версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1911

Рождественский женский монастырь

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 190-193, 197-198
Рождественский 2-го класса необщежительный женский монастырь на полугоре, под которою протекала речка Неглинная, на углу Рождественки и Трубной площади
Рождественка, 20 Рождественский бульвар, 8
"Основан в юго-восточной части Кремля" "на Рве"; перенесен на нынешнее место в начале XVI в."[22].
"Монастырь основан в 1386 г. супругой князя Андрея Серпуховского - сына Ивана Калиты - княгиней Марией Кестутьевной, на ее средства. В древности монастырь назывался Богородицким на Трубе"[2]. Согласно сведениям музея МАрхИ, монастырь издревле располагался на этом месте и был основан другой Марией, не Кестутьевной. "Основан в 1386 г. матерью кн. Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией, в схимне Марфой (ум. в 1389 г.). В 1525 г. здесь была насильственно пострижена супруга вел. кн. Василия III - Соломония Сабурова"[1].
"Княгиня Мария, в схиме Марфа, скончалась в 1389 г. и здесь же была погребена"[3].
"После пожаров 1500 и 1547 гг. монастырь восстановлялся, последний раз, вероятно, при Иоанне Грозном"[12].
"В 1812 г. игуменья Рождественского монастыря Есфирь, из-за дороговизны подвод, не стала вывозить ризницу, запрятала ее в землю в трех местах: в трапезной Рождественской церкви, за этой церковью в палате, именуемой Лобановской (где погребались князья Лобановы-Ростовские), в кладовой под колокольней, тщательно заделав вход. Сама игуменья с сестрами ушла из Москвы, в монастыре остались казначея и десять монахинь. 5-го сентября неприятель разбил ворота и грабил церкви. Икону Божией Матери время от времени обносили вокруг обители для сохранения от пожара, она была в серебряном окладе, неприятель иконы не тронул. Образ Николая Чудотворца в серебряном окладе неприятели вынули с места, хотели снять ризу, но не смогли, когда снимали, один француз пострадал так, что его на руках унесли из монастыря, после чего иконы не касались. Потом в монастыре поселился генерал. Трапезную в церкви Богоматери превратили в конюшню. С того времени священник Александр Васильев в Златоустовской церкви возобновил службу. В монастыре укрывалось много обывателей. Французы не беспокоили"[5].
К 1907 г. при монастыре имелся "приют для малолетних девочек с обучением их грамоте и рукоделью. Монастырь владел 30 дес. земли. В нем состояли: игумения, монахинь 23, послушниц указных 15, неуказных - 210"[1]. Указные послушницы - те, пребывание которых в данном монастыре подтверждено (оформлено) соответствующим указом Синода. Неуказные - ожидающие указа[7]. "При окончательной ликвидации монастыря в 1923 г. выселено 788 монахинь"[21].
"Милиция, помещающаяся в Рождественском монастыре, просит передать ей одну из пустующих церквей монастыря для клуба. Ходатайство удовлетворено" ([6] - 1923 г.).
"Наиболее чтимые иконы при закрытии монастыря перенесены в церковь Николы в Звонарях на той же улице, затем к Сергию в Пушкарях, а оттуда - в поныне действующую церковь Знамения в Переяславской слободе" (Н. И. Якушева).
Храмы и кельи монастыря с тех пор использовались под жилье и конторы.
"В 1974 г. (согласно музею МАрхИ - в 1978 г. - П. П.) исполком Моссовета принял решение передать ансамбль монастыря Моск. архитектурному институту. После реставрации зданий здесь пройдет благоустройство территории и возникнет заповедник древнерусского искусства"[8]. С тех пор никакой реставрации в монастыре так и не проходило, все стояло без изменения. Передача наконец состоялась лишь в 1989 г.
После закрытия монастыря определенное число послушниц продолжало жить в его келиях. К 1978 г. в живых оставались двое - Варвара и Викторина. В этот год сосед Варвары, по профессии переплетчик, задушил ее, украл несколько малоценных икон и попытался скрыться, но вскоре был пойман и осужден на тюремное заключение сроком ок. 10 лет. Викторину в 1979 г. взяли к себе жить в другой район города сердобольные люди - ей тогда было уже за 90 лет и она почти совсем ослепла.
Год или два спустя на таможне попался пытавшийся провезти за границу церковные ценности спекулянт. Оказалось, что среди этих ценностей находится множество вещей из ризницы Рождественского монастыря. После этого к расследованию обстоятельств убийства Варвары вернулись снова, и тогда при помощи москвоведов и старожилов выяснилось, что она была не простою послушницей, а казначейшей обители и ближайшей подругой последней настоятельницы, которая ей перед смертью передала на сохранение наиболее чтимые святыни. Сосед-переплетчик был лишь подставным лицом большой компании профессиональных христопродавцев, каким-то образом разузнавших эту тайну; "сел" он нарочно и с малоценными вещами, чтобы отвести подозрения от главарей.
После вскрытия новых обстоятельств он был переведен в Москву на доследование и оказался вынужден подтвердить все рассказанное выше.
К 1990 г. собор Рождества Богородицы; церковь Иоанна Златоуста; колокольня с церковью Евгения Херсонского; два корпуса келий; монастырские стены с четырьмя башнями - находятся на государственной охране под № 191[9].
"Окружающие монастырь стены возведены в 1671 г., но переделаны в XVIII в."[8]. Северная стена - по бульвару - сохранилась почти полностью; западная - по ул. Рождественка - большей частью; южная - по Б. Кисельному пер. - вся сломана; восточная стена осталась наполовину. По всем четырем углам сохранились башенки. Состояние стен и башенок отвратительное.
"Первоначальные деревянные стены Рождественского монастыря были заменены каменной оградой с четырьмя угловыми башнями и Святыми воротами в 1671 г. на средства Ф. И. Лобановой-Ростовской. Стены образовывали в плане почти правильный квадрат и первоначально, вероятно, имели по традиции двое ворот. Главные, Святые ворота в середине западной стены, шедшей вдоль улицы, были поставлены несколько в глубине, подобно воротам Спас-Андроникова монастыря, вероятно, с "палаткой" наверху.
Задние ворота находились в центре восточной стены ограды. К ним подходил тупой "проулок", исчезнувший во второй половине XIX в. Ради удобства проезда от задних ворот к центру монастыря перед ними в длинном ряду построенных несколько позднее каменных келий был сделан разрыв (теперь это единственный указатель местоположения задних ворот, так как прясло стены, где они были, не сохранилось). Еще двое ворот со стороны Белого города и по линии Рождественки (южнее Святых ворот) появились, видимо, в XVIII в. и были "проломными".
С 1782. г. началось строительство новой каменной ограды. Стену вдоль Рождественки возвели, скорректировав по новой красной линии, остальные участки ограды ставили на месте предшествовавших стен, в ряде случаев используя старую кладку или ее белокаменное основание. Северо-западная и юго-западная башни, выступавшие на Рождественку, были перестроены почти полностью (от первоначальных сохранялись только белокаменные цоколи; юго-западная башня была позднее почти полностью разрушена, а оставшиеся ее части включены в объем построенного после пожара Москвы 1812 г. жилого дома). Две другие башни сохраняют в основе кладку XVII в., но перестроены в соответствии со стилем кон. XVIII ст. В дальнейшем стены постепенно разрушались, много раз вычинивались; в 1925 г. после ливня обрушилось северо-западное прясло; от прежних двух периодов к настоящему времени кладка уцелела лишь во фрагментах. В наилучшей сохранности находится юго-восточная башня, реставрированная в 1960- 1965 гг. Стройная, цилиндрической формы, она не имеет окон или бойниц и по форме близка башням многих монастырских оград XVIII столетия"[2].
"Кельи Рождественского монастыря XVII в. Заняты жилыми помещениями"[10]. "Кельи построены в XVII-XVIII вв."[8].
В 1990 г. в монастыре находятся следующие гражданские здания XVII-XX вв.: два одноэтажных корпуса вдоль восточной стены, жилые (строение № 8); одноэтажное жилое строение № 5 по бульвару у сев.-зап. башни; двухэтажное жилое строение № 4 по Рождественке с севера от колокольни; двухэтажное жилое строение № 3 с юга от колокольни; двухэтажное жилое строение вдоль сломанной южной стены у юго-зап. башни; двухэтажное строение № 1 1898 г. вдоль сломанной южной стены у юго-вост. башни, занятое хозрасчетной стоматологической поликлиникой, Б. Кисельный пер., 3; двухэтажное строение № 2 нач. XX в. у сев.-вост. башни, близ входа в монастырь с бульвара, жилое; новое казенное школьное здание посреди территории, позади собора и церкви Иоанна Златоуста, в 1979 г. занимавшееся средним техникумом № 177, - в 1985 г. освобождено и передано МАрхИ.
К 1917 г. в монастыре было 4 храма с 8 престолами.
В 1989 г. в соборе возобновлена служба и весь комплекс монастыря согласно письму Патриарха Алексия II от 31.8.1990 г. возвращается верующим.
 
[1] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 505-506; библиогр.
[2] Синодальный справочник.
[3] Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.
[4] Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 340.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3.Кн. 2.
[6] Известия. 1923. 14 янв.
[7] Рукопись Александровского № 33 - Рождественский собор; № 109 - церковь Иоанна Златоуста; № 820 - церковь Евгения Херсонского; № 999 - церковь Казанская.
[8] Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 193.
[9] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 19.
[10] Рогов А. И., Лаврентьев В. С. Памятники светской архитектуры Москвы XVII в. // История СССР. 1968. № 4. С. 158.
[11] Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 444.
[12] Путеводитель Машкова. С. 165.
[13] Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. М., 1978. С. 280.
[14] Александровский, № (соответственно) 12, 135, 349 и 528.
[15] Московские церковные ведомости. 1904. № 24.
[16] Московские церковные ведомости. 1906. № 36.
[17] Материалы. С. 553.
[18] Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского женского монастыря. М., 1881. 16 с.
[19] Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв. М., 1973 (фото 203 - внутренний вид собора).
[20] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975 (фото 283 - колокольня монастыря).
[21] Ликвидация Рождественского монастыря // Известия. 1923. 16 мая.
[22] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 211-217, 358-359.
[23] Фуфаев А. С. Собор Московского Рождественского монастыря // Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв.: Новые исследования. М., 1947. С. 55-75.
[24] Ильенкова Н. В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1981. С. 82-88.
[25] Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С. 310.
[26] Козлов В. Первые сносы // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 8. С. 27-29.
Список сокращений
Всего текстов: 1