версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1843

Церковь Николая Чудотворца, что в Подкопаях

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Подкопаях
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 148-151
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях при Александрийском подворье
Подкопаевский пер., 15, угол Подколокольного пер., 7
"Подкопаевский пер. назван в XIX в. по церкви "Николы в Подкопаево", известной с 1493 г. Возможно, что местность "Подкопаево" названа так потому, что здесь под горой был в древности глиняный карьер, в котором для добычи глины подкапывали гору"[7].
"Церковь каменная с 1629 г."[2].
"Упоминается как каменная в 1686 г. Было обновление в 1700 г."[1].
"Церковь переделана в конце XVII в. из древней. Колокольня построена в 1750 г. В 1855-1858 гг. по проекту И. И. Козловского ее снова переделывают"[8].
"Главный престол во имя Казанской Богоматери значится придельным с 1722 г., обновлен в 1731 г. гр. А. Е. Матвеевой, в 1750 г. устроен купцом А. М. Губиным. В 1859 г. освящен как основной.
Северный придел преп. Сергия Радонежского, 1858 г., ранее был св. Екатерины, затем Дмитрия Ростовского.
Южный придел - Николая Чудотворца, 1858 г."[2].
"В 1855 г. храм передан для подворья Патриарха Александрийского"[3] "по ходатайству А. Н. Муравьева"[2].
"Известна с конца XV столетия в связи с упоминанием великокняжеского загородного двора "у церкви Николы Подкопаева, под конюшней" (последняя, возможно, была частью двора). Под горой, на берегу Рачки, где прежде, как полагают, добывали глину, подкапывая холм (отсюда - название места), был поставлен небольшой, первоначально, видимо, деревянный храм. Местные топонимы отразились в его названии: церковь "Николы в Подкопае, что на Кулишках", "в Подкопаеве", "Подкопаях", а также Казанской Богородицы (по одному из престолов), "что слывет Подкопаева".
Существующее здание занимает угловой участок на стыке Подкопаевского и Подколокольного переулков; оно почти не исследовано, характер и судьба первоначальной постройки окончательно не ясны. На планах Москвы рубежа XVI-XVII вв. церковь показана кубической и одноглавой. Каменным храм назван уже в 1629 г.; существующее его здание возведено, вероятно, в середине XVII в. Однако габариты и план дошедшей до наших дней постройки наводят на предположение о его возможном более древнем предшественнике, послужившем образцом при строительстве храма в XVII в. Около 1700 г. церковь перестраивали. Возможно, в ту же пору возвели существующее уникальное шестигранное завершение храма. В 1750-е гг., после разрушений, причиненных зданию пожарами первой половины XVII в., церковь ремонтировали, тогда же перестроили трапезную с приделами. В 1759 г. проектируется колокольня с одноэтажной "кладовой палаткой", построенная на средства прихожан по линии Подкопаевского переулка, севернее храма на линию Подколокольного переулка выступило крытое крыльцо южного, главного тогда входа в церковь. К 1786 г. его сменила открытая паперть; такая же появилась у противоположного, северного входа. Пожар Москвы 1812 г. основательно повредил здание, церковь упразднили, она бездействовала до 1855 г., когда весь участок отдали под подворье Александрийской патриархии. Восстановление храма велось до 1858 г. по проекту Н. И. Козловского. Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.
В глубине участка поставили жилой дом (сохранился). В 1885 г. на линии Подколокольного переулка возвели часовню"[15].
"Александрийское патриаршее подворье устроено при церкви Николая Чудотворца, основанной в 1625 г. Церковь принадлежала Ивановскому монастырю, в 1856 г. по ходатайству епископа Фиваидского Никанора поступила в ведение Александрийского Патриарха. Из надписи в храме под эмблемой евангелиста Марка, основателя Александрийской патриархии, видно, что в царствование Александра II ревностным старанием и собственным капиталом московского купца и кавалера Н. И. Каулина и ктитора храма А. Г. Шевелкина храм приведен в надлежащее благолепие и снаряжен в изобилии утварью и ризницею архиерейскою и священническою и освящен 26 января 1858 г. митрополитом Филаретом и епископом Фиваидским Никанором.
В настоящее время Патриархом Александрийским состоит блаженнейший Фотий, а настоятелем подворья в Москве с 1904 г. - архимандрит Павел"[4].
"К 1908 г. в штате подворья: архимандрит и иеродиакон"[5].
"Предметов старины в храме не оставалось"[2].
Часовня с юго-востока по Подколокольному пер. также принадлежала подворью.
"Еще одно предание, слышанное мамой от дедушки. Приурочивается оно к церкви св. Николая в Подкопаях - значит, местом действия является Солянка, столь хорошо знакомая и Вам, и мне. Шел народ ко всенощной; мимо церкви проходила одна старушка, зайти в церковь ей почему-то нельзя было, и она попросила какого-то купца, направляющегося к церкви, поставить за нее свечку и дала ему монету, самую ничтожную, за какую тогда можно было купить свечку (тогда, может быть, были свечи и по копейке, когда в ходу были гроши и полушки). Купец взял монету, а потом и подумал, что неловко ему, человеку богатому и в храме известному, покупать свечу в такую цену; он и бросил эту монету в траву, когда стал подходить к паперти (если теперь у паперти Подкопаевской церкви нет травы, то из этого нельзя заключить, что и тогда травы не было; даже мама моя помнит, что около церкви, со стороны паперти, было огороженное решеткой пространство земли, поросшее травою). Служба кончилась, богомольцы стали выходить из храма, и тут некоторые заметили, что в траве горит маленькая свечка; народ столпился, все удивлялись, недоумевали - кто бы это мог ее здесь поставить? Выходил из церкви и купец; когда он узнал, в чем дело, он сразу понял, откуда взялась свечка, и раскаялся в своем поступке... "[9].
Храм закрыт после 1917 г.; крест с главы и главки на приделах сломаны, сделаны пристройки. Внутри положены междуэтажные перекрытия - там расположился завод полиэтилена. В отдельно стоящей в Подкопаевском переулке колокольне (она реставрировалась, покрашена и сохранила крест) находится гальваническая печь завода.
Здание состоит под государственной охраной под № 114[10].
Александрийское подворье было вновь открыто в Одессе в 1956 г. В 1981 г. оно праздновало 25-летие своего возобновления[11].
В 1990 г. храм принадлежал 4-му (инструментальному) цеху завода “Полиэтилен” Управления химической промышленности Исполкома Моссовета. 29 сентября 1991 г. новый настоятель храма о. Ермоген провел малое освящение Никольского придела возрождаемой церкви.
 
[1] Александровский, № 126.
[2] Рукопись Александровского, № 102.
[3] Токмаков И. Ф. Старая и новая Москва. Вып. 2. Краткий историко-археологический очерк церкви св. Николая Чудотворца, что в Подкопаях, близ Хитрова рынка в Москве. М., 1890. С. 23.
[4] Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых / Изд. М. С. Гугеля. М., 1913.
[5] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 431.
[6] Материалы. С. 503.
[7] Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. М., 1959. С. 238.
[8] Романюк С. К. Сокровища московских переулков // Гор. хозяйство Москвы. 1982. № 4. С. 37.
[9] В поисках Святой Руси: Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 306-307.
[10] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 31.
[11] Петлюченко В., прот. 25-летие Александрийского подворья в Одессе // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 8. С. 28-32.
[12] Порфирий (Успенский), архим. Александрийский сборник (Сношение Александрийской Церкви с Россией). СПб., 1898. Т. 1. С. CXIV.
[13] Снегирев И. М. Церковь св. Николая в Подкопаях. М., 1856.
[14] Несколько слов о церкви св. Николая в Подкопаях // Московские ведомости. 1858. № 54. С. 484.
[15] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 327-328.
[16] Каталог архивов. Вып. 3. С. 583.
Список сокращений
Всего текстов: 1