версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Тверская область/- Осташковский округ/- Осташков, городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=5528

Церковь Воскресения Христова в Осташкове

Тексты
Всего текстов: 1
Материалы для статистического и исторического описания церквей и монастырей Тверской епархии. Т. 1: Успенский В. П. Статистическое и историческое описание церквей города Осташкова. Тверь, 1881, с. 18-30
Воскресенская церковь.
а) Статистические сведения.
Воскресенская церковь каменная, квадратная, построена близ соборной церкви в 1689 г. для крестьян Иосифовской слободы, т.е. слободы, принадлежавшей Волоколамскому Иосифову монастырю. В этой церкви, как и в соборной, пять престолов; главный во имя Воскресения Христова, приделы: справа во имя Рождества Иоанна Предтечи, слева во имя преподобного Иосифа Волоколамского; в трапезе справа во имя Успения Пресвятой Богородицы, слева во имя Рождества Христова. Особенности архитектуры отчасти те же, что и соборной, напр. подзоры; разница в том, что вместо ниши с священными изображениями, какие находятся в соборном храме, под сводом Воскресенского храма в полосках сделаны лепные изображения херувимов, цветов и валиков, расположенные в клетках; а на фронтонах алебастровые вызолоченные изображения Всевидящего Ока в сиянии; на трибуне или предглавии по углам лепные виньетки, а посредине вызолоченные ангелы. Нынешний иконостас в главном храме резной отличной работы, сплошь вызолоченный червонным золотом, устроен в 1842 г. тщанием прихожанина первостатейного купца Степана Кондратьева Савина; резную работу производил резчик осташковский купец Николай Терентиев Глазухин; иконы писал осташковский живописец Иаков Михайлов Колокольников. При устройстве этого иконостаса местные иконы оставлены прежние; они, подобно соборным, писаны по всей вероятности известными осташковскими живописцами Потаповыми; все они, а равно и многие другие иконы, в разных местах храма находящиеся, обложены серебряными, по местам позлащенными, ризами. Главный престол - серебный, устроен в 1864 г.
При этой церкви находится древнейшая из колоколен осташковских, как можно судить и по ее архитектуре[1], и по времени строения самой церкви. Большой колокол в 500 пудов слит осташковским мастером Свинкиным в 1847 г.
Внутренняя отделка в главном храме Воскресенской церкви, подобно как и в соборной, состоит из живописных священных изображений и алебастровых лепных украшений; и произведена в 1797-м г.
Утварью и ризницею церковь весьма достаточна.
Причта положено по штату 1877 г. настоятель, два помощника и два псаломщика. Земли при церкви ни усадебной, ни сенокосной, ни пахотной нет. Домы у священно- церковнослужителей собственные частью каменные, у некоторых деревянные на благоприобретенной земле; состоящий в звании псаломщика диакон живет в церковном доме. На содержание священно- церковнослужителей получается процентов с разных билетов 181 руб. 86 коп. и за исправление треб 2700 руб. И в пользу церкви вложен капитал в 1536 руб.
Церковь вносит процентного сбора 182 р. 39 к.; на воспособление наставникам 30 руб.; на содержание духовного училища вместе с причтом 28 р. 30 коп.; на устройство общежития в семинарии и училище 63 руб. 55 к.
К церкви принадлежат а) каменный двухэтажный дом, поступивший в церковь в 1863 г. по завещанию мещанина Егора Суворова; внизу этого дома помещается диакон, а вверху живут постояльцы; б) каменная полулавка в гостином ряду, доставшаяся по завещанию купца И. Я. Линина; она по ветхости своей дохода не приносит. Приписной церкви нет, а есть каменная часовня во имя св. Животворящего креста Господня и с св. иконами, в окружности 5 сажен. Есть еще два каменных столба: один во имя Смоленской Божией Матери, а другой во имя Нерукотворенного Образа; оба крыты железом.
Приходских дворов 380, в них муж. пола душ 1423, женск. пола 1626, раскольников нет.
б) Исторические сведения.
О Соборной Троицкой и Воскресенской церквах.
Обе эти церкви построены почти в одно время и судьба их была почти одинакова. Исторические сведения об них следующие:
Нет сомнения, что в XIV столетий на острове Кличне, который находится ныне близ Осташкова, в одной версте, был Московский городок с полным устройством управления окрестными селениями и с церковью во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Новгородцы некоторое время терпели существование этого городка, но в 1393 г. по раздорам с Великим Князем Василием Дмитриевичем, разорили этот городок[2].
Жители Клична, по разорении его, стали селиться на полуострове, занимаемом ныне Осташковом, и в XV столетии составили из себя две слободы, собственно Осташково, другую Тимофееву. Есть основание думать, что первая из этих слобод, собственно Осташково, поступила в собственное владение Московского Митрополита в то время, когда Московской митрополию управлял Митрополит Геронтий т.е. в 1478-1489 годах. Другая слобода - Тимофеева в 1500 году подарена была князем Волоцким и Ржевским Федором Борисовичем Волоколамскому Иосифу монастырю. После перехода в показанное владение, первая слобода стала называться Митрополичьей, а с 1589 г. Патриаршей, с 1721 - синодальной; а вторая - Иосифовской. В конце XVI столетия в Осташковской патриаршей слободе упоминается церковь св. великомученика Георгия; быть не может, чтобы не было отдельной церкви в слободе Иосифовской.
Близость к Литовской границе, которая начиналась в Бельском уезде Смоленской губернии, вынудила жителей Осташковских слобод возвести в 1587 г. для своей защиты укрепление; но это укрепление не спасло слобод в последствии от ужасов Литовского погрома: в 1608 г., по примеру своего воеводы Митрофана Ивкова, осташковцы целовали крест Тушинскому вору; в 1609 г. сдались присланному Скопиным русско-шведскому отряду и принесли Василию Ивановичу Шуйскому повинную; в том же 1609 г. Осташков занят был поляками, но начальник французов, приведенных шведом Эдуардом Горном Пьерр де ля Виль, выгнал поляков[3]. Поляки пытались было и в 1610 г. овладеть Осташковом, но встретили со стороны жителей и гарнизона сильное сопротивление и отступили. В Осташковских слободах от разорения Литовских людей запустело 15 дворов церковных и 238 крестьянских. Когда в 1624 и 1625 годах составлялись писцовые Осташковские книги, то оказалось, что в Патриаршей слободе была только церковь св. Николая Чудотворца деревянная клецки, теплая; и место церковное бывшей в конце XVI столетия в той же слободе церкви Георгиевской; а в Иосифовской слободе церковь Воскресения Христова, деревянная же и клецки, - строение мирских людей. Церковь Никольская потом упоминается и в 1627 г.; вскоре, должно полагать, восстановлена была и церковь Георгиевская; в 1631 г. она уже существовала.
Население слобод Осташковских в переписных книгах 1646 и 1647 годов обозначено так: "в патриаршей слободе находилось в показанные годы торговых и всяких ремесленных людей и рыбных ловцов 158 дворов, а в них 310 человек; в Иосифовской - торговых и ремесленных людей и рыбаков 202 двора, в них 415 человек."
В 1654 году при Воскресенской церкви Иосифовской слободы были два придела: один во имя Успения Пресвятой Богородицы и другой во имя Рождества Иоанна Предтечи.
В 1670 году 10 октября продана из Ниловой Пустыни в Осташков в Патриаршую слободу деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, взято 30 рублей; это заставляет предполагать о существовании в Осташковской Патриаршей слободе, кроме упомянутых уже н ней церквей Георгиевской и Никольской, еще и другой церкви.
В 1676 году в Иосифовской слободе существовала еще церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя св. Апостолов Петра и Павла. И эта церковь с показанным приделом и церковь Успения с приделами, так же как и церкви патриаршей слободы Георгиевская и Никольская, были в это время деревянные.
В 1676 г. 22 сентября ночью в Осташкове произошел сильный пожар, сгорело много домов и церкви в Патриаршей слободе Георгиевская и Никольская, в Иосифовской - Воскресенская и Христорождественская с приделами; сгорело также и деревянное укрепление. Указом Великого Государя из пушкарного приказа, от 25 октября 1678 г. на имя патриаршего приказного Корнилы Сурмина повелено было вновь строить крепость, как и прежде строили, т.е. "жильцами обеих Осташковских слобод и крестьянами Ржевского и Новгородского уездов как помещичьих, так и монастырских вотчин, жившими на 70 верст от Осташкова".
Назначение крепости было - служить окрестным жителям местом укрытия и защиты, в случае нападения неприятелей на Осташковский округ. Строение крепости продолжалось три года и распределялось по четям или вытям; на каждую четь или четверть живущего населения полагалась известная часть постройки и доставка строительных материалов. Обыкновенно принимал лес и давал отпись в приеме определенный из бояр "горододелец". Отстраивать на известную выть, за определенную плату, стену подряжались пушкари и стрельцы того города в котором строилась крепость, а строить башню крепкую подряжался "воротник". Крепость эта была устроена на небольшом природном возвышении, которое составляет северо-восточную оконечность мыса, занимаемого Осташковом, и имеет вид треугольника. Возвышение это и теперь заметно. Стена шла по окраинам возвышения на протяжении 280 сажен.
Возле стены был глубокий ров. По стене в разных местах стояли башни, из коих некоторые были проезжие[4]. Главные из проездных башен находились на южной стороне при въезде в город с большой Ржевской дороги: под нею были ворота и над воротами Икона Смоленской Божией Матери, по выражению письменного документа 1724 г. "моление осташковских жителей". Внутри крепости находились: палатка с боевым снярядом, воеводский двор, приказная изба, пушкарские дворы и осадные дворы разных вотчин как духовного, так и гражданского ведомств, находившихся в окрестностях Осташкова. В погребе хранились, кроме зелейной и свинцовой казны, еще пищали и ядра, железные и каменные.
Две главные тогдашние осташковские церкви, во имя Георгия Победоносца и Рождества Христова, находились внутри крепости[5]. Эти церкви вскоре же после пожара 1676 г. 22 сентября были устроены вновь по благословению и грамотам патриарха Иоакима на тех же местах и тоже деревянные; но в 1685 г. грамотою того же Патриарха дано было благословение для патриарших крестьян построить вместо деревянной каменную церковь во имя Рождества Богородицы с приделом св. великомученика Георгия. Такая же вероятно грамота на построение вместо деревянных одной каменной церкви дана была около того же времени и в Иосифовскую слободу. Каменные церкви и были вскоре построены; и церковь для иосифовских крестьян получила прежнее наименование церкви Воскресения Христова с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи; а церковь для патриарших крестьян получила новое наименование Святой Троицы, удержав прежнее наименование св. великомученика Георгия и св. Николая Чудотворца только для своих приделов. Бывшая деревянная церковь иосифских крестьян Христорождественская с приделом св. Апостолов Петра и Павла упразднилась. Главные престолы в новопостроенных каменных церквах освящены Тверским Архиепископом Сергием, - престол Воскресения Христова в 1689 г., а престол св. Троицы в 1697 г.; престолы приделов в Воскресенской церкви - игуменом Ниловой пустыни Пахомием.
При первоначальном построении каменных церквей трапезы в них сделаны были тесные, по ширине одинаковые с главными храмами и не длинные; с течением времени, по обширности приходов, они распространены и в ширину и в длину. В Воскресенской церкви это распространение сделано было в 1748-1751 годах, в соборной в 1748-1760 годах. Сверх того, в обеих церквах для расширения главных их храмов устроены с боков по одному приделу, в Воскресенской в 1750-1758 г., в соборной в 1760-1772 г.; причем в соборной церкви расширен еще алтарь главного храма. При этом распространения и пристройках приделы в трапезе соборной церкви и правый придел Воскресенской церкви сохранили прежнее название, а левый придел в трапезе этой последней церкви, имевшей прежде название Иоанна Предтечи, получил название Рождества Христова, в честь которого было до пожара 1676 г. особенный деревянный храм в Иосифовской слободе. Вековые приделы главных храмов получили название: в Воскресенской церкви правый во имя Рождества Иоанна Предтечи, в честь которого постоянно существовал придел при Воскресенской церкви до 1750 г., в трапезе той церкви, а в этом году переименован во имя Рождества Христова; левый - во имя Преподобного Иосифа Волоцкого, коего монастырю принадлежала с 1500 г. приходская слобода Воскресенской церкви Иосифовская и коего память была следовательно празднуема в помянутой церкви с давнего времени; - при соборной церкви левый придел назван был во имя св. мученицы Параскевы, память коей была тоже с давнего времени празднуема в Георгиевской церкви 28 октября и особенно в десятую по Пасхе пятницу, даже с крестным ходом вокруг крепости: правый во имя Рождества Богородицы, в честь какого праздника дано было благословение, как выше сказано, в 1685 г., от Патриарха Иоакима, вместо прежней деревянной Георгиевской церкви построить новую каменную. Приделы Георгиевский в соборной церкви, Успенский и Христорождественский в Воскресенской церкви по распространении их предписано было в 1751 г. освятить игумену Ниловой пустыни Владимиру; алтарь главного храма в соборной церкви в 1766 г., архимандриту той же пустыни Феодосию Доброму; боковые приделы, левый во имя великомученицы Параскевы предписано в том же году освятить строителю Житенного монастыря Амвросию Потемкину; - правый во имя Рождества Богородицы в 1773 г., протоиерею собора Симеону Иванову Верещагину. Алтарь правого бокового придела соборной церкви во имя Рождества Богородицы, по неимению при соборе особого помещения для ризницы, обращен с течением времени в ризничную палатку, которую и заменял до 1852 г.; а в этом году, по причине устройства при колокольне особой палатки для ризницы, опять обращен в алтарь придела, но с переименованием во имя Оковецкой Божией Матери.
Старинные иконостасы и в соборной и Воскресенской церквах в главных храмах были прямые, так называемые деисусные, с рядами над местным иконами двунадесятых праздников, Апостолов, Пророков и Праотцов; с резьбою на столбцах и царских дверях; резьба эта на столбцах нижнего яруса была, по тогдашнему употреблению, "виноградом", на столбцах верхних поясов - цированными травами, на царских дверях - сквозная, входившая тогда в употребление и называвшееся почему-то белорусскою. Иконостас в Воскресенской церкви был по резьбе вызолочен, а по глади высеребрен; а в соборной - и резьба и гладь были вызолочены. Впрочем, еще с половины XVIII века, благодаря давнему знакомству в Осташкове и с столярным с резным мастерством, начали появляться в резных украшениях иконостасов и других предметов в храмах следы новизны в рельефных вырезках ангелов, святых и целых священных событий; так в соборной церкви по описи 1759 г. значатся царские двери главного храма с резными рельефными изображениями Тайной Вечери с Ангелами, и над ней Благовещения; над царскими дверьми повыше Св. Духа в виде голубя в сиянии, резной рельефный образ Господа Саваофа в облаках с двумя по бокам стоящими резными ангелами. Как в соборной, так и в Воскресенской церкви в алтарях главных храмов над престолами устроены были сени резные с живописными изображениями на них коронования Божией Матери и с резными, стоящими около престола и как бы поддерживающими сень - в собор ангелами, а в Воскресенской церкви - Евангелистами, и с резными же вверху по углам сени в той и другой церкви ангелами.
Помянутые царские двери в конце прошлого столетия переданы с село Оковцы Осташковского уезда, где и стоят доныне в иконостасе главного храма; а в соборе устроены в 1798 г. новые царские двери серебряные, местами вызолоченные. Сень главного алтаря соборной церкви и стоявшие ангелы вынесены, вероятно, со времени переделки этого алтаря в 1760-1766 годах; такая же сень и стоявшие около престола - главного алтаря в Воскресенской церкви Евангелисты и наверху по углам сени ангелы, вынесены из алтаря и убраны, как говорят старожилы, по словестному приказанию бывшего Тверского Архиепископа Григория, который видел в этих рельефных лицевых изображениях следы католического направления. Самый образ коронования Божией Матери, бывший на этой сени, стоит теперь на колонне Успенского придела с южной стороны.
В замен этих старинных иконостасов и в соборной и в Воскресенской церквах устроены нынешние иконостасы.
В старину (в 1747 г.) ограда вокруг соборной и Воскресенской церквей была деревянная; расстояние ее от церквей местами было очень малое, именно 8 арш. 5 верш. Распространить ее не дозволяли прилегавшие очень близко к церквам частные строения. Когда Осташков в 1772 г. сделан был городом и строения предписано было производить по новому плану, около помянутых церквей в плане назначена была довольно пространная площадь и, по уничтожении остававшихся еще на этой площади после пожаров 1792 и 1799 годов старинных строений, предпринято было в 1820 г., по благословению тогдашнего Тверского Архиепископа Филарета, строить каменную ограду с башнями вокруг всей церковной площади, по плану утвержденному в 1810 г. Тверским Генерал-Губернатором, Принцем Георгом Голштейн-Ольденбургским. При построении этой ограды употреблены были в дело, между прочим, и три принадлежавшие церквам соборной и Воскресенской старинные каменные погреба; ограда эта доведена была до половины; но потом строение ее остановлено и прекращено. Недоконченная строением ограда стояла неприкосновенною до 1848 года. В этом году испрошено было у Преосвященного Гавриила разрешение старую недоконченную ограду разобрать и вместо ее построить новую вокруг только церквей, не захватывая церковной площади, или буйвища, и решетчатую, вместо прежней глухой, или сплошной, и годный к строению кирпич старой ограды употребить на новую, которая в нынешнем виде и была построена. После того, на оставшейся вне этой ограды площади, или буйвище, разведен в 1854 г. общественный сад, называемый Воскресенским. Линию прежней ограды указывают несколько - на северо-западной стороне - маленькая, оставшаяся от этой ограды, каменная башня, стоящая против подворья Ниловой пустыни, - на западной и южной - старые большие березы, стоящие между молодыми деревами по западной и южной окраинам Воскресенского сада.
 
[1] Фигура колокольни: осьмиугольный каменный столп с шатровым коническим верхом.
[2] Смотри Собрание полных русских летописей, том. VIII, 61-63.
[3] Костомар. Вест. Евр. 1866, III.
[4] На местах, где во время существования крепости были проездные башни с воротами и над ними образа, стоят теперь каменные башни с образами; самая большая из них в Воскресенской улице на валу, называвшееся так же вальским столбом, построена в 1784 г.; другая на северном конце этой же улицы в 1809 г.
[5] В 1711 г. пожар вновь истребил крепостные здания Осташкова, кроме обеих церквей и палатки, после этого крепость не возобновлялась.
Всего текстов: 1