версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Ярославская область/- Переславль Залесский, город с административной территорией/- Переславль-Залесский, городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=5281

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Горицком Успенском монастыре

Тексты
Всего текстов: 1
Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1895, с. 27-32
Успенский собор, приписанный ныне к Преображенскому собору, находится в упраздненном Горицком монастыре. Название свое он получил по местоположению: он стоит на высокой горе, господствующей над городом и озером Плещеевым.
Монастырь этот основан в первой половине XIV стол. супругой великого князя Димитрия Иоанновича Донского Евдокией Дмитриевной, в инокинях Евфросинией. Вскоре по основании монастыря в нем подвизался преп. Димитрий Прилуцкий, а в XV столетии преп. Даниил Переславский, основатель Данилова монастыря. Управлялся монастырь архимандритами и до упразднения монастырских вотчин владел 4901 душ. крестьян. В 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, в нем учрежден архиерейский дом и монастырь назван кафедральным. За время существования Переславской епархии монастырь старанием епископов обогатился новыми зданиями и благоукрасился. По упразднении епархии в 1789 году главный монастырский храм был назначен городским собором, а различные монастырские здания поступили в гражданское ведомство и заняты были присутственными местами, лазаретом и проч. Когда же они стали приходить в ветхость, то отданы были в духовное ведомство. В настоящее время в части этих зданий устроено духовное училище.
В настоящее время от прежнего величия Горицкого монастыря осталось очень немногое. При входе в монастырь прежде всего обращают на себя внимание монастырские врата, отличающиеся художественной постройкой; по рисунку украшений врата эти относятся к XVII в. Вся постройка произведена из кирпича, приготовленного в особых станках соответственно форме украшений. По разнообразию и оригинальности рисунка в украшениях здание это составляет замечательный памятник древнерусского зодчества; время наложило на него значительную печать разрушения.
Вблизи ворот на углу монастырской стены стоит тоже полуразрушившийся храм в честь св. Николая Чудотворца; наружный вид храма сохранился еще довольно отчетливо, но внутри все уже переделано заново; одни только голосники свидетельствуют о старине.
Вокруг монастыря идет полуразвалившаяся каменная ограда с башнями и бойницами. На восточной стороне ограды устроена каменная колокольня; начата она постройкою при епископе Геннадии Кратинском, а окончена при епископе Феофилакте. Под колокольнею устроен храм в честь Богоявления Господня; алтарь ее выдвинут из ограды, а западная стена из-под колокольни для трапезы.
Среди монастыря находится Успенский собор. Время первоначального основания этого собора неизвестно; в настоящем же своем виде он существует со времени преосвященного Амвросия, епископа Переславского: он распространил его пристройкою алтаря и двух приделов на южной стороне во имя Благовещения Пресв. Богородицы, а на северной во имя Рождества Пресв. Богородицы. Внутренние украшения собора, начатые при епископе Амвросии, были закончены при епископе Феофилакте на средства, испрошенные у императрицы Екатерины II-й. С того времени соборный храм сохраняется без существенных изменений.
Наружный вид храма квадратный; пристроенные к нему алтарь и придел не нарушают плана, потому что по высоте они ниже церкви и приделы являются как бы папертями.
Алтарь при храме троечастный; средняя часть его полукруглая пристроена во всю ширину храма, а боковые части, в виде башен, пристроены к приделам. В северной башне устроен жертвенник, а в южной - ризница. В средней части устроено величественное горнее место на высоте 7-ми ступеней; на нем архиерейское седалище. От горнего места по обеим сторонам на высоте 3-х ступеней устроены седалища для священников, отделенные деревянною позолоченною решеткою; пред ними 12 аналогийцев, на коих, по преданию, служившие с архиереем священники в первый день Пасхи читали Евангелие.
Антиминсы на главных и придельных престолах освящены епископом Феофилактом.
Иконостас в стиле рококо - работы прошлого столетия с резными изображениями ангелов; царские двери резные, на них вырезаны изображения 12 апостолов, сидящих за трапезой, над вратами в сиянии вырезана Богоматерь.
Стены храма украшены живописью работы прошлого столетия. В приделе Рождества Пр. Богородицы погребен преосв. Геннадий, епископ Переславский; над гробом его надпись: "1773 г. августа 26 числа зде положено тело преосв. Геннадия, епископа Переславского и Дмитровского, который произведен во епископа Московского Заиконоспасского монастыря из архимандрита и ректора 1768 года"...
Из древних икон в Успенском соборе сохранились: 1) икона Успения Божией Матери, писанная, по преданию, в XIV в.; внизу киоты надпись: "образ сей остался после обветшания старинного иконостаса, бывшего еще при архимандрии в Горицком монастыре, когда Московского князя Димитрия Иоанновича Донского, супруга Евдокия Дмитриевна, 1359 г. столь украсила всю обитель, что около времен преп. Димитрия Прилуцкого, в сей обители постриженного и постившегося, именовалась лаврою Горицкою"; 2) особенным уважением в народе пользуется также икона Казанской Пресв. Богородицы, но время происхождения ее неизвестно. Прочие иконы работы XVIII столетия.
Из напрестольных крестов замечательны: 1) серебряный вызолоченный крест, приложенный крестовым дьяком царицы Прасковьи Федоровны, Матфием Ивановым сыном Могилевским в 7205 г. (1697); в нем частицы св. мощей ап. Андрея Первозванного, Ев. Марка, Луки, архид. Стефана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Василия Великого, Иоанна Милостивого, И. Лествичника, И. Дамаскина, в. муч. Георгия, Пантелеимона, Ефрема Сирина, Михаила Малеина, Александра Невского, царя Константина, кн. Михаила Черниговского, в. мучен. Варвары и Феодосии. Другой такой же крест приложен в 7144 (1641) г. архимандритом Псковского Печерского монастыря Рафаилом; в нем помещены следующие святыни: ризы Иоанна, архиеп. Новгородского, ризы Никиты, архиеп. Новгородского, крест единороговый и млеко Пресв. Богородицы, миро Варлаама Хутынского, миро св. в. муч. Варвары, мощи Феодора Тирона, И. Златоустого.
Замечательна вышитая золотом и серебром и унизанная жемчугом плащаница; приложена она в 7201 (1698) г. стольником Иваном Ивановичем Бутурлиным и женою его Аксиньей Петровной.
В числе рукописей сохранились два синодика, писанные полууставом.
К западной стене Успенского собора примыкают развалины огромного здания, называемого Гефсиманией; это здание начато было строиться епископом Амвросием; в нем предполагалось устроить гроб Богоматери, но за переводом Амвросия в другую епархию, так и осталось недоконченным и в настоящее время сохранились только полуразрушившиеся стены. Далее на запад находилась трапезная церковь во имя Всех Святых (ныне здесь устроена церковь духовного училища); время ее первоначального основания неизвестно, но украшена она была преосв. Феофилактом. По упразднении же Переславской епархии все украшения ее были взяты в Суздальский архиерейский дом, а иконостас отдан был в Козьмин монастырь, так что до устройства училищной церкви здесь были только одни голые стены.
Богослужение в Успенском соборе совершается причтом Преображенского собора только в летнее время по воскресным и праздничным дням; зимою же богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею.
На содержание Успенского собора имеется капитал в 1875 р.
 
Всего текстов: 1