версия для печати© ХРАМЫ РОССИИ
Москва/- Белый городhttp://www.temples.ru/card.php?ID=1835

Церковь Гавриила Архангела

Меншикова башня
Тексты
Всего текстов: 1
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994, с. 87-90
Церковь Архангела Гавриила, иначе называемая "Меншикова башня", "летняя в Патриаршей Гавриловой слободе"[2]
Архангельский, ныне Телеграфный, пер., 15а
"Церковь на этом месте впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался "Гавриила Великого, что на Поганом пруде"; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. церковь впервые значится каменной; в 1679 г. ее, вероятно, перестраивали. С 1699 г. владения, лежащие к северу от храма, начинает скупать А. Д. Меншиков. Его обширная усадьба (на месте современного Почтамта) сформировалась к 1705 г. В 1701 г. по желанию Меншикова обновляют старую Гаврииловскую церковь и пристраивают к ней с юга Введенский придел. Последний был сохранен, когда в 1704 г. основной храм разобрали и начали строительство существующего здания. Уже к 1707 г. возвели невиданную по высоте (81 метр) и оформлению постройку, сразу же ставшую предметом гордости москвичей.
К строительству храма Меншиков привлек иностранных и отечественных мастеров. Обязанности организатора проектных и строительных работ были возложены на И. П. Зарудного. К нему под начало определили итальянцев, выходцев из Тессинского и Фрейбургского кантонов Швейцарии, приехавших в Россию в 1703 г. "Архитектонским начальником" среди них был Трезини, и хотя он полгода спустя был отправлен в Петербург, его творческая связь с Зарудным не прерывалась во все время строительства башни. В артели было еще три архитектора - Ф. Фонтана, Г. Пандо и Б. Скала, а также "мастера гипсовых и каменных дел" (то есть скульптуры) Д. М. Фонтана, Ж. М. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара и П. Джемми. Возводила храм артель русских каменщиков - двадцать три человека из Костромы и Ярославля. В 1708 г. на башне установили английские часы с курантами и подвесили пятьдесят колоколов. Первоначально церковь имела три восьмерика над четвериком, выступавшим из середины вытянутого "кораблем" нижнего объема здания, и завершалась тридцатиметровым шпилем с золоченой фигурой парящего ангела, кованного из меди. Нижний восьмерик столпа украшали скульптуры ангелов с орудиями страстей Христовых"[18].
"Церковь была на полторы сажени выше колокольни Ивана Великого в Кремле. Часть старого здания вошла в ее южную стену. Часы с курантами, выписанные из Англии, били каждые четверть часа, а в 12 часов начиналась колокольная музыка, продолжавшаяся целых полчаса. Церковь стояла недолго - 14 июня 1723 г. она загорелась от удара молнии: занялся деревянный шпиль, огонь перекинулся ниже, и все пятьдесят колоколов упали, проломив своды. (В народе это сочли за Божью кару гордости строителя. - П. П.) Только в 1770-х гг. церковь была приведена в порядок и в ней обосновались масоны, собиравшиеся неподалеку в Кривоколенном переулке"[10, 17].
"Церковь построена И. П. Зарудным (?) в 1701-1707 гг. вместо старой трехшатровой церкви Архангела Гавриила XVII в. на средства А. Д. Меншикова. Сооружена по типу крестчатых в плане многоярусных храмов "московского барокко", но трактовка форм и деталей целиком принадлежит уже новой петровской архитектуре. Первоначально четверик башни нес три сквозных арочных восьмерика со звоном, завершавшихся шпилем с фигурой ангела, но в 1723 г. верхний деревянный восьмерик, где были установлены часы с курантами английской работы, сгорел и уже не был возобновлен при достройке башни, раньше возносившейся выше Ивана Великого на полторы сажени (3,2 м), что и сказалось на стройности ее пропорций и общей устремленности ввысь. Оставшиеся два восьмерика были в начале XIX в. завершены главой и сильно укороченным винтообразным шпилем. В обработке стен применен классический ордер (причем фасады низа башни решены в сопоставлении большого и малого ордеров - прием новый в московском строительстве).
Все эти новшества очень быстро привились в архитектуре Москвы первой половины XVIII в. Но особенно удачной находкой зодчего были массивные волюты главного фасада - это своеобразные контрфорсы, выступающие из основного объема и подчеркивающие его мощь. Стены здания были в изобилии украшены белокаменным скульптурным декором (скульптурные группы над фронтонами, картуши, гирлянды из цветов и плодов, статуи на углах восьмериков, замененные впоследствии вазами, и т.д.). Пышный скульптурный декор в интерьере храма сохранился лишь фрагментарно (главным образом, в алтаре, в четверике башни, в притворе и на хорах, где была устроена верхняя церковь). Лепнина центрального объема относится к концу XVIII в. Лепнина алтаря - к 1705-1707 гг. и приписывается артели мастеров, приехавших в Россию в 1703 г. вместе с Д. Трезини, - П. Джемми, Д. Руско, К. Феррара и Г. Квадро.
Особенно обильно украшен скульптурным декором плафон дьяконника, весь увитый гирляндами плодов и цветов, готовых "поглотить" фигурки четырех путти, стоящих на консолях в углах свода и поддерживающих центральный узел композиции. Стилистически эта барочная пластика близка лепнине церкви Знамения в Дубровицах и собора Богоявленского монастыря"[1].
"Церковь на дворе почтамта, построена в 1704-1707 гг. на средства А. Д. Меншикова архитектором Иваном Петровичем Зарудным. Обновлялась в 1773 и 1787 гг.
Придел преп. Сергия"[3]. "Впервые освящен в 1626 г. в старом храме; возобновлен на хорах новой церкви после ее постройки"[2].
"Над трапезной в проеме западной стены, предназначенном для ложи заказчика, до 1936 г. находился Сергиевский придел"[18].
После открытия храма вновь после второй мировой войны придел этот не был возрожден.
Был также "придел Введения Пресвятой Богородицы во храм, построен в 1701 г. с юга трапезной"[2], - не существовавший уже к 1917 г.[3]. "Разобран в начале XIX в."[2].
"А. Д. Меншиков приобрел себе у Мясницких ворот большое владение, занимаемое ныне Почтамтом, построил в нем каменные палаты и великолепную церковь, известную под именем Меншиковой башни, являющейся одной из крупнейших архитектурных достопримечательностей Москвы"[4].
"А. Д. Меншиков выстроил этот памятник, чтобы затмить незадолго перед тем выстроенную Сухареву башню. Но после отъезда его в Петербург "башня" осталась недостроенной, затем в 1773 г. стала возобновляться, а в 1787 г. была отделана внутри интересными аллегорическими лепными украшениями, уничтоженными в 1852 г. по приказу митр. Филарета"[5].
"Храм был восстановлен в конце XVII в. масоном Г. З. Измайловым, жившим на Мясницкой, и приспособлен для масонских собраний. Внутри после восстановления появились масонские символы и изречения, уничтоженные в 1863 г. по распоряжению митр, московского Филарета. По преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи"[7].
А. Ф. Писемский в романе "Масоны" характеризует храм как масонский, где "братья" встречались на собраниях и где их отпевали, а затем совершали над ними масонский ритуал погребения. Он подтверждает, что в первой четверти XIX столетия на стенах сохранились масонские изречения.
После постройки в 1910-х гг. на Мясницкой улице нового здания Почтамта вид на храм был закрыт, и теперь он просматривается только между двух домов от Телеграфного переулка, а с севера, востока и запада закрыт двором Почтамта, куда хода посетителям нет. В альбомах архитектурных памятников Москвы воспроизводят обычно фото XIX в. (не оговаривая времени).
В 1930-е гг. храм был закрыт. Вновь его открыли после войны в 1947 г. "В 1948 г. в Москве открыто Антиохийское подворье с летним храмом архистратига Гавриила и зимним - во имя св. влкмч. Феодора Стратилата. При Патриархе Московском и всея Руси пребывает представитель Патриархата Антиохийского"[11]. С 1977 г. - это архимандрит, ныне епископ Нифон, по происхождению православный араб. (До революции подворье Антиохийского Патриархата было при церкви Ипатия в Китай-городе, впоследствии снесенной).
Церковь Архангела Гавриила вместе с церковью Феодора Стратилата состоит под государственной охраной под № 143[12].
"Иконостас конца XIX в. установлен в храме в 1960-е гг. из разобранной в те же годы церкви Петра и Павла в Преображенской слободе"[18].
Старый иконостас церкви архангела Гавриила по благословению Патриарха Алексия передан в церковь Успения г. Махачкалы, где и установлен в 1969 г.[13].
 
[1] Ильин М., Моисеева Г. Москва и Подмосковье. М., 1979. С. 445.
[2] Рукопись Александровского, № 163.
[3] Александровский, № 204.
[4] Сытин. С. 322-323.
[5] Путеводитель Машкова. Ч. 2. С. 1.
[6] Александров Г. Московская церковь Гавриила Архангела (Меншикова башня) // Журнал Московской Патриархии. 1948. № 9. С. 63-64.
[7] Никольский В. А. Старая Москва. Историко-культурный путеводитель. Л., 1924.
[8] Москва. Памятники архитектуры XVIII - 1-й трети XIX в. М., 1975.
[9] Потапов Александр. Церковь св. арх. Гавриила при Московском почтамте, или Меншикова башня. М., 1888.
[10] Романюк С. Сокровища московских переулков // Гор. хозяйство Москвы. 1982. № 10. С. 38.
[11] Православный церковный календарь на 1980 г. М., 1980. С. 130.
[12] Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 11.
[13] Журнал Московской Патриархии. 1970. № 4. С. 30-31: 2 фото.
[14] Там же, 1956. № 6. С. 9 - об освящении колоколов Антиохийского подворья, помещенных затем на церковь Феодора Стратилата.
[15] Там же, 1984. № 10. С. 42 - о торжественном праздновании 26 июля 1984 г. в день Собора Арх. Гавриила 35-летия возобновления Антиохийского подворья и 275-летия самого храма Арх. Гавриила, возглавленном митр. Минским Филаретом.
[16] Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 19.
[17] Романюк С. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 105.
[18] Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С. 245-249.
[19] Розанов Н. П. Церковь Архангела Гавриила в Москве, на Чистом пруде, или Меншикова башня: Историческое исследование. М., 1877.
[20] Аксельрод А. И. Меншикова башня в ее первоначальном виде (опыт реконструкции) // Архитектура СССР. 1939. № 10. С. 57-61.
[21] Куницкая Е. Р. Меншикова башня // Архитектурное наследство. 1959. № 9. С. 157-168.
[22] Каталог архивов. Вып. 3. С. 582; Вып. 5. С. 312.
Список сокращений
Всего текстов: 1