версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Санкт-Петербург/- Южные районыhttp://www.temples.ru/card.php?ID=4684

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Церковь Воскресения Христова при Всероссийском Александро-Невском братстве трезвости
Тексты
Всего текстов: 1
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010, с. 91-93
{Церковь} Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости
Наб. Обводного канала, 116
Эту церковь с высокой колокольней над входом, стоящую у самого Варшавского вокзала, рабочие, которые населяли район, ласково называли Варшавкой. В год ее посещали более миллиона человек. Здесь 19 декабря, в день св. Вонифатия - покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения, отсюда, на третий день Пасхи, трезвенники в крестном ходе шли молиться в лавру, к раке благ. кн. Александра Невского, в конце июня - в пустынь, к прп. Сергию, а в конце августа - к Казанскому собору.
А ведь церковь не была древней и прославленной святынями. Она была заложена 14 августа 1894 в память бракосочетания Их Величеств, с крестным ходом, в котором участвовали самые чтимые столичные иконы. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения построило тогда не новый деревянный храм, а перенесло старый с Николаевской улицы, который под руководством С. П. и В. П. Кондратьевых был быстро собран и освящен 4 декабря архиепископом Выборгским и Финляндским Антонием.
В 1896-1897 вышеназванное Общество по проекту Г. Г. фон Голи возвело рядом трехэтажный дом для школы и библиотеки-читальни. 3 августа 1898 настал знаменательный день - по инициативе о. Александра Васильевича Рождественского, второго священника, было открыто Александро-Невское общество трезвости, которое ставило задачей развивать "не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органическое начало жизни". В него в столице входило более 70 тыс. членов и религиозно-просветительный союз; отделения с собственными храмами работали по всей стране. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, воззваний и листовок, вели поучения и беседы в залах и проповеднических пунктах. В 1914 Общество стало Всероссийским братством и получило храм во временное пользование.
Трезвенники не довольствовались деревянной церковью и стали собирать средства на постройку каменной - 25 тыс. руб. дал для этой цели Император. Здание заложили 25 июля 1904 по проекту акад. Г. Д. Гримма при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, и уже к концу следующего года оно было вчерне готово. 11 мая 1906 на шатровую колокольню высотой в 60 м подняли 1000-пудовый колокол, названный "Отец Александр" в память об умершем основателе Общества. Бесстолпный храм на 4000 человек с большим сферическим куполом и сводом из железобетона был очень просторным и светлым, удачно сочетая черты модерна и традиционной русской архитектуры. Его фасады облицованы декоративным кирпичом, карнизы, оконные наличники и шатер отделаны песчаником.
Украшение церкви несколько затянулась. Наконец, 14 декабря 1908, при пении народного хора, митрополит Антоний освятил главный придел. Через неделю был освящен правый - свт. Николая, а левый - благ. кн. Александра Невского, похоже, так и остался неосвященным, хотя в нем позднее были поставлены иконостас и престол. Образа для главного иконостаса, сделанного по проекту А. Л. Гуна, написали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи; большой наружный образ "Воскресение Христово" исполнил в 1909 художник С. Т. Шелков. В 1913-1914 была закончена наружная отделка церкви, и проф. В. Т. Перминов начал внутри роспись маслом, длившуюся два года, по картонам, с которых делались мозаики для "Спаса на крови".
Среди святынь храма следует назвать прежде всего образ "Воскресения Христова", пожертвованный Патриархом Иерусалимским Дамианом. В нем имелась частица Живоносного Гроба. Другой образ Воскресения был написан на доске мамрийского дуба и подарен Русской Духовной миссией в Иерусалиме. Почитанием пользовались также икона Божией Матери "Неупиваемая чаша", перед которой пьяницы давали свои обеты, и прп. Серафима Саровского, привезенная из Сарова. После принесения обетов служился особый молебен.
У храма были две часовни: одна - при входе с канала, другая - у главного фасада Варшавского вокзала. Вначале, в память выздоровления Императора, Общество веры и милосердия в 1901 освятило на этом месте гранитный киот с иконой И. А. Коркина "Спаситель, протягивающий руку утопающему апостолу Петру", а в следующем году над ним по проекту генерал-майора Н. П. Нечаева был сделан железный футляр в виде часовни.
В 1904 на месте убийства министра Плеве, на Измайловском проспекте, был устроен киот с иконой прп. Серафима Саровского.
Кроме упомянутых многотысячных крестных ходов трезвенников, летом проходили два местных: в Успение - к железнодорожным мастерским, 20 августа - на соседний трубопрокатный завод.
В доме при церкви размещались приходская и воскресная школы, библиотека-читальня, книжный магазин и склад; работали два любительских хора из рабочих и миссионерские курсы. Настоятелем с года освящения служил прот. Петр Алексеевич Миртов, известный церковный публицист и редактор журналов братства.
23 января 1920 в притворе был освящен придел для служб зимой. В октябре 1930 церковь, ставшая обновленческой, закрыта. Часовня у вокзала в 1925 снесена, и на ее месте водружен в 1949 памятник Ленину.
Летом 1989 храм возвращен верующим; в Пасху 1990 в нем состоялась первая служба. 2 апреля 1991 на купол поднят крест. Через год, 20 июня 1992, в храме отпевали известного ученого Л. Н. Гумилева. В 1995 митрополит Иоанн освятил главный придел, в 2004 был малым чином освящен левый - во имя свв. Царственных Страстотерпцев и к юбилею закладки отчеканена медаль.
Осенью того же года установлены постоянные кресты.
 
= Архивные источники =
РГИА. Ф. 797. Оп. 64 (2 отд. 3 ст.). Д. 112; Оп. 78 (2 отд. 3 ст.). Д. 312; Ф. 799. Оп. 25. Д. 1289.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп.86. Д. 28; Ф. 513. Оп. 102. Д. 5621; Ф. 678. Оп. 1. Д. 1203.
= Литература =
Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного воспитания... СПб., 1895. С. 6-21; 1904. С. 29-31; 1905. С. 23-25; 1908. № 3-27; 1909. С. 3-11; 1913-1914. С. 62.
Памятка Воскресенской церкви. СПб., 1896.
Воскресенская церковь Общества распространения... СПб., 1903.
Освящение Воскресенского храма Общества... СПб., 1909.
Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 37-38.
КЗ. 2001. Вып. 8. С. 39-41.
= Периодика =
ВПГ. 1894. № 181; 1901. № 209, 224; 1902. № 117, 224.
ПДВ. 1895. № 1. С. 11-13; 1898. № 38. С. 677.
Зодчий. 1903. № 37. С. 438. Л. 58-60; 1904. № 32. С. 368; 1906. Л. 60.
ПрЦВ. 1894. № 34. С. 1182-1186; 1903. № 37. С. 1421; 1904. № 31. С. 1173-1174; 1908. № 51-52. С. 2525-2528; № 15-16. С. 683.
Инженер путей сообщения. 1996. Вып. 3. С. 31-33.
СПбЕВ. 1991. Вып. 3-4. С. 74-76.
Список сокращений
Всего текстов: 1