве 1850 человек"[4].
"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. в храме было изъято 15 фунтов серебряных изделий"[10].
"Храм действовал всего двенадцать лет (т.е. был закрыт около 1922 г. - П. П.). Затем в нем помещались общежитие, склад и, наконец, строительный цех завода "Знамя труда"[8]. Все пять глав были снесены, звонница разрушена, ограда сохранилась лишь частично, встроенная в новый бетонный забор. Но остатки красно-белой кладки, подражающей византийским традициям, выделяли здание из окружающей современной застройки. Оно было включено в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.
Тем не менее, по первому плану реконструкции Солдатенковской, ныне Боткинской больницы, граничащей с церковным участком, храм хотели снести. Однако главный врач больницы И. П. Кузин предложил вернуть его Церкви с тем, чтобы создать, точнее, воссоздать здесь вновь первую в Союзе больничную церковь. Его поддержали и сотрудники, и Патриархия. Настоятелем был назначен 38-летний сотрудник отдела внешних церковных сношений игумен Иринарх. Община была зарегистрирована и получила расчетный счет в банке. В конце февраля 1990 г. исполком Фрунзенского райсовета передал здание церкви верующим с тем, чтобы завод освободил его в течение трех месяцев. Но завод не желает выезжать - ссылаясь на то, что "строительное подразделение", разместившееся в храме, "обеспечивает весь социально-бытовой фонд", а переехать ему некуда. В защиту верующих в апреле 1990 г. выступила газета "Вечерняя Москва", писавшая: "Назовем все своими именами: цех в храме - святотатство, к которому мы, к сожалению, привыкли. Но это еще и особый храм - больничный"[8]. За церковь вступилось в августе того же года и телевидение. И тем не менее "Московский церковный вестник" затем все еще вынужден был восклицать: "В храме во имя иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" до сих пор расположился один из цехов завода "Знамя труда", для администрации которого решение райисполкома не указ"[9]. Заметим кстати, что сохранилось и здание собственно больничного храма Солдатенковской больницы по соседству - в нем расположился морг.
Церковь передали верующим лишь 5 января 1991 г., а уже 24 марта при ней открылась воскресная школа[11].
 
[1] Александровский, № 537.
[2] Рукопись Александровского, № 1013.
[3] Список Бахима, № 263.
[4] Храм в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле. М., 1909. 120 с.; ил. Включен поименный список 1850 погибших по губерниям.
[5] Сытин. С. 727.
[6] Искры. 1909. № 14. С. 106 - 5 фотографий освящения храма.
[7] Московский архитектурный мир. М., 1912. Вып. 1. С. 57.
[8] Багирян Р., Кучеренко В. Храм у больницы // Веч. Москва. 1990. 10 апр.
[9] Московский церковный вестник. 1990. № 18. С. 4.
[10] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 261.
[11] Школа при храме // Лит. Россия. 1991. 8 марта. С. 7.
[12] Московские церковные ведомости. 1909. 11 апр. С. 294.
Список сокращений
Всего текстов: 1