Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 293-295
Упраздненная старая кафедральная церковь Митрополитов Сарских и Подонских на Крутицком подворье во имя Воскресения Словущего
1 Крутицкий пер., 4-а, западная часть комплекса
"Домовая церковь епископов Сарских и Подонских первоначально построена около 1300 г. св. Даниилом князем Московским под именем Успенской (после постройки в XVII в. новой Успенской она была переименована в Воскресенскую) и стала вместо кафедральной крестовою при архиерейском доме. Упоминается в завещании Иоанна II с 1356 г. Каменная в 1516 г. заложена вместо деревянной еп. Досифеем.
В 1788 г. епархия была упразднена, Успенский собор обращен в приходский храм, а Воскресенская церковь упразднена. После устроения здесь Крутицких казарм, в 1816 г. церковь начали было разбирать, но вступились ревнители старины и она потеряла только главу, кресты и часть сводов. Внутри на протяжении ста лет был казарменный склад. В начале XX в. епархиальные власти и ученые-археологи стремились восстановить древний храм, но в своем начинании не успели. Судя по изображениям XVIII в. церковь была одноглавая с крещатыми сводами"[2].
"Из Успенской церкви переходы через теремок вели в каменный архиерейский дом. Внутри архиерейского дома помещалась крестовая (домовая) церковь Воскресения Христова с приделом св. Николая, вверху же было 9 жилых архиерейских комнат. Рядом стояли еще архиерейские покои, называвшиеся летними; покои двухэтажные, низ каменный, верх деревянный на два отделения, одно соснового дерева, другое липового. Кроме того, находились еще: а) здания для служивших при кафедре, как-то: крестовых монашествующих, певчих, крутицкой консистории и проч.; б) нежилые строения; в) обширный сад с особыми постройками. Все здания и сад обнесены каменной стеной. Нагорная сторона к Ново-Спасскому монастырю в то время была покрыта березовой рощей и другими деревьями. Указом 1788 г. велено было архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь; архиерейский дом и все при нем здания, как прежде поступали со зданиями упраздненных монастырей, передать в военное ведомство, московскому главнокомандующему. По его распоряжению здания бывшей Крутицкой кафедры обращены в казармы. Ему же велено принять лошадей и разный скот, бывший при архиерейском доме"[4].
"Подвалы церкви служили усыпальницей многих епископов. Храм упразднен при Екатерине II и обращен в цейхгауз. В настоящее время (1903 г. - П. П.) служит арсеналом для хранения оружия при управлении Московского воинского начальника"[5].
В 1907 г. был составлен проект реставрации храма в формах XVII в. В то время в подвале еще находились 6 старинных белокаменных надгробий с резным рельефом "архиереев Ефимия (ум. в 1499 г.), Симеона (ум. в 1583 г.), Досифея (ум. в 1544 г.), митр. Геласия (1583-1602 гг.), который вел в Костроме следствие об убиении царевича Димитрия, епископа Иллариона (ум. 1751 г.) и некоего Феодора"[6].
"Нынешнее здание Воскресенского храма состоит из следующих частей: подвал XV в., середина; подклет XVI в., начало, с абсидами; верхний ярус середины XVII столетия.
Первые сведения о церкви здесь, называвшейся во имя Успения Богоматери, относятся к правлению Ивана II в середине XIV в. Затем храм был перестроен с 1516 г. Северный придел во имя св. Николая.
В 1672-1675 гг. церковь была переделана в Крестовую палату Крутицкого архиерея, а Никольский придел сделался домовою церковию Крутицких митрополитов.
Крестовая Воскресенская церковь с Никольским приделом впервые упоминается в 1765 г. В 1785 г. в ней не служили.
В 1839 г. архитекторами Е. Д. Тюриным, в 1840 г. К. А. Тоном были выполнены проекты восстановления храма, однако они не нашли воплощения.
Храм перестроен между 1840 и 1898 гг.
В 1904 г. выполнен проект реставрации архитектора Н. Д. Струкова, также не осуществленный.
В 1936-1938 гг. храм и подворье перестроены в 3-этажный дом архитектором Баталовым.
С 1971 г. реставрируются подвал и подклет; ныне реставрация перешла на Никольскую церковь и Крестовую палату"[8].
При устройстве в зданиях подворья общежитий в 1920-х гг. надгробия были частично разбиты. Еще в 1970-е гг. их видели в подвалах, где тогда свободно резвились дети. Ныне подвалы забраны решеткой, но, по словам реставраторов, от надгробий уже мало что осталось.
К 1990 г. частично вычинен нижний ярус храма. Сделаны новые абсиды на месте древних. Однако работы по реставрации тянутся весьма медленно, и даже не принято еще решение, в каком именно виде следует возрождать архиерейский дворец с церковью.
Здание, вместе со всем подворьем, числится на государственной охране под № 93[7].
"В апреле 1992 г. возобновлены службы. Храмы подворья состоят при штабе Всецерковного православного молодежного движения"[9].