Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 452-453
Церковь Рождества Христова в Палашах
М. Палашевский пер., 3, Б. Палашевский, ныне Южинский, пер.
"На месте нынешнего Музея революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М. Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь "Рождества в Палачах", по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками"[5]. "Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу "Палаши", где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши - род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и "торговой" казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в Палачах"[6].
"Церковь сооружена в 1573 г. Иваном Грозным"[3].
"Церковь основана в начале XVI в. Вновь выстроена в 1573 г. В 1657 г. была еще деревянной. Каменная освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери "Взыскание погибших". В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г., в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви - она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г."[2].
"Храм Рождества в Палашах был приходской церковью семьи Цветаевых, живших рядом в Трехпрудном переулке. И дом Цветаевых, и храм объединила та общая судьба, которую еще в 1910 г. предчувствовала 18-летняя Марина:
Будет скоро тот мир погублен,
Посмотри на него тайком,
Пока тополь еще не срублен,
И не продан еще наш дом"[9].
"В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон"[12].
"Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г."[2]. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков Всероссийского хорового общества.
Святыня храма - икона Богоматери "Взыскание погибших" - уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. "Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией Матери "Взыскание погибших" разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т. Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"[10].
[1] Александровский, № 25.
[2] Рукопись Александровского, № 190.
[3] Синодальный справочник.
[4] Список Бахима, № 517.
[5] Сытин. С. 413.
[6] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 228.
[7] Материалы. С. 615.
[8] Православный церковный календарь на 1979 г. М., 1979. С. 56.
[9] Разрушенные и оскверненные храмы. Франкфурт-на-Майне, 1980. С. 152.
[10] Праве Л. Икона Божией Матери "Взыскание погибших" // Журнал Московской Патриархии. 1980. № 2. С. 24-26.
[11] Никольский В., свящ. Чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших", что при московской Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900.
[12] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 3. С. 6.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.