версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1886

Церковь Иконы Божией Матери Гребневская на Лубянской площади

Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 253-257
Церковь Гребневской Божией Матери на Лубянской площади
Мясницкая, затем ул. Кирова, с 1990 г. вновь Мясницкая, угол Лубянского, ныне проезда Серова (южный)
"История Мясницкой улицы начинается с 1472 г., когда Иван III построил здесь церковь Успения, которая вскоре стала называться Гребневской - по иконе, поставленной тем же великим князем. Об этом было записано на хранившейся в церкви доске"[3].
"Приблизительно с 1711 г. на воротных столбах северной церковной ограды, с орлами, существовали две доски с надписями, содержание которых повторялось в надписях внутри главной церкви. Они сообщали предание, что Иоанн III, по обету, построил в 1472 г. деревянную церковь Успения в память похода на Новгород, что о церкви заботились Василий III и царевна Наталия Алексеевна.
Александровский выдвигает иное предположение о том, что в память покорения Новгорода была поставлена церковь Евпла, а Гребневская сооружена нарочно для одноименной иконы Богоматери, принесенной из кремлевского собора, и сразу выстроена в камне Василием III. По преданию, икону поднесли в 1380 г. Димитрию Донскому казаки с реки Чара, впадающей в Дон у устья. Он считает временем возникновения главной церкви годы 1514-1520. Грозный тоже чтил эту церковь: его вкладом можно считать богатую девятишатровую деревянную резную сень над главным престолом.
Ко времени Грозного следует также отнести придел Димитрия Солунского, для которого была взята южная абсида главного алтаря, распространена на восток и юг и при этом над круглою частью выстроена шатровая колокольня, древнейшая этого типа в Москве, имеющая всего 4 слуха и крест наверху той формы, которая выходит из употребления после Стоглавого собора. Придел известен с 1585 г. и устроен скорее всего в честь рождения в 1582 г. царевича Димитрия. Он долго имел не только свой причт, но и отдельный приход. После 1812 г. придел так и остался невозобновленным. Накануне гибели храма его, однако, вновь ненадолго освятили в 1923 г.
Другой придел - Иоанна Нового Белградского - был пристроен также по ангелу царевича, Ивана Михайловича. Благословенная грамота на постройку выдана 19 сентября 1634 г., освящение состоялось 29 мая 1635 г. О построении внутри сохранялась невразумительная греко-русская надпись, где храмоздателем назван дьяк Гавриил Леонтьев.
В начале XVIII в. настоятелем храма был брат Стефана Яворского протопоп Стефан Ананьин. При нем была значительная перестройка: переменен иконостас в Дмитриевском приделе, приделана каменная трапезная и в ней устроен придел преп. Сергия. Для освящения выданы антиминсы - в Сергиевский придел 11 октября 1710 г., а в Дмитриевский - 21 ноября 1711 г. Главный иконостас был также, по-видимому, сменен в 1698 г., так как от 30 мая этого года в Оружейной палате сохранился антиминс.
Старый иконостас в приделе Иоанна Белградского был перестроен с престолом и жертвенником в 1736 г. В 1850 г. сделана западная пристройка к этому приделу. На колокольне сохранились некоторые старые колокола.
При храме был среди прочих погребен известный математик Магницкий (ум. в 1739 г.)
В главной церкви сохранились иконы конца XVII в. в иконостасе, а также и более древние - Гребневская XV в. и Успения. В Дмитровском приделе царские врата и образ Владимирской Богоматери относились к XV в., икона Троицы почти такой же древности, были и другие старые образа, перенесенные из часовни преп. Сергия у Ильинских ворот, куда были в свое время выданы из Троицкой лавры"[2].
"Церковь обновлялась в 1901 г."[5].
"Одна из древних приходских шатровых колоколен принадлежит храму Гребневской Божией Матери и помещена над алтарем его придела. Быть может, эта колокольня принадлежит еще XVI в. (придел св. Дмитрия Солунского, над алтарем которого устроена колокольня, уже упоминается в актах 1619 г.), когда еще свежи были традиции устройства храмов "иже под колоколы". На древнее происхождение колокольни указывает также простота ее внешней обработки, очень близкой к обработке "бесстолбных" одноглавых храмов"[4].
"С 1918 по 1922 г. настоятелем храма Гребневской Богоматери был деятельный обновленец о. С. В. Калиновский, который в 1923 г. отрекся от сана, стал антирелигиозником и в конце концов умер в безвестности в тридцатых годах. После него обновленцы назначили настоятелем о. Александра Эндека, расстрелянного в 1929 г. за спекуляцию - он организовал мастерскую, в которой делались крестики"[11].
Первые посягновения снести церковь объявились в 1926 г. От этого времени сохранилось ходатайство ее прихожан, лишь недавно появившееся в печати и представляющее собой потрясающее свидетельство времени:
"Во Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет
членов общины
при Гребневском,
что на Лубянской площади, храме
ХОДАТАЙСТВО
Встревоженные появившимися в газетах сведениями о предстоящем сносе нескольких исторических памятников в г. Москве, в том числе и храма Гребневского, который по договору принят нами от Административного Отдела Моссовета чрез музейный отдел Главнауки не только как место наших собраний с богослужебными целями, но и как в высшей степени исторически ценный памятник зодчества 15-16 века, мы настоящим считаем долго мотивировать наше настоящее ходатайство нижеследующими доводами:
а) храм этот (по данным летописи) является памятником победы над Мамаем и построенный Дмитрием Донским впоследствии был расширен Грозным;
б) под сводами этого храма покоятся тела умерших, среди которых погребены: Магницкий, первый учитель математики; Зотов, учитель Петра Великого, поэт Тредиаковский... Таким образом храм этот ценен не только как древний исторический памятник зодчества, но и как усыпальница;
в) община, пользуясь храмом для удовлетворения своих религиозных нужд, в то же время особенно заботится и оберегает этот храм как археологическую ценность, и с этой целью стремится восстановить его в первоначальном виде, израсходовав на эту цель в 1924 г. около 6000 руб., в 1925 г. около 2000 руб. и в текущем 1926 г. до 3000 руб.
г) в работах нынешнего года по восстановлению этого памятника выявились очень ценные архитектурные новые находки и, наконец,
д) мы знаем, что в истории архитектуры этот храм имеет ценное место и всеми представителями искусства и науки отмечен как редкий и единственный для Москвы памятник зодчества, что закреплено такими авторитетами науки и искусства, как Рихтер, Мартынов, Снегирев, Павлинов, Грабарь и др.
В 1737 г., когда Москва превратилась в огненное море, когда пламя лилось из западной части Белого города через Кремль и Китай-город в северо-восточную и все истребляло в своем потоке, Гребневский храм остался цел.
В 1812 г. пожар Москвы миновал это место и храм Гребневский не подвергся опасности, уцелел...
Мы не можем допустить мысли, что Советская власть и Правительство наше, так бережно охраняющее и восстанавливающее памятники исторической ценности, оберегающее от разорения даже позднейшей постройки памятники не только в Москве, но и по всему СССР, допустит уничтожение такого ценного памятника 16 века, каким действительно является Гребневский храм, на окончательное восстановление которого мы, нижеподписавшиеся, изыщем все необходимые материальные средства. Означенное ходатайство подается нами не столько как верующими, сколько как гражданами СССР. Подавляющее большинство подписавшихся под этим ходатайством - рабочие, крестьяне и служащие (государственных учреждений). Для подачи сего ходатайства уполномочиваются: Карзенин Николай Максимович (столяр), Шикунов Иван Иванович (монтер), Севастьянов Михаил Александрович (наборщик-печатник), Горшков Алексей Васильевич (вагоновожатый).
Следует 600 с лишним подписей.
С подлинным верно.
Секретарь Совета Общины (подпись)"[12].
Несмотря ни на этот, ни на другие многочисленные протесты, с конца июня 1927 г. службы Моссовета приступили к сносу пристроек XVII-XIX вв. к церкви[12].
"В 1927 г. была разобрана западная половина храма.
В 1933 г. храм закрыт. Надпрестольная сень передана в музей "Коломенское".
Разрушение окончено 1 мая 1935 г."[2].
На месте храма вначале был сквер, а затем площадка перед д. № 6 по ул. Кирова и воздушная шахта метро.
"Три иконы, ранее находившиеся в часовне Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве (см. часть "Китай-город"), а затем переданные в церковь Гребневской Богоматери, находятся ныне в Третьяковской галерее: "Богоматерь Владимирская" второй четверти XV в. школы Андрея Рублева и "Троица" из Дмитровского придела, а также: "Воскресение - Сошествие во ад" первой четверти XV в."[10].
Затем весь участок был застроен новым домом КГБ под руководством тогдашнего главного архитектора Москвы Г. Макаревича. Свою работу над этим кургузым сундуком он поспешил увековечить бронзовой доской с надписью: "Здание вычислительного центра сооружено под руководством архитекторов Палуя Б. В., Макаревича Г. В. ... ноябрь 1985 - июль 1987". Схожая доска повешена и на другом новом здании КГБ у "Детского мира".
 
[1] Александровский, № 26.
[2] Рукопись Александровского, № 67.
[3] Сытин. С. 255.
[4] Путеводитель Машкова. С. 172 и CLVIII.
[5] Синодальный справочник.
[6] По Москве / Под ред. Н. А. Гейнике и др. М., 1917. С. 228.
[7] Материалы. С. 469.
[8] Молва о церкви Гребневской Божией Матери на Лубянке. М., 1834.
[9] Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1907. Т. 1. Гл. VI-VII. С. 68-69; фото надпрестольной сени.
[10] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Гос. Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 292, 309.
[11] Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 127-130. Т. 2. С. 39-40.
[12] Козлов В. Ф. Без альтернативы // Памятники Отечества. 1989. № 1. С. 147-153.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 580; Вып. 5. С. 311.
[14] Козлов В. Первый штурм московской старины // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 11. С. 24-27.
[15] Козлов В. Жертвы Метростроя // Моск. журнал. 1992. № 3. С. 27-28.
Список сокращений
Всего текстов: 1