Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868, с. 91-102 (паг. 1-я)
Ипатиевский монастырь основан родоначальником фамилии Годуновых, татарским Мурзою Четом, в св. крещении Захариею, в 1330 году, на правом берегу реки Костромы, недалеко от впадения ее в реку Волгу, в 1/2 версты от г. Костромы с западной стороны; монастырь отделяется от города рекою Костромою. Захария построил монастырь Ипатиевский в благодарное воспоминание чудесного явления ему Божией Матери с Предвечным Младенцем и с предстоящими в молитвенном положении святыми апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Это чудесное явление Чету последовало в то время, когда Чет, привлекаемый доброю славою Московского князя Иоанна Даниловича Калиты, оставив орду и веру отцов своих, ехал на службу к христианскому Государю и остановился близ Костромы для обычного роздыха.
История Ипатиевского монастыря разделяется на три, неравные между собою по числу лет, периода. К первому периоду относится все время от основания монастыря до прекращения его самостоятельного существования, или от 1330 до 1744 года. Этот период составляет время постепенного развития монастыря в нравственном и хозяйственном и время славы и величия в историческом отношениях. К концу этого периода Ипатиев монастырь занял видное и почетное место в отечественной истории. Ко второму периоду принадлежит время упразднения Ипатиевского монастыря, постепенного упадка его экономического состояния и перехода к безвестности. Этот период заключает в себе 91 год времени - от 1744 по 1835. Наконец, 3-й период обнимает собою историю возрождения Ипатиевского монастыря и возвращения ему заслуженного, но утраченного не по его вине, достоинства и самостоятельности. Этот период начинается с половины 1835 года.
Построив монастырь и снабдив его всем нужным, Захария не переставал благодетельствовать ему и после до конца своей жизни[1]. Многочисленные потомки его и между ними особенно род Годуновых были усердными почитателями и щедрыми вкладчиками Ипатиевского монастыря, особенно в конце XVI и в начале XVII века, Дмитрий и Борис Годуновы. Вследствие сего Ипатиевский монастырь имел полную возможность не только поддерживать прежние церковно-монастырские здания, но и созидать оные вновь и украшаться внутри и извне. И как по богатству церковно-монастырских зданий, так и по значительному количеству владеемых им деревень, земель и разных угодий, и, наконец, по данным ему в разное время правам и преимуществам, Ипатиевский монастырь сделался знаменитою обителью и в конце XVI века уже назывался великою Лаврою[2]. В первом периоде своего существования Ипатиевский монастырь находился постоянно в непосредственном ведении и управлении сначала митрополитов всероссийских, потом патриархов и наконец Св. Синода. В 1599 году царь Борис Феодорович Годунов учредил в Ипатиевском монастыре архимандрию, дозволив архимандритам сего монастыря священнодействовать в архиерейской шапке, с панагиею и на коврах. Во время патриархов архимандриты Ипатиевского монастыря были главными правителями не только всех монастырей, соборов и церквей Костромского края, но и некоторых монастырей других епархий, как то: Переяславского, Горицкого и Кирилло-Белоезерского; председательствовали на Десятильничем Дворе, производя суд и расправу со старостами поповскими. Вотчины ипатские освобождены были по царским грамотам от суда воеводского и волостельского, с известными ограничениями, а по грамотам патриаршим от надзора и суда патриарших десятильников.
Настоятели Ипатиевского монастыря были: а) с 1330 по 1599 год, т.е. в продолжение 269 лет, игумены; б) с 1599 по 1744 г., т.е. в течение 145 лет, архимандриты, а с сего времени, т.е. со времени учреждения Костромской епархии, Ипатиевский монастырь поступил в непосредственное заведывание Преосвященных епархиальных Архиереев. Кто был первым настоятелем Ипатиевского монастыря, об этом не сохранилось в монастырском архиве сведений. Известны только 5 игуменов, управлявших сим монастырем. Один из них (Феогност) был настоятелем Ипатиевского монастыря с 1445 года. Последний из игуменов сего монастыря был Варлаам, заведовавший монастырем по 1589 год. Настоятелей с саном архимандрита было 27. Некоторые из архимандритов Ипатиевского монастыря были советниками и членами Св. Синода в 1-й половине XVIII века. Первый епископ Костромской епархии, преосвященный Симон Тодорский, был из настоятелей Ипатиевского монастыря с званием члена Св. Синода, которое сохранено было за ним и по рукоположений его в епископа. Епархиальных епископов, управлявших Ипатиевским монастырем с 1744 по 1857 год, было 15.
Обитель Ипатиевская, как благочестивое знамение веры и любви к Богу Богопросвещенного Захарии, и как место, возлюбленное Богом, привлекала к себе многих благочестивых чтителей не только из бояр и вельмож, приближенных к престолу великих князей и царей Московских[3], но и самих благочестивых князей и царей. Так в 1382 г. великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, бывши в Костроме для набора войска против Тохтамыша, благоговейно посещал, с супругою и детьми своими, еще юную тогда обитель Ипатиевскую и в ней возносил теплые молитвы к Триипостасному Богу о избавлении России от врагов. В 1409 г. великий князь Василий Дмитриевич, по нашествии татарского князя Эдигея на Москву, бывши в Костроме, с тою же целью, как и отец его, нередко посещал с супругою и детьми своими Ипатиевскую обитель и здесь просил у Господа сил и помощи против сил вражеских. В 1433-1434 г. великий князь Василий Васильевич Темный дважды укрывался в Костроме во время междоусобной войны с Галичским князем Юрием Дмитриевичем за великокняжескими престол и искал себе душевного утешения в Ипатиевской обители, которую щедро награждал. В начале XVII века, по изволению премудрого Промысла, Ипатиевский монастырь прославился такою славою, какой не имел до него ни один из русских православных монастырей. В стенах Ипатиевской обители в 1612 году, в тяжкое время междуцарствия, укрылся от врагов Родоначальник ныне благополучно Царствующего в России Дома, Михаил Феодорович Романов, с матерью своею, инокинею Марфою Иоанновною. Здесь же, в Троицком соборе Ипатиевской обители, быв убежден ходатайством Московского посольства и костромитян, 14-го марта 1613 г. юный Михаил принял скипетр Русского самодержавия, хоть и после продолжительного колебания, но с полной преданностью воле Божией, которая выражалась в единодушном избрании народа русского, и таким образом сделавшись Спасителем Веры и Царства[4] от продолжительных смут междуцарствия, по воле Божией, положил начало многовекового счастья России. С этого времени Ипатиевский монастырь, послуживший колыбелью Царственного Дома Романовых, получил почетную известность и пользовался особенным вниманием не только Царя Михаила Феодоровича[5], его Родителя, Святейшего Патриарха Филарета и Державнейшего сына его, Царя Алексея Михайловича, но и позднейших потомков их. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович и сами давали большие вклады в Ипатиевский монастырь, свидетельствовавшие о их глубоком уважении к сей обители, и укрепляли за сим монастырем вклады других жертвователей, также подтверждали права и преимущества, дарованные ему прежними Государями - великим князем Василием Васильевичем, Царями и великими князями Иоанном Васильевичем, Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Василием Иоанновичем[6]. В конце XVII века (1698 г.) Патриарх Адриан, в подтверждении прав настоятелей Ипатиевского монастыря на производство суда над людьми духовными и светскими в делах духовных, дал архимандриту Ипатиевского монастыря Паисию указ с подробным изложением обязанностей его, как судьи духовного, и подсудности ему всех духовных и светских лиц Костромского края по делам духовным.
Во 2-м периоде своего существования, т.е. со времени учреждения Костромской епархии, или с 1744 по 1835 г., в продолжение почти целого века (91 г.), Ипатиевский монастырь начал постепенно клониться к упадку. С открытием епископской кафедры в Костроме, Ипатиевский монастырь упразднен и в нем учреждены: кафедральный Троицкий собор и Архиерейский дом с крестовой церковью. С учреждением же в 1764 г. монастырских штатов, от него отобраны села и деревни и почти все угодья. Хотя и после этих больших перемен в судьбе Ипатиевского монастыря, сохранилось название его[7]; но экономическое состояние его пришло в полный упадок. Все обветшало, разрушилось и требовало неотложного исправления, а средств не было. В таком положении упраздненный Ипатиевский монастырь находился в конце XVIII и начале XIX столетий. Чтобы сделать самые необходимые поправки по монастырю, преосвященный Костромской Евгений исходатайствовал в Св. Синоде дозволение пользоваться доходами от Костромского Успенского собора, в размере 1000 руб. (ассиг.) в год. Этим способом преосвященный в течении 7 лет (в 1800 по 1807 г.) успел исправить в монастыре все необходимое, кроме Архиерейского дома, который только в 1822 году отстроен на суммы (57 т. руб., ассиг.), отпущенные по ходатайству Св. Синона из Государственного казначейства.
В продолжение этого периода, который можно назвать временем исторической безвестности Ипатиевского монастыря, обитель сия имела только одно достопамятное событие, вызвавшее из двухвекового забвения древнюю ее славу. Это посещение Костромы и бывшего Ипатиевского монастыря Императрицею Екатериною II 14-го мая 1767 года. При этом случае преосвященный Костромской Дамаскин в приветственной речи Государыне напомнил о важном историческом значении этой многовековой обители.
В 1834 году, во время Высочайшего путешествия Благочестивейшего Государя Императора Николая I по внутренним губерниям, 7-го октября в 5 часов пополудни Его Величество изволил въезжать в Кострому (проездом из Ярославля по летней луговой дороге) подле Ипатиевского монастыря. Здесь Государь был встречен Костромским преосвященным Павлом, который в краткой, но выразительной речи изложил пред любомудрым Императором великую заслугу, оказанную Ипатиевским монастырем России через сохранение жизни Михаила Феодоровича. На другой день, когда Государь изволил быть в Костромском Успенском соборе, тот же архипастырь, поднося Его Императорскому Величеству копию с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, объяснил, что икона сия приносима была из собора в Ипатиевский монастырь в тот незабвенный день, когда Россия, в лице Московского посольства и костромских жителей, умоляла Михаила Феодоровича принять скипетр русского самодержавия, что с того самого дня - 14-го марта 1613 года, в который Михаил Феодорович в Ипатиевском монастыре вступил на всероссийский престол, по Его Царскому повелению установлено в 14-й день марта торжественное празднование Феодоровской иконе Богоматери, доселе неизменно совершающееся в Костроме[8]. Государь с удовольствием выслушал это объяснение Архипастыря, обратил особенное внимание на обитель священномученика Ипатия и Высочайше повелел представить соображения о способах к приведению Ипатиевской обители, справедливо называемой колыбелью Царствующего дома[9], в прочное и лучшее состояние и о том, как придать оной более наружного величия и благолепия. В то же время Костромское дворянство просило Государя Императора разрешить увековечить событие воцарения Михаила Феодоровича в Ипатиевском монастыре сооружением памятника.
В 1835 году последовало Высочайшее соизволение и на улучшение Ипатиевского монастыря и на сооружение памятника, но не в Ипатиевском монастыре, а на городской площади, которую повелено именовать Сусанинскою, по имени костромского крестьянина Ивана Сусанина, положившего свою жизнь за Царя Михаила Феодоровича, "спасителя веры и царства". По Высочайше утвержденному в 3-й день июня 1835 года докладу Св. Синода Ипатиевский монастырь соединен с Архиерейским домом, по примеру Московского кафедрального Чудова монастыря, и наименован первоклассным кафедральным; затем кафедральным собором, штат которого в течение 91 года (с 1744 г.) был в Ипатиевском монастыре, учрежден Костромской Успенский собор. Высочайшее повеление Государя Императора Николая I об улучшении Ипатиевского монастыря как внутри, так и снаружи, началось немедленно. Многое сделано по монастырю при жизни Николая I, но большая часть улучшений, как внутренних, так и внешних, совершена в благополучное царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича.
Замечательнейшие древности Ипатиевского монастыря.
Зданий, современных основанию Ипатиева монастыря, не сохранилось. Древнейший по времени сооружения храм в Ипатиевском монастыре есть Троицкий собор с приделами св. апостола Филиппа, священномученика Ипатия и преподобного отца Михаила Малеина. Этот собор построен в 1650-1652 годах, по поведению Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Иосифа, иждивением монастырским, на месте того же имени храма, который в 1649 году 29 января разрушился.
Замечательнейшие из св. икон, находящихся в сем храме, суть следующие: 1) местная икона Живоначальной Троицы, на кипарисной дске, украшенная золотом, серебром и драгоценными камнями, приложенная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1600 году; 2) местная икона Божией Матери Тихвинской, древнего письма, богато украшенная. Эта икона издавна почитается чудотворною и носится как при генеральных крестных ходах в Костроме, так и при священнослужениях в дни храмовых праздников в городских церквах. С некоторого времени (не более 10 лет) благочестивые чтители сей святыни начали усердствовать к прославлению ее и в окрестных селах и деревнях, приглашая сию икону для крестных ходов, учрежденных в воспоминание местных событий; 3) за правым столпом большая икона Живоначальной Троицы на кипарисной дске с драгоценными украшениями, высокой работы, приложенная Дмитрием Иоанновичем Годуновым в 1593 году; 4) у правого клироса хоругвь, шитая золотом и серебром с священными изображениями на обеих сторонах, вклад Царя Алексея Михайловича; 5) на левой стороне богато украшенный образ св. Димитрия Селунского, в житии, вклад (1586 г.) боярина Дмитрия Иоанновича Годунова; 6) пред местным образом Спасителя на аналогии, в сребро-позлащенном ковчеге с многими мощами св. угодников Божьих, хранится часть ризы Господней, которая в 1626 году прислана в сию обитель Царем Михаилом Феодоровичем и святейшим Патриархом Филаретом; 7) за левым столпом замечательна икона Божией Матери так называемая "Воплощение" по своей древности и своему отличному писанию. Вообще, по отзыву знатоков древности, в Троицком соборе древних высокого достоинства икон более, нежели в Московском большом Успенском соборе. 8) При южных дверях храма, в вызолоченной киоте, драгоценный мозаический образ Святителя Николая Мирликийского, работы русского художника Сиверса. Этот образ доставлен в Ипатиевский монастырь 27-го июля 1856 г. особою депутацией от Черниговского дворянства, которое принесло сей драгоценный дар в Ипатиевскую обитель в память благополучно и благотворно исполнившегося 25-летия царствования Императора Николая I.
В приделе преподобного Михаила Малеина находится чудотворная икона сего угодника Божия, прославившегося в двадцатых и тридцатых годах настоящего столетия. К сему приделу присоединяется ризничная палатка, в которой есть несколько замечательных, по древности и по богатству, украшений, напрестольных евангелий, священных сосудов и т.п., также святительских облачений. Здесь же хранятся присланные в 1836 г., по Высочайшему повелению, из Московской Грановитой палаты большой серебряный ковш и деревянный посох Царя Михаила Феодоровича. Под Троицким собором, на южной стороне, в 1768 году устроен придельный храм во имя праведного Лазаря, тщанием Преосвещенного Дамаскина. В 1822 году Преосвященным Самуилом, по исправлении в сем храме ветхостей, он вновь освящен.
Новейшие постройки в Ипатиевском монастыре.
Прочие храмы, современные Троицкому собору, равно и те, которые построены были после сего собора, частью разобраны за ветхостью и упразднены, частью перестроены были в конце прошедшего и в начале текущего столетий. Полное же обновление церковно-монастырских зданий и приведение Ипатиевского монастыря, согласно Высочайшей воле Государя Императора Николая I, в благолепное состояние совершилось в течение последних 10 лет, именно с 1857 по 1867 год.
1. В 1857 году кончена постройкою, на ассигнованную из казны сумму, церковь во имя св. мучеников Хрисанфа и Дарии. Церковь сия, начатая постройкою в 1854 г.[10], 10-го мая 1859 года освящена Преосвященнейшим Платоном в присутствии высших гражданских чиновников Костромской губернии. Построение в Ипатиевском монастыре церкви во имя св. мучеников Хрисанфа и Дарии, по воле блаженной памяти Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, имеет целью увековечить в памяти не только костромитян, но и всей России, одно из важнейших событий отечественной истории. Память св. мучеников, именем которых посвящен этот храм Ипатиевской обители, празднуемая православной церковью 19-го марта, соответствует незабвенному для русской церкви и русского государства событию - изшествию 19-го марта 1613 года Благоверного Государя, Царя Михаила Феодоровича Романова, из Ипатиевекой обители, где он имел пребывание и где был умолен принять и принял скипетр самодержавия, в царствующий град Москву на спасение веры и царства[11]. В сей церкви иконостас устроен в древнем византийском виде и удостоился Высочайшего одобрения Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны в 1858 году, когда Их Величества осчастливили своим посещением Ипатиевскую обитель. Тогда же Высочайше повелено произвести стенное расписание в церкви св. мучеников Хрисанфа и Дарии в строго византийском стиле. Ныне это Высочайшее повеление приведено в исполнение. По рисункам академика Солнцева окончены работы по расписанию сей церкви художником Софоновым за счет казны. Церковь освящена и открыта для Богослужений.
2. Теплая Рождество-Богородицкая церковь с приделом св. Иоанна Златоустого, в 1760-1764 годах перестроенная из прежде бывшей, по указу Св. Синода, от 11 мая 1859 г. за №4065, за ветхостью назначена к перестройке на ассигнованную от казны сумму и в том же году разобрана до основания. На место этой обветшавшей церкви в 1860-1863 годах воздвигнут новый великолепный собор, который был заложен и освещен Преосвященнейшим Платоном 2-го февраля 1864 года.
3. 4-го февраля того же года освящен также Преосвященнейшим Платоном придельный храм во имя трех Святителей.
4. В 1864 году усердием и иждивением г-жи полковницы Надежды Деспот-Зенович, в нижнем этаже Рождество-Богородицкого собора, устроен храм во имя Божией Матери, в честь ее иконы Смоленской-Шуйской. В нем устроен весьма изящный иконостас, для которого г-жей Деспот-Зенович пожертвованы свои родовые иконы, числом до 50, заслуживающие внимания как по своему письму, так и по окладам довольно ценным. Она же снабдила сию церковь в достаточном количестве утварью, ризницею, полным кругом богослужебных книг и другими необходимыми принадлежностями для храма. Освящен этот храм 1-го ноября 1864 г. В сей церкви, с самого дня освящения, совершается неусыпающее чтение псалтыри с поминанием царственных благодетелей обители и всех других усердствующих.
Реставрации и торжественное освящение покоев Царя Михаила Феодоровича.
В 1860-1863 годах, по Высочайшему повелению, производилась реставрация существующих в Ипатиевском монастыре покоев, в которых имел пребывание в 1606-1613 годах Царь Михаил Феодорович. Реставрация этих покоев во вкусе XVII века производилась на суммы придворного ведомства[12] по Высочайше утвержденным планам, под наблюдением Архитектора Московской дворцовой Конторы.
По Высочайшему повелению, изъясненному в отношении господина министра Императорского двора от 15 сентября за №4364, покои сии 29 сентября 1863 г., по совершении Божественной литургии, в присутствии президента Московской дворцовой Конторы, князя Трубецкого, начальника Костромской губернии и всех высших губернских чинов, освящены Преосвященнейшим Платоном по церковному чину, при содействии всего духовенства г. Костромы.
При этом торжестве от Ипатиевской обители, в благословение обновленному дому, принесена древняя икона Успения Божией Матери и Неопалимой Купины с тою мыслью, что как Великая Государыня Марфа Иоанновна поручила Царя Михаила Феодоровича покрову и заступлению Царицы небесной, так Ее же покрову и охранению поручается и дом Царя Михаила Феодоровича.
Обновление зданий архиерейского дома.
В 1862 г. окончена капитальная перестройка здания ветхого Архиерейского дома, около 20 лет бывшего в запустении. Суммы на эту перестройку отпущены от Святейшего Синода.
В возобновленном здании устроены удобные помещения для Архиерея и для крестовой братии Архиерейского дома. Внутри сего здания устроена на средства монастыря малая крестовая церковь.
Особенности хозяйственного состояния Ипатиевского монастыря и Архиерейского дома.
Ипатиевский монастырь вместе с Архиерейским домом имеет в своем владении следующие оброчные статьи: 1) две мукомольные мельницы на рр. Черной и Андобе; 2) несколько рыбных ловлей в озерах: Святом и Варском и по речкам Игуменке, Узоксе и близ погоста Веж; 3) четыре сенокосные пожни и 4) небольшое количество пахотной земли. От отдачи этих статей в арендное содержание Архиерейский дом и Ипатиевский монастырь получают до 1500 р. в год. В видах воспособления средствам Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря, указом Св. Синода от 19 марта 1862 г. за №750, разрешено учредить при монастыре заведение для выделки церковных восковых свечей, чтобы снабжать ими церкви Костромской епархии. При первоначальном обзаведении помещения и инструментов, при занятом на проценты капитале для покупки воска, при возвышающейся постоянно дороговизне воска, при соперничестве купцов, свечное производство не приносит значительных выгод для Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря.
Державная воля блаженной памяти Благочестивейшего Государя Императора Николая I о приведении Ипатиевского монастыри в вид благолепный, в краткое время царствования Благочестивейшего Сына Его, Государя Императора Александра Николаевича, приведена в исполнение с истинно царскою щедростью. В течение 10 лет (с 1857 по 1867 г.) употреблено на возобновление Ипатиевского монастыря до 100 т. руб. сер. Кроме сего при Высочайшем посещении Ипатиевского монастыря Государем Императором в 1858 году, Всемилостивейше пожаловано в Ипатиевский монастырь, в память Высочайшего посещения сего монастыря, 1000 руб. сер. Для поддержания всех зданий в исправности обитель нуждается в более прочных средствах.
Штат Архиерейского дома и Ипатиевского монастыря.
В первоклассном Ипатиевском монастыре и соединенном с ним Архиерейском доме положено по штату 1835 г.: монашествующих 27, в том числе наместник - 1; иеромонахов, из коих быть и ризничему - 8; иеродиаконов - 5; звонарей - 4; сторожей - 4; нижних служебных монахов - 5.
Налицо состоит 19, не достает против штата 8; послушников 9, в том числе 2 диакона.