версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Южная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6043

Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (старый)

Старый собор в Донском монастыре
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 251-253, 260-261
Донской иконы Божией Матери старый соборный храм посреди южной части монастырской территории
"Построен в 1591-1593 гг. Первое каменное здание монастыря. Неоднократно перестраивался. В первоначальном виде был почти квадратным в плане. Глава была шлемовидная. С севера, юга и запада располагались входы (восстановлены в 1948 г. и находятся внутри здания). Внутри нет столбов. Под влиянием архитектуры собора были выстроены храмы Покрова в Рубцове и Казанский собор на Красной площади. В 1678 г. по распоряжению царя Феодора Алексеевича были пристроены трапезная и два придела"[9].
"Главный престол был в честь Похвалы Богородицы, но постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери"[14].
"Южный придел преп. Сергия, северный влкм. Феодора Стратилата"[1].
"В 1679 г. построена колокольня. В приделах самостоятельные входы. Трапезная двустолпная о 12 окнах. Во внутреннем убранстве ничего не сохранилось от XVI-XVII вв., хотя известно, что Феодор Иоаннович "пречудно украсил ее всякими изрядными лепотами", а в конце XVII в. собор и приделы расписывались мастерами Оружейной палаты живописцами Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. Открытые в 1948 г. росписи стен выполнены в 1780-х гг. Иконостас конца XVII в. с новыми добавлениями XX в. (вся середина). Иконы нового письма, копии с образцов древнерусской живописи. Люстра медная 1675 г. Барабан и глава нынешние сооружены в 1748 г. Многие части храма восстановлены в 1948-1950 гг., причем современный уровень пола поднят над древним примерно на 50 см. Окна алтарей и главного куба растесаны так сильно, что не поддаются реконструкции. Под полом собора ряд захоронений. Среди них чугунные плиты над прахом фельдмаршала Н. Я. Репнина (1734-1801) и В. А. Бахметевой (урожд. Лопухиной), описанной Лермонтовым в "Герое нашего времени" (княжна Мери), "Княгине Литовской" и "Двух братьях"[9].
"Глава и деревянный крест первоначально были опаяны белым железом, алтарь покрыт одним тесом и вся церковь зеленой черепицей по тесу, окна узкие со слюдой. В 1723 г. пол выстлан каменной лещадью"[11].
"Есть предположение, что строителем старого собора был Ф. С. Конь. По свидетельству дьяка И. Тимофеева, автора "Временника", на стенах собора было "подобие" образа Бориса Годунова, но никаких следов этой росписи не обнаружено. Сам храм является типичным памятником времени Годунова"[2].
Несмотря на поднятие пола на 50 см при ремонтных работах 1948-1950 гг., он приходится все еще около полуметра ниже современного уровня земли.
После закрытия храма в конце 1920-х гг. в нем находился музей[41]. Вновь открыт в 1946 г. В начале 1960-х число служб было значительно сокращено, но все же храм оставлен действующим с приписанием его к Ризположенскому на Донской приходу. Постепенно число служб, ранее бывших только на праздники, вновь стало увеличиваться. После войны в храме установлена мироварная печь, в которой раз в три-четыре года с понедельника по среду на Страстной неделе варят св. миро для всех русских приходов. Мироварение происходит непрерывно днем и ночью, причем московское духовенство во время его совершения прочитывает у печи все четыре Евангелия. О таинстве мироварения в Донском монастыре см.[29].
В северном приделе в последние годы не служат, там лишь облачаются перед богослужением священники. Надгробие архиеп. Амвросия находится с севера главной части храма.
"Наиболее чтимая святыня храма - икона Божией Матери "Донская"[37].
Духовное окормление в церкви первое время осуществляла братия Данилова монастыря, возобновившая ежедневное богослужение. Настоятелем в 1990 г. состоял о. Даниил (Сарычев), начинавший иноческое служение еще в старом Даниловом монастыре.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 389-393; библиогр.
[2] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 476-477.
[3] Синодальный справочник.
[4] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве... М., 1863.
[5] Церковный календарь на 1864 г.
[6] Настольный энциклопедический словарь Гранат. 1903.
[7] Церковный вестник. 1893. № 34.
[8] Известия. 1923. 6, 20, 24, 28, 29 апр., 27 июня, 4 июля.
[9] Научно-исследовательский музей архитектуры. М., 1962.
[10] Александровский, № 31 - старый собор, № 184 - новый собор, № 213 - церковь арх. Михаила, № 212 - церковь Тихвинская, № 298 - церковь Александра Свирского, № 501 - церковь Иоанна Лествичника, № 469 - церковь Иоанна Златоуста, № 560 - церковь Серафима Саровского, список часовен, № 35.
[11] Путеводитель Машкова. С. 155-156.
[12] Московские церковные ведомости. 1913.
[13] Список Бахима, № 252 (церковь Захарии и Елисаветы в колокольне), № 558 (церковь Серафима Саровского), часовня № 36.
[14] Рукопись Александровского, № (соответственно) 213, 436 (522 - церковь Захарии и Елисаветы в колокольне), 454, 453, 706, 962, 933 - двух последних нет, 481 - Казначейский корпус, 489 - кельи, LXXX - ограда.
[15] Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь. М., 1970.
[16] Московские церковные ведомости. 1904. № 18.
[17] Строительство Москвы. 1927. № 10. С. 23-вид крематория.
[18] Забелин И. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893. 2-е изд. 193 с.: ил.
[19] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973.
[20] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975.
[21] Красовский Мих. Очерк истории московского периода древнерусского церк. зодчества. М., 1911.
[22] Овсянников Ю. М. Московские монастыри. Дрезден, 1975 (на нем. яз.).
[23] Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 248, 337 (интересно, что фото монастыря черно-белое, а крематория - цветное).
[24] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 74-75.
[25] Полное собрание русских летописей. Спб., 1910. Т. 4. Ч. 1. С. 15 - сообщение 1592 г. о повелении царя строить монастырь с каменной церковью во имя Донской Богородицы на месте стояния русских войск во время боя с крымцами.
[26] Копьев Н. А. Слово в день празднования Донской иконы Божией Матери по случаю исполнившегося 300-летия существования Донского монастыря. М., 1893. 8 с.
[27] Шебуев Н. Москва безбожная. М., 1930. С. 71, 156-159.
[28] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 256; Т. 2. С. 413, 421.
[29] Нефедов Г., прот., и Соколов Ф., диакон. Чин мироварения и освящение мира // Журнал Моск. Патриархии. 1984. № 6. С. 8-10: ил.
[30] Годик А. 3а монастырской стеной // Веч. Москва. 1989. 14 декабря.
[31] Малинин Ник. "Спит в Донском монастыре русское дворянство ..." // Моск. комсомолец. 1990. 1 февр.
[32] Налетов А. Тайна двух саркофагов // Гор. хозяйство Москвы. 1989. № 2. С. 38-39.
[33] Лукьянов Н. Версия // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 2. С. 23.
[34] Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 1. С. 11.
[35] Новые мученики Российские / Сост. прот. М. Польский. Джорданвилль. 1949. Т. 1. С. 104-106; 119-124.
[36] Артамонов М. Д. Кладбище Донского монастыря // Памятники Отечества. 1986. № 1. С. 95-104: схема.
[37] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 22.
[38] Регельсон А. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж. С. 290, 362, 364, 375-385.
[39] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 91; Т. 2. С. 142, 148-152, 158, 162-164, 170, 227, 285, 291-293; Т. 3. С. 18-25, 124-125.
[40] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
[41] Шитц И. И. Дневник "Великого перелома". Париж, 1991. С. 61.
Список сокращений
Всего текстов: 1