версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Город в границах 1917 года/- Северная частьhttp://www.temples.ru/card.php?ID=5962

Церковь Троицы Живоначальной в Останкино

Останкинская церковь
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 53-56
Церковь Живоначальной Троицы в селе Останкино
1 Останкинская ул., 5
"При Грозном сельцо Осташково "на суходоле" было поместьем немчина Орна, а по завещанию царя отдавалось царице Анне. В 1584 г. было вотчиной дьяка В. Я. Щелкалова, затем его сына Ивана. Выстроенная при них деревянная ц. Троицы была разрушена в польское лихолетье"[2].
"В XVI в. Иван Грозный отдал Останкино Александру Сатину; с 1584 г. оно числилось за дьяком В. Я. Щелкаловым, в 1617 г. перешло к князьям Черкасским (при них была построена каменная церковь Троицы), а в 1743 г. - к графам Шереметевым вследствие брака П. Б. Шереметева с В. А. Черкасской, и до 1917 г. оставалось в руках Шереметевых"[6].
В ансамбль дворцового комплекса Останкино, находящегося ныне на государственной охране под № 184, наряду с церковью Троицы входят: "дворец-театр деревянный, 1792-1798 гг.; начала XIX в. - крепостные мастера А. Ф. Миронов, П. И. Аргунов, Г. Дикушин, по проектам Ф. Кампорези и Д. Кваренги; ограда парадного двора, 1827 г., архитектор Петров; парк с частями регулярной и пейзажной планировки, 1792-1794 гг.; парк в 137,6 га пейзажный, с прудами, 1795-1797 гг., садовник Р. Маннерс"[10].
"В парке ранее находились также старые хоромы и гостевой флигель, но они были разобраны в 1920-х гг. после превращения усадьбы в музей "Останкино"[4].
"Деревянная церковь здесь была построена еще в XVI в."[3].
"Деревянная церковь числилась в 1617 г. Новая деревянная построена в 1625-1627 гг."[11].
"Прошение о постройке первой каменной церкви подано в 1677 г. Храмозданная благословенная грамота выдана Патриархом Иоакимом строителю церкви князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому 15 сент. 1677 г. (ЦГИА, ф. 1088, оп. 9, ед. хр. 1823). Церковь Троицы строилась с 1677 по 1692 г.; при этом старая деревянная Троицкая церковь во все время возведения новой стояла рядом и действовала. Первым был освящен северный придел Тихвинской Богоматери - 8 февраля 1683 г.; вторым - южный придел Александра Свирского 1 августа 1691 г. Третьим освятили главный престол св. Троицы 3 июня 1692 г. (об этом гласили надписи на деревянных крестах, находившихся под престолами, - см. журнал "Зодчество". 1877. № 7. С. 65-66. В настоящее время в музее сохранился только один крест из южного придела). Тихвинский придел был освящен, возможно, военачальниками, князьями Черкасскими в связи с новыми территориальными приобретениями России, а Свирский - потому, что это единственный из русских святых, удостоившийся видения Св. Троицы в образе трех ангелов...
Здание храма обладает редкой для Москвы особенностью - не только центральная, но и боковые четыре главы открыты внутрь, т.е. являются световыми. Колокольня первоначально была шатровая; между 1739 и 1754 гг. заменена переделкой в стиле барокко. В 1877-1878 гг. при реставрации, проводившейся владельцем Останкина графом А. Д. Шереметевым (архитектор А. К. Серебряков при сотрудничестве Н. В. Султанова), вновь возвращена шатровая форма ее завершению (см. журнал "Строитель". 1901. № 1. С. 23).
В 1813 г. согласно церковной описи на выбеленных стенах центральной части храма висели картины в рамах на религиозные сюжеты. Летом 1840 г. стены расписал крепостной человек Н. Д. Шереметева Иван Семенов Подклюшников; стенопись подновлялась в 1854, 1856, 1867 и 1881 гг. В нижнем местном ярусе находятся по краям две росписи - "Изображение истинного христианина" с горящим сердцем, свитком и розой, и "богатого юноши", скорбя отходящего от Иисуса; обе они имеют, по-видимому, масонскую подоснову (известно, что граф Н. Д. Шереметев был членом масонской ложи). Вероятно, стенопись эта воспроизводит ранее висевшие тут же в конце XVIII в. картины. На хорах западной стены - холст с ветхозаветными сценами, датируемый промежутком между серединой XVIII в. и 1813 г., когда он занесен в церковную опись.
Главный иконостас создан до 1692 г. и с незначительными изменениями и поновлениями сохранился до сих пор. В 1856 г. перед прибытием во дворец Шереметева Александра II (он жил здесь и говел в ц. Троицы) иконостас был возобновлен под наблюдением архитектора М. Д. Быковского (архив Музея). В иконостасе 9 ярусов, с венчающим Распятием - десять. Интересен самый нижний ряд с изображением "еллинских мудрецов" Орфея, Истоика, Фулидоса и Аполлона с "провозвестительными" изречениями о Христе на свитках в руках (о них см.: Корольков И. Н. Изображение эллинских мудрецов и сивилл в русских православных храмах // Труды XI Археологического съезда. М., 1902. Т. 2. С. 112; Казакова И. А. "Пророчества еллинских мудрецов" и их изображения в русской живописи XVI-XVII вв. // ТОДРЛ. Л., 1961. Т. XVII. С. 358-358; иконы Троицкого храма вместе с сивиллами Благовещенского собора Кремля упомянуты в примечаниях Федора Глинки к его поэме "Таинственная капля"). Интересны также два верхних яруса с 16 изображениями "Страстей Христовых" конца XVII в. - самый полный из всех до сих пор известных циклов на эту тему в иконостасах. Они выполнены во многом с образцов - лицевых Библий Пискатора и Вейгеля, а также Рубенса и Тициана.
В главном храме ныне установлено деревянное резное "Оплакивание Христа" (пьета) западно-русской работы из упраздненной и разобранной каменной ц. Покрова соседнего села Ерденево.
Сохранившиеся иконы верхних ярусов иконостаса придела Александра Свирского - XIX в.; иконы северного Тихвинского придела со Страстями Христовыми - 1830-х гг. Настенная роспись паперти - 1880-е гг.
С 1975 по 1977 г. ВПНРК проводил работы по консервации иконостаса"[12].
"Останкино вошло в черту Москвы в 1919 г. В подклете церкви в 1918 г. освящен храм св. Николая, а в 1920 г. - придел при нем в честь преп. Серафима Саровского.
В подклете долгое время сохранялись в разобранном виде остатки старого барочного иконостаса, которые были употреблены при устроении здесь Никольского храма. Весьма вероятно, что это остатки иконостаса разобранной в 1783 г. Покровской церкви села Ерденева"[2].
"23 апреля 1922 г. в храме изъято 4 пуда 1 фунт 13 золотников серебра"[15].
"Музей в имении создан в 1918 г. Храм закрыт в 1933 г., отошел в ведение музея в 1934 г."[12].
Храм реставрировался. На колокольне висит один большой колокол. Внутрь посетителям хода не было - там находились служебные помещения музея.
В 1990 г. был поднят вопрос об основании при храме подворья Оптиной пустыни. Освящение главного престола совершил 23 марта 1991 г. Патриарх Алексий II. Ныне подворье действует.
 
[1] Михайлов Б. Останкино: Путеводитель. М., 1976.
[2] Рукопись Александровского, № 202.
[3] Ильин М. Москва. М., 1963. С. 316-318.
[4] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 457-458.
[5] Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874.
[6] Сытин. С. 753.
[7] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975. С. 338.
[8] Путеводитель Машкова. С. CXI-CXLII (план и фото до и после реставрации, проект реставрации).
[9] Красовский М. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 345-358.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 21.
[11] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. М., 1887. Вып. 5 (Радонежская десятина). С. 7.
[12] Михайлов Б. Б. Троицкая церковь в Останкине. Интерьер центральной части церкви. М., 1975-1979. Ч. 1-2. Машинопись. Архив Музея Останкино.
[13] Михайлов Б. Б. Церковь Троицы в Останкино. В печати (изд. "Столица").
[14] Каталог архивов. Вып. 3. С. 520; Вып. 5. С. 242-245.
[15] Черная книга ("Штурм небес") / Сост. А. А. Валентинов. Париж, 1925. С. 264.
[16] Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988. С. 186.
Список сокращений
Всего текстов: 1