версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Южная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=6010

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 111-117
Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
Симонова слобода, ныне ул. Ленинская слобода, 26, территория завода "Динамо"
"Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1370 г."[2].
"В 1370 г. на месте ц. Рождества был основан Симонов монастырь, позже перенесенный на новое место, примерно в полуверсте на север, где стоит и поныне"[3].
"Церковь и монастырь основаны по благословению преп. Сергия его учеником архим. Феодором"[6].
"Нынешняя главная каменная церковь выстроена на месте древней деревянной в 1510"[2].
"Это первый, самый древний бесстолпный одноглавый храм; однако его "бесстолпность" вызывает сомнения: верх по архитектуре не отвечает низу, глава не световая и мала. Очевидно, здесь мы встречаемся с капитальной переделкой древнего храма, вероятно, имевшего ранее внутренние столбы"[3].
"Нынешняя трапезная и колокольня, перестроены в 1849-1855 гг."[2]. По сведениям Государственной инспекции по охране памятников, в которой храм числится на государственной охране под № 95, он выстроен в 1509 г. с перестройками XVII в.; трапезная 1785 г. с перестройками XIX в.[12].
"Приделы: Кирилла Белозерского; преп. Сергия, с севера в трапезной; Николая Чудотворца, с юга в трапезной"[5].
"8 октября 1912 г. в древнем храме Рождества Богородицы, что в Старом Симонове, совершено освящение теплого храма с приделами в честь св. Николая и преп. Сергия усердием ктитора П. И. Талатуева. В приделах устроены вновь двухъярусные иконостасы в древнем стиле, художественно исполненные П. А. Сизовым. Иконы в верхнем ярусе написаны В. П. Гурьяновым, а местные иконы помещены из прежних иконостасов. Все ризы на иконах вновь вызолочены, возобновлена и утварь"[4].
"В 1703 г. на северо-восток от храма была отдельно построена деревянная теплая трапезная с ц. Николая Чудотворца. В 1734 г. ее перестроили. Колокольня известна с XVIII в., была деревянной и стояла на запад от каменной церкви. В 1757 г. ее перестроили. В 1785-1787 гг. построена новая каменная трапезная и колокольня. В юго-восточном углу трапезной отгородили придел св. Николая. На месте прежней трапезной поставлена тумба с крестом и вторая, на юго-восток от храма, на предполагаемом месте келии преп. Кирилла. Престол преп. Кирилла известен с 1792 г. в правой абсиде храма. В 1849-1855 гг. построены новая каменная трапезная и колокольня; в трапезной устроены приделы св. Николая и преп. Сергия. В Сергиевском приделе в 1870 г. установлено чугунное надгробие Пересвета и Осляби (гробницы их известны с 1660 г.). В храме находились до закрытия древние иконы Рождества Богоматери, "Не рыдай Мене, Мати", св. Николая, шитая палица, западнорусское серебряное кадило 1690-х гг. В главном храме последний иконостас был 1894 г., в приделах - 1912 г. в русском стиле. Стенопись в главной церкви 1894 г., ранее ее вовсе не было"[2].
Любопытен рассказ очевидца, не раз посещавшего храм в начале XX в.: "7 сентября 1914 г. ...Ходили на Старое Симоново, через окно смотрели в церковь и поклонились до земли видной в окне гробнице Пересвета и Осляби и опять рассматривали образ св. Софии над алтарем... 23 июня 1915 г. ...Были на Старом Симонове; заглядывали в окна церкви, желая увидеть гробницу Пересвета и Осляби. С нами вступил в разговор какой-то юноша, думаю, сын какого-либо из тамошних духовных; говорил, что нигде там нельзя разрыть землю, не потревожив костей, находят целые скелеты, и немудрено: более трехсот лет, до 1700-х гг., там хоронили братий Симоновой обители. На церковном дворе стоят низенькие сооружения, вроде башен; юноша объяснил, что ближайшая к воротам указывает место молитв (он даже сказал "место пещеры") преп. Кирилла Белозерского (ему в этот день и была память: в Старом Симонове есть его придел, была поздняя обедня, - вот единственный удобный случай поклониться могиле иноков-героев Куликовских!)"[13].
При закрытии храма гробница героев продана как лом за 317 руб. 25 коп.[27].
В 1978 г. рабочие рассказывали, что, когда поблизости от храма недавно рыли котлован для нового здания цеха, извлекли большое количество черепов наших предков. (Их все выбросили. - П. П.).
Храм закрыт в 1928 г.[2]. Он попал на территорию завода, который привел его в крайне запущенное состояние. Колокольня была сломана до первого яруса, обрушена вся глава, пробиты в стенах грубые отверстия для окон и дверей. Доступа к храму не было - он виднелся лишь издалека, от Симонова монастыря, метров за двести с севера, через забор, от спортивного поля.
"Благодаря непреклонной позиции общественности удалось отстоять ц. Рождества, на месте которой завод вздумал построить склад готовой продукции; но в 1932 г. колокольня ее была снесена"[26].
Трагедия храма-памятника, захваченного не по чину московским электромашиностроительным заводом "Динамо" имени Кирова (бывший завод Центрального электрического общества Вестингауз), впервые привлекла внимание в 1960-е гг. Народный художник Павел Корин писал в газете "Комсомольская правда": "Не могу молчать еще об одной старой ране. Есть великие даты нашей истории, мысль о которых возвышает. 1380 г. Поле Куликово, что было "велико и ровно", как говорит летописец, где была "сеча зла, аки же не бывала в Руси", где пролилась кровь "аки дождевая туча". На Куликовом поле решалось будущее России и Европы. В те далекие века было завещано помнить павших на поле Куликовом, "пока стоит Россия". А первым павшим был Александр Пересвет, кто перед сдвинутыми ратями принял вызов Челубея и погиб, сразив врага. "И ударились копьями толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертвы и ту конец прияша оба". Много войн отгремело с той поры на Руси. И нам священны имена павших за нее и 20 лет назад, и 6 столетий. Пересвет и Ослябя упоминаются в каждой летописи, для множества поколений были они символом доблести, ратной чести.
Но многим ли известно, что Пересвет и Ослябя похоронены в Москве в церкви Рождества? Сейчас она находится на территории завода "Динамо". В четверике старой церкви установлен мотор в 180 кВт. На метр он углублен в землю. В трапезной, примыкающей к усыпальнице, два мотора - 200 и 370 кВт. Начата установка еще одного мотора в 370 кВт. В пристройках вокруг - те же моторы. Древняя почва перерыта беззастенчиво и грубо. Здание сотрясается от грохота. Прежде близлежащие улицы назывались Пересветинская и Ослябинская. Теперь улицы переименованы (это неточно: Пересветов и Ослябинский переулки, названные так в XIX в., сохранились доныне. - П. П.). Ни одного упоминания - доски мемориальной хотя бы. Ничего нет. Рев моторов над прахом героев. Вот тебе вся память и слава. Чувство патриотизма от века присуще нашему народу. С ним государство и человек выше, благородней. Так будем последовательны, будем нетерпимы к попранию народных святынь"[7].
Однако с того 1966 г. разговоры о спасении храма так и замолкли более чем на десять лет. Возобновились они в 1979 г. в преддверии 600-летия битвы на Куликовом поле. Появились вновь статьи о необходимости восстановить памятник национальной славы - например, в журнале "Огонек"[8, 9], выступление академика Д. С. Лихачева в "Правде"[10] и др. Был выдвинут даже проект постройки подземного прохода под территорией завода, который не хотел уступать ни пяди земли, прямо к храму. Но юбилей прошел, а так ничего и не было сделано вновь. Наконец, в 1983 г. в газете "Московская правда" трижды опять печатались материалы о ц. Рождества в Старом Симонове. В первом из них[14] говорилось: "По решению исполкома Моссовета предусмотрено восстановление памятного сооружения и размещение в нем экспозиции, посвященной Куликовской битве. Она будет сформирована из фондов Гос. Исторического музея. Работы по реконструкции памятника архитектуры, благоустройству территории намечено завершить в 1985 г. ...В решении есть один пункт, который на первый взгляд не представляет интереса для широкого читателя. Речь идет о том, что заводу "Динамо" необходимо отвести дополнительную территорию. Памятник истории и архитектуры окружен складами. Их нужно снести, чтобы открыть путь к церкви Рождества, а значит, предприятию следует выделить место, где бы построили новые помещения. Без этого дело о восстановлении памятника затянется еще на долгие годы. Мы позвонили зам. директора завода В. В. Пшеничникову: "Решается ли вопрос?" - "Нет, - услышали в ответ. - Из управления регулирования застройки и отвода земель ГлавАПУ пришел отказ за подписью В. С. Рычкова". Этим статья и заканчивалась. Затем в октябре[15] был помещен обзор писем - откликов на нее, а 19 ноября наконец напечатана и завершавшая покуда разговор заметка: согласно ответу, полученному от начальника Гос. инспекции по охране памятников А. А. Савина: "Решением исполкома Моссовета памятник архитектуры передан в аренду Гос. Историческому музею". То есть, повторено то, что сказано в начале первой статьи - и ни на йоту больше. Реально же, как стало известно, из храма все-таки убраны моторы. И это на 1984 г. было все - никакой реставрации тогда и не начиналось.
И все-таки молитвы об открытии вновь святыни достигли успеха. Сперва храм был передан Историческому музею, который открывал его для посетителей лишь несколько раз в неделю. Тем не менее истинный хозяин пока был оставлен в сторону, из-за чего возникла новая угроза существованию памятника[20]. Наконец, 10 июля 1989 г. была зарегистрирована церковная община[19]. В канун Рождества Богородицы - престольного праздника - 16 сентября того же 1989 г. храм был освящен митр. Ростовским Владимиром в присутствии множества верующих и деятелей культуры, хлопотавших о воскресении церкви[18].
"16 сентября сего года состоялось долго ожидаемое освящение церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове. Эта церковь находится на территории завода "Динамо" и долгое время пребывала в самом бедственном состоянии - внутри нее располагалась заводская компрессорная станция.
Доступ к храму ныне осуществляется по довольно длинному проходу через заводскую территорию. Ввиду наличия в этом проходе нескольких крутых лестничных подъемов и спусков, он представляет определенную трудность для пожилых и немощных людей.
Главной достопримечательностью храма являются два захоронения славных иноков Александра и Андрея, героев Куликовской битвы. Много лет патриотическая общественность добивалась восстановления церкви и передачи ее верующим.
И вот, наконец, мечта сбылась. В 9 часов утра духовенство в праздничных облачениях торжественно встретило прибывшего на освящение митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира. Затем процессия направилась в храм, в котором было совершено освящение придела преп. Сергия Радонежского (два других придела - главный Рождества Богородицы и Кирилла Белозерского - пока еще находятся в лесах и будут освящаться позднее)"[17].
"16 сентября 1989 года состоялось торжественное освящение храма Рождества Богородицы, и в нем начались богослужения. С этого дня он возродился как старейший действующий храм Москвы.
Храм по своему статусу претендует на значительную по размеру охранную зону - две высоты колокольни во все стороны. Саму колокольню, правда, предстоит еще восстанавливать. А для этого необходимо сносить цехи, переносить железнодорожное полотно. Все это заложено в плане реконструкции завода, которая идет, увы, мягко говоря, вяло.
Получило широкое распространение поверье о богатстве церкви. Возможно, в те времена, когда православие выступало в роли государственной религии, так оно и было. Но вот сегодня, когда открываются, а точнее, возвращаются своим законным владельцам сотни и тысячи церквей, оскверненные и обезображенные, порой сильно разрушенные, их восстановление требует значительных средств.
- Каждый приход держится своими силами, - делится своими заботами староста церковной общины В. Сидоров, - мы дали государству гарантии, что продолжим реставрацию памятника, и нам предстоят многочисленные расходы на восстановление росписи, строительство колокольни, ремонт здания. Оказали нам небольшую помощь другие приходы, но все равно главным доходом остаются плата за исполнение церковных треб, добровольные пожертвования прихожан или почитателей российской истории"[16].
16 декабря 1990 г. освящен Никольский придел храма[25].
Староста Владимир Сидоров, известный поэт, впоследствии стал священником храма и скончался 27 января 1993 г. в его алтаре перед Святым престолом[28].
 
[1] Александровский, № 16.
[2] Рукопись Александровского, № 25.
[3] Путеводитель Машкова. С. CXXII.
[4] Московские церковные ведомости. 1912. № 41.
[5] Остроумов И. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912. 161. с.; ил.
[6] Синодальный справочник.
[7] Корин П. Как гражданин России // Комс. правда. 1966. 27 июля.
[8] Огонек. 1979. № 24. С. 17.
[9] Там же. 1979. № 48. С. 29.
[10] Правда. 1979. 10 нояб.
[11] Материалы. С. 855.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 89.
[13] Из писем А. Н. Руднева к В. Н. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне. 1981. Вып. 6. С. 311-319-320.
[14] Героям поля Куликова // Моск. правда. 1983. 24 сент.
[15] Панорама // Там же. 1983. 15 окт.
[16] Нам отвечают // Там же. 1983. 19 нояб.
[17] Вестник Христианского информационного центра. 1989. № 29. С. 3-4.
[18] Московский церковный вестник. 1989. № 12. С. 5.
[19] Литературная Россия. 1989. 4 авг. С. 17.
[20] Беляев С. А., Поспелов М. Жемчужина старой Москвы в опасности // Сов. Россия. 1989. 9 июня.
[21] Стрельчик Е. Последний бой Пересвета // Веч. Москва. 1990. 31 марта.
[22] Стрельчик Е. Вечный покой // Голос Родины. 1990. № 33. С. 12-13.
[23] Каталог архивов. Вып. 3. С. 581; Вып. 5. С. 312.
[24] Московский строитель. 1990. № 39. С. 11.
[25] Поспелов М. Пока стоит Россия // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 10. С. 30-33.
[26] Козлов В. Под флагом нигилизма // Моск. журнал. 1991. № 6. С. 38.
[27] Козлов В. Дело об ограблении Церкви // Моск. журнал. 1991. № 7. С. 21.
[28] Блаженная кончина // Моск. церковный вестник. 1993. № 4. С. 13.
[29] Анохин Д. Симоново: свет сквозь века // Моск. церковный вестник. 1994. № 5. С. 3.
Список сокращений
Всего текстов: 1