версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Земляной городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=2325

Церковь Илии Пророка Обыденного

Илие-Обыденская церковь
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 284-289
Церковь Илии Пророка "Обыденного"
2 Ильинский, ныне 2 Обыденский, пер., 6, угол 3 Ильинского, ныне 3 Обыденского, пер., 5
"Обыденские переулки названы в 1922 г. по стоящей в них церкви Илии Обыденного. Прежнее название - Ильинские - было дано в XVIII в. по этой же церкви"[10].
"Три переулка - 1, 2 и 3 Обыденские названы по стоящей в них доныне церкви Ильи Обыденного. В XV-XVII вв. она была деревянной, построенной, по преданию, в течение одного дня (отсюда прозвание "обыденная". - П. П.), вероятно, из готовых срубов, продававшихся тогда на лесных рынках Москвы"[3].
"Очевидна в Москве связь с Киевом. Опоясанное ручьем Черторыем одно из древнейших в столице городищ - Киевец - имеет храм пророка Ильи, как в древнем Киеве"[11].
"Письменное упоминание старой церкви от 20.3.1611 г. Известна также в 1625 г."[4].
"В 1702 г. заменена каменной"[3].
"Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной"[5].
"Недалеко от стены Белого города, подходившей к Москве-реке, напротив его башни, украшенной семью шатрами, стояла маленькая деревянная Ильинская "обыденская" церковка, построенная "обыдень" - в один день, по обещанию, обету. В 1612 г., в год победы русского ополчения над польско-литовскими интервентами, недалеко от этих мест, у Арбатских ворот, находились главные силы русского ополчения под командованием Дмитрия Пожарского и его соратников. Перед решающим сражением 24 августа, разгоревшимся в Замоскворечье, ополчение было передвинуто к берегу Москвы-реки, а сам "князь Дмитрий же Михайлович с своей стороны ста у Москвы-реки, у Ильи пророка Обыденного". Здесь находился его штаб, отсюда он в опасный момент переправился через реку и принял непосредственное участие в сражении с войском гетмана Хоткевича, стремившегося прорваться на помощь польскому гарнизону, осажденному в Китай-городе и Кремле.
Здание церкви - памятник русской архитектуры, находящийся на государственной охране, - построено в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным, о чем свидетельствует надпись на доске, заложенной в северную стену. Трапезная 1819 г. была перестроена в 1866-1868 гг. и тогда же сооружена по проекту архитектора А. С. Каминского высокая (около 36 м) колокольня.
По церкви окружающие ее переулки назывались Ильинскими и Обыденскими"[17].
"Главная церковь построена в 1702 г. думным дьяком Г. Ф. Деревниным. Нынешняя трапезная и колокольня 1866-1868 гг., по проекту архитектора А. С. Каминского (до этого она перестраивалась в 1703 и 1818 гг.). При последнем построении в 1867 г. трапезная была увеличена в западную сторону.
Южный придел Петра и Павла, 1818 г. Из старых образов в храме сохранялась икона пророка Ильи XVI в., образ Усекновения и образ Спаса работы С. Ф. Ушакова.
Северный придел преп. Симеона и Анны пристроен в 1706 г., перестроен бригадиром Н. А. Болкуновым"[2].
"При церкви церковно-приходская школа в память государя императора Александра II для детей обоего пола в церковном доме и богадельня для бедных женщин в память государя императора Александра Николаевича"[6].
В 1957 г. была опубликована интересная статья свящ. С. Борздыки, посвященная истории ц. Илии Обыденного: "Храм и переулок, в котором он расположен, носят название "обыденных", ибо в далекие времена на месте теперешней каменной церкви находилась деревянная, созданная "обыденкой", то есть в один день. Название храма напоминает о замечательном благочестивом обычае наших предков, широко распространенном в древней Руси. Обыденные храмы (большей частью деревянные, реже каменные) строились "всем миром", "народно". Дневной цикл труда, посвященного Богу, символизировал кругооборот всей человеческой жизни, а общее посильное участие всех членов прихода являлось выражением христианских начал жизни - братского единения и любви во Христе. Обыденные храмы нередко строились по обету за избавление от нашествия иноплеменных или стихийных бедствий, а также с целью умилостивления - во времена голода, повальных болезней и т.д. Большинство в общем числе обыденных церквей составляют "моровые", построенные во время чумных эпидемий XIV-XVII вв." (см.: Кожевников В. Обыденные храмы в Древней Руси. М., 1900).
Дату построения первоначального деревянного храма прор. Илии можно предположительно отнести к кон. XV в., во всяком случае, он был создан не позже кон. XVI в., на что указывает синодик, составленный между 1589 и 1607 гг., хранившийся в ризнице храма. Первое же документальное свидетельство о нем относится к нач. XVII столетия - это "Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы" келаря Троице-Сергиевской обители Авраамия Палицына, в котором говорится, что в период борьбы с поляками в 1612 г. он, Авраамий, совершал молебствие "о побеждении на враги на месте, идеже бе Обыденный храм во имя св. пророка Илии". Во второй половине XVII в. храм пользовался большим почитанием со стороны московских царей, совершавших сюда торжественные "выходы". Особенно любил молиться в нем царь Алексей Михайлович. Богослужения в этом храме в то время часто совершали русские Патриархи. В летние праздники, а также во время засухи с молением о дожде к храму св. прор. Илии шли из Кремля крестные ходы, отличавшиеся большим благолепием и пышностью. От этого времени в церкви сохранилась драгоценная напрестольная Плащаница, дар одного знатного прихожанина, сделанный в 1689 г. Ее атласная основа расшита серебром и шелком; раньше она полагалась на св. Престоле во время Пасхального богослужения, теперь бережно хранится в ризнице храма.
В 1702 г. на месте деревянной церкви сооружается каменная. Она выстроена в виде квадратной палаты с одною главой и отделена от алтаря капитальной каменной стеною с тремя пролетами, а от пристроенной впоследствии трапезной - глухой каменной стеной с одним пролетом. Алтарный полукруг нераздельный, помост его возвышен от храма на две ступени. В храме три света, столбов среди церкви нет. Высота его 15 с третью сажен, ширина внутри 12,5 аршин, длина 12 аршин, за исключением алтаря, имеющего 11 аршин длины и 12,5 аршин ширины. Иконостас главного алтаря семиярусный, высокий, на самом верху его резное Распятие.
В создании нового храма, которое совершалось с благословения митрополита Стефана Яворского, принимали участие многие жители Москвы. Главными совершителями были два брата Деревниных - Василий Федорович и думный дьяк Гавриил Федорович (сотрудник и сподвижник многих выдающихся людей своей эпохи). Об их храмозданном труде напоминают беломраморные доски с золотыми надписями, установленные на месте их погребения - по обе стороны арки, соединяющей основную церковь и трапезную.
Ввиду того, что выстроенный храм был холодным, для совершения служб в зимнее время потребовалось пристроить теплую трапезную церковь. Строительство ее с престолом свв. Симеона и Анны было закончено в 1706 г. В 1748 г. церковь, в особенности ее трапезная, пострадали от сильного пожара. Только благодаря тому, что прихожане беспрерывно подавали воду из Москвы-реки, им удалось сохранить ее основные сокровища. В 1753 г. придел был возобновлен "по благословению преосв. Платона, архиеп. Московского, усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова", как об этом повествует памятная доска, вделанная в северную наружную стену.
Малая вместительность зимней церкви неукоснительно ставила вопрос о ее расширении, которое было произведено в нач. XIX в. на пожертвования прихожан. В 1819 г. увеличивается трапезная церковь, в которой освящаются уже два престола: левый прежний Симеона и Анны и новый правый Петра и Павла (названный так согласно завещанию главного жертвователя Петра Васильевича Панова, ум. в 1817 г.). В 1837 г. храм был обнесен каменной оградой, а в 1847 г. пол в нем устлан каменными плитами. В 1866 г. была разобрана и вновь возведена западная часть церкви, что было вызвано образовавшейся в стене трещиной.
В 1866-1867 гг. в церкви проводились большие ремонтно-реставрационные работы. Над пристроенной просторной каменной закрытой остекленной папертью вознеслась пирамидальная колокольня в четыре яруса. В приделах трапезной были сооружены новые трехъярусные однотипные иконостасы. Стены храма вновь покрыли живописью, преимущественно на темы жития пророка Илии.
В крупных вкладах на благоустройство храма среди других принимали участие А. Д. Третьякова и два ее сына - П. и С. Третьяковы, известные деятели отечественной культуры. 9 июля 1868 г. реконструированная трапезная и новая колокольня были освящены митр. Московским Иннокентием (Вениаминовым) - это была его первая литургия по назначении на московскую кафедру (ныне митр. Иннокентий причислен к лику святых. - П. П.). Значительный ремонт и обновление церкви были и в 1902 г., когда было торжественно отмечено 200-летие каменного храма.
Деятельность прихода не ограничивалась заботой о благоустройстве самой церкви. В 1875 г. по инициативе ктитора В. Д. Коншина при церкви была устроена школа для детей, давшая начальное воспитание более 300 мальчиков и девочек.
После 1917 г. церкви Илии Обыденного совершенно не коснулся обновленческий раскол, несмотря на активную деятельность обновленческого центра в непосредственной от нее близости. В первый год Великой Отечественной войны взрывом фугасной бомбы, упавшей около храма, ему были причинены значительные повреждения, но они были ликвидированы в самое короткое время, и служба возобновилась. Даже при воздушных тревогах никто из участников богослужений не прерывал своих молитв и не уходил в бомбоубежище!..
Из древних святынь церкви особенного внимания заслуживают старинные иконы первого ряда иконостаса главного алтаря. По правую сторону от Царских врат находится Нерукотворный Образ Спасителя работы Симона Ушакова (1675 г.), на полях которого написаны 12 явлений Воскресшего Господа. Принадлежность образа кисти Ушакова подтвердила специальная комиссия, обследовавшая его 10.11.1954 г. Размер иконы 68x81 см. Слева от Царских врат - икона Божией Матери Казанской, также приписываемая Симону Ушакову. Обе иконы дошли до нас еще из деревянной церкви. В иконостасе имеется еще икона прор. Илии, также находившаяся еще в деревянной церкви, московской школы XVI в., с 20 житийными клеймами на полях. Необходимо отметить икону Усекновения главы Иоанна Предтечи московской школы XVII в., икону св. Николая в рост неизвестного мастера Оружейного приказа XVII в. и икону св. Иоанна Воина в рост, написанную, предположительно, учеником Ушакова - Казанцевым. Эти шесть икон, а также образ Богоматери Владимирской (мастера Оружейного приказа Афанасия Рязанцева, 1688 г.) и икона Успения Богоматери, написанная в светло-голубых тонах неизвестным мастером XVII в., находятся под государственной охраной. За престолом - Св. Крест, имеющий большую давность. При входе в храм на колонне с правой стороны трапезной - большой, в рост, образ Спасителя, написанный в мягких светлых тонах, на этом же столбе - чтимый образ св. Николая с житийными клеймами. Здесь же в правом приделе - чтимые иконы Богоматери: старинный образ Троеручицы и Милующая (Достойно Есть) из Зачатьевского монастыря.
В храме вошли в традицию вечерня и водосвятный молебен с акафистом Серафиму Саровскому, совершаемые по понедельникам, в день его праведной кончины, причем акафист поется всенародно особым Саровским распевом (перед иконой преподобного у южной стены главного храма, к которой прикреплены и его реликвии. - П. П.).
Настоятелем храма в течение 20 лет состоит прот. Александр Васильевич Толгский. 22 марта 1955 г. отмечался 75-летний юбилей и сорокалетие служения в священном сане любимого народом батюшки. Несколько лет назад заново отделаны иконостасы приделов в трапезной. В церковном дворе построены подсобные помещения, большая часть которых отведена под крестильню, а другие части - для библиотеки и канцелярии; во дворе насажены кусты сирени и разбит цветник"[1].
В начале 1930-х гг. с колокольни были сброшены колокола, с юга ее остался след от этого - выломанная половина решетки в том месте, откуда их кидали оземь. До войны храм имел отношение к Истинно-православной церкви (ИПЦ) - в атеистической брошюре Э. Бартошевича имеется о том следующее свидетельство: "В подпольных группах последователей Истинно-православной церкви активная роль принадлежала враждебным элементам. Им удалось подчинить своему влиянию некоторые легально действующие православные церкви. Цитаделью монархизма стал, например, в Ленинграде храм Воскресения на крови, а в Москве - храм Илии Обыденного и др."[7]. К началу войны остро стоял вопрос о закрытии церкви прор. Илии, но с улучшением отношений с властью и избранием митр. Сергия (Страгородского) Патриархом он отпал.
Ныне главной святыней церкви Илии Обыденного является перенесенная в нее чудотворная икона (из разрушенной церкви Благовещения в Кремле - о ней см. часть "Кремль и монастыри") - образ Божией Матери "Нечаянная радость". "Святыня Ильинского храма - икона Богоматери "Нечаянная радость". До 1917 г. она находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля (неточно - в церкви Благовещения у Благовещенской башни. - П. П.), затем - в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Святейший Патриарх Сергий сочувственно отнесся к просьбе настоятеля храма прот. Александра Толгского и прихожан о даровании им этой святыни. Незадолго до своей кончины (ум. 15 мая 1944 г.) Его Святейшество благословил перенести икону в храм пророка Илии. Икона была перенесена 2/15 июня 1944 г. Патриарх Алексий также чтил ее и храм прор. Илии, часто называя себя его прихожанином. Почти каждую пятницу Святейший Патриарх Пимен также служил в храме вечерню с акафистом иконе "Нечаянная радость"[12].
Среди прихожан бытует рассказ о том, что Патриарх Пимен во время Отечественной войны, находясь на фронте, получил чудесную помощь от иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Икона установлена на южном клиросе главного придела.
"В храм Илии Обыденного переданы из закрытого Зачатьевского монастыря: иконы Богоматери Милостивой, Феодора Стратилата, Феодосия Черниговского, Зачатия св. Анны, Богоматери "Неувядаемый цвет" и Распятие из собора обители"[22].
Рядом с иконами из Зачатьевского монастыря в южном приделе свв. Петра и Павла стоит и посох последней настоятельницы этой обители, который она принесла и водрузила здесь после упразднения монастыря; по праздникам посох украшается лентами и цветами.
В северном приделе в трапезной - список с чудотворной иконы Державной Божией Матери, на котором она изображена со скипетром и державой в руках - символами царской власти. Икона была явлена 2 марта 1917 г. в древней царской вотчине - селе Коломенское Московского уезда - в день, когда принудили отречься от престола императора Николая II. В связи с этим существует толкование, что с той поры из рук царя-мученика державное управление Россией взяла на себя сама Владычица Небесная.
Храм имеет значительный приход, во множестве посещается представителями творческих призваний. Поет хороший хор. В стене северной паперти снаружи сохранились белокаменные надгробные плиты.
"Церковь Илии Обыденного, 1702-1706; 1818-1819; с колокольней 1868 г. и оградой 1837 г., состоит на государственной охране под № 320"[13].
"Особо чтимыми святынями являются наряду с иконами Богоматери "Милостивая" и "Нечаянная радость" образа Патриарха Ермогена и преп. Серафима"[18].
"С 1920 по 1936 г. настоятелем храма был о. Виталий Лукашевич"[25].
"Покойный настоятель церкви Илии Обыденного о. Александр Толгский, умерший в 1962 г., говорил: "После признаний, сделанных мне во время исповеди одного из врачей больницы Бакунина, у меня нет ни малейших сомнений в том, что Патриарх Тихон был отравлен"[19].
 
[1] Александровский, № 199.
[2] Рукопись Александровского, № 239.
[3] Сытин. С. 378.
[4] Материалы. С. 593.
[5] Синодальный справочник.
[6] Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. I. С. 858 и 430.
[7] Бартошевич Эд. Ангелы, сеющие смерть. М., 1965. С. 140.
[8] Любимов Л. П., свящ., Соколов А. Церковь св. прор. Илии Обыденного. М., 1904. 42 с.: ил.
[9] Любимов Л. П., свящ. Церковь Илии Обыденного // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-31: ил.
[10] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 219.
[11] Кудрявцев М. П. Москва в XVII веке: Диссертация на соискание учен. степ. канд. архитектуры. М., 1981. С. 134.
[12] Борздыка Сергей, свящ. Патриаршие служения в Ильинском приходе // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 12. С. 9-11.
[13] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 64.
[14] Борздыка С., свящ. Храм во имя св. прор. Божия Илии, именуемый "обыденным" // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 4. С. 16-21.
[15] Богословский Т. Иконы Божией Матери "Нечаянная радость" и "Целительница" // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 6. С. 69.
[16] Борздыка С. В Ильинском "Обыденском" приходе // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 4. С. 22-23 (о многолетнем настоятеле храма прот. Николае Тихомирове).
[17] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 125.
[18] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 24.
[19] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 3. С. 31.
[20] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.
[21] Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. С. 48.
[22] Пшеничников А. Церковь Ильи Обыденного на Остоженке в Москве / Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М., 1874. Кн. I. Отд. V.
[23] Григорович А. О церкви св. пророка Илии, что на Остоженке в Москве... М., 1898.
[24] Подольская Н. Слово о Зачатиевском стародевичьем монастыре // Моск. журнал. 1991. № 12. С. 40.
[25] Козаржевский А. Ч. Храм Ильи Обыденного в 20-30 гг. // Моск. журнал. 1992. № 5. С. 8-14.
Список сокращений
Всего текстов: 1