версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1916

Высокопетровский мужской монастырь

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 199-202, 207-208
Высокопетровский 2-го класса (с 1764 г.) мужской монастырь у Петровских ворот
Петровка, 28
"Основан в селе Высоком в XIV в. (как полагают исследователи, не позже 1330-х гг. при жизни митрополита Петра, до его канонизации) во имя апостолов Петра и Павла и в связи с этим первоначально назывался Петропавловским. Еще в XVII в. оба названия были приняты и имели хождение. Высокопетровский монастырь защищал Москву с севера, входя в северное полукольцо монастырей-крепостей (Страстной, Никитский, Рождественский, Сретенский и Ивановский). В 1680-1690-х гг. монастырь был отстроен заново на средства бояр Нарышкиных, и прежде всего матери Петра I Натальи Кирилловны, братья которой Иван и Афанасий, убитые стрельцами во время бунта 1682 г., были здесь похоронены"[1].
"Время основания монастыря в точности неизвестно; по летописным сказаниям, он существовал уже в XIV в., в 1377 г. настоятель его архимандрит Иоанн сопровождал в Константинополь Митяя (Михаила), избранного в митрополиты. В 1505 г. перестроен вел. кн. Василием III. С конца XVII столетия, когда в монастыре были похоронены Нарышкины, благоустройству его содействовали их родственники и царь Петр I. В 1764 г. монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 г. стал епархиальным"[2].
"3а выкличку многолетия иеродиакону Антонию дано 13 алтын 2 деньги"[8].
"В монастыре находятся следующие замечательные иконы: 1. Боголюбская икона Божией Матери (Владимирского типа) - местная в храме ее имени; 2. чтимая Влахернская икона Богоматери из воскомастики, в осыпанной драгоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 г., - в Митрофаниевском приделе церкви Сергия; 3. чудотворная Казанская икона Богоматери в Сергиевском храме (с 1849 г.); 4. Толгская икона Богоматери старинного письма - местная в храме ее имени.
В монастырских зданиях до 1903 г. помещались: Епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения, склад отдела того же общества по распространению духовно-нравственных книг и духовно-цензурный комитет.
Монастырь владеет 45 дес. 1044 кв. саж. земли и получает из казны 1249 руб. 37 коп. В нем (к 1907 г. - П. П.): архимандрит, монахов 14, послушников 2"[2].
"По средам соборный акафист перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери в соборе и перед Боголюбской иконой Богоматери по воскресным дням после вечерни"[9].
После 1917 г. монастырь служил местопребыванием архиереев, лишенных кафедр по настоянию властей, а также тех из них, кто только что вернулся из ссылки и не получил еще нового назначения. Обитель была упразднена в 1926 г. Однако некоторые церкви были закрыты ранее (как Сергиевская в 1921 г.), а другие – позднее (Боголюбская в 1927 г. - действовала тогда как приходская). Позднее упразднена была Казанская часовня у святых ворот - в 1928 г.[3]. "Последний храм закрыт в марте-апреле 1929 г."[21].
"После революции палаты Высокопетровского монастыря приспосабливались под шляпную мастерскую и чайную Общества помощи инвалидам"[19].
"Образ Богоматери Толгской, хранившийся в Толгской церкви, был написан в 1744 г. И. Андреевым - ныне в Историческом музее. В Высокопетровский монастырь из царской казны в конце XVII в. был передан портрет Патриарха Никона в рост, который, как предполагают, был исполнен живописцем Оружейной палаты И. Безминым около 1683 г. Портрет помимо чисто иконографического интереса заслуживает внимания как один из ранних однофигурных портретов в рост в русском искусстве - ныне он в Историческом музее.
Трапезная церковь окружена открытой галереей на аркадах, которая соединяет ее с корпусом келий (1690 г.). Такая же галерея окружала и Боголюбский собор. Аркады шли и с внутренней стороны западной и восточной стен монастыря. Таким образом квадратный монастырский двор оказывался со всех сторон оформлен аркадами"[1].
"С 1950-х гг. началась реставрация монастыря, которая продолжается и по сей день"[4].
"Шаг за шагом восстанавливается древний облик бывшего Высокопетровского монастыря. Оживают исторические предания, связанные с этим архитектурным ансамблем нашей столицы. Многие "тайны веков" раскрыл здесь руководитель работ архитектор Б. Дедушенко, посвятивший изучению истории монастыря около 30 лет.
Неповторимое зрелище древней Москвы откроется в стенах Высокопетровского монастыря после завершения реставрационных работ. По-видимому, нет другого такого ансамбля, где сохранилось бы столько галерей с гульбищами, опоясавшими прекрасные памятники зодчества. Во многих местах проходы заново выстелены белокаменной плиткой, снабжены водостоками. Работы ведет 3-я мастерская "Мосреставрации" ([14] - 1982 г.).
В 1990 г. 6 храмов - Петра митр., Боголюбский, Покрова в колокольне, Сергиевский, Пахомия, Толгский; часовня Нарышкиных; настоятельский дом; братские кельи с палатами Нарышкиных; монастырские службы (конюшни); стены монастыря - состоят на гос. охране под № 204[15].
"Настоятельский дом XVII в." к северу от колокольни по ул. Петровка[5]. "Построен в 1688 г., перестроен в 1 четв. XVIII в."[15]. "Прежде здесь, за монастырской оградой, находились деревянные богадельни. В 1688 г. вместо них был возведен двухэтажный жилой корпус. Первоначально второй этаж был деревянным; он сгорел в пожаре 1712 г. и в 1740-х гг. был возобновлен, уже в кирпиче"[17]. Ремонтировался после 1917 г. с изменением обработки фасада. Занят Фондом культуры РСФСР: его правлением и Центральным советом.
"Братские кельи 1690 г. с палатами Нарышкиных сер. XVII в."[15] по Петровке у Крапивенского пер., к западу от Сергиевской церкви, с трапезной которой соединены переходом. "Братские кельи Высокопетровского монастыря - одно из крупнейших жилых зданий Москвы конца XVII в."[17]. Внутри ныне находится Гос. литературный музей, многие годы собирающийся выбраться отсюда в более обширное помещение.
Между келиями-палатами Нарышкиных и колокольней находится 3-этажное здание келий XIX в., занятое в настоящее время районным отделом здравоохранения Свердловского райсовета. "В юго-восточном углу - одноэтажное здание монастырских служб 1690-х гг."[17].
Монастырские стены сохранились частично с запада по Петровке (два прясла по сторонам Толгского храма), частично с юга по Крапивенскому пер. и с востока. Построены в кон. XVII в.[15].
Вход в монастырь через св. ворота под колокольней закрыт. Существуют проходы через 3-этажное здание келий с Петровки и со двора с севера, а также от бульвара с востока.
Внутри монастырского двора расположены упомянутые выше монастырские службы (конюшни). Здания монастыря заняты также: Дирекцией художественных фондов Министерства культуры РСФСР, Моск. театральным производственным участком Роскультпромсбыта и Гос. академическим хореографическим ансамблем "Березка".
К 1917 г. в монастыре было 7 храмов (в том числе 1 часовня) с 8 престолами.
В 1990 г. сохранились закрытые для богослужений 6 храмов с 8 престолами; 1 часовня уничтожена.
 
[1] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 443.
[2] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 406-407; библиогр.
[3] Рукопись Александровского, № 338 - церковь Покрова; № 26 - церковь Петра митр.; № 425 - церковь преп. Сергия; № 405 - церковь Боголюбская; № 510 - церковь Толгская; № 527 - церковь Петра и Павла.
[4] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 164.
[5] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 164.
[6] Александровский, № (соответственно) 148, 150, 152, 156, 237, 250.
[7] Путеводитель Машкова. С. 164.
[8] Материалы. С. 540.
[9] Вся Москва: Адресная книга на 1916 г. Отд. I. С. 212.
[10] Григорий (Воинов), архим. Высокопетровский монастырь // Русские достопамятности. М., 1880. Т. 3. 80 с. (карта монастыря).
[11] Дедушенко Б. К истории ансамбля Высокопетровского монастыря // Древнерусское искусство XVII в. М., 1964. С. 253-271.
[12] Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других примечательных сооружений. М., 1884 (вид от Рождественского монастыря "прилегающей к Петровскому бульвару местности").
[13] Москва. Памятники архитектуры. XIV XVII вв. М., 1973.
[14] Приоткрывая завесу веков // Веч. Москва. 1982. 5 апр.
[15] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 93.
[16] Григорий (Воинов), архим. Высокопетровский монастырь. М., 1889. 32 с.
[17] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 169, 180-188, 358.
[18] Русские православные иерархи, исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж. 1986. С. 20.
[19] Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 15.
[20] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
[21] Козлов В. "Ввиду потребности для трудовых классов" // Московский церковный вестник. 1991. № 2. С. 8.
[22] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 51.
Список сокращений
Всего текстов: 1