версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах МКАД/- Северо-западная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6354

Казанский Головинский женский монастырь

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 360-366, 368
Казанский Головинский общежительный женский монастырь
Кронштадтский бульвар, 29-31
"Головино и находящееся в 3 км севернее Ховрино с XV в. принадлежали выходцам из Судака и Кафы (ныне Феодосия), возможно итальянцам или грекам. Один из них, Григорий Стефанович, получил в Москве прозвище "ховра" (неопрятный), а его сын Владимир Ховрин, оставаясь сурожским гостем, был пожалован в бояре и в 1450 г. имел в Москве свой двор и каменный храм Воздвижения. Сын его Иван получил прозвище "Голова" (Головин), как умелый строитель. От них и произошли названия двух селений - Ховрино и Головино"[5].
"Казанский Головинский общежительный женский монастырь в 2 верстах от полустанка Николаевской жел. дор. "Ховрино", в 7 верстах от станции той же дороги "Химки", в 3 верстах от Петровско-Разумовского, в 4 верстах от села Всехсвятского и 9 верстах от Москвы. Основан в 1876 г. московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым при сельце Головине в виде женской богадельни, которая по указу Св. Синода от 9 мая 1881 г. обращена в женскую общину; община переименована в монастырь в 1886 г.
На запад от юго-западного угла трапезы Троицкого соборного храма погребен духовник Казанского Головинского монастыря иеромонах Московского Златоустовского монастыря Иоанн (ум. 17 окт. 1888 г.). Крестные ходы совершаются 8 июля (в день празднования Казанской иконы Божией Матери) и 27 июля в день открытия монастыря. Иконописная мастерская. Школа грамоты и рукоделья на 20 приходящих девочек (с 1899 г.). Больница и богадельня для престарелых сестер обители. Монастырь владеет 63 дес. земли. В нем (к 1907 г. - П. П.): игумения, монахинь 15, послушниц 160"[1].
"На месте Казанского Головинского монастыря прежде было сельцо Головино, принадлежавшее Варваре Ильиничне Головиной, женщине религиозной, любившей странников, юродивых. В 1839 г. пришел к ней в имение странник, крестьянин-рязанец Иродион Иванович Гулин. Не имея детей, еще при жизни жены, с ее согласия, был пострижен в монахи, а потом в схимонахи под именем Николая. Он поселился с дозволения владелицы в тесной убогой хижине парка и приобрел всеобщее уважение. Через некоторое время к нему с родины приехали две девицы, желавшие уединения. Он им предсказал, что скоро здесь будет женский монастырь. Девицы привезли с собой икону Казанской Божией Матери.
Эта икона, драгоценно украшенная, в настоящее время почитается главной святыней монастыря. В честь нее устроен деревянный храм и от нее же получил название и сам монастырь. Девицы поселились в сельце. В 1872 г. с разрешения епархиального начальства была устроена и освящена небольшая деревянная домовая церковь во имя Всемилостивого Спаса. Устроив храм, Николай ушел на родину, где и скончался. Московский купец Никита Игнатьевич Сидоров, купив несколько десятин земли, построил дом и поместил в нем семь девиц. В 1880 г. он купил уже всю остальную землю у помещицы и исходатайствовал учредить в сельце Головине Казанскую женскую общину. Вскоре выстроил деревянный храм Казанской Божией Матери.
В 1886 г. община была переименована в общежительный женский монастырь. О новом монастыре многие узнали, явились благотворители. В 1885 г. вологодский купец Ник. Ник. Киселев, в память умершей жены, устроил прекрасный трехпрестольный храм Живоначальной Троицы и снабдил его всем необходимым. Цветущего состояния обитель достигла при настоятельнице игумении Олимпиаде, вступившей в управление в 1893 г. При ней отделан и освящен больничный корпус с церковью св. муч. Акилины. Корпус воздвигнут на средства известной благотворительницы воскресенской купчихи Акилины Алексеевны Смирновой, в монашестве Рафаилы. Но она не дожила до окончательной отделки корпуса, и все необходимое закончил душеприказчик покойной сергиево-посадский купец Ив. Еф. Ефимов.
С помощью благотворителей выстроен большой двухэтажный каменный корпус, каменные амбары, погреба и другие службы, отремонтирована небольшая гостиница, двухэтажный корпус для помещений настоятельницы, рукодельных мастерских и иконописной, вместо ветхого деревянного забора - каменная ограда прекрасной архитектуры"[2].
Интересные сведения о головинской обители содержит письмо современника ее процветания А. Н. Руднева от 14 сент. 1916 г.: "В двойном, 9-10 № "Русского Архива" за 1915 г. есть статья М. Мариной ..., заглавие статьи - "Головино"; описывается имение Головиных, близ Петр.-Раз. в 2 в. от полустанка Ховрино Никол. ж. д., где теперь Казанский Головинский женский монастырь. На стр. 46 говорится: "Благочестивая (Варвара) И. Головина... давала у себя приют сирым и убогим и раздавала щедро милостыню. Она предоставила подвальный этаж своего дома (на Покровке, в Большом Успенском переулке), рядом с таким же домом С. И. Головина (брата ее мужа?) в распоряжение дворника Тихона для помещения странников ... В памяти моей возникает воспоминание о целом сонме виденных мною (в усадьбе Головиных) старцев, юродивых, странниц, черничек, богомолок, исходивших из конца в конец, с котомкой, обширную матушку-Русь. Все они были какие-то особенные или казались мне такими, потому что я видел их не издали, не мельком, не случайно, а близко, продолжительно, в особенных, исключительных условиях. В Головино все они заходили мимоходом: по пути в новый Иерусалим, к Троице, к Савве Звенигородскому. Главным образом, собирались они в особняке на Покровке, там всегда они находили себе приют и пропитание. В летние месяцы, за отсутствием хозяев, радушно принимал их почтенный, благочестивый, престарелый Тихон, питавший, подобно своим господам, особенное расположение ко всем этим "Божиим людям" за то угодное Богу подвижничество, которое имело большую цену в глазах богобоязненного старца. Из числа этих Божиих людей более всего запомнил я фигуру прозорливого юродивого старца Серафима, пользовавшегося особенным уважением как Головиных, так и духовных сестер общины (тогда уже возникавшей). Он был иеродиаконом московского Данилова монастыря, пользовался большой популярностью и уважением среди московского купечества. Он был суров, угрюм, говорил иносказательно, отрывисто, низко опустив голову, не глядя на того, к кому обращал свою речь"[12].
"Казанская община основана в 1881 г. купцом Н. И. Сидоровым, пожертвовавшим приобретенную им от усадьбы помещицы Головиной землю и воздвигшим там на свои средства деревянный храм во имя Казанской Божией Матери, освященный в 1882 г. Сидоров обеспечил общину денежными вкладами. Благодаря этому, а также пожертвованиям других благотворителей, в общине находятся церкви и келии, ей принадлежат пахотные и огородные земли, служащие немаловажным обеспечением для существования обители"[3].
"Вологодский купец Н. Н. Киселев построил каменный соборный пятиглавый храм во имя св. Живоначальной Троицы, с приделами Черниговской Божией Матери и равноапостольной Марии Магдалины. В монастыре четыре здания, где находятся келии для сестер, за оградой дом причта, гостиница для богомольцев и небольшие строения для сельскохозяйственных потребностей. В монастыре процветают различные рукоделия, которые посылаются и на выставки. На всемирной парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом монастырем был получен "Большой приз"[4]. Здесь же неверное сведение о том, будто бы ограда к 1912 г. оставалась деревянной; на самом деле, как указывалось выше в кн.[2], вместо нее была поставлена каменная. Фото каменной стены в 1911 г. см. в[8] и ниже в иллюстрациях.
"Здесь было сельцо Головино, принадлежавшее помещице В. И. Головиной, - это сельцо и теперь находится рядом с монастырем. Схимонах Николай познакомился с Головиной в 1869 г., когда ему было 45 лет. По просьбе Николая Головина приняла двух почтенных девиц - почитательниц Николая (старше его), крестьянок Тульской губернии Марию Михайловну Стрельцову и Тамбовской губ. Екат. Яковл. Муравлеву, принесших с собою икону Казанской Божией Матери, писанную академиком Васильевым для Николая.
Вскоре приютилась здесь еще девица-крестьянка Харьковской губ. Евдокия Репина. Затем их стало семь человек. В 1872 г. устроили первую домовую церковь во имя Всемилостивого Спаса, в верхнем этаже флигеля, где жили девицы.
Купец Н. И. Сидоров купил у Головиной 8 десятин земли и построил дом-богадельню на 20 человек. После кончины Головиной, в 1880 г. Сидоров купил здесь еще 75, 5 десятины земли с лесом и постройками у ее дочери, генеральши Софии Николаевны Слепцовой. В 1881 г. по ходатайству моск. митр. Макария Синод разрешил устроить женскую общину с тем, чтобы она никогда не производила книжных сборов и не просила пособий от казны. В 1882 г. построили деревянный храм на каменном фундаменте, и моск. митр. Иоанникий освятил его в честь иконы Казанской Божией Матери.
В 1885 г. Сидоров положил на содержание общины неприкосновенный капитал в 15 000 руб. По просьбе митр. Иоанникия в 1866 г. Синод преобразовал общину в Казанский Головинский общежительный женский монастырь, Мария Стрельцова была пострижена в монахини под именем Магдалины и назначена первой настоятельницей монастыря. В 1887 г. купец Киселев построил каменный трехпрестольный храм во имя Троицы. В 1893 г. в двухэтажном больничном корпусе (нижний этаж для больницы, верхний для престарелых) освящен больничный храм во имя св. муч. Акилины. В 1894 г. заложили каменную ограду с воротами. В 1896 г. серпуховской фабрикант И. Н. Коншин поставил двухэтажный корпус для настоятельницы. В 1901 г. Аристовы поставили здание для церковно-приходской монастырской школы"[5].
"В 1901 г. освящено новое школьное здание в Казанско-Головинском монастыре. Школа построена моск. купцом М. П. Аристовым, им же куплены все школьные принадлежности, на что израсходовано около 5000 руб."[6].
Вскоре после 1917 г. монахини обители для защиты ее от закрытия создали "артель", подобно тому, как это делалось во многих других монастырях (Соловецком и проч.). В 1923 г. по распоряжению властей она была ликвидирована: "Ликвидация артели монахинь. Президиум Краснопресненского райсовета по вопросу о ликвидации земледельческой артели монахинь Головинского монастыря создал специальную комиссию в составе председателей МОЗО, ОТСОБЕСА и др." ([7] - стоит обратить внимание на невольно вызывающее соответствующие ассоциации название последнего учреждения).
"6 апреля 1922 г. из монастыря изъято 9 пудов 1 фунт 24 золотника серебра"[17].
Однако окончательно монастырь был закрыт, по-видимому, в 1929 г. Так записала со слов одной из последних инокинь его в конце 1960-х гг. Н. И. Якушева. Эта инокиня вместе со старшими сестрами была выслана; послушниц, по ее рассказу, попросту распустили. Она вернулась сюда по окончании ссылки и дожила до сноса монастырских зданий в начале 1970-х гг. Последней настоятельницей монастыря была, как сообщила инокиня, мать Евгения.
Автор современных примечаний к письмам А. Н. Руднева Б. Селиверстов также подтверждает дату закрытия-1929 г.: "Разрушалась обитель постепенно. На месте ее строений воздвигали бараки. Единственное, что сохранилось от прежнего монастыря - колокольня, вернее, ее скелет. Там был склад. Рассказывают, что в 1929 г. на Пасху был слышен праздничный звон. А к следующей Пасхе колокола уже умолкли, монастыря больше не было" ([12] - примечание 55. Тут же, в примечании 48 говорится о юродивой по имени Варварушка, приходившей в Казанский Головинский монастырь и говорившей в 1910 г., поясняя, почему она сама носит разные ботинки и кишит вшами: "Все так будут ходить". В монастыре она появлялась и исчезала периодически. В конце 1918 - нач. 1919 г. по ботинкам как будто опознали ее труп).
Здания, вероятно, отбирались у монастыря постепенно. Так, "Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы", изданный в 1926 г. под редакцией Ю. С. Розенберга, сообщал: "В настоящее время здания монастыря переданы под жилье рабочим близ находящейся ткацкой фабрики имени Петра Алексеева"[13].
До 1917 г. фабрика принадлежала Йокишу. Фамильное захоронение его находилось на монастырском кладбище, небольшом по объему, которое было впоследствии полностью срыто. После 1945 г. через поле на пригорке было основано новое кладбище под названием Головинское. По записям Н. И. Якушевой, рукодельные мастерские и молочную ферму монастыря старожилы с похвалой вспоминали сорок лет спустя после закрытия обители. "После революции в монастыре находилось общежитие для студентов, военнослужащих"[16].
Главный образ монастыря - Казанская икона Божией Матери работы акад. Васильева - перенесена в ныне действующую церковь Знамения в селе Аксиньино, где стоит у северного клироса главного храма (об этой церкви см. подробнее в части "Окраины").
В 1970 г. М. Л. Богоявленский записал со слов 90-летней старушки, назвавшей себя бывшей монахиней монастыря: "Однажды жена купца Н. Н. Киселева ехала по железной дороге. На станции Ховрино приключилось крушение, все в ее вагоне погибли, только ее саму с ребенком выбросило в окно и они остались невредимы. За чудесное избавление она решила внести вклад на строительство в черниговский монастырь, но ей посоветовали этот вклад внести в Головинский. Она так и поступила - внесла 40 000 руб. на строительство собора. Н. И. Сидоров и Н. Н. Киселев были приказчиками у купца Первушина, а позже отделились и основали собственное дело.
Возле деревянной церкви в склепе была похоронена первая игумения монастыря. Лет через 20 там появилась вода. Решили перенести останки в другой склеп, но как это сделать - не знали: отпевать ли ее вновь или не надо. Обратились к архиерею. Он посоветовал сделать все просто - переложить покойницу в другой гроб и отслужить панихиду. Через 21 год после погребения игуменьи ее переложили в другой гроб и перенесли в новый склеп. Покойница хорошо сохранилась, только немного попортилась там, где было соприкосновение с сыростью".
Старушка-монахиня прожила, по ее словам, в монастыре 38 лет; говорила, что читала книгу с его историей. Она попросила М. Л. Богоявленского, когда он будет на месте монастыря (сама она жила в отдалении), поклониться останкам матушки-игумении, которая, как она сообщила, весьма почиталась в народе. При этом она уверяла, что склеп сохранился до сих пор. Разговор происходил в мае 1970 г., а в июле, когда Михаил Леонидович пришел на монастырское место, от кладбища никаких следов уже не оставалось. Летом 1970 г. был предпринят и генеральный слом всех строений обители для "очистки" пространства под новостройки.
На фотографиях 1969 - нач. 1970 г. сохранились виды перестроенного в 4-этажный жилой дом собора Троицы, обезглавленного деревянного Казанского храма, каменного здания больницы с церковью св. муч. Акилины рядом с колокольней, двухэтажного корпуса келий. Фотография 1970 г. показывает затем кучу обломков на месте Троицкого собора.
К 1990 г. все строения монастыря, за исключением каменной колокольни, разрушены. Вместо них поставлены пяти- и семиэтажные жилые дома (например, на месте церкви Всемилостивого Спаса - дом о семи этажах). Здания монастыря были в свое время воздвигнуты с учетом особенностей здешней низменной болотистой местности; современные строители не обратили на это внимания, и поэтому в новых домах постоянно сыро, подвалы залиты круглый год водой, штукатурка со стен обваливается. В стоящем на части бывшей монастырской территории здании психиатрического диспансера Ленинградского района зимой и летом беспрестанно плодятся комары (!).
После разрушения всех четырех монастырских храмов колокольня одна до сих пор высоко возносит крест над округой, виднеясь издалека, словно поминальная свеча по погибшему монастырю.
К 1917 г. в обители было 4 храма с 6 престолами.
К 1990 г. осталась лишь колокольня, все церкви разрушены.
Здание колокольни поставлено на гос. охрану, имеет охранный номер 476. При этом она датируется Гос. инспекцией по охране памятников архитектуры и градостроительства г. Москвы 1886 г.[14], что вряд ли соответствует действительности - колокольни нет даже на фотографии 1911 г.; кроме того, она не упоминается и в описаниях монастыря, - это, однако, по всей видимости, способствовало ее постановке на учет, так как здания XX в. берутся под охрану лишь в исключительных случаях.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908 г. С. 511-513; библиогр. (фото Троицкого собора).
[2] Московские церковные ведомости. 1897. № 3.
[3] Московские церковные ведомости. 1885.
[4] Останкович Н. Н. Путеводитель по Московской окружной железной дороге. М., 1912 г. С. 84-85.
[5] Казанский Головинский общежительный женский монастырь. К 25-летию. М., 1912.
[6] Московские церковные ведомости. 1901.
[7] Известия. 1923. 17 апр.
[8] Искры. 1911. № 30. С. 239 (два фото к 25-летию обители).
[9] Рукопись Александровского. Том "Окрестности".
[10] Израилев Аристарх, прот. Описание Казанского Головинского общежительного женского монастыря. М., 1889. 63 с.
[11] Казанский Головинский женский монастырь Московского уезда, близ Петровской академии. М., 1894. 15 с.
[12] В поисках Святой Руси. Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 329-330, 254, 255.
[13] Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы / Под ред. Ю. С. Розенберга. М., 1926. С. 76.
[14] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 52.
[15] Мария М. Головино // Рус. архив. 1915. № 9-10.
[16] Зайцев М. Памятники Химки-Ховрина // Гор. хозяйство Москвы. 1989. № 7. С. 31-32.
[17] Правда. 1927. № 78.
[18] Каталог архивов. Вып. 5. С. 220.
Список сокращений
Всего текстов: 1