Дионисий [Хитров Д. В.] Обозрение церквей Уфимской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Дионисием, епископом Уфимским и Мензелинским, с 30 мая по 24 июня 1889 года. // Уфим. епарх. вед. Уфа, 1890, №6, с. 200-202
Село Налим.
Церковь здесь деревянная, ветхая, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Подле сей церкви заложена огромная каменная церковь с таковою же колокольнею, но по раздорам строителей и по внушению недоброжелателей более 15 лет вновь не строится. Между тем колокольня была уже выстроена до колокольных простенков. Я склонял прихожан отложить всякую неправду и, помолясь Богу, приняться за Божие дело; тем более, что у них в церкви на сей предмет и денег более 5 тысяч рублей. На мое предложение они охотно согласились, но исполнят ли данное мне обещание, Бог весть.
Налимский приход состоит из десяти деревень; из коих шесть русских, где живут бывшие помещичьи крестьяне, не в дальнем расстоянии от церкви; две инородческих: Федоровка и Сармаш, где живут крещеные инородцы, тоже не в дальнем расстоянии от церкви; деревня Баткак, где крещеные инородцы живут вместе с отпавшими в магометанство (в 18-ти верстах от церкви); деревня Кашир-Баш, где инородцы, все отпавшие в магометанство (от церкви в 25 верстах).
Всех православных в приходе сел 1100 душ муж. пола. 1196 - женс. - Раскольников 4 человека муж. пола. Раскольники эти (переселенцы из Пензенской губернии), живя вместе с православными, держатся раскола слабо; жены и дети их ходят молиться в церковь и в посты говеют. Инородцев, исповедающих православную веру, 532 души муж. пола, 549 - женс. - Инородцев отпавших 203 муж. пола, 181 женс. Отпавшие инородцы окружены татарами и находятся под их влиянием и магометанской пропаганды. Обратить их к христианству трудно...
При селе есть народная от Земства школа, в которой русские и инородческие дети обучаются вместе. В 1888 году учеников было до 60 человек, из коих выдержали экзамен только 3 мальчика (2 русских и 1 инородец). Учительница из инородцев, получила образование в женской прогимназии. Кроме означенной школы, есть еще две миссионерских школы: в инородческое деревне Федоровке и Баткаках. В Федоровской школе обучалось до 20 мальчиков инородцев, а в Баткакской 12 мальчиков инородцев и 5 русских. Федоровский учитель получил образование в Казанской Центральной крещено-татарской школе; а Баткакский учитель получил образование в Налимской народной школе. Мальчики читают молитвы твердо, но по-русски понимают плохо; так я одного из учеников спросил: был ли он у исповеди и св. Причастия? отвечал отрицательно. Тогда все другие громко возгласили: "как не был? а на первой-то неделе разве не ты приобщался"? - тогда он сказал: "исповедался и приобщался".
N. B. Средства к содержанию причта очень скудны, потому что большая часть прихода состоит из русских, бывших помещичьих крестьян, малоземельных, не знающих никаких других занятий, кроме земледелия. Земли же пахотной для причта 30 десятин. Следует ходатайствовать о жалованье причту...