версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1860

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня на Воздвиженке

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в бывшем Крестовоздвиженском монастыре
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 201-203
Церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре
Воздвиженка, затем просп. Калинина, с 1990 г. вновь Воздвиженка, между двумя домами под № 7
"Старое название улицы - Воздвиженка - было дано по стоявшему на ней (д. 7) Крестовоздвиженскому монастырю"[4].
"В XIV в. здесь находился "остров" - остаток леса между населенными местами"[3]. Воскресенская летопись сообщает, что в 1540 г. в Москву из Ржева принесли чудотворные иконы Богоматери и Воздвижения. Их встречали царь с митрополитом за Неглинной, и на сем месте был поставлен памятный храм.
"В 1899 г. здесь найдено погребение 1538 г.
Воздвиженская церковь известна с 1547 г., когда упоминается при описании пожара"[2].
"В 1547 г., как рассказывают летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове, и стал здесь усильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглименье, Великий Посад, Старый и Новый город, "нетокмо же деревеная здания, но и самое камение распадошеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и палатах все выгоре"[10].
"Церковь была деревянная, после пожара стала каменная"[2].
"Прошение игумена Макария о постройке новой подано в 1707 г."[9].
"Нынешнее здание построено на месте старого в 1701-1728 гг. Постройка была надолго задержана указом Петра I 9 окт. 1714 г.
Вверху главный престол Воздвижения (освящен лишь 14 сентября 1728 г.) и приделы: влкм. Параскевы, 1858, преп. Сергия, 1858 г.
Внизу главный престол Успения Богоматери (освящен 10 сент. 1711 г.) и приделы: св. Николая 1848 г. (освящен в связи с упразднением в 1838 г. церкви Николы в Сапожках и поступлением оттуда икон и утвари в Воздвиженскую церковь); Марии Магдалины, 1785 г.
В древности наименования приделов были иными"[2].
"Крестовоздвиженский монастырь, "иже зовется на Острове", впервые упомянут в описании Москвы 1547 г., но улица, на которой он обосновался (Арбат, в XVII в. - Смоленская), получила название Воздвиженки лишь во второй четверти XVIII в., когда вместо старого "плинфяного" (то есть кирпичного) собора 1550-х гг. появилась новая церковь. Храм начали возводить в 1701 г., но его завершение из-за запретов на каменное строительство в Москве затянулось. К 1711 г. освятили нижнюю церковь Успения, а главную, Воздвиженскую, закончили отделкой только в 1726 г. Это была одна из последних построек "московского барокко", а в пределах центральной части города - единственный центрический храм с лепестковым планом, к тому же необычно развитым. Такое решение стало возможным потому, что храм ставился посреди сравнительно просторного монастырского двора и автор был свободен в выборе композиции. Возможно, завершение замышлялось иным, но заканчивали постройку спустя почти четверть века после закладки, в пору господства иного стиля. Известно, что колокольня церкви была построена лишь в 1849 г. по проекту П. П. Буренина"[12].
"Построенная в 1848-1849 гг. архитектором П. П. Бурениным, колокольня прекрасно прикомпонована к храму и имеет один с ним характер.
Формы храма удивительно сходны с формами деревянных украинских ярусных храмов"[6].
"В 1812 г. перед нашествием неприятеля архимандрит Крестовоздвиженского монастыря Парфений вывез ризницу в Вологду, штатные засыпали монастырские ворота землей. Неприятель бревнами отбил ворота и двери в церквах, смертельно били казначея и монахов, пытаясь узнать, где спрятано имущество. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, в алтаре стояли кровати; престол, жертвенник и несколько икон сожгли вместо дров. Монастырь был уставлен фурами с провиантом. Служители монастыря, застав одного француза в кладовой, убили его и зарыли.
После нашествия французов Крестовоздвиженский монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. На территории бывшего монастыря построены дома для семейств священно-церковнослужителей Успенского собора. Соборяне взошли в них в 1820 г."[5].
"В главном иконостасе середины XVIII в. сохранились немногие образа из иконостаса 1680 г. кремлевской церкви 12 апостолов, переданные при ее переделке в 1723 г., а также более древние иконы оттуда же, как "Богоматерь в молении ап. Филиппа и митр. Филиппа" (1655 г.). Стенопись верхнего храма была конца XVIII в. В нижней Успенской церкви иконостас 1836 г., кессонированные своды 1785 г."[2].
"Напротив Военторга украшала Воздвиженку (просп. Калинина) церковь в стиле южнорусского деревянного зодчества, построенная в 1709-1728 гг. Кстати, в этой церкви венчался великий русский сатирик Салтыков-Щедрин"[7].
"Священник Крестовоздвиженской церкви о. Александр Сидоров в 1931 г. был посажен в концлагерь в Кеми и вскоре объявлен повесившимся, хотя накануне его видела жена, прибывшая туда на свидание"[11].
"Церковь сломана в 1934 г."[2]. На ее месте выстроена шахта Метростроя. При устройстве шахты в 1930-х гг. обнаружили слой речного песка в локоть толщиной, о котором упоминает опричник Генрих Штаден в рассказе о строительстве опричного двора.
До зимы 1979 г. сохранялись еще ворота монастыря, стоявшие по проспекту Калинина. Весной, при спешном строительстве перехода, их также снесли; причем при рытье тоннеля был вскрыт культурный слой с древними гробами, старыми фундаментами, остатками вещей, - все это сгребли в кучу экскаватором без изучения и вывезли на свалку.
 
[1] Александровский, № 220.
[2] Рукопись Александровского, № 143.
[3] Сытин. С. 189.
[4] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 142.
[5] Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2.
[6] Путеводитель Машкова. С. 176 и С. XXXVIII.
[7] Солоухин В. Письма из Русского музея. М., 1967. С. 14.
[8] Материалы. С. 527.
[9] Машков И. П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895 г.
[10] Журнал Московской Патриархии. 1977. № 8. С. 77.
[11] Новые мученики Российские / Сост. прот. М. Польский. Джорданвилль, 1957. Т. 2. С. XIII.
[12] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 67.
[13] Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.
Список сокращений
Всего текстов: 1