Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 183-187
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на реке Москве
просп. Андропова, 31
"При нашествии в 1237 г. на город Коломну хана Батыя, несколько семейств, спасая свою жизнь и свободу, приплыли вверх по реке на лодках к месту в семи верстах от Москвы. Безопасность и известие об опустошении родных мест заставили пришельцев здесь остаться и поселиться на берегу. Они развели тут сады и огороды. Село Коломенское, получившее таким образом свое начало и наименование, издавна принадлежало великим князьям Московским" ([4]; основание села беглецами из Коломны ныне почитается преданием. - П. П.).
"Село было царской подмосковной с XV в."[5].
"Впервые с. Коломенское упоминается в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты в 1339 г. Во второй половине XIV - начале XV в. оно принадлежало внуку Ивана Калиты серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, и после смерти его жены перешло к московскому великому князю Василию I. Постепенно Коломенское становится крупной вотчиной, сначала великокняжеской, а затем царской (с венчания на царство Ивана IV в 1547 г.). В XVI в. в Коломенском уже был дворец Василия III (точная дата постройки дворца неизвестна, но он был сооружен до 1532 г., так как в одной из миниатюр Никоновской летописи, рисующей пир вел. кн. Василия по случаю окончания строительства ц. Вознесения, дворец уже изображен, хотя и условно). После сожжения дворца крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г. при нашествии на Москву, был выстроен новый дворец, простоявший до 1667 г. без существенных изменений. В 1668 г. началось строительство грандиозного деревянного дворца царя Алексея Михайловича, причудливого и сложного по композиции, состоявшего из отдельных хором со своими кровлями и связанного воедино внутренними переходами. Дворец Ивана Грозного стал частью этого похожего на сказочный терем дворца, сверкавшего позолотой и яркими красками, изукрашенного резьбой. Дворец просуществовал до 1768 г., когда за ветхостью его пришлось разобрать. Перед разборкою были сняты чертежи фасадов, которые позволили сделать деревянную модель дворца (1867 г., резчик Д. А. Смирнов), ныне находящуюся в музее "Коломенское". Сооруженные после него два других дворца (в 1768 г. при Екатерине II и в 1825 г. при Николае I) особой художественной ценности не представляли"[1]. Последний из них, выстроенный архитектором И. Еготовым, ныне не существует. В кн.[6] говорится, что его разобрали в XIX в., однако еще в 1903 г. он был упомянут[7] как существующий. Возможно, окончательный снос был уже после 1917 г. От дворца Алексея Михайловича сохранилась каменная Казанская церковь 1649-1653 гг., входившая в его комплекс. Ныне в ней отмечаются в качестве храмовых престольные праздники закрытых по соседству церквей - Вознесения, влкм. Георгия и Иоанна Предтечи. С севера от ц. Вознесения сохранился также выстроенный И. Еготовым при последнем дворце флигель начала XIX в.
"Настоящую славу Коломенскому принесло возведение храма Вознесения, летописец отметил это выдающееся событие, воздав хвалу храму, какой не удостаивалось ни одно другое сооружение: "...бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси" (Львовская летопись под 7040, т.е. 1532 годом). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г. Обнаруженная в 1977 г. при реставрации дата "1533" (на капители пилястры), обозначенная арабскими цифрами по новому летосчислению, в то время еще не принятому на Руси, также свидетельствует об участии иноземных мастеров в отделке церкви и о том, что отделочные работы продолжались и после освящения храма. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5x8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись (типа росписи шатра собора Василия Блаженного и ц. Иоанна Предтечи в Дьякове). Иконостас церкви - XVII в."[1].
"В толстых стенах храма устроена винтовая лестница, которая у основания шатра соединяется с цепью-лестницей и приводит к наблюдательной вышке, устроенной вместо купола на вершине шатра. Таким образом церковь одновременно служила сторожем-обороной"[2].
"При Николае I древний иконостас был разобран и на его место поставлен иконостас из кремлевского Вознесенского монастыря. Новый многоярусный иконостас был снят впоследствии во время реставрации и восстановлен древний с теми древними иконами, которые оставались на паперти (другая их часть была при Николае I передана разным церквам)"[3].
"Храм имеет форму осмигранной башни, обведенной со всех сторон тройными теремками на полуколоннах и обширной крытой папертью с тремя всходами, под ней - подвал со сводами. Купол увенчан четырехконечным крестом на полумесяце. За алтарем - каменное царское место, устроенное, как полагают, царем Алексеем Михайловичем. После богослужения царь выслушивал здесь просьбы подданных и раздавал милостыню бедным. Над царским местом устроена сень наподобие теремка. На лицевой стороне его высечен из камня двуглавый орел, увенчанный тремя коронами с державой в одной лапе и скипетром в другой. Сзади это место образует впадину в виде раковины. Здесь восседал и царь Федор Алексеевич, раздавая после литургии именинные пироги боярам и окольничим"[4].
"Малолетние цари Иоанн и Петр Алексеевичи при возмущении стрельцов 1 сентября 1682 г. были отвезены царицею Натальей Кирилловной в с. Коломенское, оттуда в Саввин монастырь и в с. Воздвиженское, из которого возвратились в Москву по усмирении бунта 6 ноября. Версия о том, что Петр I родился в Коломенском, маловероятна. Известие это оставил российский историк Миллер. В коломенском саду Зотов преподавал Петру I начальные уроки, а в 1787 г. учился и Александр I"[4].
"В 1648 г. сюда устремились толпы московских людей требовать от царя Алексея Михайловича удаления ненавистных бояр. В XVII в. в Коломенском стояли войска Ивана Болотникова"[8].
"С 1928 г. дворцовая часть Коломенского, включая ц. Вознесения, была отдана под музей. За плату можно было побывать внутри закрытого для служб храма и пройти по гульбищу. В селе Коломенском с 1917 г. устроена была артель "Красный огородник", впоследствии - колхоз "Огородный гигант", упраздненный в 1960 г."[11]. Существовала версия, что на постройку некоторых домов села пошли бревна от разборки знаменитого дворца. Попытавшиеся проверить ее в 1970-е гг. реставраторы были поражены большим числом выдающихся с архитектурной точки зрения домов в Коломенском; они предложили устроить здесь заповедник и вместо того, чтобы перевозить за тридевять земель лучшие избы, сохранить их на родном месте[18]. Однако, ничего из этого не вышло - к 1985 г. почти все село было выселено, большинство домов снесено и сожжено, включая те, где, как предполагалось, сохранялись фрагменты царского дворца. К 1990 г. уже ничего не осталось.
С середины 1970-х гг. начата реставрация храма, причем вместо прежней окраски шатра в красный цвет с побелкой деталей архитектурной обработки, существовавшей с 1920-х гг., вновь все здание было побелено сплошь.
Вместе со всем комплексом Коломенского храм Вознесения стоит на государственной охране под № 394[19].
"В комплекс построек нынешнего музея "Коломенское" входят также: Передние ворота с Часовой башней, имеющей шатровое завершение; они построены в 1672-1673 гг.; по бокам Передних ворот одновременно с ними, в 1672 г., были построены с северной стороны 4 Приказных палаты (сохранились из них две), где разбирались различные тяжбы и было сосредоточено управление Коломенской волостью, и с южной - Полковничьи палаты, где размещалась охрана. Музеем в настоящее время реконструирована обстановка Приказных палат подлинными предметами того времени по дошедшим до наших дней описям;
от усадебных строений сохранилась также Водовзводная башня над плотиной, снабжавшая усадьбу водой. Башня имеет покрытие "бочкой", весьма распространенное в XVII в.;
на территории музея "Коломенское" в настоящее время экспонируются памятники русского деревянного зодчества, привезенные сюда из разных областей России: домик Петра I из Новодвинской крепости 1702 г.; башня Братского острога в Сибири 1652 г.; башня Николо-Корельского монастыря из устья Северной Двины 1692 г.; медоварня из села Преображенское в Москве XVII в."[1].
В помещении Полковничьих палат с юга от Передних ворот время от времени проходят выставки: в конце 1970-х гг., например, была примечательная экспозиция множества царских врат, собранных из закрытых или разрушенных храмов.
В 1920-е гг. стараниями ревнителей старины, в частности архитектора П. Д. Барановского, в Коломенское свозилось множество утвари большой и малой из разрушаемых памятников. Так, фонды музея содержат немало икон из Соловецкого монастыря. Как рассказывают, некоторое число громоздких памятников - чугунные решетки и прочее - было даже зарыто, и в настоящее время постепенно вынимается из земли.
С 1980-х гг. в Коломенском на открытом воздухе на "красную горку" проходили приуроченные к ней втихомолку фестивали народных самодеятельных хоров.
Район вокруг села, до 1960-х гг. почти нетронутый, за прошедшее двадцатилетие стремительно покрылся налетом современного массового "коробочного" строительства. Уже в 1966 г. это вызывало тревогу общественности: "И сегодня есть много примеров, где общественное мнение игнорируется. Серьезного, срочного обсуждения требует судьба Коломенского - этого музея под открытым небом. На него надвигается фронт многоэтажных домов - надвигается, несмотря на протесты общественности. Воистину неистребим характер у кота, который "слушает, да ест"[9]. С тех пор уже и земля в излучине Москвы-реки под Коломенским вместе с окружающим пространством была полностью застроена. С трона на гульбище ц. Вознесения открывается вид на огромное пространство, будто мушиными яйцами усеянное домами-ящиками. Один лишь Николо-Перервинский монастырь виднеется вдалеке, своим золотым куполом радуя глаз. В 1969 г. пожилой старожил уверял М. Л. Богоявленского, что прежде из Коломенского был в монастырь подземный ход длиной около 5 километров. Тот поначалу счел это за легенду, но уже вскоре нашел заметку в газете[10] "Подземные ходы в Коломенском", где говорилось, что начато изучение существующих здесь под землею ходов, после вскрытия которых даже, возможно, удастся найти следы знаменитой библиотеки Ивана Грозного - по одному из преданий, спрятанной в 1812 г. в Коломенском.
К 1990 г. была восстановлена в передней части усадьбы ограда и сделано новое покрытие входных ворот с двумя "бочками".