Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 206-207
Церковь свв. Бориса и Глеба у Арбатских ворот
Арбатских ворот пл., проезд к западу от кинотеатра "Художественный" (Арбатские вор., 14)
"Впервые упоминается в 1483 г. Каменная с 1527 г."[2].
"Первоначально построена в 1527 г. повелением вел. кн. Василия Ивановича, но древняя церковь была сломана и выстроена вновь в 1763-1767 гг. гр. А. П. Бестужевым-Рюминым в стиле, характерном для елизаветинской эпохи"[3].
"Храм выстроен в 1764 г. архитектором К. И. Бланком на средства канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Два западных придела пристроены позднее: Ризы положения Божией Матери во Влахерне (около 1806 г.); Феодора Тирона, впоследствии переименованный в честь Марии Магдалины (1804 г.).
Другие два придела: Воскресения Словущего (известный с 1690 г.), Казанской Божией Матери (с 1743 г.) - были еще в старом здании, причем первый получал ругу от Мусиных-Пушкиных, а второй - от Бестужевых. Обновления были в 1868 г. и 1893 г. (на средства Думнова).
Восточные иконостасы были елизаветинских времен, западные ампирные. Сохранялось несколько древних записанных образов: Бориса и Глеба, Иоанна Милостивого, Ризоположения, Нила Столбенского - из разобранной после 1812 г. церкви Воскресения на углу Петровки и Кузнецкого моста"[2].
"В декабре 1926 г. в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади было совершено отпевание знаменитого церковного композитора и регента, директора Синодальных училища и хора А. Д. Кастальского, погребенного вслед за тем на Новодевичьем кладбище (надгробие сохранилось)"[8].
"4 октября 1922 г. городские власти приняли постановление "О сносе ц. Бориса и Глеба на Арбатской пл. как стесняющей движение" и "в связи с новой планировкой города". Инициаторами разрушения были Хамовнический райсовет и адмотдел, указывавшие, что "церковь расположена как бы на островке Арбатской площади; причем со всех четырех сторон наблюдается усиленное и беспорядочное движение, грозящее жизни и безопасности проходящим гражданам". Архитектору-реставратору Б. Н. Засыпкину удалось обмерить и сфотографировать храм, снесенный в 1930 г."[10].
"Храм сломан в 1930 г."[2]. Он стоял на небольшом "островке" посреди Арбатской площади на углу Воздвиженки и бульвара. Теперь на его месте проезд и газон прямо против фасада кинотеатра "Художественный". Здание этого старейшего в Москве кинотеатра выстроено в 1912 г. академиком Ф. О. Шехтелем.
"Только в стихах остались следы многих московских храмов. В начале "Вакханалии" Б. Пастернака внезапно вырастает храм Бориса и Глеба:
Город. Зимнее небо.
Тьма, пролеты ворот.
У Бориса и Глеба
Свет и служба идет.
Стояла церковь на Арбатской площади недалеко от ресторана "Прага", где сейчас проезжая часть улицы"[7].
[1] Александровский, № 260.
[2] Рукопись Александровского, № 50.
[3] Путеводитель Машкова. С. 174.
[4] Синодальный справочник.
[5] Материалы. С. 429.
[6] Бухарев И., диак. Церковь свв. Бориса и Глеба у Арбатских ворот // Московские епархиальные ведомости. 1871. № 3. С. 29-31; № 14. С. 135-136.
[7] Разрушенные и оскверненные храмы. Франкфурт-на-Майне, 1980. С. 152.
[8] Журнал Московской Патриархии. 1977. № 5. С. 14.
[9] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582.
[10] Козлов В. Вакханалия // Моск. журнал. 1991. № 5. С. 46.
[11] Шитц И. И. Дневник "Великого перелома". Париж, 1991. С. 259.