версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Замоскворечьеhttp://www.temples.ru/card.php?ID=4512

Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших, что в Средних Садовниках

Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших на Софийской набережной
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 597-600
Церковь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
Софийская набережная, 32
"Софийская набережная названа в XIX в. после устройства в 1830-х гг. каменной набережной по находившейся здесь церкви Софии"[8].
"Первое упоминание о храме датируется 1495 г."[2].
"В XVII в. царские садовники поселились на территории самого сада и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. По церкви была названа и набережная - Софийская"[3].
"Церковь построена царскими садовниками, в саду, который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался"[6].
"Судя по имени, основана во время новгородских походов Ивана III. Первое упоминание относится к 1493 г. Но с 1495 г. церковь надолго перестает существовать и вновь упоминается под 1672 г. В 1682 г. выстроена нынешняя главная церковь в камне. Придел Андрея Первозванного числится с 1722 г. В 1757 г. слева в трапезной освящен придел Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный. В 1868 г. выстроена нынешняя колокольня, старая шатровая была при трапезной. В 1890 г. разобрали трапезную и стали строить новую, где 15 сентября 1891 г. освящен придел Андрея Первозванного, а 8 мая 1893 г. придел св. Николая. Главный иконостас был устроен в 1857 г.
Колокольня стоит отдельно на набережной, выстроена в 1862-1868 гг. архитектором Н. И. Козловским, в ней церковь в честь иконы Богоматери "Взыскание погибших"[2], "устроенная на средства Котова"[5]; "освящена в 1868 г."[2].
"В феврале 1925 г., незадолго до кончины, в храме Софии отслужил литургию св. Патриарх Тихон"[12].
"В храме Софии на Софийской набережной с 1924 г. служил протоиерей Александр Александрович Андреев (род. в 1901 г.). По приезде в Москву он первоначально был с 1922 г. вторым священником в церкви Воскресения в Кадашах, где застал организованное еще до него о. Николаем Смирновым сестричество из прихожанок. В 1924 г. указом Патриарха Тихона о. Александр был переведен настоятелем в Софийскую церковь, где частично из прежних участниц сестричества, а частично из новых создал другое сестричество, собиравшееся на вечерние беседы-агапы, на которых сестры пели духовные стихи из изданной митр. Московским Макарием "Лепты". Они также занимались благотворительностью и помогали в работе по храму. 23 июня в левой стороне колокольни начали устраивать помещение: вверху сводчатая комната была занята спальней, внизу отведена под столовую. По воскресеньям в столовой был бесплатный обед для бедных и сирых. Алтарницей храма стала монахиня Т. из недавно закрытого Зачатьевского монастыря в Москве. Над спальней помещался храм "Взыскания погибших". Была также хорошая библиотека, приобретенная о. Александром у одного еврея, - книги были из Оптиной пустыни и предназначались на обертки.
Церковь, по воспоминаниям участницы сестричества сестры Марии, была маленькая, с лепными украшениями и очень красивым беломраморным иконостасом. Построил ее купец Харитоненко в память исцеления его дочери от болезни ног. Туда сестры собирались в полдень и пели канон Божией Матери, а маленькая Ее икона была с правой стороны - ее держали ангелы на своих руках, изображенные во весь рост. Когда церковь закрыли, она пропала, а некоторые иконы перенесли в церковь Ризположения (вероятно, на Донской ул. - П. П.).
Еще до своего ареста батюшка решил преобразить храм изнутри. Он привез позолоченный иконостас из закрытого монастыря (кажется - Симонова, где был маленький придел Пересвета и Осляби) - (неточно: гробницы Пересвета и Осляби находились в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове близ Симонова монастыря, см. о ней подробнее в части "Город в границах 1917 г." - П. П.). Подняли амвон повыше, и алтарь засиял. Одного из реставраторов звали Василий Баранов, другого Иван. Художником был гр. В. А. Комаровский, он изобразил над средней аркой сюжет "О Тебе радуется всякая тварь", а на столбах, под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах. Наконец, ремонт был закончен - хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта тем не менее в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися, словно горел некий огонек, объединяющий всех.
После ареста о. Александра в 1929 г. церковь вскоре закрыли; библиотека пропала. Внутри обосновался "Союз безбожников". Батюшку сначала выслали в Семипалатинскую область. В 1932 г. он вернулся и служил вторым священником в Рязани. В 1936 г. его снова арестовали и заключили в особый лагерь в Мариинске, а в 1937 г. на день Введения Божией Матери во храм он был расстрелян"[9].
"Икона Богоматерь Владимирская, конца XVII в., московской школы, из церкви Софии "в Средних Садовниках", в 1933 г. поступила в Третьяковскую галерею из фонда МОНО (Моск. отдела народного образования)"[10].
После закрытия в храме располагалось жилье. В 1965 г. М. Л. Богоявленский записывал: "Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами отвалилась, некоторые кирпичи выскочили, а в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е гг. реставрировалась".
Ленивая реставрация самого храма началась в 1976 г. К 1983 г. было почти полностью восстановлено покрытие с кокошниками и пять главок, но конец реставрации еще далек. Вновь сделаны наличники XVII в. Внутри работает Лаборатория термомеханической обработки (!) Института стали и сплавов. В 1960-1980-х гг. в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой". Храм стоит на гос. охране под № 6[11] вместе с колокольней.
К 1990 г. на церкви восстановлены главы без крестов. Реставрация прекращена, убраны леса, но работа далеко не доделана: кое-где штабеля кирпича просто впихнуты без соединения их раствором в стены над окнами (!). Хозяева те же; но в колокольне они чуть исправили свое имя - теперь это ССО "Союзтрубопроводстрой" Миннефтегазстроя.
 
[1] Александровский, № 131 и 408 (колокольня).
[2] Рукопись Александровского, № 97 и 380 (соответственно).
[3] Сытин. С. 355, 357.
[4] Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг. М., 1977. Фото № 8.
[5] Список Бахима, № 120.
[6] Синодальный справочник.
[7] Материалы. С. 898.
[8] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 280.
[9] Мученики XX в. Сестра Мария. Православное сестричество при московском храме Св. Софии (публикация Н. Шеметова) // Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; Москва. 1983. № 138. С. 195-214.
[10] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. С. 302.
[11] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 79.
[12] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 3. С. 6.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 584.
Список сокращений
Всего текстов: 1