Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 376-378
Церковь Богоявления в Дорогомилове
Б. Дорогомиловская ул., 21, угол 2 Брянского пер., 2
"Местность эта называлась Дорогомиловым, надо полагать, по владельцу в XIII - начале XIV в. боярину Ивану Дорогомилову, приближенному сына Александра Невского Даниила, получившему от него указанную местность в вотчину"[6].
"В конце XVI в. сюда были переселены выведенные из села Вязём "государевы ямщики". С XVII в. за Москвой-рекой уже значилась Дорогомиловская ямская слобода, несколько десятков изб вдоль Смоленской дороги ближе к броду через реку, на месте которого стоит теперь Бородинский мост. В конце тогдашней ямской слободы стояла деревянная приходская церковь Богоявления с несколькими дворами причта"[5].
"Церковь документально известна с 1625 г."[3]. "Вновь построена после пожара деревянной в 1626 г."[4].
"Существовала до Романовых, ибо получала ругу. С 1628 г. при деревянном храме известен придел св. Николая. В 1712 г. разрешено строить каменную, указ 9 окт. 1714 г. задержал стройку, но Никольский придел был освящен в 1717 г., а в списке 1727 г. и храм, и придел числятся каменными. В 1830 г. в теплой церкви добавлен придел "Утоли моя печали". В 1862-1869 гг. архитектор Миронов пристроил по бокам главной церкви приделы преп. Сергия и Тихона Воронежского. В 1874 г. архитектор Никитин переделал старую колокольню, сохранив низ 1717 года. В 1898 г. архитектор В. Е. Сретенский стал строить при здании 1727-1874 гг. новую очень большую церковь. Закладка была 25 сентября 1893 г.; главный престол освящен 29 сентября 1908 г., придел Утоли моя печали - 21 февраля 1910 г. Все пять прежних престолов поставлены в ряд. Старая церковь без абсид стала трапезною при новой. Церковь по своей величине была второй после храма Христа Спасителя; внутри ее расписали. После революции из-за закрытия Успенского собора и передачи храма Христа обновленцам Богоявленская церковь получила значение кафедрального собора. В 1925 г. в помещениях прежних западных приделов освящены престолы Георгия Победоносца и Казанской Богоматери"[2].
"Весна 1922-го г. В церкви Богоявления в Дорогомилове собравшаяся у церкви толпа пыталась ворваться в нее, когда там работала комиссия по изъятию ценностей. На требование сопровождающих комиссию красноармейцев разойтись, толпа ответила криками: "Бей жидов и коммунистов", начали бросать камни и избивать красноармейцев. Несколько человек из толпы, пробравшиеся на колокольню, ударили в набат, привлекший еще больше народа. Охрана вынуждена была прибегнуть к оружию. Был сделан залп в воздух. Разъяренная толпа вторично бросилась на красноармейцев: в результате восемь красноармейцев оказались тяжело ранеными"[9]. Только прибывшей кавалерией толпа была рассеяна[10].
"В 1929 г. рабочие-сезонники возбудили ходатайство о передаче храма под клуб"[11].
"9 апреля 1931 г. в Великий Четверток в кафедральном соборе Богоявления в Дорогомилове заместитель Патриаршего местоблюстителя митр. Сергий совершил литургию с чином омовения ног в сослужении еп. Волоколамского Стефана и еп. Дмитровского Питирима с 14 пресвитерами" ([7]; ныне чин омовения ног в Москве уже не совершается. - П. П.).
"3/16 июля 1931 г. в день своего тезоименитства архиепископ Филипп (Гумилевский) рукоположил в дорогомиловском Богоявленском соборе г. Москвы монаха Пимена (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси) во иеродиакона. В том же соборе, к которому был приписан иеродиакон Пимен, 12/25 января 1932 г. архиеп. Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха. Иеромонах Пимен был регентом дорогомиловского Богоявленского собора, где принял хор, организованный ранее известным регентом Павлом Константиновичем Нестеровым"[8].
Храм сломан в 1934-1935 гг.[2] или в августе 1939 г.[12]. Ныне на его месте стоит жилой шестиэтажный дом № 21. Магазин "Булочная" (на углу со 2 Брянским пер.) в этом здании находится как раз там, где прежде помещались алтари.
Последние старые дома по Дорогомиловской ул. были разрушены в 1978 г.
[1] Александровский, № 532.
[2] Рукопись Александровского, № 285.
[3] Материалы. С. 711.
[4] Синодальный справочник.
[5] Сытин. С. 573.
[6] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 117.
[7] Журнал Московской Патриархии. 1931. № 5. С. 5.
[8] Там же. 1980. № 7. С. 8-9.
[9] Наука и религия. 1978. № 8. С. 5.
[10] Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. Джорданвилль, 1987. Ч. II. С. 239.
[11] Деревенский безбожник. 1929. № 12. С. 14.
[12] Журнал Московской Патриархии. 1994. № 3. С. 132.